Два года новой эры О новых правилах соревнований по фигурному катанию на коньках

После того, как в июне 2004 года новая система судейства в фигурном катании на коньках (далее — Система) была утверждена 50-мКонгрессом Международного союза конькобежцев, она действует в полном объеме на всех официальных соревнованиях, проводимых ISU. Нельзя не признать, что существовавшая до этого и еще кое-где применяемая шестибалльная система судейства не является достаточно информативной для спортсменов и тренеров и не позволяет отразить мнение судей об отдельных аспектах представленной программы. Эта система позволяла «расставить» спортсменов по местам, фиксируя лишь общий уровень мастерства и соотношение между технической и артистической сторонами исполнения (по мнению каждого из судей). Но нельзя отрицать и тот факт, что в фигурном катании вообще НЕ МОЖЕТ быть создана абсолютно объективная система судейства, поскольку не только впечатление от исполнения, но и уровень технического мастерства не подлежат «абсолютной» оценке.

Как работает новая Система

Начнем с того, что два Технических специалиста (в основном, хорошо известные в прошлом спортсмены, на профессиональной основе работающие в фигурном катании) называют только что исполненный спортсменом (парой) элемент в соответствии с разработанной строго определенной условной терминологией. Третий член технической бригады, Технический контролер, с помощью системы оперативной радиосвязи следит за правильностью произведенной специалистами идентификации элемента, в случае необходимости обсуждает с Техническими специалистами и затем утверждает классификацию элемента. Технический контролер отвечает также за правильность ввода названия и уровня сложности элемента в главный компьютер системы, который осуществляет Оператор ввода данных. Обозначение элемента в сокращенном виде, введенное Оператором, появляется на компьютерах судей практически в режиме «он-лайн». Судьи оценивают лишь качество исполнения спортсменом каждого элемента.

Все типы элементов фигурного катания, а именно, прыжковые элементы (прыжки, каскады и комбинации прыжков) с количеством оборотов в воздухе от 1 до 4, вращения (а также комбинации вращений, прыжки во вращения), основные типы соединительных движений — имеют свою «базовую стоимость», зафиксированную в Таблице стоимости элементов (Scale of Value). При определении базовой стоимости элементов учитывается уровень их сложности. Для прыжков это — число оборотов в воздухе. Для остальных элементов разработаны 4 уровня сложности, которые зависят, например, во вращениях, от количества сложных вариаций позиций, смен занятой ноги, ребра; в дорожках шагов — от характера и сложности исполняемых шагов и смен направлений движения; количества смен позиций и хватов в поддержках в парном катании, и т.д. Уровни сложности, как и выполненное (с «недокрутом» менее ? оборота) количество полных оборотов в прыжках, определяются и называются вслух Техническими специалистами (иногда после дополнительного просмотра с помощью системы видео-повтора производится коррекция) и утверждаются Техническим контролером.

Качество исполнения элемента оценивается cудьями по ходу исполнения программы по семи градациям, а именно: базовая стоимость элемента (исходная величина при оценке), 3 положительные и 3 отрицательные градации, которые обозначаются, соответственно, +1; +2; +3; −1; −2; −3. При этом судья вначале оценивает положительные признаки элемента, которые могли бы увеличить «базовую» стоимость, а затем снижает оценку за ошибки, если они допущены. Каждая + и — градация имеет свое + или — численное выражение для каждого типа элемента, приведенное в Таблице. Эта величина добавляется к базовой стоимости (или вычитается из нее), при этом получается оценка качества исполнения элемента (Grade of Execution, GOE). При определении качества исполнения судья руководствуется специально разработанными и достаточно четкими рекомендациями Технического Комитета ISU.

Компьютерная система по определенной программе производит обработку данных — отбрасывает максимальные и минимальные оценки, определяя так называемую «усеченную среднюю» величину стоимости элемента. Эта средняя величина представляет собой оценку бригады за данный элемент. Оценки за все исполненные элементы суммируются, и эта сумма является оценкой за техническое содержание программы.
После окончания исполнения программы судья обязан оценить по десятибалльной шкале с шагом 0,25 «компоненты» программы (см. «Компоненты программы»), которых в настоящее время в соответствии с новыми правилами предложено пять. Это — уровень катания; переходы/связующие движения и работа ног; представление/исполнение; хореография/композиция, интерпретация музыки (определения компонентов программы намеренно приводятся в формулировках, близких к тексту Правил, изданных на английском языке).

Введенные каждым судьей в компьютерную систему оценки за компоненты программы обрабатываются по той же схеме, что и оценки за технику. Оценки бригады за все компоненты после умножения на соответствующие коэффициенты суммируются друг с другом, и эта сумма представляет собой оценку бригады за компоненты программы. В произвольной программе (в одиночном и парном катании) эти множительные коэффициенты и, значит, «вес» оценок за компоненты вдвое выше, чем в короткой.

Процесс судейства произвольной программы немногим отличается от судейства короткой программы. В короткой программе оцениваются лишь 8 предписанных элементов, в произвольной программе, содержание которой (ее «сбалансированность») тоже значительным образом регламентировано, элементов почти вдвое больше. Нарушение требований к содержанию программ может привести к тому, что исполненный элемент может оказаться вовсе не оцененным, поскольку не удовлетворяет требованиям сбалансированности.
Перед определением результата в какой-либо части соревнования (например, результата в короткой программе) производятся необходимые снижения за нарушения правил и падения (каждое падение спортсмена приводит к снижению оценки на 1 балл). Суммарный результат (в баллах) спортсмена (пары) за техническое содержание и за компоненты программы (с учетом коэффициентов) определяет его место в данной части соревнования. Окончательный результат спортсмена (пары) есть сумма результатов в отдельных частях соревнования (например, за короткую и произвольную программы).

Не все так гладко

Предложенная система наряду с очевидными достоинствами имеет ряд серьезных недостатков. Оценка технического содержания, казалось бы, не представляет для опытного арбитра особой трудности, кроме определения в некоторых случаях точного количества исполненных в воздухе оборотов (даже при использовании системы видео-повтора). Существенно более сложной представляется, и, как показал мой собственный опыт работы в качестве Технического контролера, на самом деле является, задача правильной идентификации элемента, выполняемая технической бригадой также практически «в режиме реального времени», поскольку оборотность прыжков и уровни сложности, а, следовательно, базовую стоимость элемента, определяет именно техническая бригада.

Система видео-повтора имеет некоторые недостатки, и нередки ситуации, когда неоднократный просмотр, даже в замедленном режиме (slow motion), не помогает установить истинную картину. Кроме того, оцененный по номинальной, базовой стоимости элемент, исполненный одним спортсменом, не может быть полностью идентичен таким же образом оцененному элементу в исполнении другого спортсмена, а их стоимость в баллах автоматически получается одинаковой.

Тем не менее, новая система оценки технического содержания, безусловно, отражает продемонстрированный спортсменом уровень техники (естественно, при условии правильной идентификации исполненных элементов и их уровней). Что же касается оценки компонентов программы, этот процесс вызывает у многих трудности, а при анализе ситуации возникают вопросы.

Прежде всего, непросто в течение нескольких секунд «переключиться» с оценки техники на оценку общего впечатления от программы в целом. Кроме этого, как видно из определений и описания компонентов программы, взятого непосредственно из Правил 2004 года, существует, мягко говоря, некоторая расплывчатость и неясность формулировок. Поэтому большинство судей испытывает вполне понятные затруднения в дифференцировании трех последних оценок. Даже если уровень оценки за представление/исполнение/хореографию вполне очевиден, достаточно сложно разделить эти понятия и отразить разницу в численном выражении. Например, содержание второго компонента «переходы/связующие движения и работа ног» вполне может быть отнесено и к компоненту «уровень катания», и к «композиции программы».

К настоящему времени накоплен определенный статистический материал по проведенным соревнованиям, который подлежит обработке и серьезному анализу. Одним из факторов, требующих анализа, является наличие большого числа случаев, когда результаты участников в баллах, тем более, итоговые результаты, различаются на очень незначительную величину. Немало примеров, когда на чемпионатах Европы, мира и даже на Олимпийских играх разница в баллах при определении мест двух участников или пар составляет несколько десятых при общей сумме более 200 баллов, т.е. порядка 0,1%. Очевидно, что распределение мест при такой мизерной разности оказывается в определенной степени случайным.

Тем не менее, на настоящий момент новые Правила приняты и действуют. Эффект от их введения несомненен. Фигуристы составляют программы в точном соответствии с требованиями, усложняют исполняемые элементы с целью добиться идентификации по более высокому уровню сложности, чтобы получить дополнительные очки за техническое содержание программы. А это в свою очередь означает, что спортсмены осваивают технику фигурного катания во всем ее многообразии, что в конечном счете способствует прогрессу данного вида спорта в целом.

Компоненты программы

Уровень катания

Общее качество катания, контроль ребер и качества скольжения по льду, характеризуемое владением основами катания (реберность, шаги, повороты), отработанность техники, свободный контроль мощи катания для ускорения и изменения скорости; разнообразное использование силы/энергии, скорости и ускорения.

При оценке Уровня катания рассматриваются следующие параметры:

  • Равновесие, ритмическая работа колен и точность постановки ноги
  • Непринужденность скольжения
  • Чистота и уверенность исполнения глубоких реберных дуг, шагов и поворотов
  • Мощь / энергия и умение демонстрировать ускорение
  • Владение катанием во многих направлениях
  • Владение скольжением на одной ноге
  • Одинаковая степень мастерства партеров, демонстрируемая в унисоне (парное катание)

Переходы/связующие движения и работа ног

Варьируемая и/или сложная работа ног, разнообразие позиций, движений и хватов, связывающих все элементы. В одиночном и парном катании сюда относятся также подходы к элементам и выходы из них. При оценке Переходов/связующих движений и работы ног рассматриваются следующие параметры:

  • Разнообразие
  • Трудность
  • Сложность рисунка
  • Качество (включая унисон в парном катании)
  • Баланс в катании обоих партнеров (парное катание)

Представление/исполнение

Представление отражает степень физической, эмоциональной и интеллектуальной «вовлеченности» спортсмена / пары, их способность передать музыкальный замысел и хореографию.

Исполнение отражает качество движения и точность в выражении. Сюда включается гармония движения в парном катании.

При оценке Представления / исполнения рассматриваются следующие параметры:

  • Физическая, эмоциональная и интеллектуальная «вовлеченность» спортсмена(ов)
  • Осанка
  • Стиль и индивидуальность
  • Четкость движений
  • Разнообразие и контрастность стиля
  • Выразительность
  • Унисон и «единство» (в парном катании)
  • Баланс в исполнении между партнерами (в парном катании)
  • Пространственное взаимодействие — контроль расстояния между партнерами и перестроений (в парном катании)

Хореография/композиция

Осмысленное, сложное и/или оригинальное оформление всех движений в соответствии с принципами пропорциональности, единства, объемности, рисунка, структуры и выразительности. При оценке Хореографии / композиции рассматриваются следующие параметры:

  • Цель (идея, концепция, видение, настроение)
  • Пропорциональность (соразмерность частей программы)
  • Единство (целенаправленное связывание всех движений)
  • Использование персонального и общего пространства
  • Рисунок программы и использование ледовой площадки
  • Выразительность и форма (движения и части программы, структурированные в соответствии с музыкой)
  • Оригинальность замысла, движений и построения программы
  • Распределение ответственности в достижении цели (в парном катании)

Интерпретация музыки

Личностная и творческая передача музыки в движение на льду.

При оценке Интерпретации музыки рассматриваются следующие параметры:

  • Непринужденность движений в соответствии с музыкой (согласованность с музыкой)
  • Выражение стиля музыки, ее характера и ритма
  • Отражение музыкальных нюансов
  • Взаимодействие партнеров, отражающее характер музыки (в парном катании)

Досье

Лихарева—Даниленко Татьяна Константиновна

Мастер спорта СССР (1954). Чемпионка СССР в одиночном фигурном катании (1954, 1955, 1958, 1959). Выступала за общество «Динамо». Тренеры: Лидия Пидорина, Алексей Андрианов, Константин Лихарев. Кандидат технических наук. Судья ISU, Международный рефери, судья Высшей категории России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− 8 = 1