Университетское образование для тренеров Москва готовит собственные тренерские кадры

На сегодняшний день в современной России действуют 14 специализированных спортивных вузов, которые занимаются подготовкой квалифицированных тренерских кадров и других специалистов в области физкультуры, спорта и туризма. Практически все спортивные вузы носят гордое имя «академия» или «университет», потому что за годы СССР наработки советских тренеров и спортсменов в области достижения высших спортивных результатов стали поистине академичными.К слову надо заметить, что в середине 70-х годов в СССР действовали 22 специализированных института физической культуры и спорта, а также существовало 89 факультетов физического воспитания в педагогических институтах и университетах, не считая почти сотни отделений физвоспитания в физкультурных техникумах и педагогических училищах. Ежегодный выпуск специалистов с высшим и средним специальным физкультурным образованием составлял около 30 тысяч человек в год.

Старейшим вузом России, где дают физкультурное образование, является Санкт-Петербургский Национальный государственный университет физкультуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Началом этого университета можно считать специальные курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования, основанные Петром Лесгафтом в 1896 году.

Согласно статистике ежегодно мы получаем на выпуске 56% специалистов, готовых работать в летних олимпийских дисциплинах, всего лишь 9% специалистов, работающих в зимних олимпийских дисциплинах, 8% специализирующихся на неолимпийских видах спорта и еще 27% специалистов, которых можно отнести к «прочим», то есть, работе в сфере физвоспитания, спортивного менеджмента и так далее. Среди этих выпускников, согласно все той же статистике, однозначно преобладают тренеры по футболу — 280 человек в год. За ними по популярности идут легкоатлеты — 260 специалистов в год, далее все виды борьбы — 160 человек, затем игровые виды спорта: 150 — все виды хоккея (на траве, с шайбой, с мячом), 130 — баскетбол, 100 — волейбол, 30 — гандбол. Среди зимних видов спорта преобладают выпускники, которых готовят к работе в лыжных дисциплинах, конькобежном спорте и фигурном катании. Однако из 14 вузов специалистов по фигурному катанию готовят только в четырех: в Санкт-Петербурге (НГУФКиЗ им. Лесгафта), в Челябинске (УралГУФК), в Москве (ГЦОЛИФК и МГАФК). И начиная с 2010 года еще один московский вуз решил начать подготовку специалистов в этой области (МГПУ).

ПИФКиС ждет вас

Московский городской педагогический университет был основан 1 марта 1995 года постановлением правительства Москвы и на сегодняшний день входит в пятерку ведущих университетов России. МГПУ — это государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы, работающее на систему столичного образования и является одним из ведущих педвузов Москвы. В университете практикуется три формы обучения: дневное, вечернее и заочное.

В состав университета входят 10 институтов, в том числе и Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС), который был основан в 1999 году. В институте работают 8 кафедр: 5 — теоретических, 3 — практических дисциплин, 76 преподавателей, из которых 30 человек — профессорский состав, 20 — докторов наук, 25 — кандидатов наук, а также работает ученый совет.

«Наш педагогический институт физкультуры и спорта был изначально ориентирован на подготовку учителей физической культуры, и на специалистов адаптивной физической культуры, но затем в 2010-2011 учебном году было открыто направление «спортивная тренировка», по подготовке тренеров по таким видам спорта, как фигурное катание на коньках и баскетбол, — рассказывает старший преподаватель кафедры «Спортивных игр и зимних видов спорта» Ольга Кудрявцева. «Инициатива открытия нового направления принадлежала Федерации фигурного катания на коньках Москвы, которую руководство нашего института встретило с искренней заинтересованностью. Так с учебного года 2010-2011 началось наше сотрудничество. Затем в 2012-2013 году институт начал подготовку тренерских кадров по таким видам спорта как гимнастика, плавание, легкая атлетика».

На сегодняшний день в институте обучается 1078 студентов семидесяти различных специализаций, из которых: 3 — заслуженные мастера спорта, 10 человек — мастера спорта международного класса, около 100 мастеров спорта, около 155 человек — кандидаты в мастера спорта. Институт имеет возможность предложить своим студентам как очное, так и заочное обучение, которое осуществляется на трех уровнях — бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Три года ПИФКиС осуществляет подготовку специалистов по направлению «Спортивная тренировка» по специализации «Фигурное катание на коньках». Открытию нового направления способствовали мощный научно-педагогический потенциал института, развитая учебно-материальная база, и, как было упомянуто, инициатива Федерации фигурного катания на коньках г. Москвы. Так началась в институте работа по подготовке собственных столичных кадров для фигурного катания на коньках.

Сегодня в нашем ВУЗе высшее образование получают около 30 фигуристов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Спортивная тренировка». Среди них действующие члены сборной России и Москвы по фигурному катанию на коньках: Мозгов Сергей, Жиганшин Руслан, Синицина Виктория, Третьякова Елизавета, Бирюкова Софья, Жирнов Михаил, Илюшечкина Любовь, Монько Ксения. В прошлом году успешно закончили институт и защитили свои дипломы Маисурадзе Нодари, Рогонов Алексей, Чудин Егор.

На сегодняшний день руководство института и Президиум Федерации фигурного катания на коньках г. Москвы активно работают над созданием кафедры фигурного катания на коньках. Проблема с достатком квалифицированных специалистов в области фигурного катания на коньках, имеющих ученую степень. Желание создать свою специализированную кафедру, на наш взгляд, продиктовано вызовами времени, потому что студенты и будущие тренеры должны владеть научным и специальным языком, понимать процессы, которые происходят со спортсменом при освоении им такого сложнокоординационного вида спорта, как фигурное катание, а пока мы принадлежим кафедре «Спортивных игр и зимних видов спорта». В остальном же наши студенты обучаются по тем же программам и учебникам, что и студенты ГЦОЛИФКа и МГАФКа, имеют такое же количество учебных часов по основным и специализированным предметам.

Обучение ведется по государственным программам: бакалавриат (4 года обучения) + магистратура (2 года обучения). Как и во всех государственных вузах на все годы обучения для молодых людей существует отсрочка от военной службы по призыву.

Специализация на катке «Мечта»

Институт территориально расположен около метро «Каховская». Все основные дисциплины преподаются в корпусах института, и только специализация: «Профессиональное педагогическое совершенствование», «Теория и методика избранного вида спорта»; проходит на базе УОР №4 им. Гомельского на катке «Мечта» в Бибирево.

«Руководство училища выделило не только методический кабинет для занятий, но и ледовую площадку, где наши студенты отрабатывают свои навыки, подкрепленные теоретическими знаниями спецпредметов. Здесь же наши студенты имеют возможность проходить педагогическую практику у тренеров училища, и получить таким образом опыт педагогического взаимодействия с детьми. В УОР №4 создана отличная база для наших занятий, потому что только здесь одновременно развиваются все пять видов фигурного катания: одиночное (мужское и женское), парное катание, танцы на льду, синхронное катание; полный видео материал четырехлетнего объема спецпредметов. В училище так же представлен тренировочный процесс всех этапов спортивной подготовки: начиная группами здоровья для малышей, заканчивая группами высшего спортивного мастерства — сборниками Москвы и России. Все это дает неоценимую возможность к непосредственному, качественному изучению дисциплин программы. Наш институт в новых для него учебных задачах всю организационную и методическую помощь для специализации «фигурное катание на коньках», как было уже сказано, получает от московской Федерации фигурного катания на коньках в лице Светланы Петровна Кандыба, которая является руководителем отделения фигурного катания на коньках УОР№4 им. А.Я.Гомельского, также кураторскую помощь оказывает кандидат наук Марина Вальтеровна Саная», — продолжает Ольга Викторовна.

На протяжении всех вот уже трех лет фигуристы института являются активными участниками судейских и научно-практических семинаров, организуемых Федерациями фигурного катания Москвы и России.

Диплом должен прикладываться к образованию

Ольга Кудрявцева, старший преподаватель кафедры «Спортивных игр и зимних видов спорта», преподаватель специализации «Фигурное катание»: «Казалось бы, четыре, а теперь и пять вузов в России могут покрыть дефицит тренерских кадров по фигурному катанию в стране, потому что специалисты ежегодно выпускаются, и даже существуют проблемы с их трудоустройством. Однако, проблема сегодняшней спортивной России не столько в количестве, сколько в качестве специалистов, потому что уже не первое десятилетие уровень подготовленности выпускников снижается быстрыми темпами. Низкая степень посещаемости высококвалифицированными спортсменами-студентами учебных занятий объясняется насыщенным тренировочным соревновательным режимом. Остальные же студенты стремятся самоутвердиться во взрослой жизни — приступив к тренерской работе, имея только лишь спортивный опыт. Альтернативой в данной ситуации могут пользоваться спортсмены-сборники, которым предлагается индивидуальный план-график, по которому у каждого преподавателя-предметника они получают задания с последующим отчетом о выполнении их в договорные сроки. Между тем существует дистанционное обучение.

Педагогическая деятельность подразумевает «живое» общение: тренер-ученик, тренер-родитель, тренер-руководитель. Коммуникационные показатели нашей компьютеризированной молодежи, к сожалению, очень низкие. Поэтому существует и такой вид опроса, как защита реферата.

Первыми выпускниками отделения стали Алексей Рогонов и Нодари Маисурадзе, Егор Чудин, которые на отлично сумели защитить свои дипломные работы, несмотря на свою спортивную загруженность. Ребята очень много работали над своими дипломами, доделывали и исправляли написанное, строили свои выводы на самостоятельно полученных данных и на своем спортивном опыте. Мы с ними провели такую работу, которая позволяет мне сказать, что дипломы Алексея и Нодари — это документ, приложенный к реальному образованию. И в этом заключается наш основной принцип работы — диплом должен прикладываться к образованию, а не наоборот.

Фигурное катание — вид спорта, который требует от спортсмена известной доли амбициозности и апломба. Однако в обычной жизни эти качества могут из союзников превратиться в помеху, потому что в общении люди ценят коммуникативность, нравственность, толерантность и прочие духовные качества. Действующие спортсмены должны понимать, что после спорта жизнь тоже есть, и студенческое обучение является очень хорошим временем для адаптации к реалиям жизни. Наши преподаватели, которые также в прошлом были спортсменами, очень хорошо это понимают и стараются донести до своих студентов свой опыт и знания в доброжелательно-непринужденном стиле. Порядочность, душевное участие и терпеливость создают теплую атмосферу взаимоотношений. Таким образом, в целом, в институте созданы необходимые особые условия получения знаний и навыков педагогической, тренерской деятельности для спортсменов, в конкретном случае, — для фигуристов».

Досье

Ольга Викторовна Кудрявцева

Кандидат в мастера спорта, одиночное фигурное катание

Тренер: Елена Геннадьевна Лебедева

Клуб: Спортивное общество «Трудовые резервы» Московская область.

Образование: Закончила МОГИФК (тренерский факультет, специализация «фигурное катание на коньках» — кураторы: Соловых М.В. , Тихомиров А. К.) в 1985-1989 гг.

Карьера: тренерский стаж 20 лет. Директор ДЮСШ в г. Электрогорске ( с 2004 по 2009)

Рекомендована на должность старшего преподавателя кафедры «Спортивных игр и зимних видов спорта» ПИФКиС МГПУ с 2010 года доктором, кандидатом педагогических наук Соловых М.В. и утверждена кандидатом психологических наук Санная М.В. , руководством института.

Работает над кандидатской диссертацией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− 5 = 2