Никто не станет спорить с тем, что спортивный успех каждой страны в будущем определяется тем, каков у нее юниорский резерв в настоящем, ведь насколько этот резерв многочислен и хорошо подготовлен, настолько можно надеяться на стабильное и успешное выступление страны на главных турнирах планеты. Возможно, это звучит немного пафосно, но нельзя отрицать, что юниоры — это будущие чемпионы мира и Олимпийских игр. Стоя на пороге нового витка олимпийского цикла, специалисты и болельщики с интересом поглядывают в сторону подрастающего поколения спортсменов, определенно сожалея о том, что в руках у них нет хрустального шара, предсказывающего будущее. Поэтому мы попросили старшего тренера юниорской сборной России Галину Голубкову рассказать читателям «МФ» о том, на кого из юных спортсменов стоит уже сегодня обратить наше пристальное внимание, потому что завтра они, возможно, станут новыми легендами спорта.
— Галина Петровна, иногда можно даже от очень известных тренеров услышать, что юниорский спорт — это как бы не совсем спорт, потому что спортсмены находятся только в начале пути и говорить о них как о сложившихся атлетах нельзя. Вы согласны с таким мнением?
— Я вообще не могу согласиться с такой точкой зрения. Возможно, в других видах спорта это так, но не в фигурном катании. В нашем спорте к этому моменту у спортсмена уже полжизни, если не больше, прошло на катке. В фигурное катание приходят детьми четырех-пяти лет, и к своим 14-16 годам юниоры уже сформированы как спортсмены и психологически, и технически. Многие к этому возрасту добиваются очень серьезных результатов. Как можно о них сказать, что они не спортсмены?
Если спортсмен заявляет о себе в юниорском спорте, то и во взрослом, как правило, карьера складывается. Бывает, конечно, что пары распадаются или кто-то заканчивает кататься, но это и со взрослыми происходит. Если же открыть результаты юниорских чемпионатов мира начиная с 1976 года (когда они начали проводиться), то почти все наши чемпионы и призеры стали потом олимпийскими чемпионами и чемпионами мира. Спортсмены во взрослую сборную команду страны с неба не падают, а приходят в нее из подготовленного юниорского резерва. Алексей Урманов, Илья Кулик, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Ирина Слуцкая, Аделина Сотникова, Елизавета Туктамышева, Юлия Липницкая — наших спортсменов можно перечислять и перечислять по всем видам фигурного катания, но тенденция будет одна и та же.
— У вас были такие моменты, когда, глядя на совсем молодого спортсмена, вы в нем угадывали будущую звезду фигурного катания и в итоге не ошиблись?
— Конечно, такие примеры были. Из недавних юниоров на меня впечатление произвели Ксения Столбова и Федор Климов. Они впервые поехали на юниорский чемпионат в 2010 году и сразу же заняли 3-е место, что было совершенно неожиданно, потому что они только первый год катались вместе. О Евгении Тарасовой и Владимире Морозове тоже с юниорского возраста можно было сказать, что это будет интересная пара.
Такое же впечатление было от наших девочек — Сотниковой, Туктамышевой, Липницкой, Радионовой: как только у них появлялась возможность участвовать в юниорских этапах Гран-при (причем почти всегда в отсутствие наших судей в женских бригадах), они всегда доказывали, что они лидеры. Так же было и с Максимом Ковтуном: только начав тренироваться под руководством Елены Буяновой, он отобрался, а затем с ходу выиграл юниорский финал Гран-при в 2012 году. И хотя он так и не победил на юниорском чемпионате мира (просто потому, что он в нем не участвовал), его потенциал специалистам был понятен сразу.
В танцах на льду практически все, кто в прошлом и нынешнем олимпийских циклах входил и входит в состав взрослой команды России, пришли в нее через победы на юниорском чемпионате. Боброва — Соловьев стали чемпионами в 2007 году, Ильиных — Кацалапов в 2010-м, Монько — Халявин в 2011-м, Степанова — Букин в 2012-м, Синицина — Жиганшин в 2013-м — и все они являются членами нашей сборной, правда, теперь несколько в других составах.
— Уже через — страшно сказать! — три года в Корее будет очередная Олимпиада. Кто, на ваш взгляд, заслуживает внимания как перспективный спортсмен или пара в новом олимпийском цикле? Кто, возможно, войдет в состав олимпийской сборной России?
— Вот так напрямую на ваш вопрос я ответить не могу: только время это покажет. Но нашего внимания заслуживают все наши девушки, от которых мы можем ждать успеха все три года, и на Играх в Пхенчхане в том числе. У нас сейчас в категории юниоров катаются спортсменки, которые, как только позволит им возраст, поведут битву за места в сборной: Медведева, Саханович, Сотскова, Проклова, Цурская, Ющенко. Конкуренция будет сильнейшая. В складывающейся ситуации спортсменкам и тренерам придется думать, за счет чего они смогут выиграть у соперниц. Елизавета Туктамышева и Алексей Мишин нашли свой путь, который на чемпионате мира сразу же принес победный результат. В любом случае перед нами стоит задача определить свои сильные стороны и сделать их выигрышными, всем надо будет искать пути для победы, потому что набор каскадов из тройных прыжков у наших девушек примерно одинаковый и все зависит от чистоты исполнения элементов, от качества скольжения, от постановки программ.
Эта задача относится ко всем видам фигурного катания, но в женском одиночном катании у нас сейчас такая высочайшая конкуренция, что, совершив подобный скачок внутри страны, мы подтолкнем к переменам весь мир. Я думаю, что к Олимпийским играм в Корее мы подойдем с хорошими наработками.
— Мне это напоминает ситуацию в нашем мужском катании около 10 лет назад, когда благодаря нашей внутренней конкуренции между Плющенко и Ягудиным мы побудили весь мир к исполнению четверных прыжков. Однако потом Эван Лайсачек показательно выиграл Игры в Ванкувере без четверного прыжка. А сегодня за счет чего можно выиграть в мужском одиночном катании?
— Да, после Олимпиады в Ванкувере мир решил, что можно пойти другим путем и обратить внимание на само катание, а не только на прыжки. На контрасте этих двух подходов акцент на скольжение оказался более выигрышным. Вспомним, как катался Патрик Чан, как сейчас катается Юдзуру Ханю или Джейсон Браун: скорость, реберность, мягкость скольжения, вся программа смотрится на одном дыхании, — все это воспринимается совершенно по-другому. Плюс многооборотные прыжки никто не отменял, они стали неотъемлемой технической частью.
— У нас среди юниоров есть юноши, от которых можно ожидать в перспективе конкуренции с мировыми лидерами?
— Пока могу назвать только две фамилии: Максим Ковтун и Адьян Питкеев, которые уже вышли на взрослый уровень, хотя по возрасту пока еще юниоры. Адьян в прошлом году провел хороший сезон, заняв 2-е место на чемпионате мира среди юниоров. В этом году он на чемпионате России завоевал бронзу, но потом простуда помешала ему выступить в полную силу на чемпионате Европы, и к чемпионату мира среди юниоров он не успел набрать нужную форму, хотя потенциально это интересный спортсмен.
— Что касается подрастающих ребят, то, безусловно, у нас есть способные фигуристы, но пока они значительно уступают по уровню подготовки не только юношам из Японии, Китая, Канады, США, но даже нашим девушкам. Нынешние наши соперники, такие как Шомо Умо, Натан Чен, Боян Цзинь, подкупают своим катанием, скоростным перемещением по площадке и чистым исполнением элементов. Например, катание того же чемпиона среди юниоров этого года японца Шомо Умо отличается от катания наших фигуристов тем, что совершенно не слышно, как он скользит.
— Чем можно объяснить наше отставание?
— Не могу сказать. Возможно тем, что в фигурное катание мальчиков приходит на порядок меньше, чем девочек. На мой взгляд, популяризировать фигурное катание в глазах родителей мальчиков могут только выдающиеся результаты наших спортсменов. Когда есть успех, то и вид спорта воспринимается по-другому. Но вообще в России интерес к фигурному катанию не падает. Лично для меня было неожиданностью видеть на последних наших турнирах фигуристов старшего и младшего возраста большое количество спортсменов из Екатеринбурга, Перми, Казани, Челябинска, Самары, Глазова, Кирова, Омска и других городов.
— Какая ситуация у нас в юниорском парном катании?
— Здесь тоже есть над чем работать. Долгое время нам казалось, что не так много в мире стран, которые развивают парное катание как вид, и что Россия здесь была и останется лидером. Однако мы уже достаточно давно, с 2009 года, не выигрываем золотые медали на чемпионатах мира, уступая в основном китайским парам, довольствуясь 2-3-ми местами. И хотя последние шесть лет наша страна все равно стоит на пьедестале, проблемы у нас определенно есть. Дело в том, что современная система судейства позволяет выиграть соревнования за счет сложности исполняемых элементов, и этим своевременно воспользовались китайские и североамериканские пары. Я думаю, что наши тренеры, посмотрев, по какому пути идет парное катание, поняли, что надо разучивать тройные прыжки, четверные выбросы и подкрутки. Что касается наших пар, то они отличаются хорошо выученными парными элементами, но при этом у них изначально слабая прыжковая база. В лучшем случае наши юниоры показывают двойной Аксель и один тройной прыжок — тулуп или сальхов, но в большинстве своем наши пары имеют в активе только двойной Аксель и двойные прыжки, и среди них пока не видно тех пар, которые могли бы исполнять тройные. Тренерам парного катания стоит уделять больше внимания многооборотным прыжкам с привлечением тренеров одиночного катания.
Наши специалисты уже говорили о том, что необходимо активнее привлекать в парное катание одиночников с хорошей прыжковой базой. Пришло время заниматься селекцией, но дело в том, что тренеры не передают детей в парное катание, предпочитая до последнего держаться за своих спортсменов, а сами фигуристы и их родители тоже не очень горят желанием осваивать этот вид. В результате огромное количество одиночников, имея в арсенале тройные прыжки, заканчивают кататься, вместо того чтобы перейти в парное катание и там добиться успеха. Недавний хороший пример — это решение итальянской одиночницы Валентины Маркей перейти в парное катание, что буквально в первом же сезоне позволило ей в паре с Ондреем Хотареком занять 4-е место на чемпионате Европы.
Что касается наших задач и проблем, то уже в мае на учебно-тренировочной базе в Новогорске мы планируем провести большой трехдневный семинар для всех тренеров и спортсменов парного катания, чтобы определить, какие у нас есть перспективы в этом виде — как на ближайшее время, так и на следующие годы, потому что нельзя оставлять без внимания тот вид, который всегда выигрывал. Также пришло время поговорить о том, как выстроить систему передачи фигуристов из одиночного катания в парное, каких спортсменов рекомендовать, как наблюдать за ситуацией.
— Какой расклад у нас среди танцевальных дуэтов? Какие у них перспективы?
— В конце этого сезона только дуэт Анна Яновская — Сергей Мозгов переходит на взрослый уровень, где они составят конкуренцию тем шести-семи парам, которые будут биться за место в сборной. Надеюсь, что этот переход для ребят пройдет безболезненно, потому что, несмотря на свой титул чемпионов мира среди юниоров, им, по сути, придется начинать все с нуля среди взрослых и более опытных соперников.
Остальные юниорские дуэты будут продолжать соревноваться в прежнем ранге, потому что если им позволяет возраст, то есть смысл проявить себя на этом уровне: поучаствовать на этапах Гран-при, отобраться в финал, набрать себе рейтинг. У нас есть интересные пары, которые могут успешно бороться за медали этапов Гран-при и чемпионата мира. Как показал опыт, для достижения высоких результатов необходимо усовершенствовать подход к тренировочному процессу.
— Вы уже знаете, каких спортсменов пригласите на контрольные прокаты в августе?
— Я думаю, что в этом году мы будем просматривать большое количество спортсменов. Прежде всего это будут фигуристы, вошедшие по результатам сезона в сборную России, но, кроме этого, мы планируем уже в июле выезжать со специалистами на места в группы, чтобы смотреть по факту, в какой форме спортсмены подошли к новому сезону, как функционально и технически они готовы, какие программы поставлены. И если кто-то не смог проявить себя в уходящем сезоне, а в начале нового сезона обратит на себя внимание, мы его, безусловно, пригласим на контрольные прокаты юниорской сборной.