На ребре — по дуге Судьи рекомендуют вернуться к школе

В последних выпусках нашего журнала мы много писали про новую систему судейства (НСС), по которой вот уже третий сезон во всем мире оценивают мастерство фигуристов. Федерация фигурного катания России, начиная с этого сезона, стала активно использовать НСС на внутренних соревнованиях. По этой системе уже проведены три этапа Кубка России в Самаре, Нижнем Новгороде и Казани, международные соревнования на призы Алексея Мишина в Белгороде. В самом начале ноября на турнире, посвященных памяти первого отечественного чемпиона мира Сергея Волкова, по новой системе судили и в Москве. На этих соревнованиях мы поинтересовались у судейского и тренерского корпуса о том, какие на их взгляд коррективы внесла в жизнь новая система судейства.

Мнения судей и технических специалистов

— Чтобы вы посоветовали тренерам изменить в подготовке спортсменов, чтобы лучше и быстрее адаптироваться к новой системе судейства?

Минеева Людмила (судья)

— Я уверена в том, что тренерам деваться будет некуда, как только поменять систему начальной подготовки юных фигуристов, потому что то, что дает повышение уровня во вращениях, в дорожках шагов и в спиралях без грамотной постановки ребенка на конек невозможно. Чистота ребер, крутизна дуг — все это повышает оценку и технического специалиста, и судей. Раньше старшее поколение тщательно изучало, когда была «школа», все эти тройки, крюки, выкрюки, перетяжки, скобки. Нам предстоит делать тоже самое. Это база, это основа.

Татьяна Даниленко (судья)

— Тренеры знают, что они должны поменять в подготовке. Что касается детских соревнований, то я всегда говорю тренерам (если они спрашивают), что далеко не у всех фигуристов поставлена правильная техника прыжков, и когда тренеры искренне считают, пишут об этом в заявках, что их дети могут исполнять, например, тройные прыжки, то это заблуждение, так как подчас до выполнения тройного еще несколько лет работы. Чаще всего по причине неверной техники, и если ее не исправлять, то прыжка никогда не будет, поскольку чем больше неправильно заучиваешь прыжок, тем сложнее, а иногда и невозможно, переучиваться. Надеюсь, что тренеры эту проблему знают. На этих соревнованиях (мемориал Волкова, спецпрограмма) буквально несколько девочек, три-четыре, не больше, имели правильную технику прыжка. Особенно это касается акселя. Этот прыжок очень интересен и сложен по технике, и мало кто правильно его делает. Даже ведущие спортсмены далеко не все правильно его прыгают. Надо понимать механику прыжка. Чаще всего спортсмены вытаскивают Аксель силой воли, мощью, скоростью, опытом, но не техникой. Но вот так, чтобы чувствовать его, чтобы с полетом, чтобы крутка была не сразу, а сначала должен быть вылет, как бы зависание, этого нет. Хотелось бы чтобы наши спортсмены умели это делать.

Александр Кузнецов (технический контролер)

— Наличие уровней сложности для каждого элемента подразумевает, что спортсмен теперь должен более уверенно владеть базовой техникой катания. Если нужно сделать смену ребер в какой-то позиции во вращении, то соответственно нужно иметь представление о том, что такое смена ребра. Поэтому повышается роль качества базового катания и базовой подготовки на начальной стадии обучения. В период начальной подготовки тренер должен уделять особое внимание качеству исполнения дуг, перетяжек, скобок, крюков и прочего. Соответственно, мы немного возвращаемся к той ситуации, которая была во времена исполнения школьных фигур. Если раньше были две оценки, которые расплывчато оценивали сложность элементов и качество их исполнения в прогамме, то теперь все подробно расписано для каждого конкретного элемента, и это все влияет на общую сумму, полученную за исполнения всей программы. Следовательно, тренер должен подходить очень внимательно к каждому микрокомпоненту программы.

Светлана Кандыба (судья)

— Ведущие тренеры подход к подготовке уже поменяли давно, другое дело, что детские тренеры ничего почти не изменили. Но, в принципе, если тренер работает хорошо, то он всегда работает в ключе современных событий. А если тренер не хотел никогда быть на каком-то высоком уровне, не стремился особенно совершенствоваться, то хоть что поменяется, а он таким и останется.

Соревнования показывают, что хотя все вращения, прыжки, дорожки, спирали у спортсменов поставлены на третий или четвертый уровни, то они именно поставлены, а не выкатаны спортсменами на этот уровень. Мысль о том, что судьи ничего не увидят — не правильная: судьи всегда все видят. И каждый тренер должен понимать, что судьи обязаны наказывать, поэтому делать надо все по новым правилам.

Майра Абасова (судья)

— В принципе, я считаю, что сейчас нужно тренерам основное внимание уделить базовому катанию и технической подготовке, чтобы все элементы, которые исполняют наши дети, были разучены изначально правильно. Сначала научить кататься, научить владеть коньком, а потом уже разучивать элементы. В судейскую оценку за технику исполнения, например, прыжков сейчас входит скорость захода, реберность дуги, амплитуда, чистота приземления и прочее, а у нас многие дети крадучись подбираются к прыжкам и не отрываясь ото льда крутят что-то.

Людмила Кубашевская (рефери)

— Качество исполнения элементов по НСС определяется так, как никогда не определялось при старой системе, тогда оно было таким «общим впечатлением».

Технические специалисты и судьи каждый элемент разбирали, можно сказать, по косточкам. На мой взгляд, эти соревнования показали, что основные ошибки спортсменами были совершены больше от неряшливости, чем от недостатка подготовленности. Было видно, что тренеры мало знакомы с правилами. В комбинированном вращении многие участники стояли в каждой позиции меньше 2 оборотов, им позиция не была засчитана. Спирали тоже не додерживают: кто не выстоял 3 секунды в одной позиции, тем не засчитали комбинацию спиралей. Теперь на компьютере хронометраж смотреть очень удобно, даже спорить не о чем.

Что касается прыжков, то мало кому из заявленных тройных прыжков их засчитали по причине недоработанности, недокрученности. Технический специалист перепроверяет по видеоповтору как сделан прыжок. Тренеры должны обратить внимание, что не надо гоняться за ранними тройными прыжками, что не стоит показывать то, что не доработано, все равно не засчитают.

Что касается компонентов программы, то на мой взгляд, компоненты эти определить можно, но пострадало восприятие программы в целом. Судьи раньше смотрели хорошо исполненные программы на едином дыхании. Целостность программы не воспринимается из-за очень детального судейства. Сколько раз судьи опустят и поднимут головы, вот единого восприятия нет. Я считаю, что это недостаток системы судейства. В целом, уровень соревнований был высокий, дети катались хорошо, хотя и им всего10-12 лет.Если они останутся все в фигурном катании, то есть надежда.

Мнение тренеров

— Какие изменения в подготовке спортсменов должны будут сделать тренеры, чтобы максимально соответствоватьтребованиям новой системы судейства?

Виктор Кудрявцев (старший тренер ЭШВСМ «Москвич»)

— НСС обязывает нас постороить учебно-тренировочную работу в дестких спортивных школах совершенно по-другому. Прежде всего должен измениться сам подход к набору детей. Теперь дети должны быть не только прыгучими, быстрыми, резкими, но они должны обладать красивыми движениями, должны быть гибкими, эластичными, мягкими, потому что очень многие элементы, которые ценятся НСС, отвечают именно этим требованиям. Сейчас можно получить очень хорошие оценки за вращения, за спирали, и что очень важно — за связующие шаги, переходы, то есть за владение техникой конька.

В период подготовки к соревнованиям следует очень большое внимание уделять именно скольжению, смягчению катания, реберности, поворотам. Если раньше в так называемой «школе» мы нарабатывали эти навыки, то уже сейчас в течение длительного периода времени дети этого не дополучали. Мы прыгали, прыгали, прыгали, а кататься в большей степени разучились. В этом отношении даже стало интересно работать тренерам, потому что установилась гармония в подготовке.

Елена Щеглова (тренер СДЮШОР «СЮП»)

— В подготовке практически ничего не изменилось. Как мы боролись за качество элементов, так мы за них и боремся. Больше времени уделяем вращениям, шагам, спиралям, то есть тем элементам, на которых мы можем плюс еще что-то набрать. А без прыжков куда же мы денемся? Вторая оценка осталась без изменений, судят все равно люди, хоть теперь и кнопки нажимают. Но в этой системе судейства мне не нравится анонимность. Ребенок прокатал программу и не видит, и не слышит, что он за нее получил. Хотелось бы получить распечатку с судейским анализом того, что мы сделали по уровням вращений, спиралей, шагов и так далее. Если этого не будет, то это очень большой минус.

Светлана Соколовская (тренер СДЮШОР ЦСКА)

— С новой систмемой судейства, можно сказать, все поменялось. Самое большое внимание при подготовке фигуристов я стала уделять базовому развитию, той потеряной «школе», пусть и в минимальном комплексе, но все-таки. Мы уделяем в два раза больше внимания вращениям, сейчас даже у нас есть тренировки, которые полностью этому посвящены. Скольжению мы тоже уделяем много внимания. В соревновательный период мы задействуем на скольжение10-15%тренировочного времени, а в подготовительный период почти 100% времени.

Я считаю, что моим младшим ученикам повезло, они попали на этот этап развития нашего ФК, на период улучшения базовых навыков у фигуристов. Для них это — не новое, для них это так и должно быть.

Этери Тутберидзе (старший тренер ДЮСШ№ 8)

— Что касается прыжков, больше обратили внимание на чистоту исполнения, на заходы и выезды, ориентируясь на реберность. Дальше, если спортсмен очевидно не докручивает тройной прыжок, лучше ставить двойной. Раньше все-таки ставили тройной, вроде как повышалась от этого база. Что касается вращений, то на них отводить стали больше времени, теперь там больше усложений, смены ребер, позиций — все это стараемся учитывать. Вращения перестали быть второстепенными после прыжков. Сейчас на соревнованиях спортсменка может напрыгать все, но не сделать вращений, спиралей, дорожку на должном уровне, и она проиграет тем, которые хуже прыгали, но это выполнили прекрасно. В этом будет вина тренера, который не уделил достаточного внимания вращениям, скольжению.

При новой системе вторая оценка, аналогом которой является «компоненты программы» несколько откатилась на задний план. Как и прежде, требуется чистое скольжение, но если раньше пытались созадать в программе какой-то образ, посредством которого можно было выиграть вторую оценку, то сейчас такого нет.

Ольга Маркова (тренер ШВСМ «Москвич»)

— Я всегда занималась со своими детьми скольжением, и я не могу сказать, что я стала этим больше или меньше заниматься. Наверное, я более четко подстроила свою работу под новые правила. То есть, просто обратила внимание на грамотное исполнения элемента в соответствии с заявленным уровнем сложности, на соответствие усложненности и исполнения. Все еще более тщательно: если это тройка, то тройка, если это крюк, значит крюк, и, если при старой системе«6-0»,что-то прокрутил и ладно, шаги есть и хорошо, то теперь уже смотришь грамотность исполнения, на соответствие правилам.

Ольга Волобуева (тернер ДЮСШ№ 1)

— Мы стараемся усложнить уровни, потому что сейчас смотрю эти соревнования и вижу даже по своим спортсменам, что они все это могут. Вращения стали занимать больше времени и в этом смысле сравнялись с затратами на прыжки, т.к. появилось больше пунктов для отработки смены ребер, позиций, увеличения скорости. Для девочек — это спирали, а мальчикам требуются более сложные дорожки. Они знают, что нужно четко поменять ребро или столько-то счетов держать позицию, т.е. это я сразу стараюсь учитывать. Детей уровня начальной подготовки я с самого начала стараюсь этому учить, чтобы через год или два они уже исполняли все как следует, выглядели на уровне специализированных школ.

Елена Александрова (старший тренер ДЮСШ№ 2)

— Качество элементов в первую очередь. Я из старого поколения тренеров и, конечно, я приветствую классное исполнение каждого элемента. В технике нет мелочей. Я думаю, что вот эта система судейства завставила нас серьезнее относиться к вращениям, и к спиралям, и к дорожкам, и к заходам на прыжки. Раньше тренеры все как-то старались поставить прыжок без раскатки, без амплитуды движения.

Я думаю, что НСС в целом продвинет уровень ФК вперед. И то, что уже работая с малышами, приходится следить за технической стороной каждого элемента, за разнообразием выполнения вращений, спиралей, дорожек — это очень здорово, я это очень приветствую.

Наталья Дубинская (тренер ЭШВСМ «Москвич»)

— Изменилось многое, даже для малышей (я набрала сейчас малышей, работаю с ними второй год). Стало интереснее, я считаю, стали интреснее программы, они стали владеть лучше коньком, новая система обязывает тренера. Я думаю, что в подсознании каждого тренера мысль о том, что готовить спортсменов надо как-то иначе, была всегда, но мы были поставлены в какие-то определенные рамки, а теперь эти рамки раздвинулись и мы можем больше думать, больше соответствовать моменту, можем реально воплощать свои мечты, идеи. НСС к этому подвигла нас всех, и спортсменов, и тренеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 − = 1