Классика жанраВладение реберным скольжением является сутью фигурного катания

Три сезона назад Федерация фигурного катания на коньках Москвы начала проводить тесты по скольжению начинающих фигуристов, постепенно втягивая в этот процесс все московские школы и последовательно отстаивая неотвратимость участия каждого московского фигуриста в этом мероприятии. За трехлетний срок накопился определенный опыт сдачи и приемки тестов, а также накопились проблемы, о которых пришла пора поговорить и с тренерами, и с родителями фигуристов. О типичных ошибках, допускаемых спортсменами на тестах, о проблемах взаимопонимания между комиссией и тренерами, спортсменами и их родителями, и о путях выхода из них мы попросили рассказать авторов тестов и членов комиссии Асю Моргуненко, Евгению Богданову, Целину Николаичеву и Людмилу Минееву.

Типичные ошибки

Дуги. Обязательные требования к исполнению дуг: толчок должен выполняться не зубцом, а ребром конька, и дуги должны быть на четко выраженных ребрах. На тестах дети начинают движение, как их учат, «елочкой», то есть долго едут на двух ребрах, а потом только переходят на нужное ребро, что неправильно. Особенно это замечание касается дуги назад внутрь, которую, как правило, либо начинают на двух ребрах, либо делают с перетяжкой с одного ребра на другое. Такое исполнение не засчитывается. Самые большие проблемы у фигуристов с исполнением дуг вперед внутрь и назад внутрь.

Перетяжки. Обращается внимание на способность спортсмена после перетяжки удержать позицию на нужном ребре. Например, ребенок делает дугу вперед наружу, перетяжку и дугу вперед внутрь. Этот элемент будет засчитан только в том случае, если ребенок на выездной дуге простоит столько же, сколько и на дуге въезда. Типичной массовой ошибкой является после выполнения перетяжек назад наружу — назад внутрь и назад внутрь — назад наружу быстрый переход на другую ногу или дополнительная опора второй ногой, потому что дети после перетяжки просто не могут стоять на дуге.

Ласточки. Основная и почти поголовная ошибка заключается в отсутствии реберности и хореографической культуры при исполнении этого элемента: согнуты колени, нет прогиба в пояснице, поднят углом таз, висят руки, не развернута нога. Ласточки — это спирали, которые будут засчитываться не только по высоте ноги, поднятой выше бедра, красивой позиции, но и по реберности скольжения. Без ребра и хорошо выраженной дуги спирали не засчитываются.

Перебежки. Основная ошибка на перебежках в том, что почти ни у кого нет мягкого толчка ребром, дети толкаются сплошь зубцами. Также нет скрещения ног, часто это просто бег по кругу на двух ребрах.

Кросс-роллы. Основная ошибка — это отсутствие мягкого перехода с ноги на ногу, кроме того, особенно при исполнении задних кросс-роллов, спортсмен ставит конек на два ребра и только потом переходит на нужное ребро. Особенно плохо (перепрыгиванием) исполняются передние кросс-роллы.

Тройки. Здесь важно, чтобы дуга въезда и дуга выезда были одинаковой длины и эти дуги были бы реберными. Если этого не происходит, то тройка не засчитывается, потому что в фигурном катании нет такого упражнения, как пол-тройки.

Моухоки. Главная ошибка в том, что многие фигуристы вообще не могут выполнить моухоки на четко читаемых ребрах и дугах, потому что не обучены переносить центр тяжести на каждую ногу. Из-за этого мы на тестах постоянно наблюдаем скоростное выполнение моухоков перепрыжкой.

Выкрюки. Статистика тестов такова, что из 100 спортсменов примерно 10 человек делают выкрюки, остальные рисуют типичные тройки. Выкрюк делается с поворотом без смены ребра конька (с наружнего ребра — поворот на наружнее ребро, с внутреннего ребра — поворот на внутреннее ребро). Смена в выкрюке не допустима: она нарушает основное требование к элементу — непрерывность линии скольжения. Дети, необученные правильной технике элемента, приспосабливаются и делают имитацию выкрюка. Обычно это смена ребра до выкрюка и вторая смена после исполнения поворота. Спортсмен заезжает внутрь круга, меняет ребро, выполняет поворот тройкой и повторно меняет ребро. Иногда исполняется плоская дуга на въезде, практически на двух ребрах, затем — поворот подпрыжкой и опять плоская дуга на выезде. Такие вариации на тему выкрюка комиссия не засчитывает

Риттбергеровая тройка назад-наружу. Общей ошибкой является выполнение тройки без скрещения ног, при этом свободная нога остается в стороне и мешает спортсмену сделать поворот и выезд из него. Тренеры должны обратить внимание на эту ошибку. Также ошибкой является поворот со скрещенными ногами, но с двух ног, практически минуя рабочую дугу назад-наружу, с которой делается прыжок риттбергер.

Рекомендации. Скрещение ног — это обязательное требование на данном упражнении, потому что это подготовка к прыжку риттбергер, выполнить который без маха свободной ногой невозможно. Без скрещения ног спортсмен не только рискует упасть с риттбергера, но и получить травму.

Тройка вальсовая трехкратная. На этом элементе комиссия следит за тем, чтобы все дуги были реберные, ровные и одинаковой длины. Спортсмены же делают этот элемент с такой ошибкой: вторая дуга короче первой, а третья дуга короче второй, причем на столько, что уже не читается.

Скобки. Это элемент, в котором требуется четко держать ребро до и после поворота. Спортсмены, если даже держат ребро до скобки, совсем не держат после. Большую сложность вызывают внутренние скобки, требующие держать внутреннее ребро на первой дуге и наружное после поворота на второй дуге. Типичная ошибка выполнения — выезд из скобкиы на том же ребре, что и въезд с последующим переходом на нужнее ребро.

Рекомендации. В тестах элемент выкрюк предлагается исполнять раньше, чем скобки. Правильнее скобки учить делать раньше, чем выкрюки. Поэтому мы предлагаем пересмотреть последовательность исполнения тестов в следующем году.

Чоктау открытый вперед наружу — назад внутрь. Типичная ошибка на чоктау: дети не додерживают первую дугу вперед-наружу, переходят в конце дуги на внутреннее ребро, поэтому смена ноги исполняется не с наружного ребра на внутреннее, а с внутреннего на внутреннее, то есть исполняется не чоктау, а моухок. Комиссия не засчитывает такое исполнение. Тренер должен следить за тем, что при исполнении чоктау должно быть четкое наружное ребро при скольжении вперед и четкое внутреннее ребро на скольжении назад.

Крюк. Крюки внутрь вперед и назад, наружу назад и вперед должны выполняться на трех хорошо читаемых дугах, что комиссия и требует от спортсменов. Если движение идет на плоских дугах или вообще по прямой, то такое исполнение мы не засчитываем, потому что это уже не крюк. Массовой, просто катастрофической ошибкой является то, что дети не могут удержать позицию на выезде из последнего крюка (на последней дуге). Неспособность сделать предписанные крюки ведет к тому, что в программах при выполнении блоков в дорожках спортсмены делают крюки на плоских дугах и перепрыгиванием поворота, что ведет к понижению уровня дорожки.

Рекомендации. Спортсмен должен идеально владеть дугами, чтобы чисто выполнять крюки.

Твиззлы. Основной недочет состоит в позиции корпуса при выполнении твиззлов: дети, как правило, выполняют повороты не втянув в себя таз, что затрудняет движение.

Рекомендации. В фигурном катании все прыжки основаны на безопорном вращении, техника которого отрабатывается вращениями на льду, в том числе и на твиззлах. Если тренер не научит ребенка втягивать таз, то вращаться в прыжке в воздухе он не сможет. Поэтому несмотря на выполненные повороты комиссия не может засчитать твиззлы, если они сделаны нетехнично.

Петля. Спортсмены, как правило, хорошо делают петли наружу и плохо — внутрь, особенно передние внутренние петли. И даже если въезд в петлю есть, то выезда из петли нет у 80 процентов тестируемых. В этом элементе, как нигде, видны недостатки техники исполнения: не работают плечи, колено опорной ноги, руки висят, нет скручивания корпуса.

Рекомендации. На этом элементе хорошо видно как спортсмен обучен исполнению дуг, потому что без грамотного обучения базовым навыкам катания выучить петли невозможно.

Петли лучше учить выполнять через перетяжку, и также их можно сдавать на тестировании, учитывая, что в дорожках петли выполняются чаще всего с перетяжек.

Обращение к тренерам

Принятое московской Федерации Положение о тестировании скольжения фигуристов является решением ввести единый стандарт обучения спортсменов базовым элементам фигурного катания, и от этой задачи Федерация не откажется. Если фигурист не владеет основой, значит, он не фигурист, потому что владение реберным скольжением, умение катать дуги и является сутью нашего спорта — это классика жанра. Что касается прыжков и вращений, то и здесь их основа — повороты. Не умея стоять на дуге назад-наружу, спортсмен не сделает грамотно лутц, не умея делать тройку вперед наружу — назад внутрь будет плохо исполнять флип, и тому подобное. Поэтому все разговоры, что тесты надо убрать, повторяют неграмотные люди.

Тренерам старшего поколения не надо рассказывать в чем сила скольжения и как надо этому учить, а молодое поколение тренеров оказалось в тяжелейшей ситуации: ведь им пришлось уже тренироваться у тех, кто сам «школу» не катал. Поэтому, если вы хотите стать конкурентоспособными тренерами, то программа по тестированию вам нужна как программа самообразования, как руководство к действию.

Кто является профессионалом? Тот, кто постоянно познает свою профессию. Если вы хотите стать профессионалами, то постоянно учитесь, задавайте вопросы, смотрите как работают специалисты, пользуйтесь опытом старшего поколения. Если ваш ребенок не может устоять на дугах, то задайте себе вопрос: почему? Найдите в себе силы признаться, что вы чему-то не научили своего спортсмена и найдите собственную ошибку. Конечно, мы работаем с разными детьми и не все дети способны к фигурному катанию. Но это признание не дает тренерам права не обучать детей основам катания, потому что освоить базу может любой ребенок, если с ним работает методически грамотный тренер.

За три сезона тестирования московских фигуристов мы познакомились практически со всеми тренерами и их воспитанниками и видим, что в Москве, к сожалению, работает достаточно много тренеров, которые не просто не научили своих спортсменов, но даже и не знают как это сделать. Чтобы уничтожить данные «очаги незнания», Федерация проводит обучающие семинары с привлечением специалистов, проблема только в том, что те, кому эти семинары предназначены, не посещают их, упорствуя в своем невежестве.

И еще одно: комиссия приходит тестировать ваших спортсменов по вашему приглашению, то есть когда вы сами решили, что ваши ученики готовы показать свое умение. Поэтому не надо нам рассказывать о бесконечных причинах, помешавших вам подготовить своих спортсменов к тестированию. И не обижайтесь: если ребенок не сдал тест, то это ни в коей мере не наши проблемы. Вы как тренеры должны понимать, что если ребра не читаются, если дуги нет, то принять эту имитацию за элемент невозможно и неправильно, ведь наша общая цель — научить спортсменов фигурному катанию. И когда вы нас упрекаете, что мы слишком строги, то можно сказать только одно: это не мы строги, просто фигурное катание таково! Никто не хочет конфликтов, никто не хочет вам досадить или наказать, просто без знания этих основ вы сами себя накажете — точнее, фигурное катание вас накажет.

(Примечание. Уважаемые тренеры! Федерация фигурного катания на коньках г. Москвы принимает от вас заявки и пожелания по тематике семинаров, консультаций и мастер-классов в любое время и в любой удобной для вас форме.)

Обращение к родителям

Тестирование скольжения призвано решить проблемы недостаточности базовой подготовки ваших детей как фигуристов, а также оно было введено с учетом нового Положения о Единой всероссийской спортивной классификации. Как это не покажется странным, но наша комиссия принимает тесты очень лояльно, понимая степень запущенности базовой подготовки спортсменов в целом. Поэтому комиссия сосредоточила внимание действительно на тех вещах, без которых фигурное катание стало бы просто неузнаваемым видом спорта.

Наша лояльность заключается в том, что на младших разрядах мы разрешаем тренеру выйти на лед в коньках со своим спортсменом и помочь ему (буквально, держать за руку или находиться рядом) ориентироваться на площадке при выполнении тестов. На более старших разрядах мы также разрешаем тренеру находиться рядом со своими воспитанниками, чтобы он своими глазами видел, что сделал или не сделал его спортсмен. Кроме того, мы терпеливо отвечаем на все вопросы тренера, а также разъясняем по каждому случаю, почему упражнение было засчитано или не засчитано. То есть каждый раз мы не просто принимаем тесты, а проводим обучающий семинар для ваших детей и тренеров.

В этой связи хочется отметить, что отношение родителей, которые присутствуют на тестах, бывает непростительно вызывающим и грубым. Мало того, что родители позволяют себе отвлекать членов комиссии вопросами во время приема тестов, но и пытаются качать права, записывать разговоры на диктофоны и видео, подходить с угрозами.

В чем природа этих конфликтов? Видимо в том, что тренеры объяснили родителям: проблема несданных тестов не в плохой подготовке спортсменов, а в том, что комиссия работает недобросовестно и корень зла — в ее предвзятости. Логика странная, но почему-то работает. В нашей практике бывают такие случаи, когда мы становимся в тупик от увиденного. Как можно принять тест, если, например, мы просим ребенка в ласточке развернуть ногу и он после нескольких секунд раздумья поворачивает ногу носком внутрь? Порой мы спрашиваем тренеров, зачем они привезли на тестирование детей, которые настолько не готовы, что не только не могут выполнить коньками предписанные элементы, но даже не знают, что им предстоит делать. Хотя каждая спортивная школа имеет в своем распоряжении подготовленные Федерацией материалы по тестированию, включающие в себя текстовые описания и рисунки упражнений, а также видеоматериалы с пошаговыми уроками. В журнале «Московский фигурист», который бесплатно размещается на сайте Федерации (www.ffkm.ru), опубликованы правила приема тестов (см. «МФ» № 18 (№2, 2010). Хочется еще напомнить родителям, что фигурное катание — сложный и достаточно опасный вид спорта, действие которого разворачивается на льду на коньках, и неправильное обучение ваших детей может привести к тяжелым травмам и заболеваниям. Вы и ваши тренеры должны понимать, что фигурное катание призвано сделать ваших детей еще более здоровыми и красивыми, чем они были без этого прекрасного вида спорта, а значит их обучение должны проводить грамотные тренеры. На наш взгляд, это очевидно.

Николай Александрович Панин-Коломенкин сказал: «Следы от катания на льду быстро исчезают, а следы благоприятного влияния на спортсмена при занятиях фигурным катанием остаются на всю жизнь и существенно сказываются на формировании его личности».

 Организационные моменты

1. Тестирование начинается с 3-го юношеского разряда. Если спортсмен по возрасту должен сдавать тесты по 2-му юношескому разряду, но у него не сданы тесты по 3-му, то он обязан сначала сдать предыдущий разряд, чтобы получить право сдавать следующий. Таким образом, не важно, сколько московскому спортсмену лет, — он должен сдать все предыдущие тесты и иметь в зачетке об этом отметку и печать.

2. Если спортсмен переходит из одной московской спортивной школы в другую, то при приеме документов вы должны проверить все отметки и печати за сданные тесты. Если спортсмен приходит в московскую школу из школы в другом регионе страны, то он должен будет сдать тесты по нашим правилам.

3. Все данные о результатах тестирования по школам, фамилиям спортсменов и тренеров, по разрядам, а также датам и местам проведения тестов хранятся в архиве комиссии по тестированию по годам начиная с 2011 года по всем школам Москвы. Только записи архива комиссии являются основанием считать, что тесты были выполнены.

4. Зачетка является документом спортсмена, который должен быть в наличии на каждом тестировании. Без этого документа тестирование спортсмена не проводится.

5. Детские спортивные школы не имеют права присваивать разряды своим спортсменам, если те не сдали тесты по скольжению. Это положение соответствует Единой Всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) России по фигурному катанию на коньках, утвержденной Министерством спорта и туризма РФ от 15 марта 2011 года (№ 194).

 Статистика

30 августа 2012 года. СДЮСШОР «Воробьевы горы»

Общее количество человек — 37, не сдали — 10. Отмечена хорошая работа тренеров Е.В. Жгун и С.Д. Давыдова.

10 октября 2012 года. УОР №2 и МГО «Динамо»

Общее количество человек — 23, не сдали — 2.

 17 октября 2012 года. УОР №4

Общее количество человек — 101 (одиночное), 17 (синхронное). Не сдали 11 (синхронное катание), 32 (одиночное).

24 октября 2012 года. СДЮСШОР №37

Общее количество человек — 72, не сдали — 15. Отмечена хорошая работа тренеров школы.

29-30 октября 2012 года. ФСО «Хоккей Москвы», Алмазный лед, Сокольники, ЦСКА, Воробьевы горы, СДЮСШОР №37.

Общее количество человек — 139, не сдали — 61. Отмечена хорошая работа тренера А.Е. Патрикеевой. Отмечены плохие показатели у спортсменов клуба «Алмазный лед».

31 октября 2012 года. СДЮСШОР «Юность Москвы»

Общее количество человек — 37, не сдали — 4.

8 ноября 2012 года. СДЮСШОР №85

Общее количество человек — 27, не сдали — 2.

13 ноября 2012 года. СДЮСШОР «Сокольники»

Общее количество человек — 55, не сдали — 16. Отмечена хорошая работа Сергея Новицкого.

15 ноября 2012 года. СДЮСШОР №1, 85, ДЮСШ «Снежные барсы» и клуб «Алмазный лед».

Общее количество человек — 61, не сдали — 37. Тесты не сдали все спортсмены из клуба «Алмазный лед».

23 ноября 2012 года. СДЮСШОР «Москвич».

Общее количество — 59, не сдали — 10. Отмечена грамотная работа тренеров школы.

11 декабря 2012 года. Новогиреево.

Общее количество — 48, не сдали — 16.

19 декабря 2012 года. УОР №4, ДЮСШ №2

Общее количество — 48 одиночное катание, 19 — синхронное. Не сдали — 7 (одиночное), 8 (синхронное).

6 февраля 2012 года. СДЮСШОР «Москвич»

Общее количество — 34, не сдали — 0.

26 февраля 2012 года. СЦДПО «Алмазный лед»

Общее количество — 109 человек, не сдали — 43.

27 марта 2012 года. ШСМ «Конек Чайковской»

Общее количество — 82 человека, не сдали — 21.

8 апреля 2012 года. СДЮШОР ЦСКА

Общее количество — 71 человек. Не сдали — 29.

Итого: Общее количество — 1142 спортсменов, сдали тесты — 849, не сдали — 293.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


+ 7 = 9

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>