Каждый выбирает для себя Дарья Баранова: «Если человек не хочет получать знания по предмету, который является его специальностью, то делать ему в профессии нечего».

— Дарья, каким образом получилось, что вы стали преподавать в вузе, в котором сами еще продолжали учиться?

— Действительно, будучи студенткой пятого курса в РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), я начала работать там же, где и училась, а именно на кафедре теории и методики лыжного и конькобежного спорта, фигурного катания на коньках. Так сложились обстоятельства, что весной 2012 года на кафедре не хватало сотрудников, профессор кафедры Ирина Васильевна Абсалямова предложила мне помочь преподавателям в проведении спецкурса для студентов и меня оформили на ставку лаборанта кафедры, так как эта ставка не требует от работника наличия полного высшего образования.

Увидев, что Ирина Васильевна всегда охотно помогает молодым специалистам кафедры, делится с нами своим большим профессиональным опытом, я для себя окончательно решила, что хочу быть преподавателем этой кафедры. И если честно, я всегда мечтала об этом, но и представить не могла, что все вот так само сложится. В настоящее время я уже оформилась по конкурсу на полставки преподавателем кафедры на пять лет работы и веду предметы «Теория и методика избранного вида спорта (фигурное катание на коньках)» и «Спортивно-педагогическое совершенствование» у студентов заочной формы обучения.

— Вас не смущала перспектива работать с заочниками, ведь они на занятия, наверное, ходят еще реже, чем очники?

— Честно говоря, я даже была рада, что мне открылась возможность работать именно на заочном отделении, потому что я сама доучивалась заочно и знаю специфику этого обучения. Когда я поступила в университет, то буквально с первых дней начала работать в секретариате, а позже занялась судейством соревнований. Эта деятельность меня увлекла, поэтому оставалось меньше времени для посещения занятий, и я перевелась на заочное отделение и уже доучивалась там, так как совмещать работу и учебу на дневном отделении было совершенно невозможно. И кстати, я не могу сказать, что заочное образование хуже, чем очное, потому что все зависит не от названия отделения, а от того, как ты учишься. Многие наши очные студенты, если они действующие спортсмены высокой квалификации, по факту такие же заочники.

Если студент серьезно относится к своему образованию, то, даже обучаясь заочно, он получит необходимые знания, и, если он столкнется с проблемой, то будет знать, где искать решение.

— Насколько популярно заочное отделение среди абитуриентов?

— Очень популярно. В этом году к нам поступило 15 человек, что примерно в полтора-два раза больше, чем на дневное отделение. Среди поступивших есть действующие члены сборной России — Аделина Сотникова, Морис Квителашвили, Анастасия Мартюшева. Вообще можно выделить три группы студентов, которые стремятся получить высшее физкультурное образование именно на заочном отделении. Прежде всего это действующие спортсмены, и с ними все понятно. Затем можно выделить в отдельную группу тех, кто, закончив кататься, практически сразу получили приглашение от своего тренера или клуба работать вторым тренером. Таким студентам тоже часто бывает невозможно совмещать учебу с работой, и я не могу осуждать их, потому что в наши дни, если у тебя есть возможность получить работу, то за нее надо хвататься, иначе по окончании института может оказаться, что тебя нигде не ждут. Многие наши выпускники последних лет работают в любительских группах, то есть, выпускаясь специалистами, они не могут трудоустроиться в ДЮСШ или СДЮСШОР, что на самом деле очень печально и неправильно. Как эту ситуацию изменить, пока никто не знает, но я думаю, что, пока не примут решений на государственном уровне, ничего с этим не поделать.

И третья группа — это люди, которые получают второе высшее образование, причем их первое образование может никаким образом не быть связанным со сферой спорта. Они поступают и учатся, чтобы иметь второе высшее, три с половиной года, после чего получают диплом. Это сознательные и мотивированные студенты, которые знают, чего хотят. Они не только не пропускают занятия, но и просят о дополнительных часах, потому что им хочется узнать больше. Эти люди раньше занимались фигурным катанием и спустя годы, занимаясь другой работой, они все равно хотят получить спортивное образование, потому что фигурное катание до конца никого не отпускает, зависимость остается на всю жизнь.

Также в числе студентов-заочников у нас учатся известные московские тренеры, которые в свое время не получили высшего физкультурного образования и вынуждены это делать сейчас, потому что Министерство спорта РФ теперь запрещает принимать на тренерскую работу людей без специального высшего образования.

— Заочное отделение предполагает дистанционное обучение?

— Заочное отделение нашей специализации открылось недавно, поэтому мы только нарабатываем опыт эффективных методик обучения, но так как наш вуз — это вуз инновационных технологий, то все позитивные новшества, которые есть в мире образования, мы пытаемся вводить у себя. В том числе и дистанционное образование для спортсменов высокой квалификации, потому что им действительно тяжело учиться, находясь постоянно в разъездах: то на соревнованиях, то на сборах. Но в нашем вузе преподаватели всегда шли и идут навстречу студентам-спортсменам, даже и без дистанционного обучения. Вошло в повседневную практику отсылать таким студентам по электронной почте текущие задания, которые они выполняют, а затем либо присылают по почте нам обратно, либо приходят в институт сдавать очно. Но, как бы ни были наши преподаватели лояльны к действующим спортсменам, все равно им необходимо видеть студентов регулярно. Хочется, чтобы люди, поступая на заочное отделение, понимали, что это не просто повод получить «корочку», а что это институт, который способен дать им знания, чтобы они стали специалистами в своей профессии. С заочниками очень трудно работать, часто приходится выходить за рамки предусмотренного расписанием рабочего времени. Чтобы принять у них зачеты или какие-то работы, их надо обзвонить, договориться на определенный день, да так, чтобы было всем удобно. Под них надо постоянно подстраиваться, это тяжело.

Мне нравится моя преподавательская деятельность, также я планирую поступать в аспирантуру, потому что хочется учиться и совершенствоваться. Но, прежде чем поступать в аспирантуру, хочу для себя найти такую тему, чтобы она была актуальной и действительно интересной.

— А какая была у вас тема дипломной работы?

— Я писала работу на тему «Сравнительный анализ координационной сложности соревновательных программ 3, 2, 1-го юношеских разрядов и требований ЕВСК 2011-2014 гг.». Целью работы было сравнить, насколько современные дети превосходят требования единой всероссийской спортивной классификации, и выявить, что необходимо изменить в классификации или в подходе к соревнованиям, чтобы у детей оставалась здоровая мотивация соревноваться. В последние годы процветает практика, когда юный спортсмен приезжает, например, на соревнования по 3-му юношескому разряду со всеми двойными прыжками и занимает на них первое место, а дети с набором элементов, которые предписаны классификацией, занимают последние места. Это очень актуальная московская тема. Я проводила большой сравнительный анализ по таким городам как Москва, Ростов-на-Дону и Ханты-Мансийск, по детализированным протоколам. Это была большая работа! Результаты моего исследования показали, что примерно 80% детей, приезжающие на юношеские соревнования, превосходят классификационные требования к этим разрядам, при этом только 30-40% детей выполняют разрядные требования. То есть те дети, которые, например, занимают места с 10-го по 30-е и не гонятся за сложными элементами, выполняют свой разряд, а те, кто занимает призовые места и входит в первую десятку с некачественными двойными прыжками и сорванными вращениями, остаются без разряда. Вот такой парадокс. На мой взгляд, это недостатки нашей классификации, в которой есть только нижняя планка ограничения по элементам и нет верхней, запрещающей делать более сложные элементы, как в разрядных требованиях за рубежом.

Я считаю, что это неправильно, когда в разряде «юный фигурист» ребенок катает программу со всеми двойными прыжками. Если же тренер считает, что следует по элементам обгонять свой возраст, то такие спортсмены должны выступать в соответствующем разряде со своими прямыми конкурентами. А не так, что эти спортсмены с тренерами проехались по всей Москве, собрали все золотые медали, а остальные дети сидят рыдают. Это морально угнетает перспективных детей и их родителей продолжать заниматься фигурным катанием или вынуждает втянуться в гонку за элементами.

— Что студенты изучают на специализации?

— Когда мы ведем специализацию, то рассматриваем различные общие дисциплины, такие как физиология, биомеханика, биохимия и прочие в русле специфики фигурного катания на коньках. На дневном отделении подробно изучаются все виды фигурного катания.

Поскольку количество часов в программе заочного отделения ограничено, подробно рассматривается только одиночное катание, хотя мы стараемся затрагивать темы парного катания, танцев на льду и синхронного катания, потому что это давно самостоятельные виды, к тому же к нам приходят учиться не только одиночники, но и фигуристы с других специализаций, которые планируют свою тренерскую деятельность в этих видах фигурного катания. Мы стараемся привлекать на практические занятия на льду и других наших преподавателей, чтобы они более подробно рассказали о различных видах фигурного катания, потому что, когда человек сам занимался этим видом, то может доступно рассказать о важных нюансах.

Мне очень помогает опыт в судействе соревнований. Вообще взгляд на современное фигурное катание глазами судей — это неотъемлемая часть обучения. При новых правилах судейства тренер должен постоянно думать о том, как тот или иной элемент видят и оценивают судьи. Например, у нас есть тема «Техника базовых элементов фигурного катания на коньках», которую мы даем на параллелях с тестами по скольжению, мы объясняем будущим тренерам, что и как надо делать, чтобы их воспитанники приходили на тесты подготовленными, владели необходимыми навыками.

Опираясь на свой судейский опыт, я могу рассказать студентам про эту деятельность изнутри. Одно дело — тренер смотрит на своего фигуриста, другое дело — судья. Судейство как вид деятельности мы тоже проходим, приглашаем студентов работать на детских соревнованиях, обращаем их внимание на судейский ракурс восприятия спортсмена, чтобы им было проще понимать, что судейский и тренерский взгляды очень различаются. Это направлено на то, чтобы в своей тренерской деятельности они могли с пониманием относиться к критике со стороны судей.

Как и любому педагогу, мне хочется, чтобы нашу дисциплину студенты посещали с первого до последнего занятия, потому что каждый преподаватель продумывает свою методику таким образом, чтобы как можно лучше раскрыть свой предмет, дать самое важное, сделать акценты на определенных деталях.

— Какой раздел специализации вы считаете самым важным?

— В программе заочного обучения есть такие разделы, которые студент способен пройти в большей степени самостоятельно, например «История развития фигурного катания на коньках». Но есть и такие темы, как «Основы методики обучения в фигурном катании на коньках» или «Организация процесса обучения в фигурном катании на коньках», которые надо подробно изучать и требовать от студентов серьезного отношения, ведь когда они начнут работать тренерами, то их задачей будет грамотно построить учебно-тренировочный процесс, не только без ущерба для здоровья спортсменов, но и с получением наивысших результатов. Мы в институте настроены на такую политику, что если студенты не хотят изучать специализацию, то их отчисляют. Если человек не хочет получать знания по тому предмету, который является его основной специальностью, то делать ему в профессии нечего.

— Разве для студентов, которые продолжают являться действующими спортсменами, причем уровня сборной страны, эти знания не являются чем-то само собой разумеющимися? Ведь они находятся внутри этого учебно-тренировочного процесса десятилетиями по многу часов в день…

— Да, существует такое заблуждение, что, если ты был спортсменом высокой квалификации, значит, у тебя для тренерской работы есть все знания, и если с ними это делали, значит они знают, как надо. Многие так и считают, что если они были хорошими спортсменами, то станут грамотными тренерами. На самом деле действующие спортсмены, находясь по много лет внутри учебно-тренировочного процесса, являются при этом объектами педагогического воздействия тренеров, и, как правило, никто из объектов в суть этого воздействия не вникает. Ну кто из спортсменов знает, что такое макро- и мезо- или микроцикл, как они строятся, по каким принципам формируются? Как спортсмен ты не задумываешься, почему сегодня тренер дает тебе такую нагрузку, а завтра другую, а просто выполняешь сказанное.

Конечно, если спортсмен занимался у высококвалифицированного тренера, который имеет большой и успешный опыт за плечами, то в процессе тренировок спортсмен получает много практической информации, которую потом может использовать в своей тренерской практике. Этот опыт можно в будущем действительно перенести на своих спортсменов. Что касается планирования тренировочного процесса, проведения эффективной тренировки, если тренер не обладает специальными знаниями в этой области, то грамотного специалиста из него не выйдет.

Лично я считаю, что один из самых важных разделов в программе — это организация процесса обучения в фигурном катании. Потому что, начиная даже со спортивно-оздоровительных групп, даже на любительском уровне, которые все равно занимаются систематически, надо понимать, что требовать от ребенка и в каких объемах, каким должно быть соотношение нагрузки и отдыха, чтобы не допустить перетренированности, переутомления. Очень грустно наблюдать, как многие тренеры идут на поводу у родителей, которые мало в этом понимают, а только различными способами стимулируют тренера к увеличению нагрузок. Ажиотаж родителей и неграмотность тренеров, которые не умеют объяснить родителям цели, задачи и пути их реализации — все это отражается на ребенке, который в такой ситуации чувствует себя загнанным. В тренировочном процессе не должно быть места никому, кроме тренера и спортсмена.

Досье:

Баранова Дарья

Мастер спорта России по фигурному катанию на коньках (одиночное катание).

Родилась 2 декабря 1991 года

Тренеры: Сергей Китов, Наталья Лебедева, Андрей Кислухин, Анастасия Казакова, Алексей Четверухин.

Клубы: ДЮСШ №8 «Серебряные акулы», МУП «МДЦ ХиФК» (г. Одинцово), ЦСКА.

Образование: высшее, окончила РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) в 2013 г.

Карьера: преподаватель кафедры теории и методики лыжного и конькобежного спорта, фигурного катания на коньках РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК). Дисциплина — «Теория и методика фигурного катания на коньках».

Судейская практика: судья всероссийских соревнований, технический контролер региональных соревнований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


6 + = 13