К станку! Спортивная хореография глазами специалиста

В нашей российской традиции фигурное катание и классическая хореография неразделимы. Юные фигуристы встают к станку с ранних лет и практически на всю жизнь, каким бы видом фигурного катания они потом ни занимались. Именно хореография должна придать каждому элементу эстетически завершенный вид, благодаря чему соревновательная программа должна предстать перед зрителем не просто набором движений, а выраженной мыслью, озвученной речью, пробуждением чувств. Однако, несмотря на длительные занятия хореографией, не каждому спортсмену удается приблизиться к такому исполнительскому мастерству и сравняться по силе выразительности с профессиональными балетными танцовщиками. Какие же задачи стоят перед спортивной хореографией, что она должна и что может дать спортсменам визуальных видов спорта — обо всем этом мы расспросили Сергея Залунина, много лет проработавшего хореографом со спортсменами в художественной гимнастике и фигурном катании.

Хореографическая подготовка спортсмена, занимающегося хореографией, и театрального танцовщика различаются между собой как земля и небо. Движение балетного танцовщика строится по определенным ритмам, которые нарабатываются годами. В хореографическом училище формируется так называемая кинестетическая привычка правильно двигаться, которую педагоги прививают ученикам с раннего возраста как безусловный рефлекс. Балетный танцовщик в обычной жизни поднимет вверх руку не иначе как только правильно, любую балерину можно узнать на улице только по тому, как она ходит. После семи лет обучения в училище танцовщику потребуется еще от трех до пяти лет практики в театре, чтобы он сформировался как артист с большой или малой буквы. Театральная хореография, вмещающая в себя огромный пласт накопленных знаний и опыта, позволяет превратить владение телом в искусство и доносить в спектакле образ своего персонажа хореографическими средствами. Для того чтобы образ принца из балета «Щелкунчик» не рухнул из-за ошибки или от усталости, танцовщик должен быть подготовлен идеально, чтобы владеть своим телом совершенно. Если учесть, что выступает артист балета практически каждый день, а спектакль идет по два-три часа, то можно себе представить, какая это колоссальная физическая нагрузка. Чтобы все это выдержать, искусство движения должно быть отточено до безусловных рефлексов. В фигурном катании, к сожалению, эти дела обстоят гораздо проще. К примеру, фигурист может выйти сутулым на разминку, потом откатать программу, помня о хореографии, а после поклона уйти со льда, вновь не следя за осанкой. Это происходит оттого, что в визуальных видах спорта, таких как фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, акробатика, синхронное плавание и другие, даже если спортсмены занимаются хореографией с раннего возраста, такого безусловного хореографического рефлекса не возникает, ведь перед ними стоят совсем иные задачи. Спортивная хореография тоже призвана формировать культуру движения, но не театрального уровня, а как показ возможностей тела человека, потому что любой спорт — это «быстрее, выше, сильнее». В фигурном катании, в художественной гимнастике, синхронном плавании есть место образу, но в основе лежит элемент, трюк, то есть спортивная составляющая, которая к тому же требует сложной координации тела в пространстве. Именно поэтому тратить семь лет на создание хореогра фической базы спортсмены не могут: у них нет времени, иначе они просто не успеют выучить все остальное.

Придя в спорт, хореографы часто пребывают в замешательстве, поскольку преподавать хореографию в полном объеме нет смысла из-за нехватки времени, а то, над чем просит поработать тренер, это какая-то специфическая нарезка «всего и практически сразу». Например, в художественной гимнастике девочка в 10 лет должна уметь делать фуэте, многооборотные туры и прыжки, увидев которые, педагоги хореографического училища схватятся за голову, так как они выполнены неправильно с точки зрения классической хореографии. Но для спорта этот уровень считается вполне приемлемым, поскольку оценка элемента учитывает хореографию лишь второстепенно. Здесь главное — общая структура элемента. Вот гимнастка прыгнула, шпагат зафиксировала, а какими мышцами она ноги подняла, как коленочки вытянула, как при этом кисти рук выглядели — это мало кого волнует, потому что в спорте вечный форсаж по времени и отработать хореографию до совершенства удается не каждому, особенно если для этого нет условий.

Без единых стандартов

Проработав несколько лет хореографом в фигурном катании, я столкнулся с тем, что во многих школах нет не только оборудованных зеркалами залов для хореографии, а нет залов вообще. К тому же почему-то на государственном уровне сформировалось убеждение, что занятия хореографией в фигурном катании должны начинаться с девяти лет, хотя дети занимаются этим видом спорта с четырех лет. В настоящее время у нас нет единой программы хореографической подготовки детей от четырех до девяти лет. Например, в первый год обучения ребенок четырех лет, как не покажется это кому-то странным, должен научиться ровно стоять, правильно ходить и поворачиваться вправо и влево, а не делать гранд-плие, что чревато заучиванием ошибок.

Однако при отсутствии единых стандартов каждый тренер выкручивается как может, доверяясь разного рода танцевальным студиям и хореографическим кружкам. Добавим к этому, что количество часов хореографии, предписанное программой подготовки фигуристов учебно-тренировочных групп, недостаточно, поскольку за четыре академических часа в неделю хореограф должен успеть заложить базу классического экзерсиса, основы классического, характерного, народного танцев, также дать джазовые растанцовки и отработать соревновательные программы, причем работая не индивидуально, а с группой. Не удивительно, что в Москве у фигуристов юношеских и спортивных разрядов очень слабая база хореографической подготовки. Если сравнивать уровень хореографии наших юных спортсменов с зарубежными, то можно увидеть, что классическая и академическая джазовая база западных спортсменов на порядок выше. Это связано с тем, что там принято детей отдавать на занятия хореографией с раннего возраста независимо от того, занимаются они визуальными видами спорта или нет.

Чтобы хореографическая база была наработана спортсменом максимально, начинать следует с четырех-пяти лет, не позже, иначе мышцы и мышление не успеют сформироваться к моменту, когда спортсмену надо будет показывать свой максимальный результат. Если условий для занятий хореографией в спортивной школе нет, то я бы все же рекомендовал родителям водить ребенка на любые занятия хореографией по месту жительства, чтобы ребенок начал знакомиться с хореографической культурой движения вообще. Однако надо понимать, что без тренерского указания хореограф будет учить ребенка по своей программе, не оглядываясь на задачи фигурного катания. В идеале тренер и хореограф должны работать в связке, точнее, тренер должен ставить перед хореографом и спортсменами задачу для выполнения, потому что в спорте тренер лепит спортсмена по лекалам того вида спорта, которым тот занимается.

В настоящее время главный хореограф Москомспорта заслуженная артистка России Инна Гинкевич прикладывает массу усилий, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Она создала единые методические рекомендации, утвержденные Московским спорткомитетом, по которым должны работать спортивные хореографы Москвы, и тем самым подставила свое плечо всем хореографам, работающим со спортсменами визуальных видов спорта. До этого момента каждый хореограф работал сам по себе, не опираясь на единую программу обучения, что сказалось на общем уровне хореографического мастерства спортсменов. Теперь же Инна Владимировна, создав систему повышения квалификации для спортивных хореографов, собрала вокруг себя идейных мастеров своего дела, дала возможность всем специалистам совершенно свободно обмениваться мастерством в рамках проводимых ею семинаров. Можно сказать, что прямо на глазах создается и укрепляется методика и структурная база спортивной хореографии.

Векторное движение

Если кто-то думает, что занятия хореографией нужны для того, чтобы красиво поднимать руки-ноги, эффектно садиться на шпагат или уметь импровизировать под любую музыку, то он думает правильно, но не глубоко. Безусловно, хореография решает все эти задачи, но прежде всего педагог-хореограф как специалист по культуре движения помогает телу осознать себя в пространстве и времени.

Движение в хореографии строится по так называемым векторам направления. Векторов немного: вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад, вокруг себя, переворот через голову и движение со смещением центра тяжести. Переворот через голову в фигурном катании запрещен и не используется вообще, в отличие от акробатики и некоторых современных танцев. Что касается движения со смещением центра тяжести, то в балете, танце, гимнастике оно используется редко, в то время как в фигурном катании — это основная координата, поскольку фигурист скользит по дуге, и его центр тяжести смещен почти всегда. Эту координату ледовый хореограф должен постоянно учитывать, чтобы хореографическая составляющая программы способствовала, а не мешала скольжению спортсмена по льду.

Каждое из этих шести направлений движения можно выполнить в восьми вариантах: с левой и правой ноги, влево и вправо, вперед и назад, вверх и вниз. Хореограф должен уметь сформировать координатное мышление своих учеников по всем шести направлениям движения, умноженным на восемь вариантов исполнения, поскольку основой хореографического образования является именно пространственное мышление, понимание непрерывности движения тела в пространстве. Например, существует восемь хореографических позиций рук: четыре открытые и четыре закрытые. Педагог должен научить спортсмена владеть этими позициями не статично и отдельно от других движений, а во взаимодействии с движениями ног и корпуса.

В этой связи хочу сказать, что занятия хореографией по большому счету рутинны, и другого быть не может. Я не приветствую игровые формы обучения в хореографии, чтобы дети не привыкали думать, что их ждет только игра и веселье. Когда тренер просит хореографа растанцевать детей вместо занятий по хореографии, то он должен понимать, что вместо танца будет кривлянье.

Поэтому, когда спортсмены морщат нос перед занятиями, это не означает, что педагог непрофессионал, просто в зале от спортсмена требуется повышенное внимание, концентрация на упражнениях, тщательность и терпение — только так можно получить знания и умения. Если же спортсмен жалуется, что ему скучно заниматься хореографией, это означает, что он не понимает, что и для чего делает. Если ему скучно делать экзерсис, скучно бегать кросс, прыгать на скакалке, делать шагово-прыжковый комплекс и прочее, то возникает вопрос: понимает ли он вообще, для чего это делает?

Другой крайностью является мнение, что спортсмены должны потеть на хореографии и это, якобы, является критерием хорошего занятия. Такой подход по меньшей мере странен, потому что хореограф — не банщик, а специалист, задача которого научить спортсменов правильно и красиво двигаться. Я допускаю потение, например, у станка на плие, что может быть одним из показателей того, правильно его делает спортсмен или нет, но, как правило, это не основной показатель правильной работы на занятии, тем более что специальная интенсивная потеря влаги организмом на уроке по культуре движения вообще-то не желательна.

При работе со спортсменами педагог-хореограф должен быть тщательным и дотошным, поскольку от его внимания к деталям зависит результат. Если хореограф знает, как работает каждая связка, косточка и мышца при каждом движении, если он имеет четкое представление об анатомическом строении тела, то он сможет правильно сформировать хореографическую базу спортсмена, избежав при этом травм. Вообще хочу сказать, что хореография является хорошей возможностью профилактики травм, поскольку она учит правильно относиться к своему телу, ощущать его и управлять им.

Тянем-потянем

По мнению основной родительской массы, чуть ли не главная задача хореографии — это обеспечить спортсмену растяжку, другими словами, посадить ребенка на шпагат.

Надо сказать, что само по себе понятие «растяжка» — это некая фикция, поскольку существует много факторов — кости, суставы, связки, — генетически заложенных природой, от которых в первую очередь и зависит эта самая растяжка.

Например, существует так называемый естественный разворот тазобедренных суставов, который имеет свой необходимый диапазон шеечно-диафизарного угла — угла пересечения продольной оси диафиза с осью шейки бедра. Существуют возрастные, половые и индивидуальные различия в нормальной величине этого угла. В младенческом и раннем детском возрасте он больше, у взрослых меньше. Колебания нормальной величины угла составляют 20-25°, 144° у маленьких детей, 120° у пожилых. В среднем нормальный шеечно-диафизарный угол равен у взрослых 126-130°. От этого все, собственно, и зависит. Если у кого-то он равен 120-123°, тогда все очень печально: тяни-не тяни, но в результате будет буква «л», а не шпагат. В этом никто не виноват, просто структура сустава такова, что ничего не сделать, разве только выдернуть ноги из сустава. Если диапазон угла 127-128°, то на шпагат посадить можно. А если разворот сустава равен 130-136 градусам, то с таким углом уже берут в художественную гимнастику и других там не держат.

Практически то же самое можно сказать про «заклоны» и «бильманы», которые у одних получаются, а у других нет. Возможность исполнить эти элементы напрямую связана с гибкостью спины, которая в свою очередь зависит от толщины межпозвонковых дисков, длины остистых отростков, расположенных на позвоночнике: чем они короче, тем спина гибче, и наоборот. Если ребенка с длинными отростками начать гнуть через боль, то это закончится серьезными травмами этих отростков, грыжами и протрузиями.

Никто, конечно, транспортиром не меряет суставы. Преподаватель должен видеть возможности ученика сразу. В крайнем случае есть система тестов физической профпригодности спортсмена. Необходимо, чтобы этим занимался квалифицированный специалист.

Если говорить о растягивании связок, то в ряде случаев они могут быть просто короткими. Самый яркий пример — короткий ахилл, не позволяющий человеку сидеть на корточках без отрыва пятки от пола. Связки, конечно, можно растянуть через много-много лет, но это приведет к тому, что они перестанут быть крепкими и упругими, поскольку от чрезмерной растяжки они потеряют свою эластичность, что тоже может спровоцировать травмы. Надорванные связки могут еще как-то зарасти сами, а вот порванные связки не способны срастись без хирургического вмешательства, их можно только зашить. Если связка порвана, это может стать несовместимым с дальнейшим продолжением спортивной карьеры. Если этих вещей хореограф не знает или игнорирует, то он способен причинить спортсмену значительный физический ущерб.

Самыми податливыми для растяжки являются мышцы, которые надо растягивать, но это должно быть не самоцелью, а средством для выполнения движения, поскольку растянутые мышцы обеспечивают расслабление в определенной фазе движения. Человеческая механика устроена таким образом: одна мышца сгибается, другая разгибается — в результате рука или нога поднимается. При посадке на шпагат или в позу «лягушка» разворот суставов может быть хорошим, но если мышцы зажаты в силу психологических или физиологических причин, то ничего не получится. Более того, если спортсмен импульсивный, он может сгоряча рвануть себя на шпагат и получить травму, например, паховых мышц.

Чтобы мышца растянулась, она должна быть незакрепленной. Стартовый стресс влияет на эластичность мышц, делая их зажатыми. Из-за этого выступление на соревнованиях может быть нестабильным. Выход из этого неблагоприятного эмоционального состояния только один: разминка и растяжка, которые проработают все группы мышц с целью приведения их в состояние раскрепощенности, а всего организма в состояние внутреннего спокойствия. Таким образом, тренировка на растяжку или стретчинг — это тренировка на ощущение состояния прежде всего своих мышц, а также связок и суставов. Если спортсмен сможет этому научиться, тогда он будет способен приводить себя в состояние раскрепощения достаточно быстро, что позволит ему выполнять любые движения. На уровне высшего спортивного мастерства спортсмены и тренеры, прибегая к стретчингу, очень хорошо понимают, для чего они это делают, в отличие от тех усердных родителей, которые начинают дома тянуть своего ребенка, давя руками ему на плечи, и прочее. Этого категорически нельзя делать, во-первых, потому что он может получить травму, а во-вторых, спортсмен сам должен научиться ощущать свое тело, должен уметь двигаться самостоятельно, потому что ни тренер, ни хореограф, ни родитель не выйдут на лед и не будут там за него кататься.

Специальный пошив

Для занятий хореографией необходимо правильно подобрать обувь, поскольку от нее также зависит результат всей работы. В настоящее время вариантов обуви достаточно много, чтобы прийти в замешательство. Кто-то практикует вести занятия в носках, то есть практически босиком (хотя какие-то элементы хореографической гимнастики можно и даже нужно делать босиком), кто-то приветствует кроссовки, кто-то джазовки, кто-то советует балетки или чешки, есть такие, кто настаивает на занятиях в фигурных ботинках. Вариантов много, и у каждого варианта есть свои плюсы и минусы, хотя с точки зрения хореографии все уже давно придумано, и велосипед здесь изобретать не надо.

В стопе расположено множество различных косточек, мышц и связок, которые при выполнении различных упражнений работают определенным образом, поэтому классический экзерсис лучше всего делать в специально разработанных для этого балетных туфлях (балетках), которые придуманы и пошиты таким образом, чтобы в них стопа правильно формировалась. Есть торговые бренды, выпускающие очень хорошую балетную обувь, которая способствует правильному формированию стопы и удобна для занятий. На мой взгляд, очень важно для фигуристов, чтобы стопа после тяжелых и жестких ботинок имела возможность приходить в норму и функционально восстанавливаться. Занятия хореографией прекрасно работают не только как профилактика ортопедических проблем, но иногда и как эффективное их лечение. Например, с помощью хореографии можно справиться с вальгусными стопами при условии, что занятия проходят регулярно и в балетной обуви. Исходя из этого вариант занятий в кроссовках или фигурных ботинках исключает возможность восстановления функции стопы и не позволит увидеть хореографу, насколько правильно стопа работает.

Что касается кроссовок, то сейчас появились так называемые танцевальные кроссовки, которые можно использовать в каких-то направлениях аэробики, хип-хопа и RnB. Однако эти движения не являются базовыми, поэтому скорее даются факультативно для общего развития и основой хореографии быть не могут, а классический танец в кроссовках по определению невозможен. Правда, когда достаточно большое количество хореографов работает с фигуристами в условиях отсутствия зала, где придется: на асфальте, на травке перед катком, на кафеле или резине в коридоре катка, то в таких условиях балетки надевать просто смешно, а иногда и опасно. Здесь работать можно только в кроссовках, но нагружать стопу в режиме классической хореографии в кроссовках уже будет нельзя.

Что касается джазовок, то я не разрешаю фигуристам даже на джаз-класс приходить в этой обуви, поскольку у джазовок очень узкий каблучок, который может спровоцировать подворачивание ноги, а учитывая, что у фигуристов нет опыта работы в этой обуви, такой риск есть. Другое дело — спортсмены бальных танцев, которые привычны к каблукам и в джазовках ощущают себя так же уверенно. В связи с тем, что в своей основе академический джаз основан на классических движениях, особенно при выполнении пируэтов, я рекомендую и здесь использовать балетки.

 Хореография — это культура движения

Культура движения — это согласованная последовательность движений, упорядоченная во времени.

Хореограф — это специалист по культуре движения.

Хореограф-балетмейстер — это постановщик хореографических форм.

Хореограф-педагог — это специалист, владеющий методикой воспитания танцоров.

Тренер-хореограф — это специалист по культуре движения, помогающий спортсмену и тренеру использовать в полной мере эстетическую составляющую того вида спорта, в котором они специализируются.

Понятие хореографии включает несколько аспектов:

Классическая хореография — это система движений, организованная на основе геометрически согласованного комплекса способов движений, необходимых для выражения эстетического и физкультурно-прикладного аспектов мировосприятия. Классическая хореография бывает европейская, индийская, малазийская, китайская, японская и т.д.

Характерная хореография является прикладным вариантом классической хореографии, в котором проявлены различные двигательные приоритеты, связанные с необходимостью эстетического выражения какого-либо стиля. Это интерпретация классической хореографии в соответствии с требованием обстоятельств.

Народная хореография — это отображение культуры народа, проявленное в движении.

Виды хореографии

Сценический танец предполагает наличие сцены и зрителя. Он подчинен театральным законам драматургии, законам рельефности и перспективы и многим другим правилам, определяющим театральное искусство.

Спортивная хореография — это совокупность хореографических упражнений и средств выражения, способствующих проявлению эстетической составляющей в различных видах спорта, в которых существует эта необходимость. Это прежде всего художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, спортивный рок-н-рол, бодибилдинг и т.д. Также на высоком уровне в таких видах спорта, как карате, ушу, необходимы консультации специалистов узкого профиля по хореографии стилей и т.д.

Бытовая, историко-бытовая хореография — это система танцевальных движений, танцев, свойственных определенным социальным или национальным или каким-либо другим группам.

Досье

Сергей Сергеевич Залунин

Дата рождения: 19.07.1972.

Образование: окончил Московский государственный университет культуры (1990) по специальности «балетмейстер-педагог». Сертифицирован на курсах повышения квалификации при Москомспорте по направлению спортивной хореографии.

Квалификация: постановочная и педагогическая деятельность.

Специальность: балетмейстер-педагог; тренер-преподаватель по хореографии высшей категории в художественной гимнастике и фигурном катании; преподаватель следующих форм: классический танец, характерный танец, джаз-класс, стретчинг.

Стаж работы: 26 лет с 1990 года по настоящее время.

Карьера: с 1990 года — работа по совместительству с учебой в МГУКИ; с 1992 по 2004 год — тренер-преподаватель по хореографии в художественной гимнастике СДЮСШОР №74, работал с группой МСМК; с 1994 по 2001 год — главный балетмейстер, балетмейстер-

педагог 1-й категории, создатель и руководитель театра танца «XXI век», получившего звание «образцовый»; народного танцевального коллектива «Русские узоры», получившего звание «народный», детского коллектива классического танца «Искорки», получившего звание «образцовый», и детского танцевального коллектива «Ритмы дружбы», получившего звание «народный»; с 2004 по 2007 год — тренер-преподаватель по хореографии в художественной гимнастике СДЮШОР №24. Работал со сборной командой г. Москвы по групповым упражнениям, дважды завоевавшей титул чемпионок России; с 2006 по 2011 год — тренер-преподаватель по хореографии в фигурном катании ЭШВСМ «Воробьевы горы», работал с МСМК и ЗМС; с 2010 по 2014 год — преподаватель современного танца в театре хореографических миниатюр «Балаганчик»; с 2012 года по настоящее время — тренер-хореограф в фигурном катании СШ «Созвездие».

5 ответа на К станку! Спортивная хореография глазами специалиста

  1. Любовь:

    Доброе время суток. В статье о Сергее Залунине от 22.07.2016 г. Вы указываете, что с 2012 г. по настоящее время (на 22.07.2016) он работает тренером-хореографом в фигурном катании СШ «Созвездие». По официальной информации, поступившей от генерального директора ФСО «Хоккей Москвы» Бабинова Сергея Пантилимоновича, господин Залунин С.С. уволен по собственному желанию задолго до написания этой статьи. Либо Вы некорректно указали даты.

    • admin:

      Добрый день!
      На момент работы над статьей Залунин С.С являлся хореографом СШ «Созвездие». Наш журнал выходит раз в три месяца, так что любой автор может сменить место своей работы за этот срок, а отслеживать их передвижения не является задачей журнала.

  2. Любовь:

    Либо вводите читателя в заблуждение. А также не понятно, каким образом человек, 1972 года рождения в 1990 году окончил университет?
    Простите, Вы проверяете информацию, которую печатаете для широкого круга читателей?

    • admin:

      Журнал МФ приносит свои извинения за опечатку. Год 1990 ошибочно указан как год окончания вуза, поскольку это год поступления в вуз и начало трудовой деятельности. Спасибо за указание на нашу оплошность.

  3. Дмитрий:

    Уважаемые господа!
    Специальности «Тренер-хореограф» не существует в РФ, поскольку таковая отсутствует ЕТКС (едином тарифно-квалификационном справочнике). А жаль, давно созрела необходимость в подготовке таких специалистов! но это сопряжено с разработкой квалификационных требований по данной специальности, а также Учебных программ по подготовке данных специалистов. В настоящий момент в ЕТКС существует лишь «хореограф»(применительно к спорту, конечно), где указано требование ВПО или СПО «Хореографическое искусство», что значительно ограничивает круг лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 − = 4