Целевая аудитория Московские тренеры: «Возраст и навыки имеют значение»

В то время как для многих зрителей и болельщиков фигурное катание — это привычное название любимого вида спорта, для тренеров, спортсменов и специалистов — это лишь обобщающее понятие, не раскрывающее до конца видового разнообразия этого прекрасного спорта. Для них фигурное катание состоит из одиночного, парного, синхронного катания и танцев на льду, кардинальное различие между которыми очевидно всем профессионалам.

«МФ» решил выяснить у московских тренеров, в какой момент фигурист должен задуматься о выборе своей специализации, когда это удобнее всего сделать по возрасту, а главное — какие данные и какие навыки должны быть у спортсмена, чтобы тренеры желали непременно его заполучить.

Одиночное катание

Когда спортсмен-одиночник должен задуматься о переходе в другую специализацию? В каком возрасте лучше всего принять это решение?

Марина Австрийская, тренер одиночного катания: Если фигурист не может себя проявить в одиночном катании, то он переходит в пары или танцы. Сейчас у нас в Москве очень длинная скамейка перспективных девочек, из которых не все пробьются в одиночном катании, так что, может быть, кому-то уже стоит задуматься о парном катании, тем более что они прекрасно обучены прыжкам, вращениям, скольжению. В старшем возрасте гораздо сложнее учить все парные элементы, поэтому желательно, чтобы они приходили раньше, пока маленькие, так их проще обучить парным элементам: поддержкам, выбросам, подкруткам.

Мальчики должны переходить чуть старше, когда организм уже покрепче, а девочкам лет в 12 уже нужно даже принять решение, тем более что к 12 годам одиночницы имеют понимание своих перспектив. Если родители невысокие и нет страха высоты, то почему нет?

Виктория Волчкова, тренер одиночного катания: Спортсмен должен задуматься о своем будущем, если ощущает кризис и топтание на месте. Моя бывшая ученица Соня Бирюкова, выиграв всемирную Универсиаду, ушла в парное катание. Ей было 21. Она быстро освоила парные элементы, если еще возьмется за себя пожестче, то у нее вообще все будет хорошо. Мне кажется, что перейти никогда не поздно, дело только в том, насколько сам спортсмен этого хочет. Если есть желание, то можно добиться всего. Посмотрите на Сергея Воронова, Константина Меньшова или Гордея Горшкова, который только к 26 годам раскатался, — они в таком возрасте катаются, и хорошо катаются. Когда я слышу, как говорят, что спорт смену уже 18 лет и перспективы у него нет, то мне просто смешно: у всех свой путь. Главное — желание.

Сергей Давыдов, тренер одиночного катания: Я думаю, что все понимают, насколько высок сейчас уровень в одиночном катании, так что если тренер, спортсмен — вместе или по отдельности — понимают, что спортсмен не может выйти на должный уровень, тогда стоит об этом задуматься. Бывает, что осознание проблемы есть, но спортсмен принимает решение из разряда «я буду очень сильно стараться» и продолжает кататься как одиночник. В этом случае важно не ошибиться с окончательным решением, чтобы не пропустить точку невозврата. Хорошо, если тренеры из другой специализации пригласят спортсмена к себе, это во многом облегчает принятие решения. Но в любом случае из одиночного катания переходят на другую специализацию не от хорошей жизни.

Светлана Кандыба, председатель судейской коллегии г. Москвы: Мне кажется, что раньше 1-го спортивного или КМС в других специализациях делать нечего, потому что надо заложить фундамент, который чем прочнее, тем легче будет спортсмен реализовываться в новой специализации. Когда спортсмен переходит в танцы с 3-го юношеского разряда, то тренеры должны его учить азам, а не танцам. Возможно, тренеры справятся с этой задачей, но сколько сил и времени придется потратить специалистам и зачем это делать?

Парное катание стало очень сложным, поэтому требования к координации спортсменов высокие. Спортсмены должны будут разучить парные элементы, а одиночные удержать, так что объем элементов в этом виде фигурного катания очень большой. Значит, чем прочнее навык в одиночном катании, тем больше шансов, что эти навыки сохранятся. Сейчас многие специалисты прогнозируют всплеск популярности парного катания, потому что у нас в Москве настоящий бум женского одиночного катания. Уже в младшем возрасте по спецпрограмме выступают четыре разминки девочек, каждая из которых со всеми тройными прыжками, причем в каскадах. На 1-е место претендуют 12 девочек, то есть две разминки, которые чисто откатали произвольную программу. В одиночном катании они все не реализуются, так что многие уйдут в парное катание (при условии, что девочка не боится высоты), и, на мой взгляд, чем раньше, тем лучше.

Марина Кудрявцева, тренер одиночного катания: У каждого своя дорога. Вот Наташа Бестемьянова в 19 лет ушла в танцы и стала олимпийской чемпионкой. А Ирина Моисеева в танцы пришла ребенком, и у нее тоже все получилось — чемпионка мира. Яна Хохлова закончила с одиночным катанием, ушла в балет на льду, откуда ее вытащили, как из небытия, и она тоже стала чемпионкой. Поэтому, мне кажется, в танцы на льду опоздать нельзя, особенно если у спортсмена есть накат, хороший конек, харизма и желание. С другой стороны, чем раньше спортсмен приходит в новый вид фигурного катания, тем раньше он займет свою нишу, раньше у него появится рейтинг, он раньше начнет адаптироваться к новому виду. Так что если такие мысли в голове у спортсмена есть, то решаться надо пораньше.

Ольга Маркова, технический специалист ИСУ по одиночному катанию: Очень сложный момент. Спортсмены, которые хотят перейти в танцы на льду, должны обладать харизмой, внешностью, скольжением, а не тем, что им прыжки не даются. Чтобы в парном катании добиться высокого уровня, спортсмену уже двойного Акселя маловато, надо за душой иметь тройные прыжки, включая флип и лутц, чтобы быть конкурентоспособным на мировом уровне.

Анна Царева, тренер одиночного катания: Спортсмену надо слушать своего тренера, потому что ему виднее. В фигурном катании все настолько индивидуально, что рецепта — надо делать вот так — нет. Конечно, если совсем ничего не получается, то надо менять специализацию, хотя у какого-то спортсмена бывает так, что надо поверить в себя — и все сложится, а другому надо уходить, потому что он достиг своего потолка. Главное, не опоздать с переходом в другую специализацию, потому что все так сильно сдвинулось, так усложнилось, что поезд может уйти. Спортсмен должен хорошо осознавать, что он собой представляет, свои цели, желания, чтобы вовремя сделать правильный выбор.

Елена Эйсмонт, тренер одиночного катания: Все сдвинулось, теперь везде можно опоздать по возрасту. В одиночное катание никто не возьмет ребенка с семи лет, даже смотреть не будут, хотя он может быть талантлив как бог. То же самое с танцами и парами. Раньше в танцы детей моложе 12 лет не брали, а сейчас девятилетних в пару ставят.

Парное катание

В каком возрасте лучше всего переходить в парное катание? Какие данные должны быть у спортсмена, чтобы заинтересовать тренера парного катания?

Сергей Доброскоков, тренер парного катания: Что касается возраста, я считаю, что для девочек важно встать в пару до пубертата, потому что в этом возрасте они не испытывают страха, легко идут на сложные элементы, не боятся риска. У девушек постарше уже срабатывает инстинкт самосохранения, и перебороть его бывает просто невозможно. Я могу вспомнить только два уникальных примера, когда взрослые спортсменки из одиночного катания смогли стать парницами: это Катарина Гербольдт и Софья Бирюкова. Больше примеров я не знаю, потому что выучить сложные элементы парного катания — поддержки, выбросы, подкрутки — им сложно, даже если они осознанно и с желанием идут в парное катание.

Если я раньше брал девочек с Акселем и двойными прыжками, то теперь я их даже не просматриваю. Теперь у них должно быть не меньше двух тройных прыжков плюс Аксель. Если раньше мы брали девочку без тройных прыжков, то требовалось, как правило, три года на их освоение, потому что они шли параллельно с обучением парным элементам. Сейчас у нас так вырос уровень одиночного женского катания, что к 12-13 годам девочки владеют почти всеми тройными прыжками, у них наработаны определенные группы мышц, так что за год можно спокойно освоить все парные элементы, а дальше их шлифовать. Также в связи с тем, что теперь перед парницами стоят сложные технические задачи освоения четверных подкруток и выбросов, то я не беру высоких девочек. Если раньше я мог взять девочку 160-162 см под высокого партнера, то сейчас максимум 155-158 см.

Нина Мозер, тренер парного катания: Это очень индивидуально. Есть, конечно, какие-то рекомендации, но, по-моему, девочкам до 12, а мальчикам до 14 лет не стоит об этом думать. Но если начинать думать, то важно видеть ростовые данные спортсмена и набор прыжков. Для меня еще важно, чтобы спортсмен был интересным по потенциалу — в первую очередь, конечно, физиология, потому что так может быть, что именно для парного катания не будет хватать данных. Он должен быть хороший катальщик, легкий, воздушный. Плюс к этому должен любить кататься, должна быть любовь к фигурному катанию, должен хотеть кататься в паре, хотеть взять за руку девочку, встать рядом с ней. А девочка должна доверять и не бояться. Они должны хотеть попробовать, а потом уже жизнь покажет, что из этого выйдет. Но у всех по-разному получается: кто-то приходит в пары, потому что из одиночного катания выгнали, а кто-то спит и видит себя в парном катании. У меня сейчас катается мальчик из Питера от Алексея Мишина, который изначально хотел, готовился к парному катанию и просто ждал надлежащего возраста.

Сергей Росляков, тренер парного катания: Лучший возрастной диапазон перехода для девочек — от 12 до 15 лет, для мальчиков чуть попозже — с 15 до 18 лет, тогда можно говорить о результатах на юниорском уровне, потому что партнер успеет за это время накатать базу парного катания и успешно выступать на юниорском уровне. Если говорить об элементах одиночного катания, то в современном парном катании без двойного Акселя и двух тройных прыжков у нас делать нечего. Раньше мы говорили только про «дупель» и желательно один тройной, теперь с таким набором уже никого не возьмут. К нам сейчас приходят фигуристы со всеми тройными прыжками, в том числе в каскадах. Еще одно важное требование — росто-весовые показатели: для девочки чем они меньше, тем лучше; для мальчика желателен рост от 175 см.

Танцы на льду

В каком возрасте лучше всего переходить в танцы на льду?

Светлана Алексеева, тренер танцев на льду: Хорошо или плохо дела идут в одиночном катании, спортсмен может понять уже в семь лет, но говорить о том, что ему надо сразу менять специализацию, я бы не стала. Можно прийти в танцы в 16 лет и достичь успеха в карьере, если быть мотивированным и трудолюбивым. Все настолько индивидуально, что давать какие-то рецепты я не могу. Во-первых, все дети по-разному развиваются и начинают соображать. Во-вторых, очень важно, чтобы фигурист понимал, что при переходе в танцы ему предстоит много работать, а не прохлаждаться. У нас, к сожалению, многие фигуристы, сменив одиночное катание на танцы, не ожидают, что в танцах тоже надо долго и упорно трудиться, чтобы добиться успеха.

Ирина Жук, тренер танцев на льду: Лучше всего, когда к нам приходят в 11-12 лет девочки, а мальчики чуть попозже, в 12-13 лет. Новая тенденция приходить в танцы чуть ли не в семь лет нами не поддерживается. Мы придерживаемся такого мнения, что спортсмен должен чему-то научиться в одиночном катании, научиться понимать, что такое дуги, ребра, крюк-выкрюк, уметь вращаться, прыгать, «кораблики» делать, уметь кататься на скорости и тому подобное. Что касается вопроса, можно ли опоздать в танцы, то есть такое мнение, что если ты в юниорском спорте ничего не достиг, то и во взрослом спорте ничего не получится. Это неправда. Опыт наших спортсменов Яны Хохловой и Сергея Новицкого полностью это опровергает. Они в юниорском спорте ничего не достигли, а потом стали чемпионами Европы и бронзовыми призерами чемпионата мира. Вообще какого-то общего правила нет, потому что у всех дуэтов своя жизнь, своя судьба в спорте и всех равнять под одну гребенку не стоит. Бывает, что в юниорах все складывается супер, а потом ничего (и такие примеры мы знаем), а бывает ровно наоборот.

Ксения Румянцева, тренер танцев на льду: Конечно, общая рекомендация по возрасту — это 11-12 лет, тот возраст, когда дети уже чему-то обучены, а если они катались у хорошего одиночного тренера, то у них поставлен конек, они чувствуют ребра, стоят на дугах. Вообще, когда у ребенка была хорошая школа, то это преимущество. Нам всегда понятно, профессионал с ним работал или нет, даже не надо заглядывать в его спортивную книжку и смотреть выполненные разряды. Но я все равно не говорила бы о каком-то золотом возрасте, все индивидуально. Например, к нам пришел мальчик восьми лет, который практически кататься не умеет, но мы его взяли из-за его фактуры, и что-то в его характере нам глянулось, а не потому, что он мальчик. Мы берем не любого мальчика, потому что можно и медведя научить кататься, но зачем? Все должно быть в пределах разумного.

В силу того, что у нас очень большая группа и старшие выходят на лед вместе с младшими, для меня как тренера важно, насколько хорошо пришедший спортсмен стоит на ногах, насколько хорошо он ориентируется на площадке, в конце концов, насколько он резв, чтобы вовремя увернуться и уступить лед взрослой паре. Если спортсмен медленно соображает, то мы его не возьмем.

В прежние времена фигуристы приходили в танцы в 17-18 лет, но в связи с новыми правилами эта практика ушла, потому что начинать в таком возрасте — маловероятно добиться хоть какого-то результата в будущем, настолько все рано и стремительно. Они просто не успеют, потому что в 16 лет спортсмен уже должен быть членом юниорской сборной. Говорят, что бывают исключения из этого правила, но в моей практики такого опыта не было.

Синхронное катание

В каком возрасте не поздно переходить в синхронное катание?

Ольга Бадяева, тренер по синхронному катанию: Одиночник должен об этом задуматься уже лет в десять, потому что к 13 годам он должен иметь все навыки синхронного катания, а также понимать философию этого вида спорта. К 13-14 годам спортсмены уже должны хорошо кататься в юниорской команде. Если дети из одиночного катания приходят к нам в 14 лет, то они нам уже не нужны. Специфика настолько разная, что нам придется потратить время на обучение и переучивание, а ломать сложившуюся технику непродуктивно. Синхронист должен уже в 12 лет кататься в команде, понимать ее законы, чувствовать общий настрой, уметь согласовать длину своей дуги и силу толчка со всеми членами команды, а для этого мы ждем к себе спортсменов в возрасте от девяти до 11 лет, не позже.

Ирина Лебедь, тренер по синхронному катанию: Мы сейчас берем совсем маленьких деток в команду преновисов, которые уже поняли, что они не смогут прыгать тройные прыжки. Но было бы идеально брать детей начиная со 2-го спортивного разряда, чтобы базовое скольжение и вращения были выучены.

Ребенок к 10-11 годам уже шесть-семь лет прозанимался спортом, поэтому он должен иметь основные представления о спортивном режиме дня, питании и прочее. К моменту, когда спортсмен выбирает новую специализацию, он решает продолжать заниматься фигурным катанием профессионально. Но проблема синхронного катания в том, что для многих синхронное катание — даже не запасной аэродром, а просто приятное время-провождение на катке.

Анна Харченко, тренер по синхронному катанию: Я считаю, что в районе 1-го юношеского разряда фигурист уже может ответить себе на вопрос, как складывается его карьера в одиночном катании. Если она не складывается, то он может попытать себя в другой специализации, например в синхронном катании. То есть постараться выполнить 2-й спортивный разряд уже в другом виде фигурного катания, потому что после 1-го юношеского все становится ясно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 − = 6