Приезжать на чемпионаты России в канун Олимпийских игр всегда интересно, хотя атмосфера этого спортивного праздника обычно нервная, даже, можно сказать, запланированно нервная, потому что каждый, если он настоящий спортсмен, никогда не откажется от борьбы в любой ситуации и обстановке, ибо фавориты конечно же есть, но сражения никто не отменял. Предолимпийская борьба накладывает отпечаток на накал эмоций, потому что количество мест всегда меньше количества претендентов на эти места. Можно говорить о том, что за место в сборной реальную борьбу ведут только лидеры, но кто знает, о чем мечтает спортсмен, занявшей 18 или 10 место по короткой программе? Я вас уверяю, если он спортсмен в душе, то думает только о победе.
Кто-то из спортсменов, выходящих на лед чемпионата России, прекрасно провел весь четырехлетний цикл, кто-то превосходно начал этот предолимпийский сезон, однако каждый из них должен реализовать свое мастерство в конкретном месте и в нужное время. Я вспоминаю, как нашей прославленной фигуристке Ирине Слуцкой перед важными стартами говорили друзья или знакомые: «Ира, ты же чемпионка мира и Европы, ты у всех выиграла последние соревнования, так что тебе нечего волноваться!». На что она неизменно отвечала: «Когда я выхожу на лед, то я там одинокая по центру катка и никто не может мне помочь: ни родители, ни тренер, ни болельщики, никто. И я должна в двадцатый или сотый раз доказать, что я здесь сильнейшая». Так что у фаворитов, по большому счету, тоже нет никакого преимущества.
Другое дело, что длительность карьеры накладывает определенный психологический груз на личность. Я в последние годы задаюсь одним и тем же вопросом: почему наши молодые спортсмены очень здорово выстреливают, но быстро сходят со сцены? Мы каждый год видим бесстрашных фигуристок и фигуристов, которые решительно бросаются в бой и выигрывают его. Я понимаю, что в силу своей юности они пока не могут показать зрелого катания, завоевать авторитет у судей и получить высокие компоненты, но вы посмотрите в этом году на катание Саши Прокловой (ЦСКА, тренер Инна Гончаренко. — Прим. ред.)! Она абсолютно феноменально каталась, с таким напором и искрой, которые подчас и не снятся именитым спортсменам. На каждом чемпионате России захватывает дух от безумного количества талантов в нашей стране, которые постоянно заявляют о себе — вовремя они это делают или нет, но возраст этих талантов приблизительно один и тот же — 12, 13, 14 лет. И у меня есть только один вопрос: насколько они смогут сохранить свой боевой дух и настрой, чтобы вот это позитивное движение, вот эту свою чистоту и новизну сохранить во времени, потому что те, кому это удается, и превращаются в настоящих звезд, преодолевших барьер одноразовости. В этом контексте карьера парников и танцоров более плавная, предсказуемая и продуманная, потому что тренерский коллектив строит перспективные планы, которые, как правило, реализует шаг за шагом. В этих видах мы не видим супер резких падений и провалов, как не видим новых имен и супер всплесков тоже. В одиночном же катании наблюдается совсем другая картина, характерная не только для России.
Не опуская рук
Аделина Сотникова пять лет назад в Казани впервые выиграла чемпионат России и стала в 12 лет чемпионкой в женском одиночном катании. Я помню, как мы все были восхищены ее катанием, но, помимо Аделины мы в те же годы видели еще пять-шесть девочек, которые тоже были прекрасны в этом же возрасте. Спустя четыре, пять, шесть лет мы видим, что все эти спортсменки прошли через временной отрезок, и Аделина Сотникова все равно чемпионка России. То есть, те дети, которые были с ней на одном уровне (в чем-то лучше, в чем-то хуже), сейчас позади нее, что говорит лишь о том, что временной путь пройден Аделиной и ее командой с наибольшим успехом и пользой.
Однако, с другой стороны мы можем вспомнить Марию Бутырскую или Ольгу Маркову, которые на юниорском уровне выходили катать произвольную программу не в сильнейшей разминке, и понять, что есть и другой путь. Эти спортсменки не были звездочками в юниорском спорте, но они стремились достичь высот и в конечном счете добились этого уже в зрелом возрасте, потому что не опускали рук, не теряли веры в себя. И этот путь тоже хорош и имеет место быть. Но я думаю, что этот путь получается успешным тогда, когда ротация спортсменов не происходит быстро. У нас же в последнее время 14-летние фигуристы воспринимаются как ветераны, которых выбивают из строя 12-13-летние дарования. А если прийти на соревнования по спецпрограмме, то можно увидеть своими глазами, какие элементы делают и как катаются 9-10-летние дети, и многие из них это делают лучше 12-летних.
Я бы очень хотел, чтобы у нас была налажена общая атмосфера (я не знаю, кем она должна создаваться — топовыми тренерами или умными функционерами) благожелательного отношения к каждому фигуристу, чтобы несмотря на какие-то спады в его результатах или сложности пубертатного становления, несмотря на психологические проблемы или травмы, каждому спортсмену давали понять, что в него верят, что про него помнят. И если спортсмен не опускает рук, ответно предпринимает какие-то действия, то это достойно уважения и, возможно, приведет к результатам. Давайте еще раз вспомним карьеру Марии Бутырской, которая в 25 лет стала первой в нашей стране чемпионкой мира — и это было прекрасно.
Но вот уже несколько лет мы все идем по пути, который, возможно, нам кажется правильным и более простым, а именно: каждый раз используем новый «материал», ведь у нас такое количество талантов в стране, что они никогда не иссякнут. Но это не так, и ценить надо каждого спортсмена, не стоит ими разбрасываться.
В декабре 2013 года в Италии прошла зимняя Универсиада, которая подразумевает участие в ней спортсменов чуть старшего возраста, чем те, кто выступает у нас на спецпрограммах, а именно студентов. Я в очередной раз подумал: как хорошо, что у нас есть такие турниры, потому что на них могут выступать — и успешно выступать — те, кто, может быть, уже давно закончил свою карьеру, думая, что их время ушло. Кстати, в этом контексте хочу провести параллель с танцами на льду: они демонстрируют прекрасное катание, производят прекрасное впечатление своими программами, а также тем, что очень мало спортсменов, в глазах которых я вижу обреченность.
Итак, я видел катание Маши Артемьевой и Сони Бирюковой в конце прошлого сезона и начале этого: в их глазах я видел иногда потерю надежды, а иногда и отчаяние. А сейчас я вижу, что они на подъеме и это прекрасно. Кто мог подумать, что Софья Мишина займет на Универсиаде 3 место? Но это факт. Пусть эти соревнования не топ-уровня, о которых говорит весь мир, но они дают надежду.
В этом сезоне было отрадно видеть возвращение Сергея Воронова в обойму. Я в самом начале сезона на прокатах сборной понял, что спортсмен возвращается. Этери Тутберидзе в нем зажгла какую-то искру, и, на мой взгляд, они нашли друг друга как спортсмен и тренер. Но я думаю, что Сергей Воронов был готов к смене системы координат, потому что понял, что все поезда ушли, и что фигурная история выкинет его в никуда, так и оставив его «перспективным спортсменом середины нулевых годов».
Я уверен, что если у нас будет преемственность поколений, если молодые будут смотреть на более опытных спортсменов, то возможно катание юных станет качественно другим. И если зрелые спортсмены будут смотреть на юных и пытаться вслед на ними повторять выдуманные ими элементы, или придумывать свои, или усложнять существующие, задавая себе вопрос: «Почему мы не думали об этом раньше и почему бы нам не сделать это сейчас?», то наше одиночное катание изменится в лучшую сторону. Фигурное катание как вид спорта в последние годы в плане технической оснащенности развивается просто стремительно, хотя мы пока не видим в массовом порядке тройных Акселей у женщин и наличие трех-четырех четверных прыжков у мужчин. Однако уже по нашему домашнему чемпионату видно, что прорыв не за горами.
Найти в себе смелость
Думали ли вы о том, почему катках в торговых центрах и вообще на любых катка никто парным катанием не занимается? Не в силу того, что там тесно, а потому, что в реальном парном катании, также как и в танцах на льду, непрофессионализм тренера будет виден сразу. Ведь что касается парного катания, то любой дилетантский подход к технике элемента способен привести к очень плачевным результатам. Поэтому тренеров парного катания несоизмеримо меньше, чем тренеров одиночного катания.
Слава богу, что есть люди, которые стараются постичь сложную профессию тренера парного катания, стараются делать так, чтобы спортсмены были подготовлены должным образом и никогда не допускали грубых технических ошибок, точнее их количество было сведено к минимуму, ведь стопроцентную гарантию дать нельзя и травмы случаются. Этих людей, которые имеют в себе желание и смелость заниматься именно парным катанием, подбирается совсем небольшое количество, поэтому их надо беречь, предоставлять очень хорошие условия и думать над преемственностью поколений, потому что кадры решают все.
Я всегда радуюсь, когда вижу рядом с Валерием и Валентиной Тюковыми Павла Слюсаренко, который, я уверен в этом, подхватит знамя пермского парного катания. Думаю, что в питерской школе найдется немалое количество молодых людей, которые очень внимательно слушают Тамару Москвину, Людмилу и Николая Великовых. Нина Мозер создала целую команду из молодых специалистов, которые ловят каждое ее слово. Я сам могу бесконечно слушать Наталью Павлову и Артура Дмитриева, когда они рассуждают о парном катании на какие-то профессиональные темы. И я надеюсь, что будут появляться люди, которые найдут в себе смелость заниматься этим видом фигурного катания и перенимать мастерство из рук в руки.
Парное катание — это технически сложный вид спорта, в котором выступает уже целая команда из двух фигуристов. Та схема, которая, возможно, работала раньше: плохой одиночник — иди в парное катание, плохой парник — иди в танцы, — больше не работает. Все это закончилось, причем абсолютно точно. Существует несколько способов подготовки: можно взять двух одиночников и составить пару, а можно растить спортсменов сразу как парников, с детства подтягивая все элементы для парного катания.
Я не знаю, как девочка создает прогиб в тодесе, не знаю, каким образом надо зажать ягодицы в поддержке, не знаю как она себя чувствует в момент отталкивания на подкрутке, не знаю, как работает кисть партнера в момент отталкивания, и прочее. Безусловно, все эти тонкости может объяснить человек, который сам занимался парным катанием, потому что нюансы хорошо известны тому, кто на себе это все прочувствовал. И это уже более сложные взаимоотношения, как координационные, так и психологические, поэтому часто бывает недостаточно одного тренера и нужна целая тренерская команда, в которой все должны смотреть в одну сторону, иначе ничего не получится. Слаженность работы коллектива определяет результат.
Сегодня мы можем говорить о целых школах парного катания в нашей стране. Есть петербургская школа, пермская, в Москве за последние годы их появилось несколько: школа Нины Мозер, школа Натальи Павловой и Артура Дмитриева; своим интересным путем идет группа Сергея Доброскокова. И групп парного катания у нас в России не очень большое количество в силу сложности этого вида спорта.
Мы видим плюсы и минусы каждой из этих школ, видим, как в одной группе умеют поставить техничные тодесы, учат отлично держать позиции в циркуле, как в другой группе превосходно выполняют поддержки или подкрутки, в третьей очень хорошо преподают катание в унисон с прекрасным попаданием в музыку и постановку программ.
Мы видим как прогрессируют и меняются школы. Например, раньше пермская школа парного катания славилась своей технической оснащенностью и одновременно с этим пресными постановками, костюмами, музыкой. Они могли, как у Станислава Жука, меняться партнершами, музыкой, программами и никто ничего не заметил бы. Они могли делать любые технические элементы, но сами пары были безликими. Сейчас пермяки преобразились: появились краски, улыбки, костюмы, характеры и как всегда прекрасная техническая готовность в плане парных элементов. Надеюсь, что они подтянут до должного уровня исполнение прыжковых элементов и сложных вариаций вращений.
Федерация России и региональные федерации делают для своих групп все возможное, но я думаю, что наличие всех этих школ внутри нашей страны должно подразумевать какие-то связи между ними, которые могут быть крепкими или не очень, но должны быть, потому что каждая группа имеет свои плюсы, свои наработки и минусы. Хотя понятно, что эти группы и команды дают результат — пусть тяжело, но дают.
Но если мы в нашей стране наладим взаимосвязь в виде каких-то теоретических семинаров или практических занятий по передаче и накопленного каждой школой своего опыта, то это все сработает на плюс по отношению ко всему российскому парному катанию. Конечно, контакты между школами в течение сезона происходят на каких-то установочных сборах, на крупных внутренних соревнованиях, потому что все смотрят соревнования, посещают тренировки, смотрят как и что делают другие. Но, на мой взгляд, эти связи должны быть плотнее, отношения между школами должны быть более доверительными, как это сделать — дело нашего руководства. Одиночники, пожалуй, могут вариться в своей каше, оберегая свои секреты. И ладно. Но в парном катании я вижу только один путь: чтобы развивать этот вид и добиваться успеха на международной арене надо консолидироваться и объединяться, надо перенимать опыт друг друга в деталях и нюансах. Если это будет, то и у страны результат будет.
Досье
Александ Кузнецов
Родился 3 июля 1959 года.
Парное фигурное катание на коньках. Мастер спорта СССР.
Тренеры: Д.Е. Воробьева, Н.И. Щукарева, М.Ф. Федоров.
Окончил МОГИФК (1980), кандидат педагогических наук (1989), технический специалист ИСУ в парном катании. Data operator, оператор видео повтора ИСУ. Специалист-практик по точке коньков и модернизации ботинок для фигурного катания на коньках.