Учиться, учиться и снова учиться Американские тренеры повышают свою квалификацию всю жизнь

Федерация фигурного катания на коньках города Москвы три года назад начала в обязательном порядке проводить тестирование фигуристов по скольжению, чтобы хоть как-то в массовом порядке поднять уровень их катания. Федерация фигурного катания на коньках России год назад приняла решение об аттестации тренерских кадров с публикацией на ее основании рейтингов российских тренеров. Эти организационные мероприятия ФФККР ввела с целью определения реальной оценки тренерской профессиональной деятельности и создания рейтинга квалификации тренерских кадров для информирования общественности, чтобы исключить случаи, когда подготовку спортсмена ведут неквалифицированные тренеры. Таким образом, Федерация фигурного катания России заявляет, что твердо намерена повышать эффективность своей работы во всех регионах страны и во всех видах фигурного катания. Все эти решения являются ответами на актуальные вызовы времени, которые предъявляет нашему фигурному катанию современный мир здесь и сейчас.

В этой небольшой статье мы попытались получить ответы на другие вопросы: а как происходит подготовка фигуристов за океаном? Нет ли там каких-то особых секретов, которые помогут нам вновь занять лидирующие позиции в мире фигурного катания? Об этом журнал «МФ» попросил рассказать фигуриста Максима Завозина, который более 15 лет прожил в Америке, выступая за США, был победителем и бронзовым призером юниорских чемпионатов мира в танцах на льду, а около двух лет назад вернулся в Россию.

Любимое развлечение

Уровень общей подготовки фигуристов в Штатах определить достаточно сложно, потому что в каждом городе очень много крытых катков, на которых в рамках проведения досуга катается большое количество различной публики всех возрастов, и если на катке есть один-два серьезных спортсмена, то для катка это уже серьезное достижение. В отличие от российских спортивных школ, где каждый тренер рассчитывает на серьезный результат, где детей приводят на лед в возрасте 4-6 лет и сразу ставят перед большими задачами, где конкуренция начинается с первых же дней занятий фигурным катанием, в США начальная подготовка спортсменов происходит совсем по-другому. Если в России дети в 6-7 лет уже пытаются прыгать двойные прыжки, то в Америке такого не встретишь, потому что фигурное катание для них — это скорее любимое развлечение, чем спорт. Обычно ребенка водят на занятия к тренеру 1-2 раза в неделю, все остальное время он может кататься сколько душе угодно сам по себе, или с родителями, или с друзьями.

Однако в Штатах очень распространена практика проведения различных соревнований среди фигуристов любительской категории в различных свободных вариациях. Это могут быть импровизации под музыку, или соревнования по элементам, или соревнования по обязательным фигурам, или по обязательным танцам, или интерпретивные программы, или программы с любым набором элементов и прочее. Кроме того, это могут быть развлекательные программы в костюмах и с реквизитом, которые исполняют пары, ансамбли из 3-7 человек разных возрастов и уровней катания, это могут быть семейные выступления и так далее. Отличительная черта таких соревнований — праздничная атмосфера, большое количество приглашенных гостей из числа известных спортсменов, деятелей культуры или просто почетных граждан города, которые не только говорят речи, но и награждают победителей и призеров подарками, стипендиями, абонементами на бесплатное посещение их катка.

Соревнования как вид досуга

Подобные соревнования проводятся под эгидой общественной организации Ice Skating Institute (ISI), название которой можно перевести как «Институт катания на коньках». Эта некоммерческая организация была основана в 1959 году Международной промышленной и торговой ассоциацией, которая охватывает все производственные аспекты такой отрасли, как катание на коньках (разработка проектов ледовых объектов, операторы по обслуживанию катков, владельцы и менеджеры на катках, производители инвентаря, поставщики и прочее). Эта организация создала оригинальную программу, известную в США как weSKATE, которая сейчас объединяет более 5 миллионов человек, катающихся на коньках (фигурное катание и хоккей). ISI позиционирует фигурное катание как массовый спорт, хорошо влияющий на развитие способностей, здоровье людей; пропагандирует катание на коньках как отличный досуг, как реабилитацию при стрессах. ISI производит большое количество различной литературы по фигурному катанию, включая обучающие программы для фигуристов всех возрастов и способностей. В течение года они проводят соревнования различного масштаба — от региональных до национальных, в основе которых лежит очень простая философия: участие лучше, чем неучастие. Это означает, что члены ISI, независимо от их уровня катания, имеют возможность выступать перед аудиторией, испытывать удовольствие и получать острые ощущения. Соревнования проводятся в различных местах без привязки к какому-то городу или катку, что дает возможность не только участникам получить впечатления участникам, но и интересно провести досуг зрителям, пришедшим на захватывающие соревнования по фигурному катанию.

Заниматься серьезно и вкладывать в ребенка средства родители начинают только в том случае, если тот действительно талантлив. И последнее отличие от российской практики будет в том, что в США нет групповых занятий, а только индивидуальные. И если про какого-то западного тренера говорят, что у него есть группа учеников, это означает, что их всего столько-то, но все они занимаются индивидуально, а не группой.

Сегодня в России также есть тенденция (в просторечии называемая подкатками) к тому, чтобы занятия фигурным катанием стали чисто индивидуальными. Однако в силу неразвитости и неупорядоченности этого явления (подкатки), пока сложно судить, благо это или зло. С одной стороны, родители, которые втянуты в гонку за результатом, хотят накатать своего ребенка, чтобы быть «на голову выше всех», с другой стороны — уровень квалификации тех тренеров, которые оказывают подобные услуги, очень сомнителен, потому что их деятельность не контролируется никакими государственными или общественными структурами. Понятно, что ФФККР обеспокоена уровнем квалификации этих тренеров, а следовательно, и результатами их деятельности.

Также нельзя не сказать, что оказание тренерских услуг массово осуществляется без регистрации своей индивидуально-трудовой деятельности в соответствующих государственных органах, а значит, они вне закона. На мой взгляд, тренеры рано или поздно должны заняться упорядочиванием своей деятельности, что упростило бы их существование в мире фигурного катания. Каждый тренер, желающий работать на рынке спортивных услуг, должен быть заинтересован в регистрации своего частного бизнеса, приобрести патент или лицензию, дающие право заниматься этим делом, исправно платить налоги, чтобы не нарушать закон страны. По крайней мере, ни одному тренеру в США, Канаде и странах Евросоюза не придет в голову заниматься нелицензионным бизнесом.

В США оплата работы тренера осуществляется только через кассу катка. Если тренер работает на этом катке, то спортсмен покупает билет, в который входит стоимость работы тренера. Если тренер на этом катке не работает, но пришел на него со своим учеником, то он покупает входной билет как гостевой тренер, что будет стоить дороже. Это повсеместная практика, поэтому в тренерской среде не принято перемещаться с катка на каток.

Если родители и ребенок решили заниматься фигурным катанием серьезно, то они выбирают себе одного наставника, который становится их основным выводящим тренером. Основной тренер составляет расписание занятий, учитывает нагрузку, планирует соревнования и результаты, приглашает необходимых специалистов и прочее. И уже с этого момента какие-то дальнейшие передвижения по каткам и другим тренерам для этого спортсмена прекращаются. Если фигуристу будет нужен еще какой-либо специалист, то все эти вопросы оговариваются только с основным тренером, который рекомендует кого-то еще. В противном случае, самовольная беготня не только не приветствуется, но может служить к отказу от сотрудничества и прекращению всяких отношений.

Тренеры-консультанты

Индивидуальные занятия фигурным катанием, безусловно, гораздо эффективнее групповых занятий, именно поэтому североамериканские спортсмены в разных видах фигурного катания уверенно занимали и продолжают занимать лидерские позиции. Во время индивидуальных тренировок есть больше возможностей сконцентрироваться на одном ученике, более тщательно отработать какие-то элементы, вкатать какие-то части программы. В спортивных школах России фигуристы работают только в группах, размер которых колеблется от 30 человек на первых годах обучения до 5-7 человек на уровне спортивных и мастерских разрядов. Сейчас многие тренеры пришли к выводу, что для эффективной работы необходимо приглашать к себе помощников, которые часть функций и задач тренера возьмут на себя, иначе все успеть невозможно. Эта тенденция уже привела к тому, что стали формироваться целые тренерские команды по разным видам фигурного катания, по крайней мере в Москве точно.

Как правило, эти приглашенные специалисты не оформляются на ставку и не работают по договору, хотя их услуги бывают востребованы достаточно долгое время. Такие тренеры-консультанты выполняют задание основного тренера, ездят на сборы, помогают выводить детей на соревнованиях, они в курсе задач, поставленных тренером и также ответственны за результат. Получив приглашение о сотрудничестве в качестве консультирующего специалиста, такой тренер имеет возможность поработать с различными тренерами и спортсменами, и таким образом имеет возможность реализовывать свои таланты и знания на благо отечественного фигурного катания. Однако минус в этой деятельности опять же в том, что она никак не регламентирована государственными законами. Хотелось бы, чтобы со временем ситуация с тренерами-консультантами также была бы упорядочена, потому что сейчас уже окончательно стало понятно: тренерам и спортсменам необходим дополнительный ресурс в лице подобных специалистов, нужен их свежий взгляд.

 Чтобы стать тренером

В России, чтобы быть тренером, работающим в государственной структуре, надо обязательно иметь высшее физкультурное образование государственного стандарта. В США не существует вузов, которые занимаются подготовкой спортивных тренеров вообще и по фигурному катанию в частности. Весь механизм образования осуществляется Федерацией фигурного катания США — US Figure Skating of America (USFSA), которая взяла на себя заботу об образовании тренеров. Под ее эгидой проходит множество различных курсов, семинаров, тестов, экзаменов и прочее. Каждый тренер самостоятельно решает, в какой области он хочет специализироваться и какие семинары или курсы посещать. По окончанию обучения тренерам выдаются сертификаты о том, что они могут заниматься тренерской деятельностью без указания специализации: хоть тренер по танцам, хоть по одиночному катанию, хоть по синхронному — все тренеры.

Однако чтобы в Соединенных Штатах стать тренером, этого не достаточно: каждый тренер еще обязан обладать лицензией, выданной профессиональной Ассоциацией всех тренеров США — Professional Skating Association (PSA), также занимающейся их подготовкой и аккредитацией. Членами Ассоциации являются тренеры, работающие как с начинающими фигуристами, так и с элитой фигурного катания. Ассоциация была образована в 1938 году и на сегодняшний день является самой крупной и самой признанной организацией, занимающейся подготовкой тренеров. Она проводит более 30 обучающих семинаров в год, а также предлагают для своих членов, желающих быть сертифицированными на одном из четырех уровней, от новичка до мастера, экзамены по 10 дисциплинам. В настоящее время членами Ассоциации являются более 6400 тренеров по всему миру.

Таким образом, в Америке, чтобы получить возможность выйти на лед к ученикам в качестве тренера по фигурному катанию и принимать участие со своими спортсменами в классификационных соревнованиях США, надо быть членом как минимум двух общественных организаций — Professional Skating Association (PSA) и US Figure Skating of America (USFSA), а затем подать заявку в USFSA на получение тренерской лицензии. Для этого соискатель должен, кроме всего прочего, подать в USFSA все налоговые и другие финансовые документы, рассказывающие о его деятельности за последние пять лет и, наконец, предоставить документ о непрерывности своего образования, то есть о ежегодном посещении курсов, семинаров, завершившихся успешной сдачей тестов или экзаменов по фигурному катанию. Даже известные тренеры, подготовившие олимпийских чемпионов, чтобы сохранять статус сертифицированного специалиста, все равно ежегодно проходят эти процедуры, сдают очень большое количество тестов и экзаменов по теории фигурного катания, по спортивной медицине, по действующим правилам и пр. Если все формальности регламента соблюдены, то тренер получает документ, дающий ему право осуществлять свою профессиональную деятельность в США. Понятно, что эти документы тренеры держат всегда при себе и относятся к ним, как к водительским правам, то есть всегда готовы по первому требованию предоставить их менеджерам катка, спортсменам и родителям.

Говорим «рейтинг» — подразумеваем «известность»

Если говорить о рейтинге тренеров в США, то американская Федерация фигурного катания в прямом смысле слова этим не занимается. Если вдуматься, рейтинг — это просто известность, популярность, востребованность тренера в своем сообществе. Конечно, в Штатах существует ежегодная национальная премия в области фигурного катания «Тренер года», которая вручается тем специалистам, чьи спортсмены принесли стране престижные медали с международных турниров или тем, кто отличился своими учениками на чемпионате страны, но что касается каких-то списков тренеров, расположенных по рейтингу, то я, честно говоря, таких никогда не видел.

В США под тренерскими рейтингами подразумевается нечто другое. Это официальная образовательная программа, предназначенная для тренеров, которые хотят проверить свои умения и навыки в фигурном катании и свой опыт преподавания в соответствии с определенным уровнем. Для клубов, катков, фигуристов, родителей и широкой общественности такой тренерский рейтинг является гарантией того,  что тренер, которого они нанимают, обладает необходимой квалификацией по указанному уровню.

В США существует рейтинг 10 категорий для тренеров от начального уровня и до тренеров олимпийских чемпионов. Например, чтобы заработать рейтинг самого простого, 1-го уровня, тренер должен быть членом PSA, иметь тренерскую практику работы с начинающими спортсменами, а также в течение одного года окончить четыре курса онлайн-обучения с последующей сдачей экзаменов, которые состоят из письменного и устного опросов. После того как рейтинг определен, тренер должен в течение трех лет посетить минимум 28 образовательных семинаров путем участия в программах PSA, в общенациональных семинарах, в конференциях и пр. Все эти программы и мероприятия указаны в образовательном календаре PSA, и запись на них открыта постоянно на сайте организации.

Вообще надо заметить, что американские тренеры и фигуристы сдают очень большое количество различных экзаменов и тестов, которые постоянно проверяют их профессиональный уровень, и никого в Штатах такой подход не смущает. Может быть, в этом и есть залог их успеха?

Досье

Максим Завозин

Родился 2 марта 1985 года. Сын известных советских танцоров на льду Елены Гараниной и Игоря Завозина. Заниматься фигурным катанием начал в 14 лет.

Результаты: В паре с Морган Метьюз выступал за США. Они стали чемпионами мира среди юниоров в танцах на льду (2005), серебряными призерами чемпионата четырех континентов (2006).

В паре с Норой Хофман выступал за Венгрию. Они стали трехкратными чемпионами Венгрии (2009-2011). Участник ЗОИ-2010 в Ванкувере.

Тренеры: Елена Гаранина, Николай Морозов, Алексей Горшков.

Образование: студент 3 курса РГУФКС (ГЦОЛИФК) тренерского факультета, кафедра фигурного катания на коньках. Куратор курса Ирина Абсолямова.

Карьера: В настоящее время является тренером-консультантом по приглашению в различных московских школах фигурного катания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− 2 = 4