Спорт и образование — две вещи несовместные? Закон об образовании позволяет их совместить

Проблема образования в советское время перед спортсменами не стояла: как только ребенок начинал показывать какие-то результаты, так он сразу покидал школу, а иногда и семью, и становился «усыновленным» тренером и тем спортивным обществом, за которое выступал. Система полной концентрации на спорте давала неплохие результаты: достижения советских спортсменов были выдающимися практически во всех видах спорта, которыми занимались в СССР. Об этом говорит наша замечательная спортивная история. Но история в то же время умалчивает, что практически все советские спортсмены, закончившие любительский спорт, очень трудно находили потом свое место в жизни, если находили. Практически все советские спортсмены имеют в активе так называемый «синдром аквариума». Сказывались и отсутствие социальной адаптации, так как многие росли и взрослели в замкнутом кругу сборов и тренировок, и отсутствие образования, и отсутствие будущей ориентированности на «мирную» профессию. Биография многих выдающихся спортивных мастеров закончилась забвением, а некоторых и трагически.

Современная российская действительность внесла значительные коррективы в нашу жизнь, чем кардинально поменяла менталитет граждан. Делая ставку на спорт, практически все продолжают учиться, получать образование, чтобы потом «не было мучительно больно». Надо сказать, что зарубежные спортсмены всегда понимали, что спортивная карьера конечна, причем достаточно в продуктивном возрасте. Пресса постоянно сообщает, что тот или иной спортсмен успешно учится в университете, готовится получить степень и тому подобное. Чего стоит информация о Саре Хьюз, олимпийской чемпионке в одиночном катании 2002 года, которая рано закончила карьеру, после того, как успешно сдала экзамены в Йельский университет на юридический факультет, или сведения о швейцарке Саре Мейер, которая учится в Женевском университете на микробиолога.

Казалось бы, все понятно, однако почему-то до сих пор тренеры и учителя единодушны — либо спорт, либо учеба, провозглашают они. Для родителей и их детей эта дилемма подчас становится неразрешимой. Однако времена суровой советской школы канули в лету, теперь родители могут сами решать в какой форме их ребенок будет получать образование, и это право закреплено Законом.

Школа была придумана для бедных

Правда, мысль о том, что своих детей можно учить дома самостоятельно, многих пугает. В сознании людей прочно внедрены мифы, связанные с образованием. Например, миф о том, что учить детей могут только специалисты-педагоги, или другой миф о том, что детям необходимо учиться в коллективе. Приведем один факт из истории этого вопроса. Классно-урочная система, которая прочно вошла в нашу жизнь, была придумана в 17 веке чешским педагогом Яном Амосом Каменским. Суть ее состоит в том, что один педагог преподает урок группе учащихся. Последствия ее внедрения трудно переоценить: произошла революция в европейском образовании, так как предложенная Каменским классно-урочная система была самым дешовым способом обучения, что очень подходило для государственного образования. Для детей из обеспеченных европейских семей, впрочем, ничего не изменилось: им продолжали давать традиционное домашнее образование, приглашая для занятий образованных гувернеров. Домашнее образование, очень распространенное в России уже с конца XYIII века, с 1918 по июль 1992 года было недоступно для наших сограждан. Сегодня, согласно Закону Россиийской Федерации «Об образовании», каждая семья получила право самостоятельно выбирать в какой школе и в какой форме они хотят получать образование.

Если в сутках не хватает часов

На какую правовую основу опираются те, кто учит детей дома? Действующий закон «Об образовании» уравнивает в правах государственную, частную и семейную формы обучения. Таким образом, возможность самим учить своих детей, закреплена в законодательстве и не требует от родителей особенной смелости и противостояния государственной машине.

В последнее время в России наиболее известной альтернативной формой образования стало обучение экстерном. Каждый год к этой форме обучения обращаются все больше и больше учащихся. Другая альтернативная форма получения образования «семейное обучение» менее известна, поэтому подробнее в этой статье остановимся именно на этой форме обучения.

Проект семейного образования задумывался в первую очередь для тех, кому учеба давалась с трудом, но на практике получилось наоборот: родители стали забирать из школы не двоечников и лентяев, а детей, которым в сутках не хватает часов, которые хорошо знают, чего они хотят. В первую очередь это относится к юным дарованиям: музыкантам, актерам и спортсменам. В России органы образования отмечают постепенный рост желающих перевестись на эту форму обучения. Особенно это касается больших городов.

Семейное обучение подразумевает, что ребенок будет осваивать государственную программу дома, под руководством родителей или тех педагогов, которых родители пригласят. Семейное обучение позволяет родителям оптимально организовать рабочий день ребенку, не тратя понапрасну время на издержки школьного обучения (школьные занятия предполагают не только уроки, но и перемены: на 6 уроков приходится 5 перемен, то есть в среднем на 4 часа уроков приходится 1 час перемен, да и урок не всегда начинается сразу…). Освобождается масса времени, которую можно использовать для других занятий, например, фигурным катанием. К тому же индивидуальные занятия эффективнее работы в классе, а родители сразу становятся в курсе того, что и как знает ребенок, ориентируясь на его знания, а не на оценки, которые он приносит из школы. Через 2-3 года индивидуальной учебы ребенок сможет сам пользоваться навыком самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем. Дети, перешедшие на семейную форму образования, значительно раньше определяются с выбором профессии. Конечно, родителям, согласившимся взять образование в свои руки, потребуется методическая, организационная, а возможно, и правовая поддержка.

Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, родители должны написать заявление на имя директора школы, где учится сын или дочь: «Прошу перевести моего ребенка на обучение в форме семейного образования». Таким образом, родители заявляют, что намерены учить ребенка сами. На это заявление следует только согласие администрации школы. Никто не может запретить родителям взять ответственность за обучение ребенка на себя.

Не надо путать семейное обучение с домашним. Для детей, которые не могут учиться в классе общеобразовательной школы по состоянию здоровья, сохраняется обучение на дому (по приказу директора школы к таким детям учителя приходят давать уроки домой). Для оформления домашнего обучения школа требует множество медицинских справок, подтверждающих, что ребенок болен, причем настолько, что не может посещать школу.

Решать вам

Решая, как ребенок будет учиться — каждый день ходить в школу, заниматься дома или посещать экстернат, родители должны знать «особенности» каждой формы получения образования.

Экстернат — altсамостоятельная, ускоренная форма получения образования. Государство при этом материальные издержки родителей не компенсирует. Обучаться экстерном может даже первоклассник. Экстерн в списках школы не значится, так как не является учеником той или иной школы. Экстерн самостоятельно осваивает общеобразовательную программу, получая консультации педагогов перед каждой аттестацией (экзаменом). По отдельным предметам ребенка могут аттестовать хоть за три года вперед, переводить из класса в класс. Но количество экзаменов не должно превышать 12 в год. Экзаменуется ребенок по всем основным предметам, за исключением физкультуры, искусства, технологии (если они не профильные). По окончании учебного года или при отчислении учащемуся выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме, которую надо предъявлять там, где человек будет учиться дальше. Экстерном же можно пройти итоговую аттестацию в 9-м и 11-м классах в установленные законом сроки и получить аттестат государственного образца. Желающие сдать экстерном выпускные экзамены должны подать заявление не менее, чем за 3 месяца до них. То есть до 1 марта. Если выпускной экзамен вам назначают в феврале или в октябре — это грубое нарушение законодательства и аттестат вы, скорее всего, получите липовый.

Семейное обучение — так же как и экстернат, возможно с любого класса, при этом в любой момент можно вернуться к занятиям в школе. Если вы решили забрать ребенка на домашнее обучение, вы должны написать заявление на имя директора школы и заключить с администрацией школы письменный договор — основной юридический документ. В школьной библиотеке ученик может получить бесплатные учебники и литературу, а также у учителей бесплатную методическую помощь и консультации. В договоре должны быть оговорены все вопросы аттестации – сроки, программа. Государство, согласно положению о семейном обучении обязано выплачивать родителям денежные средства, равные затратам на образование ребенка, как если бы он продолжал учиться в государственной школе. Однако сумма государственной компенсации будет все равно меньше тех затрат, которые ожидают родителей, так как для обучения детей самостоятельно по некоторым предметам придется приглашать преподавателей, особенно если речь идет о старшей школе.

При переходе на семейное образование ребенок остается записанным в конкретную государственную школу, так что прав у него ничуть не меньше, чем у других ее учеников. Ученики «домашней школы» каждый год проходят аттестацию и по ее итогам и решению педсовета переводятся в следующий класс. Итоговая аттестация в форме устных и письменных экзаменов обязательна для всех учеников выпускных классов. Выдержавшие экзамен получат документ государственного образца об образовании, могут быть награждены золотой или серебряной медалью.

Контроль за обучением остается за школой. Администрация вправе расторгнуть договор, если, обучаясь дома, ученик не усваивает программу. Но без согласия родителей вернуть ребенка в школу нельзя. Все спорные вопросы решают местные органы управления образованием.

Выписка из «Закона об образовании»

Статья 10. Формы получения образования

  1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
  2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной и основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
  3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната на допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ.

 

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
  2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
  3. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
  4. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− 1 = 4