Ценности современного спорта Николай Долгополов: «Не все измеряется деньгами»

Возможно, кому-то статья на предложенную тему покажется инородным телом в журнале, посвященном спорту высоких достижений, потому что сама идея благородства и бескорыстия в спорте — это скорее уже миф, чем современная реальность. О какой пропаганде принципов чести можно говорить, если современный спорт пропитан духом коммерции, допинга, коррупции и политики, — спросите вы и, безусловно, будете правы. Тем не менее почему-то все же хочется рассказать вам о Европейском движении Фэйр Плэй, которое продолжает верить, что человеческое благородство и принципы олимпизма не пустой звук. И рассказывать об этом будет человек, который стоял у истоков этого движения у нас в стране, — писатель и журналист Николай Долгополов.

— Николай Михайлович, решением Исполкома Олимпийского комитета России 25 октября 2013 года вы утверждены в должности председателя Российского комитета Фэйр Плэй. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о движении Фэйр Плэй.

— Можно сказать, что движение Фэйр Плэй зародилось с того самого дня, когда было принято решение о возрождении Олимпийских игр современности, то есть еще в XIX веке, потому что это движение олицетворяет все лучшее, что было заложено в идеи олимпизма, как это понимал вдохновитель этого процесса Пьер де Кубертен. Благодаря идеям олимпизма, мысли о честных и справедливых состязаниях вошли в общественное сознание. А организационно движение сложилось и оформилось в 1963 году. Цель движения — отметить поступки благородства, которые совершают спортсмены (это могут быть олимпийские чемпионы, а могут быть и просто дети) в разных видах спорта. По сложившейся традиции понятие Фэйр Плэй (Fair Play) не переводится на национальные языки, однако часто используются его русскоязычные синонимы (честная игра, благородная игра), что пусть и частично, но отражает его истинную суть.

— Каким образом вы оказались вовлеченным в это движение?

— Во Франции были три великих теннисиста, которых вся страна звала тремя мушкетерами, так как каждый из них очень благородно вел себя на корте с соперниками. И вот один из них, Жан Боротра, типичный д’Артаньян, вместе с другими людьми из AIPS (Международная ассоциация спортивной прессы — Прим. ред.) и ЮНЕСКО организовал в 1963 году движение Фэйр Плэй. Я познакомился с Боротра (это был очень интересный собеседник), который и вовлек меня в это движение. Боротра приглашал меня на свои собрания, на торжественное вручение премий, на встречи с лауреатами. Я тогда (а это было в конце 80-х — начале 90-х годов) работал в молодежной и спортивной газетах, и стал об этом писать в наших изданиях, а копии статей присылать в Международный Комитет Фэйр Плэй. Я был первым из новой России, кому вручили диплом «За пропаганду идей Фэйр Плэй», это было в 1992 году.

Через какое-то время мы поняли, что такое движение надо организовывать и в России. Мы вместе с моим другом, вице-президентом Олимпийского комитета России Владимиром Сергеевичем Родиченко взялись за это дело. В результате в 1992 году Россия под покровительством своего Олимпийского комитета вошла в состав Международного комитета Фэйр Плэй (CIFP), и в том же году при ОКР был образован российский комитет Фэйр Плэй, который в  2002 г. за свою деятельность был награжден высшей европейской наградой Фэйр Плэй. Этот комитет с самого начала возглавлял Владимир Родиченко и был на этом посту бессменно вплоть до своей кончины в январе 2013 года. Честь и слава этому замечательному человеку, ученому, спортивному деятелю, который сумел преодолеть бытовавшее в самом начале скептическое отношение к Фэйр Плэй.

В октябре президент Олимпийского комитета России Александр Жуков назначил меня на пост председателя российского комитета Фэйр Плэй. Наш комитет находится под  юрисдикцией ОКР, потому что воплощает в себе принципы олимпизма.

— Какие награды и за что присуждаются спортсменам?

— Мы долгое время присуждали награды в трех категориях: самая почетная из них — это «Поступок в духе Фэйр Плэй», за который вручается приз основателя этого движения Жана Боротра. Также награды вручаются за «Вклад в пропаганду и использование принципа Фэйр Плэй в воспитании у молодежи высокой нравственности в спорте и в жизни» и за «Соблюдение принципов справедливости на протяжении всей спортивной карьеры». Ими отмечаются спортсмены за совершение поступков в духе Фэйр Плэй или за соблюдение принципов честной игры на протяжении всей спортивной карьеры, а также организации и лица, способствующие распространению этих принципов. Есть и «Трофей за пропаганду идей Фэйр Плей», тут среди лауреатов немало представителей нашей с вами профессии. Совсем недавно благодаря усилиям президента Международного Комитета Фэйр Плэй Йено Камути был введен и четвертый Трофей — имени почетного президента  МОК Жака Рогге, который был инициатором проведения Юношеских Олимпийских игр. Приз вручается спортсменам моложе 18 лет.

В каждой номинации наши награды делятся на три градации — трофей (главный приз), почетный диплом и благодарственное письмо. Важнейшая функция Международного комитета Фэйр Плэй (CIFP) — это ежегодное присуждение наград, а целью всей нашей деятельности является задача постоянно способствовать воплощению в жизнь присущих спорту принципов Фэйр Плэй. Возглавляет CIFP, как я уже упоминал,  хирург-кардиолог, а в прошлом призер Олимпийских игр и многократный чемпион мира по фехтовании доктор Йено Камути. Вообще, в этой сфере очень много фехтовальщиков — может быть потому , что вид спорта такой благородный.

— Кто представляет спортсменов к наградам — национальные комитеты или международный?

— Каждая страна на уровне своего национального комитета представляет к наградам своих спортсменов, а затем одного или двух — самых лучших, по нашему мнению — мы направляем в международный комитет. Каждая страна борется за своих спортсменов, но мы решили, что все вопросы будем решать только открытым голосованием, чтобы было все честно, без интриг.

— Кто в мире был первым спортсменом, чей поступок был отмечен движением Фэйр Плэй?

— Все началось с того, как великий итальянский бобслеист двукратный олимпийский чемпион и 9-кратный чемпион мира Эугенио Монти в 1964 году на Олимпиаде в Инсбруке совершил поступок в духе Фэйр Плей, вошедший в спортивные хрестоматии.

Двойка Монти лидировала, а у его ближайших конкурентов из Великобритании перед последним заездом сломался боб. Тогда Монти снял со своего боба необходимую деталь и отдал соперникам. В результате британцы выиграли, лишив итальянцев золотой олимпийской медали. Когда Эугенио Монти спрашивали, зачем он это сделал, то тот ответил, что не смог бы жить со знанием того, что выиграл золото за счет технической поломки боба своих соперников. Мне захотелось узнать о нем побольше, и я разыскал двоих членов его команды, которые рассказали мне про него. Монти в духовном плане был человеческим совершенством, который стремился все делать на высшем уровне. Если он прокладывал трассы, то они были самые лучшие, если он строил бобы, то они тоже были самыми лучшими. Но жизнь не пощадила его: единственный сын стал наркоманом, а после смерти жены у него случился инсульт, после которого он не сумел оправиться. Чтобы не быть в тягость окружающим его людям, он пустил себе пулю в лоб. Было ему 75 лет.

— А есть примеры поступков в духе Фэйр Плэй среди российских спортсменов?

— Конечно. Если говорить о российских спортсменах, то вспоминается пример титулованного фехтовальщика Станислава Позднякова. На соревнованиях «Московская сабля» судья присудил ему укол, а Станислав знал, что этого укола он не наносил. И тогда на следующем розыгрыше он открыл грудь и дал возможность сопернику нанести укол, тем самым исправив ошибку судьи.

Или случай с великим нашим гимнастом Алексеем Немовым, которому на Олимпиаде в Афинах в 2004 году судьи поставили незаслуженно низкие оценки. Помните, публика начала бунтовать, требуя изменить результат, и это продолжалось минут пятнадцать. Только после того, как Алексей вышел на помост и знаками показал публике, что надо успокоиться, организаторы смогли продолжить соревнования. Хотя при этом его интересы в определенной степени пострадали. По нашему предложению Немову Международный Комитет Фэйр Плэй присудил приз Пьера де Кубертена за поступок в духе Фэйр Плэй.

Можно привести яркий пример с нашей первой олимпийской чемпионкой по прыжкам на батуте Ириной Караваевой, которая в июле 2001 года в Дании выиграла чемпионат мира. Однако спустя какое-то время она поняла, что судьи при подсчетах очков ошиблись. И хотя за руку ее никто не тащил, 21 августа 2001 года Ирина Караваева, обладатель золотой медали чемпионата мира, сделала следующее заявление: «Мне очень жаль, что судьи допустили такую ошибку в Оденсе. Я считаю необходимым исправить ее, и решила отдать золотую медаль спортсменке из Германии Ане Догонадзе. Я делаю это ради справедливости и в духе принципов честной борьбы».

Или совсем недавние события. Мне очень приятно, что я многих спортсменов узнаю с новой  стороны. Вот я сто лет знал нашу теннисистку Елену Дементьеву (она получила Диплом CIFP за следование принципу Фэйр Плэй на протяжении всей спортивной карьеры в 2010 году), но не знал, что она безвозмездно помогает ветеранам Великой Отечественной войны из своих гонораров. Поступок считается благородным, если он совершен с привлечением денег, заработанных спортсменом своим профессиональным трудом. Такой принцип ввел в международное движение Фэйр Плэй наш Владимир Сергеевич Родиченко.

Еще один пример. В январе 2013 года по представлению Российского комитета диплом международного комитета Фэйр Плэй был присужден игроку сборной России по хоккею Павлу Дацюку, который, как оказалось, тихо, совсем не на публику, но активно помогает молодым спортсменам. В свое время он оказал финансовую помощь юному хоккеисту из Казани Саше Бурмистрову. Даже не зная его лично, лишь услышав, что у талантливого парня финансовые трудности, он прислал ему из Штатов всю необходимую — очень дорогую — амуницию. Сегодня Александр Бурмистров — один из сильнейших хоккеистов России. Затем Павел помог деньгами юному спортсмену из Екатеринбурга Марату Миллаярову, подающему большие надежды в спортивной акробатике. Диплом Павла Дацюка стал 26-й международной наградой Фэйр Плэй, полученной представителями России, начиная с 1992 года.

Или вот потрясающая, но грустная история о том, как хоккеист Иван Ткаченко, игрок «Локомотива», погибший вместе со всей командой в  авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, тайно, не раскрывая своего имени, помогал в лечении тяжелобольным детям. В частности, последний платеж в сумме 500 тысяч рублей в адрес девочки, страдающей острым лимфобластным лейкозом, Иван сделал в день своей трагической гибели, причем последнюю смс он отправил ей уже из самолета. Общая сумма переведенных средств на лечение детей на момент его гибели составила почти 10 млн рублей. Казалось бы, что все хоккеисты суровы и сдержанны, а здесь такой душевный поступок, который делался тихо-тихо, без шума и огласки. Я добился того, чтобы его посмертно представили к нашей международной награде и Диплом был получен.

— Каким образом вы узнаете обо всех этих случаях и поступках? Кто представляет этих людей к награде?

— К этой награде могут представить спортсмена кто угодно, лишь бы люди могли подтвердить факт такого события. Обычно генеральный секретарь нашего российского комитета Фэйр Плей Александр Контанистов рассылает во все регионы и в спорткомитеты просьбы обращать внимание на такие поступки и присылать нам, если есть,  материалы с их описанием. И часто в ответ к нам приходят письма от городских спорткомитетов, городских академий спорта, из институтов физкультуры и спортивных школ с рассказами о спортсменах и их поступках. Мы их рассматриваем на комиссии, куда входят  Александр Контанистов, который совмещает должности генерального секретаря нашего комитета и начальника управления по олимпийскому образованию ОКР, затем трехкратный Олимпийский чемпион борец Александр Карелин, президент Всероссийской Федерации легкой атлетики Валентин Балахничев, известный спортивный журналист Владимир Гескин…

Часто мы, журналисты, тоже представляем людей к этой награде. Например, Павла Дацюка и Елену Дементьеву довелось представлять вашему покорному слуге. Вот в этом году впервые ходатайство пришло от совета ветеранов Санкт-Петербурга, которые представили к награде Фэйр Плей боксера, мастера спорта Игоря Васильева, он помогает ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам Ленинграда.

— Каким образом в финансируется международное  движение Фэйр Плэй?

— Нам очень помогает НОК России. А в мире, надо признать, с деньгами тяжело. Ну кто даст денег на Фэйр Плэй? А если деньги предлагает какая-то пивная компания, то мы их не берем, потому что речь идет о спорте и благородстве. Ситуация непростая. Может быть сейчас новый президент МОК Томас Бах как-то нам поможет, он ведь тоже в прошлом фехтовальщик. (Улыбается).

Мы были летом 2013 года на Универсиаде в Казани и там сумели обратить внимание первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева и действующего президента Рустама Минниханова на движение Фэйр Плэй. Надеемся, что они примут решение выделить нам средства на первое в истории нашей страны проведение Международной церемонии награждения лауреатов Фэйр Плей за 2013 год.

Мы никогда своим лауреатам не даем денежных премий, даже ценных призов не даем, об этом даже речи идти не может. Награждаем дипломами и нашими статуэтками, потому что руководствуемся девизом: «Наши благородные поступки ценнее, чем золото». Выгоды здесь нет, только движение души. И средства нам нужны в основном для того, чтобы проводить награждение, чтобы люди могли приехать и получить свои награды, потому что не каждый может себе позволить даже купить билет.

— Такое ощущение, что вы занимаетесь поиском чистоты, поиском белых ворон, в хорошем смысле этого слова.

— Может быть. Но таких «ворон» становится все больше и  больше. Кто знает, возможно, остальным воронам тоже пришло время белеть? И чем больше мы об этом рассказываем, чем больше показываем примеров, тем сильнее надежда, что люди будут меняться. У меня иногда случаются чисто теоретические споры со спортсменами, журналистами о том, что время благородных поступков ушло и на повестке дня только одни деньги. С этим трудно спорить, но тем не менее каждый год и наш комитет, и другие национальные комитеты представляют спортсменов к наградам Фэйр Плэй. Значит не все измеряется деньгами.

— На вашей памяти, были ли к таким наградам когда-нибудь представлены фигуристы?

Нет. За те уже два с лишним десятилетия, что я в движении, таких случаев не было.

Досье

Долгополов Николай Михайлович

Родился 11 января 1949 г.

В 1971 году закончил Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работал в Иране и во Франции. В 1993 закончил курсы аспирантуры Университета Страфклайда (Глазго). Был первым замом главного редактора газеты «Комсомольская правда», ответственным секретарем и замом главного редактора газеты «Труд». Сейчас — заместитель главного редактора «Российской газеты». Дважды назначался членом Совета по физической культуре и спорту при Президенте РФ. Вице-президент Международной Ассоциации спортивной прессы (AIPS), президент Федерации спортивных журналистов России. Член Совета Международного комитета «Фэйр Плей». Председатель Российского комитета Фэйр Плэй.

Писатель, журналист, обладатель множества журналистских, писательских премий.

Премия за мужество и мастерство в освещении событий в закрытой зоне Чернобыля в мае 1986-го.

Первый в истории России международный диплом Фэйр Плэй «За пропаганду идей Фэйр Плэй» (1991).

Премия Александра Невского Союза писателей России за правдивое историческое отображение событий (2005).

1 ответ на Ценности современного спорта Николай Долгополов: «Не все измеряется деньгами»

  1. светлана александровна:

    Николай Михайлович,благодарю Вас за ценную информацию. Надеюсь, что количество Ваших единомышленников увеличится. Многие неравнодушные педагоги разрабатывают учебные программы, чтобы приобщить подрастающее поколение к этическим принципам Fair Play.
    С уважением, Светлана Александровна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


9 + = 11