Господин оформитель Илья Авербух: «Российским постановкам последних лет не хватает стильности»

— Илья, все мы знаем, что уже много лет вы заняты телевизионным шоу, которое с неослабевающим успехом идет на Первом канале. Однако до сочинской Олимпиады остается все меньше и меньше времени, и первый вопрос такой: вы следите за спортивными баталиями наших и зарубежных фигуристов, делаете ли для себя какие-то прогнозы относительно олимпийских результатов?

— Я не могу сказать, что очень пристально слежу за этим, но тем не менее, я периодически всем интересуюсь, потому что к спорту отношусь с огромным уважением. Я сам в нем провел достаточно большое количество времени своей жизни, так что эту тему я от себя не отпускаю. Более того, последние два года я достаточно плотно работал как постановщик программ с действующими спортсменами. Вот уже два года я работаю с молодым перспективным танцевальным дуэтом Виктория Синицина — Руслан Жиганшин, также ставлю программы известным немецким танцорам Нелли Жиганшиной — Александру Гажи, которых очень люблю за артистизм и индивидуальность.

В парном катании в прошлом сезоне сделал программы для Катарины Гербольдт и Александра Энберта, которые они не смогли никому показать, так как весь сезон отчаянно боролись с травмами. В этом сезоне они вновь начали тренироваться, уже под началом Олега Васильева, и решили сохранить поставленные мною программы. В одиночном катании тоже два сезона подряд работал с Ксенией Макаровой, с Еленой Радионовой, а в этом году впервые делал обе программы для Юлии Липницкой и для Сергея Воронова. Елена Радионова с моей короткой программой в октябре очень удачно выступила в Оберсдорфе на турнире Nebelhorn Trophy 2013, а Виктория Синицина — Руслан Жиганшин показали произвольную программу на II этапе Кубка России в Сочи, где получили очень хорошие оценки за компоненты программы.

— Я думаю, что все любители фигурного катания, даже не зная точно, кто постановщик, сразу для себя отмечают ваши программы, потому что они запоминаются своей композиционной завершенностью и стилем.

— Спасибо большое, но во всех ваших теплых словах о моих программах мне больше всего понравилось слово «стиль», потому что, мне кажется, это именно то, чего не хватает нашим современным танцевальным дуэтам. Я бы вообще сказал, что российским фигуристам и российским постановкам последних лет не хватает некой стильности и уравновешенности. Российская традиция всегда тяготела к эмоциям через край, к драматическим переживаниям, к театральности на льду, а мне хочется эту традицию перенаправить в какое-то мирное русло, чтобы эмоции были тонкие, а композиции стильные, чтобы это отвечало современным мировым направлениям, а то мне порой кажется, что мир живет отдельно, а мы отдельно.

— В этой связи кого вы можете назвать иконами стиля в танцах на льду?

— Мне нравятся все программы, которые ставятся для канадского дуэта Тесса Вирчу – Скотт Моир. В своих программах они, как правило, рассказывают не истории с сюжетом, а историю души с оттенками и полутонами. И честно, если говорить о двух лидирующих парах, то для меня они вообще несравнимы. Я весь прошлый сезон был крайне озадачен судейским решением поставить американскую пару (Мэрил Дэвис — Чарли Уайт. — Прим. ред.) выше канадской. Так до конца и не понял, почему Дэвис — Уайт выиграли чемпионат мира в прошлом году, потому что для меня Вирчу — Моир были на голову сильнее, начиная с постановки произвольного танца и заканчивая его исполнением. Но в целом эти два дуэта находятся пока на недосягаемом от нас удалении по технике катания. Вообще, если говорить о скольжении, то американцы и канадцы всегда, а не только сейчас, были дальше нас. Североамериканская школа фигурного катания славится именно умением поставить мягкое скольжение, научить свободному владению коньком. Не случайно переход на новые правила был в значительной степени пролоббирован североамериканцами. Мастерство катания стало играть огромную роль в общей оценке, потому что именно в этом компоненте фигурного катания они были всегда сильны. И я не могу сказать, что на данный момент мы к ним сильно приблизились. Да, проведена определенная работа в этом направлении, да, у нас есть воображение, позволяющее делать интересные программы, но скольжение — это не наш главный козырь. Главным козырем у танцоров по прежнему остается композиция и хореография программы, а у парников и одиночников — технический компонент. Хотя для фигуристов совсем молодого поколения, таких как Елена Радионова, Юлия Липницкая дорожки шагов и вращения становятся их сильной стороной.

— Илья, на мой взгляд, ваш потенциал как постановщика программ гораздо мощнее того, что вы сейчас реализуете. Почему вы так мало работаете с фигуристами? Вам неинтересно заниматься постановками из-за действующих жестких правил или вы пока внутри себя не готовы работать с ними?

— Что вы, конечно, я готов и хочу работать. И я сейчас с удовольствием работаю с теми спортсменами и тренерами, которые меня пригласили, сам я никому не навязываюсь. Мне с любителями работать даже интереснее, потому что надо постоянно оглядываться на правила, а это очень держит в тонусе, ведь чем сложнее задача, тем интереснее ее решать, и меня это абсолютно не пугает.

— Расскажите поподробнее, как происходит работа над программами.

— Когда спортсмен и тренер определились с музыкой, то дальше я даю какое-то общее художественное и образное направление программы, придумываю основную идею постановки, ее хореографическую канву, нахожу несколько шагов и движений, которые будут ключевыми и начинаю собирать все это в программу. Затем я всегда спрашиваю тренера к какому элементу мы сейчас поедем, и делаю определенную подводку, связующие шаги к этому элементу. Для меня самое главное, чтобы композиция не рвалась, чтобы единой нитью проходила какая-то сюжетная история, которая тянется от первой точки программы до последней. А тренер смотрит, чтобы каждый элемент соответствовал правилам и необходимым уровням. Но, повторюсь: главное — определиться с музыкой и идеей программы.

— Музыку вы предлагаете или уже отталкиваетесь от желания спортсмена и тренера?

— Обычно музыку я нахожу сам, но бывает, что спортсмен уже ее для себя выбрал и хочет кататься только под нее. Например, так было сейчас с Юлей Липницкой: она очень хотела произвольную программу под саундтрек из фильма «Список Шиндлера». Это было ее категоричное желание. Мы с ее тренером Этери Тутберидзе не очень его разделяли, я лично пытался увести ее от этого решения, потому что, как мне казалось, это слишком уж серьезная музыка для еще маленькой девочки. Но Юля была непреклонна, и мы с Этери решили: раз она так настаивает на своем, то надо идти навстречу, чтобы спортсменка чувствовала свою уверенность во время исполнения программы, особенно если она так влюблена в эту музыку. В результате я нашел пути как избежать чрезмерного драматизма в программе, насколько это вообще возможно, учитывая сюжет этой реальной истории. Конечно, у зрителей могут быть разные мнения по поводу ее произвольной программы: подходит ли ей, не рано ли ей и прочее (я сам себе все эти вопросы задавал), но в итоге программа получилась достаточно интересной.

Музыку для короткой программы «Не отрекаются любя» предложил уже я, хотя, казалось бы, песня на эту мелодию тоже совсем не детская. Но для нашего зрителя — это история любви, потому что мы знаем слова, а для иностранного зрителя — это просто красивая музыка. Таким образом, это позволило мне уйти от сюжета песни и придумать свою историю. Она о том, что девочка рисует на песке свои мечты, а их смывает дождем, и ей от этого становится печально, но она вновь и вновь их рисует. Мне кажется, это такая трогательная девичья история, которую мы в программе рассказали хореографическим языком (а в Юлином исполнении она несет в себе необыкновенное очарование). Думаю, равнодушных не останется.

— В прошлом сезоне Елена Радионова тоже никого не оставила равнодушным к своей истории птицы, которую вы все вместе придумали…

— Елена — это отдельная история. У нее дар от Бога пропускать все через себя настолько сильно и искренне, что работать с ней огромное удовольствие. Если сравнивать между собой этих, бесспорно, талантливых девочек, то они совершенно разные. Юля очень сдержанна внутри себя, она с таким математическим складом ума и характера, если так можно сказать про характер. И если для Юли важны элементы и прыжки, то для Лены важен в первую очередь сам танец. И в этом смысле Радионова — это большой подарок для постановщика, потому что любое твое движение она переймет, да еще и от себя верно добавит, и еще за тебя станцует. Поэтому я, может быть, хотел бы утверждать, что я такой крутой постановщик программ, но в ее случае я бы не приписывал себе все.

Вообще я предвкушаю большое будущее Юли и Лены и яркое соперничество между этими талантливыми девочками. Они мне обе очень дороги, и мне приятно, что я работаю с ними обеими.

— Из всех спортсменов, с которыми вы работаете, вы ставите программы только одному российскому танцевальному дуэту — Виктории Синициной и Руслану Жиганшину, которые два сезона назад с блеском закончили свою юниорскую карьеру, перешли на взрослый уровень и уже третий сезон в запасе основной сборной России. Что вы думаете о проблеме перехода танцоров с юниорского уровня на взрослый? И, на ваш взгляд, вообще существует такая проблема?

— Да я и сам проходил через все это. Я имею ввиду мнение, которое без конца приходилось нам выслушивать: «Вы замечательные спортсмены, но все же на льду вы еще как-то молодо выглядите». В конце концов, когда меня достало все это слушать, я отрастил бороду и так катался. (Улыбается). Но юность — это тот недостаток, который со временем проходит, причем безвозвратно. Может быть, кто-то считает юность и свежесть Виктории и Руслана недостатком, но лично я вижу очень большой потенциал у этой пары, с которой мне интересно  работать.

У нас сейчас в танцах достаточно приличная конкуренция на уровне основной сборной страны: Боброва — Соловьев сильная пара, заметно прибавившая в прошлом сезоне, Ильиных — Кацалапов бесспорно талантливые танцоры, Рязанова — Ткаченко стабильно удерживают за собой третье место в сборной, так что сходу попасть в обойму очень сложно. Но и перспективный резерв у нас тоже заметно подрос. Я вообще думаю, что Федерация фигурного катания России могла бы уже изменить порядок отбора на чемпионат Европы и чемпионат мира. На мой взгляд, по результатам чемпионата России первые три номера сборной должны без вопросов ехать на чемпионат мира, а вот на чемпионат Европы можно было бы отправлять первые два номера команды и четвертый. Это давало бы нам возможность просматривать наши будущие кадры на крупном международном турнире. И я бы такую позицию внедрил не только в танцах на льду, а вообще во всех видах. И было бы все гораздо мудрее, без проблем и претензий: занял третье место — точно едешь на чемпионат мира; занял четвертое место — получи путевку на чемпионат Европы.

— В начале октября вы открыли в ледовом комплексе «Морозово» свою школу фигурного катания. Мы все знаем, насколько вы занятой человек, так почему вы решили войти еще и в этот проект?

— Эта идея родилась у меня не вчера, просто сейчас она стала возможной благодаря тому, что руководство ледового комплекса «Морозово» заинтересовалось этим проектом и предоставило нам возможности воплотить его здесь. «Морозово» — это очень комфортный ледовый центр, понятно, что здесь, как и везде, хоккейное царство, но вот здесь нам пошли навстречу, даже более того — это наш совместный проект. Что касается школы, то я планирую ей заниматься всерьез, а не просто дать свое имя и забыть про нее. Этим летом мы впервые проводили ледовые сборы в Ступине, в которых приняли участие более 40 детей из разных регионов России. Их желание кататься, их интерес к фигурному катанию показали, что это очень востребованная история. Сейчас я действительно очень занят на телевизионном проекте, просто погибаю в нем, но он когда-нибудь закончится и я смогу уделить этой школе больше времени.

В своей школе фигурного катания мне хочется развивать направление, связанное с театром, растить таких эмоциональных, раскрепощенных детей, умеющих кататься, выступать, лицедействовать. Далеко не все чемпионы мира умеют и могут актерствовать. Мне бы хотелось создать здесь особую энергетику, чтобы дети научились не только азам катания, но и стали более открытыми и радостными.

Сразу хочу сказать, что мы берем вектор на максимально грамотное обучение детей азам фигурного катания и на создание демократичного детского ледового коллектива. Мы пока не замахиваемся на ледовый театр, но будем двигаться именно в этом направлении. Многие национальные федерации развивают этот вид фигурного катания, уже много раз проводились чемпионаты мира среди ледовых артистических коллективов. В Москве это направление уже не первый год успешно развивается, и уже есть чемпионы, которым мы с удовольствием составили бы конкуренцию. Я не говорю, что уже через две недели мы сделаемся звездами на ледовой арене — это на телевидении так происходит, а в жизни такого не бывает. Но мы будем работать.

Свой дворец мы пока не строим, но меня не покидает мысль об этом, и я надеюсь, что когда-нибудь ледовый театр в России будет построен. А пока я собираюсь активно развивать этот жанр фигурного катания. Кстати, мы также открываем группу для взрослых, которые пока будут заниматься только по субботам, но если интерес будет достаточно высоким, то мы также планируем создать взрослый коллектив.

— Илья, то есть вы совсем отказываетесь развивать в своей школе спортивное направление?

— Нет, конечно. Мы будем обучать основам фигурного катания, руководствуясь требованиями российской классификации, будем проводить внутренние соревнования, принимать участие в московских стартах, самых перспективных детей будем рекомендовать в специализированные спортивные школы. Я планирую для воспитанников нашей школы проведение какого-то количества мастер-классов с привлечением реальных звезд фигурного катания, чемпионов мира и Олимпийских игр, но эти мастер-классы будут носить скорее эмоциональный характер, чем реально обучающий, потому что кататься как они, на это нужны годы и годы.

На должность старшего тренера школы мы пригласили известного в прошлом фигуриста мастера спорта международного класса Антона Клыкова, который будет заниматься всей этой работой. Но еще раз подчеркну: отсеивать из своей школы мы никого не будем, потому что здесь речь идет не о спортивных результатах, а о детском театральном коллективе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


6 − 3 =