Ранний восход Воспитанница ЦСКА Елена Радионова выиграла юниорский чемпионат мира

Давно известно, что в России практически все болезни можно вылечить фигурным катанием. Точнее, есть поверье, что можно вылечить. И случаи такого излечения только укрепляют общую веру. Леночку Радионову на каток привел отец, и, как вспоминает сама спортсменка, причиной этого решения была ее детская «косолапость». А точнее, вальгусная деформация стопы, которую папа решил лечить не походами к ортопеду, не ношением супинаторов или какой-то ортопедической обуви, а фигурным катанием. Выбор фигурного катания папа Лене объяснил так: «На льду нельзя ехать поперек, а значит тебе придется ноги ставить ровно, чтобы поехать прямо». Выбор, безусловно, судьбоносный, потому что классическая хореография и жесткий ботинок однозначно способствуют искоренению недостатка. Таким образом, родители без фанатизма относились к занятиям своей дочери, имея в планах не чемпионские медали, а здоровье. Да, собственно, глядя на 4-летнего ребенка, никто и не скажет, как сложиться его жизнь в большом спорте, потому что для этого должно сойтись очень много факторов, обычно называемых «звезды».

Инна Гончаренко начала заниматься с Леной Радионовой практически с первых ее шагов на льду. Выйдя на работу в ЦСКА, Инна Германовна получила оставшуюся без тренера группу первого года обучения, которая уже умела стоять и ходить по льду, так что они продолжили с фонариков, подсечек, обманных шагов. Группа в целом подобралась сильная, но кого-то из мальчишек родители привели, чтобы их поставили на коньки для хоккея, а когда пришла пора идти в школу, очень много детей сорвались в первый класс и уже не вернулись, так что вообще было мало понятно, кто из этих малышей останется в фигурном катании. По воспоминаниям Инны Германовны, Лену Радионову она приметила сразу, прежде всего потому, что та в группе малышей была самая маленькая, совсем былиночка: «Сама как одуванчик, но при этом очень хорошо соображала, запоминала все и с первого раза, очень старалась быть лучше всех». Собственно, Лена такой и осталась.

Постепенно в группе образовался костяк детей, которые между собой были дружны, но в то же время каждый старался стать лидером. Сначала она боялась прыгать, но потом увидела, что девочки в группе прыгают и поборола свой страх. «Я помню, как прыгнула первый Аксель в полтора оборота, — рассказывает Лена. — У меня было столько счастья, как будто медаль выиграла. В тот день даже солнце светило ярче». Все прыжки Лена учила так: выучит и уже больше не потеряет. Вчера выучила двойной лутц с рукой наверх, а завтра тренер поставила его в программу на соревнованиях, так она его сделает. «У нее была в детстве удивительная особенность, — смеется Инна Германовна. — Пока она выходила на старт, могла десять раз споткнуться, даже упасть, но вот как только включалась музыка, Леночка больше уже не путалась в ногах и каталась чисто». Еще с детских лет фигуристка Радионова выделялась тем, что во время проката всегда очень музыкально исполняла свои программы. Одних надо учить всем премудростям перевоплощения, а эту и не надо, сама чувствует как сделать правильно. Первые ее программы были на песни «По Яузе реке», «Прекрасное далеко», и Лена никогда не каталась как механическая кукла, всегда была очень артистичная, чувствующая музыку.

На первых же соревнованиях в своем возрасте Лена Радионова сразу стала первой и уже ниже никогда не опускалась ниже. Тогда Инна Гончаренко стала выставлять ее на разряд выше, и в этом случае Лена приходила к финишу, если не первая, то вторая-третья. И эту лидерскую планку Лена держит уже много лет без явных провалов.

Материя не исчезает

Это извечный спор последних лет — надо нагружать юные дарования соревнованиями и тройными прыжками или не надо — продолжается по сей день. Инна Гончаренко относится к той когорте тренеров, которые считают, что очень важно успеть как можно раньше заложить в детях необходимые умения и навыки, успеть вложить в их головы как можно больше, потому что материя не исчезает. «Чего только про нас не говорили: и что руки-ноги у детей отвалятся, и вот когда они отвалятся, то в этот момент другие выйдут и победят. Но, как показывает практика, — вздыхает Гончаренко, — никто из ниоткуда не появляется, вот они все, кто есть. И опыт показывает: кто в верхней части таблицы находится, те и лидируют, меняясь между собой, но лидируют. Я не помню такого, что кто-то был на «дцатом» месте, а потом стал на первом». Что касается проблем пубертатного возраста, особенно девичьего, то Гончаренко считает: «Если люди после катастроф и переломов позвоночника восстанавливаются, то уж пережить пубертатный период вполне можно. А если нет, то значит не надо было этим заниматься».

Наверное, каждый тренер мечтает, когда его спортсмен достигнет такого высшего пилотажа в своей профессиональной деятельности, что уже не будет бежать к тренеру за каждым словом, а будет знать, что и как делать, нуждаясь скорее в мнении тренера, чем в его наставлениях. «Я своим ребятам объясняю, что самое главное — стать профессионалами, — делится Инна Германовна. — Я им привожу в пример работу цирковых артистов, которые каждый день выходят на арену и делают очень сложные вещи, связанные с риском для жизни. И никто из них не плачет и не бьется в истерике, что у них каждый день выступление. Так почему мы всякий раз драматизируем количество соревнований в сезоне?»

Надо сказать, что Елена Радионова, по мнению Инны Германовны, приближается к этому идеалу, а главное — она понимает, о чем идет речь, и стремится выйти на уровень профи. Будучи 14-летним подростком, девочка переживает не только физиологический переходный возраст, но и психологическую перестройку личности, отличительной чертой которой является юношеский максимализм. Как ребенок, только что научившийся ходить, больше не желает держаться за родительскую руку, так и Лена хочет быть предельно самостоятельной, но пока не видит пороги, о которые может споткнуться. «Пока чаще она себя переоценивает, но меня радует ее желание. А быть уверенной в себе или быть самоуверенной — эта граница в спорте очень тонкая, и где она проходит, покажет только время».

Если не выигрывать, то зачем ехать?

Еще на финале Гран-при Инна Гончаренко призналась журналистам, что в Сочи они приехали выигрывать, потому что «если не выигрывать, то зачем ехать». С таким же настроением маленькая команда клуба ЦСКА приехала в Милан на чемпионат мира среди юниоров. «Я всегда говорю своим спортсменам, что если ты выбрал спорт как свою судьбу и каждый день по много часов посвящаешь фигурному катанию, то на соревнованиях надо настраивать себя только на победу, иначе не выиграть никогда».

Даже на самых ответственных стартах Елене редко бывает страшно, она описывает свои предстартовые ощущения скорее как радостное ожидание, чем страх. Однако в этом году ее заставил поволноваться новый формат соревнований — юниорская серия Гран-при, на которых она дебютировала. «В Куршевеле я волновалась, потому что не знала как меня оценят судьи при чистом прокате, — рассказывает спортсменка. — А на финале Гран-при я вообще не волновалась, потому что нас соревновалось всего шесть человек, а я уже два Гран-при выиграла перед этим с большим количеством соперниц. А вот на чемпионате мира среди юниоров, особенно перед короткой, волновалась, потому что была дебютанткой».

В феврале по Москве прокатилась волна гриппа и ОРВИ. «Я запретила своим спортсменам посещать места скопления людей, велела принимать для профилактики «Арбидол», и Лена съела все противовирусные препараты, какие нашла дома, — рассказывает Инна Германовна, — хорошо, что не отравилась: так хотела поехать на чемпионат мира».

В Милан Елена приехала с отличным настроением и с боевым настроем. «Сразу же на тренировках она начала показывать просто чудеса, — продолжает Гончаренко, — прыгала каскады 3-3-3-3, на прокатах программы вставляла каскады 3-3 везде, где можно и нельзя, то есть давала понять, кто в доме хозяин. Охлаждать пыл рвущегося в бой спортсмена нельзя, оставалось только любоваться ею».

Сама Лена признается, что для нее важно, чтобы соперники были сильные, потому что выигрывать в борьбе «кто меньше упал» ей не нравится. Поэтому она никогда не радуется неудачам соперников, ведь тогда ее победа не будет иметь такого блеска. Интрига юниорского чемпионата мира была такова, что первая пятерка девушек боролась не просто за пьедестал, а за чемпионство, и трое из этой пятерки были россиянками — воспитанницами московской школы.

К прокату своей короткой программы, по словам самой фигуристки, она отнеслась очень критично, однако занятое пятое место ее совсем не смутило, «потому что отрыв от первого места был всего в полтора балла, а эта задача была вполне решаема. Вот если бы отрыв был в семь баллов, то тяжело догнать, а у нас у пяти человек было 53 балла с разницей в сотые». После короткой программы Лена и ее тренер получили огромное количество SMS и телефонных звонков со словами поддержки от друзей и просто знакомых людей, которые нисколько не сомневались, что воспитанница ЦСКА покажет свой максимум на произвольной программе.

Честно говоря, выбор музыки для произвольной программы для многих был неожиданным: настолько недетскими были музыкальная тема и хореография. «Как мы на это решились? — переспрашивает Инна Германовна. — Просто у нас хорошие помощники — Елена Масленникова и Илья Авербух, которые предложили эту музыку и характер программы».

Инна Гончаренко считает, что любая программа должна иметь либретто, чтобы в основе лежала история, придуманная и рассказанная сначала словами, а потом руками и ногами. В прошлом сезоне Лена для себя выбрала танго, потому что ей хотелось показать этот огонь, страсть, резкость и завершающие точки. Для этого сезона искали музыку другого плана, кардинально отличающуюся от предыдущей программы, чтобы развивать в юной фигуристке другие грани. Саундтрек из фильма «Страна глухих» композитора Алексея Айги и музыку Дмитрия Маликова And Finally I Love You предложил Илья Авербух, и, по признанию Лены, она ей понравилась сразу, но вот всю глубину этой мелодии она смогла постичь только в процессе работы над программой вместе с Еленой Масленниковой и Ильей Авербухом. «Я не знаю, понятна ли наша история зрителям, но она у нас есть, — рассказывает Елена. — Это рассказ о птице, которая в грозу отбилась от стаи и потерялась, потому что очень испугалась. Но потом выглянуло солнце, она огляделась и нашла дорогу в чудесную страну, где ее ждет счастье со своей семьей. Когда мы работали над образом, то мне очень хотелось передать сначала страх и отчаяние, а потом надежду и радость, ведь моя птица нашла верную дорогу».

Произвольная программа была исполнена без единой помарки, что вывело Елену на первое место и по программе и по общей сумме баллов. «Я давно сделала вывод: надо мечтать, потому что это сбывается, — говорит Инна Германовна. — Может быть, не буквально, но сбывается. А если ты о чем-то мечтаешь, к чему-то стремишься, то Бог присылает людей в помощь, дает шанс, а вот сумеем ли мы воспользоваться шансом, это уже от нас зависит. А еще надо жить сегодняшним днем. И сегодня Елена Радионова воспользовалась своим шансом и стала чемпионкой мира среди юниоров, и я этим результатом довольна. А что будет дальше, поживем — увидим».

В тот день в Милане все московские фигуристки стояли на пьедестале почета. «Это наш ответ американским юношам», — гордо прокомментировала Лена успех российского женского одиночного катания.

Достойно восхищения

Сама новая чемпионка мира среди юниоров не путает ощущение счастья от победы с зазнайством: «Я не чувствую себя звездой, потому что ничего особенного пока что не сделала. Вот если я стану чемпионкой мира или Олимпийских игр, как Ю-На Ким, тогда можно погордиться. Хотя мне иногда смешно смотреть, как какие-то спортсмены ведут себя вызывающе или высокомерно. Прежде всего это не очень красиво, и я не хочу быть такой, выглядеть так же смешно со стороны». Своим эталоном правильного поведения и отношения к своим титулам Лена называет двукратную олимпийскую чемпионку, четырехкратную чемпионку мира, трехкратную чемпионку Европы Екатерину Гордееву, которая всякий раз, приезжая в Москву, приходит в свою alma-mater — на каток ЦСКА. «Екатерина Гордеева очень хороший человек, позитивный и отзывчивый, всегда поможет. Для меня она является примером, как надо себя вести с людьми».

Из числа знакомых ей людей Лена не перестает восхищаться еще одним человеком — своим тренером Инной Гончаренко. «Инна Германовна очень техничный специалист, мастер на все руки, потому что до тонкостей знает фигурное катание, — говорит спортсменка. — Она умеет поставить грамотное скольжение, научить прыжкам, сама может провести и ОФП, и хореографию. Она профессионал в своем деле и большая труженица, ведь она никогда не сидит на месте, с каждым из нас успевает поработать, все исправить. Я думаю, что она живет фигурным катанием». «Я очень привязана к своему тренеру, — не скрывает эмоций Елена, — мы понимаем друг друга с полуслова, иногда даже думаем одинаково».

Как признается Инна Гончаренко, Лена очень ревностно относится к ней и к уделяемому ей вниманию на тренировках, может до слез расстроиться, если решит, что ею занимались недостаточно времени. Можно ли назвать это «звездной болезнью»? Скорее нет, чем да, потому что борьба за внимание тренера — правильная позиция спортсмена такого индивидуального вида как фигурное катание.

Солнечный зайчик

«Я уверена, как ты относишься к миру, так и мир относится к тебе. Я считаю, что сделанное добро вернется обратно, только в два раза больше, — признается Лена. — Да, чтобы добиться чего-то в спорте, надо иметь характер, упорство, а в жизни надо оставаться хорошим позитивным человеком». Все, кто общался с Еленой, согласятся, что она производит впечатление открытой, радостной, искренней девочки, доверяющей этому миру людей. Обычно принято считать, что для достижения высоких спортивных результатов, спортсмен должен быть более эмоционально закрытым, этакой «вещью в себе». На вопрос: «Будете ли вы учить ее закрываться?» Инна Германовна отреагировала с испугом: «Никоим образом! Это ее индивидуальность, которую, наоборот, хочется сохранить. Она же будет расти, жизнь заставит меняться, и она уже не будет таким солнечным зайчиком, хотя хотелось бы».

Елена родилась 6 января, то есть в Сочельник, а люди, родившиеся в такой знаменательный день, конечно имеют право думать, что они в чем-то необыкновенные. Ну хотя бы в том, что Лена пишет и рисует левой рукой, в том, что любит в свободное время сочинять стихи, а потом превращать их в песни, которые распевает дома в моменты хорошего настроения. Вообще сочинительство стихов — это высшая форма выражения мыслей, потому что ритм и рифма добавляет волшебство. Лена стихи сочиняет спонтанно, когда «вдруг хочется». Также она рисует, но делает это своим способом: сначала черкает карандашом хаотичные линии, потом смотрит что получилось, а потом уже доводит свой рисунок до внятного образа. Казалось бы, такой эмоциональной девочке должны сниться цветные сны, но Лена разводит руками: «Когда я сплю, мне сны вообще не снятся, так устаю. А может быть я еще ребенок и мне пока не надо».

Во всем остальном жизнь маленькой чемпионки обычна для спортсмена: обучение в экстернате (Лена заканчивает 7-й класс), занятия английским языком, чтобы общаться с журналистами и спортсменами на международных соревнованиях, выкраивание времени на посещение кино, театров, музеев и на чтение книг, отдых в кругу любящих мамы и папы, а также в кругу очаровательного йоркширского терьера, которого Лена обожает.

Уходящий сезон был просто сумасшедше напряженным, но при этом очень щедрым на чемпионские результаты. Провожать его фигуристка Радионова будет раскатыванием новой пары коньков и придумыванием для себя новых программ.

Досье:

Елена Радионова

Мастер спорта международного класса по фигурному катанию России

Родилась: 6 января 1999 года в Москве

Клуб: СДЮШОР ЦСКА

Тренер: Инна Гончаренко

Результаты сезона 2012/2013: Чемпионат мира среди юниоров — 1 место; Финал юниорской серии Гран-при — 1 место; Первенство России среди юниоров — 1 место; Спартакиада учащихся России — 1 место; Чемпионат России — 2 место; Финал Кубка России (старший возраст) — 1 место.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× 3 = 21