По лестнице, ведущей вверх Анна Яновская и Сергей Мозгов завоевали свое первое серебро на юниорском чемпионате мира в Софии

Анна и Сергей стали заметными фигурами на ледовом танцполе России три года назад. Все, кто интересуется этим видом фигурного катания, помнят, какой переполох в табели о рангах наделало появление этого дуэта в сезоне 2011/12 года. Даже специалисты были обескуражены их результатами: во-первых, они были запредельно высокими для дебютантов, а во-вторых, сами дебютанты показали эти  результаты сразу же, как встали в пару.

Анна Яновская пришла в фигурное катание, потому что наотрез отказывалась заниматься балетом, как ее старшая сестра. «Мне тогда казалось, что балет — это очень мучительное занятие, — смеется Аня, — так что меня привели на каток в ЦСКА».

Сергея на лед СЮПа привела бабушка, о которой Сергей говорит с неожиданным теплом и гордостью в голосе. Однако, прокатавшись в группе одиночного катания у Юлии Лебедевой, он уже в девять лет перешел в танцы на льду в только что созданную группу Ильи Авербуха, где достаточно быстро понял, что этот вид фигурного катания ему определенно нравится.

До того как Сережа и Аня встретились, опыт катания в паре у них был разный. Анна четыре года бессменно каталась с одним партнером в группе Алексеевой-Кустаровой, а Сергей за этот срок расстался со множеством партнерш и тренеров. Но, встав в пару, они достаточно скоро почувствовали, что им комфортно кататься вместе, поскольку оба идеально подходили друг другу по фактуре. «Особых впечатлений друг от друга у нас не было, — вспоминает Сергей, — но где-то к середине первого же сезона в глубине души появилось ощущение, что мы нашли друг друга».

Дальновидное решение

В мае 2011 года Анна и Сергей приступили к своим первым совместным тренировкам в группе танцев на льду Светланы Алексеевой, Елены Кустаровой, Ольги Рябининой, а уже в августе на контрольных прокатах российской сборной специалисты из Федерации фигурного катания России, оценив новую пару, решили дать ей шанс выступить на одном этапе юниорской серии Гран-при, где ребята, к удивлению многих, оказались третьими. Увидев, как хорошо новобранцы распорядились предоставленной им возможностью, Федерация заявила их еще на один этап, где Яновская — Мозгов сразу захватили лидерство, а затем, выиграв турнир, отобрались в финал. Чисто откатав обе программы, они выиграли престижное серебро финала юниорской серии Гран-при, уступив только товарищам по своей же группе Виктории Синициной и Руслану Жиганшину. «Особых целей перед нами никто не ставил, речь шла о стандартной в таких случаях задаче — как можно быстрее скататься», — вспоминает Анна.

Эти дерзкие результаты стали основанием для их участия в первых Юношеских Олимпийских играх, тем более что в возрастной ценз, установленный МОК, они вписывались идеально. В Инсбруке танцевальный дуэт из Москвы безоговорочно лидировал в обоих танцах и с итоговой суммой 146,96 балла завоевал свои первые золотые олимпийские медали.

На Первенстве России 2012 года Анна и Сергей заняли четвертое место, однако решением тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России именно они были включены в сборную страны для участия в юниорском чемпионате мира в Минске. Это решение ФФККР вызвало немало разговоров и пересудов, однако ребята и на турнире в Беларуси показали, что решение Федерации было дальновидным, так как после короткого танца они получили малую бронзу, а в итоге стали четвертыми, пропустив вперед себя более опытных американцев Элдридж — Итона.

«Как это может быть: только вчера взялись за руки, а сегодня уже призеры и чемпионы всех турниров? В чем секрет успеха?» — задавались вопросами конкуренты, специалисты и фанаты. «Да нет никаких секретов, — смущается Анна. — Каких-то уникальных способностей у нас тоже нет, просто наша команда тренеров профессиональная, а нам нужно только внимательно их слушать и как можно точнее следовать их замечаниям».

Без них и с ними

Казалось, что следующий сезон должен быть еще более ярким и впечатляющим, но на Первенстве России Яновская — Мозгов становятся третьими, с отрывом от первого места в 1,11 балла, что в условиях отсутствия на турнире лидеров сборной страны Александры Степановой и Ивана Букина превращало их третье место в реальное четвертое. В результате принятых ФФККР решений на чемпионат мира среди юниоров сборная России поехала без них. «Мы ставили перед собой задачу отобраться на чемпионат и войти там в тройку призеров, а на деле получилось, что мы даже не смогли туда отобраться», — разводит руками Сергей.

Постаравшись забыть о сильнейшем разочаровании прошлого года, Анна и Сергей вместе с командой тренеров вошли в свой третий сезон. То, что спортсмены готовы сражаться за самые высокие места, стало ясно буквально сразу: оба этапа и финал международной юниорской серии Гран-при были выиграны, что называется, в одни ворота. На Первенстве России в Саранске Яновская — Мозгов становятся вторыми вслед за Степановой — Букиным, что дает им право войти в состав сборной страны и участвовать в чемпионате мира.

Этот чемпионат в Болгарии в традиционно победных для нас танцах на льду не стал таким триумфальным и блистательным, как последние четыре мировых турнира, с которых начиная с 2010 года спортсмены привозили нашей стране только золото. Неожиданно для многих победителями стали американцы Кейтлин Хавайек и Жан-Люк Бейкер, которые еще на прошлом чемпионате заняли 7-е место, совершив, таким образом, серьезный прорыв к лидерской позиции. Наши Анна Яновская — Сергей Мозгов, даже не отобравшиеся в прошлом году на юниорский чемпионат, в результате завоевали свое первое серебро мирового уровня, обыграв американцев в произвольном танце.

Интеллектуальный вид спорта

Наш разговор с ребятами об итогах сезона и планах на будущее состоялся в самом конце мая, буквально за два дня до их отъезда на учебно-тренировочные сборы в Лиепае (Латвия).

— Как прошел сезон?

Сергей: Мы считаем, что сезон прошел наилучшим образом. Мы были везде первыми, кроме Первенства России и чемпионата мира, где стали вторыми. Мы проиграли американцам Хавайек — Бейкеру, хотя в финале Гран-при мы у них выиграли.

— Ваш стремительный дебют три года назад оставил впечатление, что дальше вы будете лететь только вверх, а последующие сезоны сложились будто бы не так блистательно: в прошлом сезоне вы даже не отобрались на юниорский чемпионат мира в Италию. В чем причина, как вы думаете?

Сергей: Сложно сказать. Мы на тренировках выкладывались по полной, а в тот сезон сами себе проиграли, для нас это стало неожиданностью. Можно сказать, мы были удивлены два сезона подряд: сначала оттого, что был такой сумасшедший успех, а потом оттого, что мы не показали подобного успеха на следующий год, хотя были лучше подготовлены и скатаны. Было очень обидно, но тренеры нам сказали, что жизнь на этом не заканчивается и просто надо работать, чтобы быть на десять голов лучше всех.

Анна: Мы потом много думали об этом, ведь наш второй сезон в сравнении с первым можно признать даже провальным. Поэтому, когда в этом году мы выехали на чемпионат мира в Софию, то это уже считали успехом. Мы очень переживали, как нас и наши программы воспримут на чемпионате, какое впечатление мы произведем своим катанием.

— Вам ставит программы ваш тренер Елена Кустарова. Вам нравятся ее постановки?

Сергей: Да, нам всегда нравится то, что нам ставит Елена Владимировна. В этом сезоне мы вообще между собой решили, что обе наши программы стали лучшими за все время нашего совместного катания, а наша произвольная программа (на музыку Алессандро Сафина. — Прим. ред.) очень легла на наше катание и наше восприятие.

Анна: Лично мне Елена Владимировна ставит программы с детства, и каждый год я удивляюсь, как хорошо она меня знает и чувствует. За три года, что мы катаемся вместе, она узнала нас как пару очень хорошо и в постановках раскрывает наши лучшие качества, отталкиваясь от наших возможностей. Это не только возможности нашего конька или особенности нашей фактуры, но и наши характеры, темперамент.

— Фигурное катание накладывает свой отпечаток на личность спортсмена?

Анна: Я думаю, что в любом виде спорта есть свои особенности, которые в конечном счете влияют на спортсмена.

Сергей: Я считаю, что фигурное катание — очень интеллектуальный вид спорта. То есть в нашем виде невозможно наработать какие-то движения до автоматизма, чтобы делать их с закрытыми глазами: нам всегда надо контролировать каждый шаг. В паре кататься еще сложнее, потому что возникает необходимость подстраиваться под партнера не только в длине шага или дуги, но и в плане взаимоотношений. Должны быть синхронизация движений, взаимопомощь, взаимоответственность.

Анна: Я считаю, что всех фигуристов отличает умение держать удар и не подавать вида, как на самом деле тяжело. Как бы плохо ни было, всегда улыбка, всегда осанка, всегда уверенность. Как и должно быть на празднике жизни.

— Какие качества в себе вы настолько не одобряете, что хотели бы с ними бороться?

Сергей: Мне надо бороться с моей вспыльчивостью, так как она мне мешает в некоторых моментах.

Анна: Ну, не знаю, я в совместной работе это не особо ощущаю.

Сергей: Да, эмоциональность подавлять не нужно, но вот выработать сдержанность — это стоит сделать.

Анна: Я лично считаю Сергея честным и искренним человеком. Что касается меня, то я часто бываю слишком упряма и не всегда умею прислушиваться к людям. Иногда надо бы послушаться умного совета, а я все равно сделаю по-своему и только потом понимаю, что не надо было. Но если я вижу, что была не права, то легко соглашаюсь и признаю.

— Какие качества являются вашими сильными сторонами? Что позволяет вам выстоять в сложные моменты жизни?

Сергей: В принципе это те же качества: честность и доброжелательность. С одной стороны, это меня иногда подводит, но чаще помогает. Еще я всегда уверен в том, что все будет хорошо. Я стараюсь в любых обстоятельствах оставаться оптимистом, что бы мне ни готовила судьба.

Анна: Своим сильным качеством я считаю умение добиваться своего, даже, скорее, это умение дотерпеть и добиться своего, как бы тяжело это ни давалось.

— На тренировках бывает такая ситуация, что, пока вы не сделаете, что от вас требуется, тренеры со льда не отпустят?

Сергей: Да, иногда кажется, что все силы уже исчерпаны, нет сил больше ни на что, но внутренний голос говорит: «Не расслабляйся! На тебе лежит ответственность не только за самого себя, но и за всю команду». И открывается второе дыхание, и ты доделываешь свою работу до конца, и это приносит неповторимое удовольствие после тренировки.

Анна: Я думаю, что все спортсмены такие, потому что если мы можем доказать себе, чего мы стоим, то другим это уже не придется доказывать.

— Что важнее для вас: уметь побеждать или уметь проигрывать?

(Одновременно)

Сергей: Проигрывать.

Анна: Побеждать.

Анна: Хотя все важно, потому что одного нет без другого. И в проигрыше нужно найти плюсы, чтобы чему-то научится и что-то понять. И побеждать надо уметь, чтобы после побед голову не переклинило. Выигрывать, как и проигрывать, надо достойно, не зазнаваясь и не опуская рук.

— Свою дальнейшую профессию вы связываете с фигурным катанием?

Сергей: Думаю, что да. Я перешел на 4-й курс МГПУ, учусь в компании таких хороших фигуристов, как Елизавета Третьякова, Руслан Жиганшин, Софья Бирюкова, Михаил Жирнов.

Анна: Я весной досрочно сдала ЕГЭ, по баллам даже выше среднего, и подала документы в МОГИФК. Но, честно говоря, я давно решила, что буду получать второе образование, потому что с детских лет хочу быть экспертом-криминалистом.

— А родители в курсе такого выбора?

Анна: Да, они долгое время пытались меня отговорить, но, похоже, уже поняли, что это бесполезно, и смирились. (Улыбается.)

— Какое самое яркое для вас событие жизни?

Анна и Сергей: Юниорская Олимпиада 2012 года.

Анна: Действительно, не каждому суждено первый раз поехать на Олимпиаду и сразу ее выиграть, тем более катаясь вместе первый сезон. В тот год вообще все было удивительным. События шли по нарастающей, и с эмоциями справляться было не очень легко, потому что практически каждый раз перед нами ставилась новая планка с вопросом: «А эту высоту вы сможете взять?»

Сергей: Наши родители были просто счастливы от наших результатов, ведь редко так бывает, что пара только-только начала кататься — и стала первой. Никто не ожидал, ни мы, ни наши родители, ни наши тренеры.

— Расскажите, вам было сложно притираться друг к другу?

Сергей: Аня была от меня просто в шоке! (Смеется.)

Анна: Будешь тут в шоке, когда на важных стартах, вместо того чтобы сосредоточиться, настроиться на прокат, он ходит, болтает и смеется. Я первое время просто бесилась от этого, но потом привыкла. Даже в чем-то это стало мне помогать расслабиться, не уходить с головой в эту соревновательную обстановку.

Сергей: Я не погружаюсь глубоко в себя, стараюсь не концентрировать свои мысли на прокате, тогда я себя чувствую увереннее и спокойнее. И вообще ничего стрессового для меня в моменте соревнований нет. Я всегда с удовольствием жду соревнований, потому что это итог нашей работы.

— А как же это соотносится с тем, что во время проката надо контролировать каждое движение, жест, взгляд?

Сергей: Я контролирую себя во время проката, но мне не надо перед стартом все это прокручивать в голове.

Анна: Это мне надо. Я могу десять раз пройти в голове программу перед стартом.

— Влиял ли на вас тот фактор, что Анна всю жизнь прокаталась в группе Алексеевой — Кустаровой, а Сергей попробовал себя практически во всех группах Москвы?

Сергей: На меня влияло. Потому что за эти свои скитания я потренировался у многих тренеров и мог оценить свою новую группу. В каждой группе свой стиль катания, свои особенности. Кто-то делает упор на скорость, кто-то — на пластику движения, кто-то — на реберность, кто-то — на внешние эффекты. Работу наших тренеров и специалистов характеризует очень строгое отношение к технике катания, работа над мягкостью скольжения, профессиональное отношение к элементам, а также большое внимание уделяется хореографии, акробатике, бальным танцам.

— А кто у вас лидер в паре?

Сергей: В большинстве пар действительно кто-то берет роль лидера, но у нас равноправие. Мы как-то сразу для себя решили, что мы равноценные. Мы оба можем обсуждать рабочие моменты, можем друг друга поправлять.

— Вы можете рассказать друг о друге? Какие качества друг друга вам нравятся?

Анна: Сергей очень жизнерадостный человек и очень доброжелательный. От него нет негатива, он может поддержать меня в трудную минуту. Одним словом, он прекрасен.

Сергей: Аня редкая партнерша. Она — красивая девушка с тонким английским юмором, она всегда деликатна, всегда собранна и просто хороший, надежный друг.

— Какие у вас планы на начинающийся сезон? Программы уже поставлены?

Анна: О, планы у нас грандиозные. Перед нами стоит задача пройти все этапы Гран-при и отобраться в финал, затем выиграть домашнее Первенство среди юниоров, поехать на юниорский чемпионат мира и постараться его выиграть, показав свой наилучший результат.

Сергей: Программы уже поставлены. Короткий танец, как у всех, самба, а вот произвольный — это сюрприз: он поставлен для нас в новом стиле. Я думаю, что этот танец понравится всем любителям танцев на льду.

— А как вы лето провели?

Анна: Лето? Всего две недели в мае.

Сергей: Аня была в Доминикане, а я был в Египте, но дожди замучили.

Досье

Анна Яновская — 23 ноября 1996 года.

Сергей Мозгов — 10 марта 1995 года.

Кандидаты в мастера спорта в танцах на льду.

Тренеры: Елена Кустарова, Светлана Алексеева, Ольга Рябинина.

Клуб: СШ №2 «Медведково».

Спортивные результаты: Чемпионы юношеских Олимпийских игр (2012). Серебряные призеры чемпионата мира среди юниоров (2014). Победители (2013) и серебряные призеры (2011) финала юниорской  серии Гран-при ИСУ. Серебряные (2014) и бронзовые (2013) призеры Первенства России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


9 − 2 =