Требуются профессионалы В Москве прошло учредительное собрание «Ассоциации профессиональных тренеров»

23 апреля 2013 года в Москве состоялось собрание, которое учредило в России «Ассоциацию профессиональных тренеров» и единогласно избрало на пост президента ассоциации советника исполнительного директора Олимпийского комитета России Юрия Овчинникова, в прошлом известного фигуриста, основателя и идейного вдохновителя этой ассоциации. Создание «Ассоциации профессиональных тренеров» стало возможным после того, как семь российских Федераций олимпийских видов спорта поддержали идею объединить свои усилия по осуществлению контроля над профессиональной деятельностью тренерского состава с помощью обучения, аттестации и сертификации работающих тренеров в России. О причинах, побудивших создать эту ассоциацию, а также о стоящих перед ассоциацией целях и задачах мы попросили рассказать ее президента Юрия Овчинникова.

— Юрий Львович, почему вы решили заняться таким хлопотным делом, как создание в России тренерской ассоциации? Каковы были причины для этого? Что подтолкнуло вас к этому решению?

— Я считаю, что тренер есть и всегда будет основой спорта. Именно благодаря его работе и знаниям в каждом виде спорта будут хорошо подготовленные спортсмены — другими словами, спортсмены приходят и уходят, а тренеры остаются и работают.

Изначально я думал, что эта ассоциация охватит только тренерские кадры в области фигурного катания, что мне было ближе, но когда дошло до дела, то оказалось, что тренеры, президенты и специалисты других федераций озабочены проблемой подготовки и квалификации тренерских кадров ничуть не меньше, чем в фигурном катании.

У нас в России в принципе есть федерации, которые контролируют свои кадры через простую регистрацию количества тренеров и их квалификацию. Также у нас есть федерации, которые официально проводят свою внутреннюю аттестацию, как, например, в Федерации футбола, но это стало возможным только потому, что примерно 8 лет назад УЕФА обязал все европейские национальные футбольные союзы этим заниматься. Как бы там ни было, но во время моей встречи с министром спорта Виталием Мутко, на которой я рассказал о создании такой тренерской ассоциации, он очень близко воспринял эту идею, но попросил меня разработать критерии аттестации не только для фигурного катания, но и для других видов спорта. Также беспокоит захлестнувшая в последние десятилетие волна приглашенных зарубежных тренеров, что, возможно имеет смысл, но не хотелось бы пренебрегать потенциалом российских тренеров в ведущих видах спорта.

Возможно этот процесс пока явно не захватил наше фигурное катание, но удручающие тенденции все равно уже можно проследить и в нашем виде. Я здесь имею ввиду хотя бы тот факт, что при спортивных институтах кафедры фигурного катания либо закрываются совсем, либо объединяются с другими кафедрами, причем далеко не родственными. Я помню, что в СССР было где-то порядка полутора десятка кафедр по фигурному катанию, а сейчас в России их осталось что-то около четырех. Подобное происходит и в других видах спорта. Поэтому, когда я начал уже конкретно этими вопросами заниматься, встречаться с президентами федераций, с главными тренерами сборных, то тема моего предложения оказалась для них интересной и востребованной.

— Когда ваша ассоциация начнет работу?

— В настоящее время мы занимаемся регистрацией ассоциации в Минюсте. Это довольно-таки сложная процедура, которая может затянуться на какое-то время, но в этом вопросе мне помогают юристы и руководство Олимпийского комитета России. Вместе с этим будем искать спонсорскую поддержку, будем выходить на серьезных людей, потому что без финансовой помощи мы не справимся. Вообще, впереди много работы, значительно больше, чем уже сделано. Но лично для меня очень было важно, что мои идеи и начинания поддержали президенты семи спортивных Федераций, которые стали инициаторами создания этой ассоциации, плюс к нам присоединились руководители ФНЦ ВНИИФК и РГУФКСиТ (ГЦОЛИФК), которые имеют в своем багаже обширные знания о спортивных дисциплинах и опыт обучения. Очень важным был тот факт, что руководство Минспорта в лице Виталия Мутко и Олимпийский комитет России в лице его президента Александра Жукова поддержали эту идею, что дало новый импульс моей энергии.

В России поддержка чиновников может решить многое, может быть не все, но многое, и я знаю, что мало кто из них верил, что у нас получится. Да, меня везде вежливо слушали, но не более. И чтобы обрести какую-то поддержку, то пришлось свою идею очень упорно продвигать и бороться за нее. Честно говоря, меня даже зло взяло от их неверия. Я всю свою жизнь связан со спортом, хорошо знаю советскую систему подготовки атлетов, затем прошел 20-летнюю школу в Штатах, и, вернувшись в Россию, я понял, что просто не имею права молчать и ничего не делать.

— Каким образом будет осуществляться обучение тренеров и их последующая аттестация?

— Наша ассоциация совместно с Федерациями будет заниматься обучением тренеров, а также их сертификацией и аккредитацией. Думаю, что все знания, накопленные в советский период, также современный российский опыт и все, что дает нам западный опыт, мы будем стараться использовать при разработке своих методик. Для каждого вида спорта еще предстоит придумать свои программы обучения, потому что подогнать всех под общий знаменатель не получится: у каждого вида своя определенная специфика, но система обучения, сертификации и аккредитования будет общая. Будет создан электронный портал с единым реестром тренеров России с их электронными паспортами. Мы будем продумывать систему семинаров, мастер-классов, тестов, экзаменов, которые будут доступны как в форме традиционного обучения, так и онлайн-обучения с привлечением российских и международных специалистов. Думаю, что не всеми это новшество будет воспринято на ура. Уже сейчас видится большая проблема с элитными тренерами, которые вряд ли захотят сесть за обучение или позволить кому-то проверить их знания. Видимо, нам придется занять гибкую позицию по отношению к ним, но что касается молодых и начинающих тренеров, то тут уступок не предполагается.

— Вы не думаете о таком варианте развития событий, что наши тренеры сочтут это тестирование как недоверие к их профессиональным качествам?

— Вы знаете, в США все тренеры от начинающего до элитного каждый год сдают по интернету четыре теста без всяких комплексов и сомнений. Я лично видел, как элитные тренеры на сдаче тестов получали ответ: «вы не сдали» и им приходилось записываться на тестирование еще раз. И я сам тоже бывал в таких ситуациях, и ничего стыдного при этом не испытывал, просто, зная свои слабые места, более тщательно готовился к повторному тесту. Не стыдно чего-то не знать, стыдно не хотеть знать.

Также в США для повышения вашего образовательного уровня хорошо поставлена система обучающих семинаров и мастер-классов с последующей сдачей экзаменов, которые доступны всем. Тематика обучающих программ очень обширная: теория фигурного катания, судейские правила, менеджмент, этика и прочее. Посещая все эти программы, вы повышаете свой уровень теоретической подготовки, что фиксируется в вашем личном файле, который всем доступен на сайте американской профессиональной ассоциации тренеров (PSA).

Также там фиксируется ваш ranking по 10 уровням, от начинающего тренера до элитного, который рассказывает когда, каких спортсменов и на какой уровень вы подготовили. Этот ranking — ваша визитная карточка того, что вы достигли, и этот параметр обновляется каждый год в зависимости от ваших тренерских успехов. Каждый год PSA издает специальный справочник о действующих тренерах США, в котором все 6,5 тысяч работающих специалистов указаны по ranking, рейтингу и по каткам. То есть в американской системе PSA есть две оценки вашего профессионального уровня: 10 уровней (ranking) от новичка до тренера олимпийского чемпиона и рейтинг, который показывает 4 уровня образования от начинающего тренера до мастера.

Если же ежегодные тесты вами не сданы в срок, то проходя электронную регистрацию, вы не получите аккредитацию на соревнованиях, а значит не можете вывести своего ученика на старт. Так что в Штатах редко кто забывает сдавать тесты.

Таким образом, каждый тренер в Штатах заинтересован повышать свой образовательный и результативный уровень, потому что от этого будет напрямую зависеть его статус и рост зарплаты. Все эти семинары и тесты там платные, что неудивительно, ведь вы инвестируете сами в себя, что позволяет вам затем хорошо зарабатывать.

— Что вы имеете в виду, когда говорите про обучение этике? Для России это звучит несколько необычно.

— Экзамены по этике включают в себя правила общения тренера с учениками, между тренерами, с родителями, с менеджерами, а также правила переходов спортсменов от тренера к тренеру. В Штатах очень щепетильно относятся к вопросам этики, и если их игнорировать, то все закончится судебными процессами. Выдавая лицензию тренеру, PSA, кроме его профессионального уровня, гарантирует нанимающей стороне, что тренер этически грамотен. В США можно получить судебное разбирательство, поговорив две минуты на парковке с родителями чужого спортсмена. И если ко мне на занятия пришел новый ученик, то я тут же звоню его тренеру узнать, в курсе ли он. В США тебя могут запросто лишить лицензии, если ты не следишь за своим внешним видом, если опаздываешь на тренировки, если повысил голос и прочее. Там на катке невозможно увидеть тренера, который небрежно одет, который во время разговора с родителями жует жвачку или во время тренировки разговаривает по мобильному телефону, а между репликами говорит спортсмену что-то типа: «Иди попрыгай» и продолжает разговаривать по телефону.

Я был на катке «Снеж.ком» и видел, как там идет процесс обучения частным образом. Я понимаю, что это не является показателем тренерской работы в России вообще, но в Америке родители спортсменов тех некоторых тренеров, которых я видел, давно бы засудили за грубость и непрофессионализм. Дети в России работают на страхе. Что это за команды: «Еще раз прыгни и выезжай!» А как ему выезжать? «Я тебе сказал, чтоб выехал! Иначе уйдешь со льда». Это то, что я сам слышал. Ну, возможно, на страхе он один раз выедет, но к фигурному катанию этот выезд отношения иметь не будет. Тренер должен объяснять своему спортсмену что и как сделать, а не подавать команды как собаке. Я был очень шокирован.

— Юрий Львович, на сегодняшний момент все тренеры работают в государственных школах и клубах, то есть они аккредитованы государством. Как работа вашей ассоциации будет сочетаться с существующим положением вещей?

— Я пока не могу вам ответить на этот вопрос, потому что над этим вопросам мы работаем со специалистами федераций и спортивными юристами. Во всем мире принято при поступлении на работу иметь при себе определенный пакет документов, подтверждающий профессиональный уровень, а не только полученное образование. Аттестация, которую мы предлагаем, сразу же поставит все на свои места, потому что тестирование будут проводить специалисты федераций, разбирающиеся в вопросах и знающих тонкости и специфику каждого вида спорта. Надеюсь, что, продумав все алгоритмы обучения и аттестации, создав образовательные программы, мы запустим свой проект в стране в ближайшее время.

Еще я надеюсь, нам удастся в будущем пробить в законе о спорте поправку об обязательной аттестации тренеров России. Тогда в принципе без нашего сертификата тренер не будет иметь права работать. А любому чиновнику или директору спортивного сооружения или спортивной школы будет понятно, что настало время проверить всех своих тренеров на профессионализм. Поэтому, проведя аттестацию и выдав сертификаты, мы уже будем знать уровень тренерской подготовки,  и, возможно, создастся какая-то другая шкала зарплат, что будет очень важным стимулом для саморазвития, появится мотивация заниматься своим образованием. И я думаю, что большое количество сертифицированных тренеров даст больше результатов. Это может значительно оживить ту систему, которая буксует, работает по старинке. Ведь уже понятно, что прежняя схема не дает результатов: мы ругаемся на тренеров вместо того, чтобы начать что-то делать для них. Если бы наши спортсмены были чемпионами, то и вопросов бы не возникло, но мы же видим, что результаты падают. Президентов федераций меняем, чиновников переставляем, но от этого результаты не повышаются. Имена меняются, а дело все равно не прогрессирует, потому что система прежняя.

Это касается буквально всех видов спорта. В большом теннисе приходят тренировать какие-то мальчики и девочки, которые занимаются тем, что просто накидывают мячик на ракетку, но берут такие деньги, как будто воспитали чемпионов. Но одно дело, когда мяч набрасывают каким-то дядям и тетям, и совсем другое, когда приходят в спортивные школы обучать юных спортсменов, которые в один прекрасный момент поймут, что их плохо обучили за их же собственные деньги. Только уже будет поздно что-то делать, и уже не стать им теннисистами или фигуристами никогда, потому что время упущено. Я уже не говорю о спортивных травмах, которые получают дети из-за тренерского непрофессионализма.

Тренерская конкуренция должна быть очень сильной, только в таком случае можно надеяться на качественную работу. Государство, если оно занимается спортивными программами, должно нанимать самых лучших тренеров. Я считаю, что у России очень высокий спортивный потенциал, просто надо привести в порядок систему подготовки тренерских кадров. Понятно, что это дело не одного года, но чем раньше мы начнем, тем быстрее получим результаты.

— Кроме обучения и аттестации, какими сферами тренерской деятельности будет еще заниматься ваша ассоциация?

— Все тренеры, зарегистрированные в нашей ассоциации, получат юридическую и социальную поддержку и будут иметь льготные условия при получении страховых полисов.

— До Олимпиады в Сочи осталось чуть больше полугода. Вы курируете фигурное катание от ОКР. Насколько мы готовы к Играм? На что стоит обратить особенное внимание при текущей подготовке, на ваш взгляд?

— Мне кажется, что нашим спортсменам и тренерам надо изменить отношение к прокатам программ во время тренировок, потому что понятие «прокат» у нас равно понятию «подвиг». В Штатах спортсмены катают за тренировку обе программы, которые исполняются со всеми элементами без всяких там остановок. Им даже в голову не придет, что если он упал во время проката, то ему выключат музыку, или что он может пропустить элемент, или что может катать программу частями или макетом.

Второй мой аргумент за целостный прокат программы состоит в том, что когда программа катается частями, то у спортсмена не возникает эмоционального контакта со своей программой. Программа представляет собой единую композицию, единую ткань без обрывов и узелков, и эмоционально и технически наполнить ее можно только в том случае, когда все силы брошены на ее исполнение.

В заключение хочу сказать, что в России в настоящее время очень много прекрасных тренеров, которые хотят и умеют работать. И я очень надеюсь, что созданная ассоциация поможет тренерам в их работе, потому что еще раз подчеркну: именно тренеры были, есть и будут залогом успеха выступлений наших спортсменов на соревнованиях любого уровня. Хочу в преддверии Олимпиады пожелать всем спортсменам и тренерам везения и удачи в Сочи!

Досье:

Юрий Овчинников

Родился 3 июня 1950 года

Одиночное фигурное катание на коньках. Мастер спорта СССР международного класса.

Тренеры: Игорь Москвин, Алексей Мишин

Результаты: Чемпион СССР (1975), бронзовый призер чемпионата Европы (1975). Участник Олимпиады-1972 в Саппоро (Япония) и Олимпиады -1976 в Инсбруке (Австрия).

Образование: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта (Ленинград) и ГИТИС им. А.В. Луначарского (Москва).

Карьера: Первый директор и создатель (совместно с Татьяной Тарасовой) отечественного ледового театра «Все звезды» (1983).

Исполнитель главной роли в фильме «Фантазия на тему любви» (1983)

Тренер по фигурному катанию в СССР (одиночное катание) и в США (одиночное, синхронное катание).

Ученики: Игорь Бобрин, Саша Коэн и другие. Чемпионы США по синхронному катанию команда «Тeam Del Sol», Сан Диего (Калифорния)

В настоящее время: советник исполнительного директора Олимпийского комитета России; Президент «Ассоциации профессиональных тренеров».

Учреждена «Ассоциация профессиональных тренеров»

23 апреля 2013 года в ОКР состоялось учредительное общее собрание Некоммерческого партнерства содействия развитию профессиональной деятельности тренеров «Ассоциация профессиональных тренеров». В нем приняли участие представители ОКР, Минспорта, главы ряда спортивных Федераций, а также ведущего спортивного вуза страны — РГУФКСиТ и Федерального научно центра физической культуры и спорта (ФНЦ ВНИИФК).

Участники собрания единодушно избрали президентом ассоциации Юрия Овчинникова, занимающего в настоящее время пост советника исполнительного директора ОКР.

В Совет ассоциацию вошли:

Татьяна Тарасова — ЗТР СССР и России по фигурному катанию на коньках;

Татьяна Покровская — главный тренер сборной России, ЗТР СССР и России по синхронному плаванию;

Валентин Балахничев — президент Всероссийской федерации легкой атлетики;

Елена Вяльбе — президент Федерации лыжных гонок;

Александр Горшков — президент ФФККР;

Шамиль Тарпищев — президент Федерации тенниса России;

Михаил Мамиашвили — президент Федерации спортивной борьбы России;

Владимир Сальников — президент Федерации плавания;

Светлана Гладышева — президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России.

А также: Александр Грушин — ЗТР СССР и России, руководитель Управления по научно-методическому обеспечению спортивной подготовки ОКР, Марат Бариев — Генеральный секретарь ОКР, Ирина Радчич — генеральный директор ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, Александр Блеер — ректор РГУФКСиТ).

1 ответ на Требуются профессионалы В Москве прошло учредительное собрание «Ассоциации профессиональных тренеров»

  1. Елена:

    Добрый день! Я, начинающий тренер по одиночному фигурному катанию. Возможно ли получить перечень примерных теоретических вопросов, прежде чем приехать на аттестацию?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


5 × = 40