Генеральная репетиция на главной сцене Готовность сборной России к Олимпиаде проверялась в Сочи

Чемпионат России в олимпийский год — это особый праздник. Прежде всего потому, что каждый, кто отберется в сборную команду страны, имеет потенциальную возможность стать Олимпийским чемпионом, а этот титул, как все знают, не имеет сроков давности, а в самой Олимпиаде очень хочется поучаствовать, ведь не даром же про нее говорят, что главное не победа, а участие.

Чемпионат в Сочи проходил на удивление спокойно, наверное, потому, что работа за эти годы была проведена колоссальная. Что-то удалось сделать, что-то нет, но за полтора месяца до Игр выше головы не прыгнуть, а посему суетиться или психовать резона никакого нет. К тому же после Сочи-2014 жизнь не заканчивается, а значит, надо уже сегодня думать, что у нас будет завтра, так что отбор — это, конечно, задача, но и в будущее заглянуть тоже надо вовремя. Словом, чемпионат России в Сочи, как волшебное зеркало, должен был показать степень нашей готовности не только к открытию Игр, но и к следующему четырехлетнему циклу, про который каждый из нас непременно спросит, как только погаснет огонь сочинской Олимпиады.

Ветераны и новобранцы

Чемпионат России в мужском одиночном катании в преддверии Олимпиады изначально не внушал оптимизма. Во-первых, каждый специалист и не специалист знал, что планка в мировом мужском катании очень высока, а наше мужское катание переживает какой-то затяжной кризис, так что по большому счету выбор невелик. Во-вторых, не очень радовала одна-единственная квота, заработанная на Игры, что лишало этот выбор хоть каких-то компромиссов. Словом, было над чем поломать голову.

В Сочи собралось 18 участников, которых, хоть и очень условно, но можно было поделить на ветеранов движения: Плющенко, Меньшов, Воронов, Сезганов, — а также на совсем еще новобранцев: Питкеев, Самарин, Курбанов, Лазукин, Петров. Правда, основная масса состояла из добровольцев вполне призывного возраста: Ковтун, Гачинский, Буш, Дмитриев, Бородулин, Горшков, Квителашвили, Милюков, Коляда. А на повестке дня стоял первый раунд битвы за путевку в Сочи.

Однако реально за путевку бились только два спортсмена: Евгений Плющенко, чей послужной список реально давал ему право выиграть без боя, и Максим Ковтун, который за последний год прошел просто марафонскую дистанцию от практически безвестного юниора к спортсмену номер один. Результат этого противостояния сегодня известен всем: чемпионат России в результате выиграл подопечный Елены Буяновой и Татьяны Тарасовой Максим Ковтун, который и в короткой, и в произвольной программах выполнил четверной сальхов, четверной тулуп и тройной Аксель и в целом показал готовность молодого организма нести нагрузки, соизмеримые с космическими. Это событие сразу же сделало чемпионат России сенсационным, потому что каждый, кто причастен к фигурному катанию, вспомнил, что 10-кратный чемпион России Плющенко ни разу никому не проигрывал этот старт, начиная с 1999 года. Говорят, что Алексей Ягудин по телефону поздравил Максима с победой, сказав ему, что теперь он может все.

Однако сказать здесь все же хочется про Евгения Плющенко, которого можно обыграть по очкам, но превзойти невозможно. Короткую программу он откатал со всеми элементами чисто-чисто. Те, кто понимали что происходит — а именно трибуна тренеров и спортсменов, — поднялись и аплодировали стоя. «Женя Плющенко — это образец мужественности и целеустремленности, — считает Инна Гончаренко. — Человек сказал и человек сделал, несмотря на возраст и болячки. Это настоящий мужик. Хотелось бы, чтобы молодежь следовала его примеру». «Я не знаю, есть ли и будут ли еще в мире такие великие спортсмены, как Женя, — говорит Виктория Буцаева. — У него устойчивая психика, устойчивые навыки. Я не помню ни одной «бабочки» за всю его карьеру и могу назвать только два падения во время проката программы: на Играх в Солт-Лейк-сити в 2002 году и на чемпионате Европы в Загребе в 2013 году». Неплохой результат за почти два десятка лет соревновательной карьеры. Его отличительной чертой является удивительная стабильность, и если, глядя на всех остальных фигуристов, включая самых именитых, мы понимаем, что они сами не знают, получатся ли у них сейчас прыжки или нет, то с Плющенко к гадалке ходить не надо: получатся.

Однако, как ни покажется странной следующая мысль, но все же хорошо, что Женя на чемпионате России второй и что при нем, действующем, у нас есть кто-то первый, что кто-то сумел преодолеть эту мега-звезду (причем не в ущерб его таланту и самооценке, потому что все, что мог, Женя уже доказал), и тем самым дать толчок российскому мужскому катанию.

Третье место на пьедестале завоевал Сергей Воронов, которого очень хочется сравнить с птицей Феникс, так как он, наверное, может попасть в книгу рекордов по количеству раз, сколько его списывали со счетов. Очередная смена тренера привела его на каток «Хрустальный» в группу Этери Тутберидзе, которая за полгода работы сумела не только сделать стабильными все его прыжки, но и вселить в него веру, что ничего не потеряно, если работать так, как того требует она. На пресс-конференции Сергей Воронов сказал: «Лично для меня на этом чемпионате была поставлена задача побороть свое волнение и шаг за шагом сделать все элементы. И я хотел выполнить все задуманное таким образом, чтобы мой тренер похвалил меня после проката». Также фигурист сообщил, что планирует усложнять свои программы, включив в них два различных четверных прыжка.

Но вернемся теперь к новобранцам. Известно, что молодость не признает авторитетов, и это правильно, это ведёт к прогрессу. Все они, за исключением Мурада Курбанова, в состав элементов короткой программы внесли исполнение тройного Акселя, и все, за исключением, Александра Самарина, его исполнили. Александр Самарин при заходе на Аксель в три оборота сорвался на входе в прыжок и больно ударился головой об лед. К счастью, сотрясения он избежал, но потрясение испытал определенно, так как остался в короткой программе без основного элемента, что отбросило его на 16-е место. Однако в произвольной программе он всем показал, что умеет исполнять совсем недавно им выученный тройной Аксель, причем на судейские плюсы. «Выученный Аксель надо вкатать на соревнованиях, а это процесс не одного дня и не одних стартов, — говорит его тренер Инна Гончаренко. — Главное, что он его сделал и поверил в себя, так что все идет по плану».

Специалисты утверждали, что все юноши, которые стартовали на чемпионате России, перспективны и могут выдать результат, а также советовали обратить внимание на таких спортсменов как Адьян Питкеев, Александр Петров, Михаил Коляда и не только, ведь самое главное, чтобы таких ребят было много и конкуренция постоянно подстегивала каждого к прорыву.

Правда, прорваться на этом чемпионате удалось, пожалуй, лишь Адьяну Питкееву, воспитаннику Этери Тутберидзе, который в результате занял пятое место, имея в арсенале тройной Аксель соло и в каскаде с тройным тулупом на судейские плюсы и не имея программы для показательных выступлений.

Михаил Коляда из Санкт-Петербурга шел шестым после короткой, имея очень неплохие судейские оценки, но во время произвольной программы у него оторвался крючок от ботинка, а за выделенные судьями две минуты проблему решить не удалось, так что Миша снялся с соревнований. Этот крючок стоил ему места в сборной России.

Вообще-то мужское катание на чемпионате России не выглядело убогим, как это могло казаться ранее, и даже внушало оптимизм, наверное, потому, что не только зрелые спортсмены остались в строю, показав свое лучшее катание, но и юные фигуристы дерзали от души. Особенно запоминались те из них, кто, может быть, не обладая еще полным арсеналом прыжков ультра-си, в тоже время был весьма стабилен в исполнении освоенных тройных каскадов и тройного Акселя, то есть способен качественно показать то, что умеют. Как, например, Мурад Курбанов (тренер Виктория Буцаева), который, пожалуй, единственный имел в предсоревновательной заявке двойной Аксель, но при этом все остальные выученные прыжки сделал на судейские плюсы и порадовал зрителей еще и вменяемой хореографией.

Светлана Соколовская выводила на лед двух своих воспитанников, которых она тренирует с начала этого сезона. Жан Буш показал, что может исполнять выученные прыжки без «бабочек», которые его часто преследовали у прежнего наставника, а Сергей Бородулин продемонстрировал неплохую концентрацию на тройном Акселе и ее недостаток при исполнении базовых тройных прыжков в каскадах и по отдельности.

Артур Дмитриев за три последних сезона в поисках «своего» наставника сменил трех тренеров и остановился на Николае Морозове. Замечу: было стойкое ощущение, что Николай Александрович, который является постановщиком всех программ Артура, наконец подобрал музыку и образы для программ, соответствующие размаху личности фигуриста. Например, в короткой программе это образ греческого титана Прометея, который, правда, разрывает оковы, что не соотносится с мифом, но очень органично ложится на характер Дмитриева. Костюм произвольной программы соответствует Франции XVII века, а образ — мушкетеру д’Артаньяну, воплощая который, фигурист Артур Дмитриев явно боролся за каждый элемент.

В заключение хочется сказать опять же не новую мысль: чемпионат России показал, что у нас много перспективных фигуристов, вопрос только в том, сумеем ли мы дождаться результатов, хватит ли мастерства и терпения вырастить из них новых чемпионов. Сможем ли, не поддаваясь панике, терпеливо растить это поколение, которое уже многому обучено, прекрасно мотивировано и заряжено показывать результат, помня, что мужчины имеют более долгую спортивную жизнь, а следовательно, и перспективу.

Полет валькирий

Думаю, что ни один чемпионат России в женском одиночном катании не был похож на этот. Зрители на трибунах терялись в догадках — это домашний чемпионат или сильнейшая разминка Олимпийских игр? Женское катание было представлено в основном девчонками в возрасте от 13 до 17 лет и несколькими девушками от 19 до 23 лет, где самой старшей была Алена Леонова, еще вчера дебютантка всех международных соревнований. Однако состав участниц чемпионата России-2014 был одним из самых представительных за последние годы — сплошь титулованные спортсменки последнего четырехлетия: чемпионка Европы и серебряный призер чемпионата мира Алена Леонова, чемпионка мира среди юниоров и серебряный призер чемпионата Европы, трехкратная чемпионка России Аделина Сотникова, победительница и серебряный призер чемпионата мира среди юниоров и серебряный призер финала Гран-при Юлия Липницкая, серебряный призер юниорского чемпионата, бронзовый призер чемпионата Европы, чемпионка России Елизавета Туктамышева, чемпионка мира среди юниоров и победительница юниорского финала Гран-при Елена Радионова, бронзовый призер чемпионата мира среди юниоров и финалистка Гран-при Анна Погорилая, чемпионка зимней Универсиады Софья Бирюкова, бронзовый призер юниорской серии Гран-при Евгения Медведева, серебряный призер юниорской серии Гран-при Серафима Саханович.

Прыжки, вращения, дорожки и другие элементы, которые наши девочки исполняли на олимпийском льду, заставляли зрителей затаить дыхание — технический уровень наших фигуристок возрос во много раз.

Действительно, в короткой программе все участницы, за исключением Дианы Шамсутдиновой из Ижевска, исполняли каскад три-три, ставя первым прыжком либо лутц (8 участниц), либо флип (4), либо тулуп (5). В произвольной программе у десяти спортсменок четыре прыжковых элемента стояли во второй половине программы, что говорит об их хорошей функциональной подготовке. Исключением стала лишь Юля Липницкая, единственная из всех выполнившая пять прыжков во второй части, что говорит само за себя.

«Посмотрите как выросла техника и смелость в исполнении элементов! Теперь не редкость исполнение каскадов «три-два» во второй половине программы, исполнение вращений на 4-й уровень сложности. Практически у каждой спортсменки есть свой фирменный элемент, которым она запоминается и судьям, и зрителям. И это очень ценно, это говорит о творчестве, о возможностях, о талантах», — считает заслуженный тренер СССР Виктор Кудрявцев. «Я считаю, что у нас очень значительно поднялся класс скольжения, чему прежде всего способствовали привлекаемые к тренировкам танцоры на льду, которые задали правильное отношение к катанию, связующим шагам и дорожкам, — продолжает Виктор Николаевич. — Мне очень отрадно видеть, что танцоры со своим опытом и знаниями пришли практически в каждую группу одиночного катания, что занятия скольжением стали частью учебного процесса. Заслуга тренеров по скольжению в том, что они научили правильно выполнять все основные дуги и повороты, что, в свою очередь, сделало возможным постановщикам программ ставить такие сложные и интересные программы».

Чемпионкой России в четвертый раз стала Аделина Сотникова, которая безупречно откатала короткую программу и в целом справилась с произвольной, так что выступление в «Айсберге» самой Адели принесло полное удовлетворение, особенно после не слишком удачного выступления на финале Гран-при двумя неделями ранее. «Я довольна своим выступлением, но знаю, что могу и должна кататься еще лучше, — сказала фигуристка на пресс-конференции по окончании выступлений. — Я люблю этот каток, этот лед и надеюсь, что это взаимно».

Второй раз серебро чемпионата завоевала Юлия Липницкая, которая буквально наступала на пятки воспитаннице Елены Буяновой, однако, даже выиграв произвольную программу, не смогла преодолеть преимущество Сотниковой, полученное ею в короткой программе. Правда, сама Юля была довольна своим выступлением, потому что, призналась она, ей удалось справиться с последним стартовым номером и впервые в этом сезоне показать чистый прокат.

Бронзу выиграла Елена Радионова, которая, несмотря на то, что имеет после каждого старта очень хороший протокол, все равно каждый раз говорит на пресс-конференциях о том, что ей надо продолжать совершенствоваться, потому что пока она катается неидеально. Трудно судить о том, что спортсменка конкретно имеет в виду, над чем они работают с тренером Инной Гончаренко, однако тот прогресс, который наблюдается в ее катании от старта к старту, говорит о том, что двигаются они в правильном направлении.

Четвертое место заняла дебютантка чемпионата и ученица того же тренера Александра Проклова, которая на специалистов произвела сильнейшее впечатление набором исполняемых элементов, а — главное энергией и задором во время проката программ. Ее программа на музыку балета «Дон Кихот» поражала органичностью постановки (хореограф Елена Масленникова) и передачей образа Китри. И если в финале юниорского Гран-при в Фукуоке Саша не смогла полностью передать эмоции, так как опыта катания на заполненных стадионах с большими трибунами у нее еще не было, то здесь, в Сочи она показала себя во всей красе. Пожалуй, только ее протоколы были безупречны (то есть без судейских минусов и без пометок о неправильных ребрах и недокрученных прыжках, которые ставит техническая бригада).

Алена Леонова, про которую многие пытались уже забыть в ходе подготовки к Играм, напомнила всем, что ещё не время списывать её со счетов. Ее короткая программа под народную музыку («Барыня» и «Калинка») и произвольная под «Кармен» в очередной раз напомнили всем, как умеет кататься Алена, когда она уверена в себе.

Анна Погорилая, наделавшая много шума своим выходом в финал взрослой серии Гран-при, казалось бы, решила, что на этом ее сезон закончился: так неуверенно она откатала свою короткую программу. Правда, на произвольной собралась и показала почти все, что может, однако вмешаться в борьбу за призы уже не смогла.

Виктория Буцаева привезла в Сочи двоих воспитанниц — Бирюкову Софью и Шершак Анну, перед которыми ставила очень разные задачи. Для чемпионки Универсиады текущего сезона задачей являлось подтвердить свой статус, что было возможно только при идеальном прокате, который, к сожалению, не получился. Что касается Ани, то Виктория Евгеньевна определила ей задачу показать все, что она умеет, и вместе с тем морально реабилитироваться после пропущенного из-за тяжелой травмы прошлого сезона, то есть осознать, что у нее еще есть шанс войти во взрослую лигу. И хотя Анна заняла итоговое последнее место, уровень ее мастерства не вызывает сомнений.

Первая десятка мест по короткой программе укладывалась в промежуток между 62.19 за первое место и 59.35 за десятое. Та же Евгения Медведева, занявшая 8 место, имеет в протоколе отметку о том, что каскад тройной флип — тройной тулуп она выполнила во второй половине программы, как и тройной риттбергер, а также только плюсы от судей за все выполненные элементы. Одним словом, это было мощное «кто кого».

И в заключение хочу сказать: мы так долго сокрушались, что у нас нет женского катания, как вдруг в России появляется целое созвездие спортсменок высочайшего класса, способных бороться за самые высокие места в мире, и последние сезоны только подтверждают это. Да, можно сказать, что так сошлись планеты и родилось целое поколение талантливых девочек, которых родители додумались привести в фигурное катание. А может быть, нужно сказать, что это наши тренеры, наконец, преодолели комплексы неполноценности и просто начали смело, если не сказать дерзко, решительно, на кураже, работать с одиночницами. И, наконец, такая прописная истина о том, что конкуренция — это движущая сила спорта, стала нам доступна.

По окончании чемпионата было видно, что настроение у всех приподнятое, потому что у России шансы на медали в этом самом традиционно «немедальном» виде фигурного катания есть. Эту надежду выразил вслух Петр Чернышев на заключительной пресс-конференции у женщин, когда задал вопрос Аделине Сотниковой и Юлии Липницкой: «Вы теперь понимаете, что каждая из вас может выиграть Олимпиаду?» Думаю, что теперь это понимают все.

Тылы и резервы

Чемпионат России в парном катании проходил без Татьяны Волосожар и Максима Транькова: они проводили свои тренировки, присутствовали на трибунах, болели за своих, принимали участие в показательных выступлениях — словом, заслуженно отдыхали после напряженной серии Гран-при и ее финала в Японии, готовясь к чемпионату Европы. Отсутствие фамилий лидеров сборной в стартовых протоколах, с одной стороны, все же огорчало, но зато позволило спокойно, не отвлекаясь на Таню с Максимом, рассмотреть всю сборную команду в парном катании, так сказать, увидеть наши тылы и резервы.

Из десяти пар только одни участники представляли Санкт-Петербург, а еще две пары — Пермь. Остальные же семь пар были из Москвы, включая новоиспеченные московские пары — одну родом из Питера, а другую из Перми.

Пара Катарина Гербольдт — Александр Энберт и их новый наставник Олег Васильев начали в этом году с нуля — после тяжелейшего и разрушительного прошлого сезона, когда про них, можно сказать, просто забыли. «Я очень рад, что они продолжают свою карьеру, — говорит Александр Кузнецов. — Уже сейчас видно, что они наладили исполнение большого количества парных элементов, довели их до ума и до автоматизма. На мой взгляд, они идут по пути Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина, на которых специалисты одно время смотрели весьма скептически, но в результате терпение и тренерское мастерство Олега Васильева привело их к успеху, к званию чемпионов мира и Олимпийских игр». На тренировке и на разминке было видно, как ребята впитывают каждое слово Олега Кимовича, как ловят каждый его взгляд.

Две пермские пары: Мария Выгалова — Егор Закроев и Анастасия Губанова — Алексей Синцов, представляли новое поколение в пермской школе парного катания. Губанова и Синцов, самые юные участники чемпионата, не выглядели растерявшимися юниорами: в их глазах читалось понимание, зачем они здесь. Маша Выгалова и Егор Закроев своим катанием и настроем обещают стать явлением в юниорском и взрослом парном катании на несколько ближайших сезонов. Думаю, что все, кто почитает парное катание, должны в ноги кланяться бессменным тренерам пермской школы Валентине и Валерию Тюковым — людям, которые обеспечивали наш медальный план последние лет двадцать. На этом чемпионате России Мария и Егор стали бронзовыми призерами, чего они не планировали, а посему были очень рады этому событию. «В прошлом году мы не смогли хорошо выступить на чемпионате России, а затем не смогли отобраться на чемпионат мира среди юниоров, поэтому этот результат, также как и второе место на финале Гран-при, вселяет в нас уверенность в этом сезоне», — сказали они.

Недавно обретенные Москвой пермские спортсмены Вера Базарова и Юрий Ларионов заявили о себе, как о паре, готовой меняться в хореографическом и стилистическом плане. Вера и Юрий, можно сказать, в совершенстве владеют элементами парного катания, но для них, как и для большинства наших пар, камнем преткновения являются элементы одиночного катания, над которыми они, безусловно, много работают со своими новыми тренерами в группе Нины Мозер.

Воспитанники петербургской школы Ксения Столбова и Федор Климов, перебравшиеся в Москву, также в группу Нины Михайловны, на этом чемпионате выступили выше всяких похвал. На пресс-конференции Федор сообщил журналистам, что это был самый чистый прокат короткой программы за всю их карьеру. Их катание впечатлило многих отечественных специалистов, которые заметили несомненный прогресс в их катании. Сами спортсмены признались, что думают о возможности включения в программы второго тройного прыжока — сальхова — в следующем сезоне. Безусловно, первое место на национальном чемпионате — это хорошая заявка на то, чтобы стать первой парой России в новом олимпийском цикле.

Евгения Тарасова и Владимир Морозов катаются вместе всего полтора сезона, но практически сразу, как встали в пару, обратили на себя внимание специалистов как «добротно сделанная» пара, которая привлекает отличной формой и своим взрослым катанием. «Когда Нина Михайловна предложила мне попробовать поставить ее в пару с Володей Морозовым, то я сначала даже испугался, — вспоминает тренер пары Станислав Морозов. — Женя была очень хорошей одиночницей, и я думал, что Володя не сможет ее догнать по уровню владения коньком, но ошибся. Он за полгода так сильно спрогрессировал, что сейчас фигуристы практически идеально подходят друг другу. Они очень быстро поймали темп, и мы уже через полгода делали все элементы». Ребята еще целый год могут стартовать по юниорам, но… «Я в декабре посмотрел на них на Универсиаде и понял, что по юниорам им уже не надо кататься, потому что они показывают взрослое катание, — продолжает Станислав Александрович. — Просто в этом сезоне им надо еще накататься, чтобы на следующий год по мастерам более уверенно себя чувствовать». «Они юниоры с современным качественным взрослым катанием, — утверждает Александр Кузнецов, — дающим надежду, что они очень быстро и безболезненно перейдут в разряд мастеров и будут защищать флаг России на уже взрослых международных соревнованиях».

Тарасова и Морозов приехали в Сочи из Италии, где на Универсиаде заняли второе место вслед за Столбовой и Климовым. У них получился очень насыщенный на соревнования декабрь, ведь в начале месяца они приняли участие в финале юниорского Гран-при в Фукуоке, где стали четвертыми. Возможно, такой напряженный график соревнований сказался на том, что в Сочи ребята смотрелись достаточно уставшими, и если короткую программу они откатали без ошибок, то на произвольной программе Володя сорвал оба прыжка, а в конце программы не удержался на ногах во время поддержки и они вместе с Женей рухнули на лед. Слава богу, падение обошлось без серьёзных последствий, но без элемента они заняли последнее место в произвольной программе.

Лина Федорова и Максим Мирошкин допустили ошибку на двойном Акселе, за что и поплатились: стали девятыми в короткой программе. Лина и Максим чисто визуально смотрятся как дети, но по тем результатам, которые они показывали в прошлом сезоне да и в этом, детьми их уже не назовешь. На произвольной программе они смогли реабилитироваться, встав на четвертую строчку таблицы и показав третий результат по технике.

Юлия Антипова и Нодари Маисурадзе — «вечно четвертые», как сокрушенно сказал про них кто-то из журналистов. Однако в этом сезоне над их катанием и занятыми местами надо сокрушаться меньше всего, потому что Юля и Нодар за два сезона совершили невозможное — скатались и выучили все парные элементы. И они единственные в нашей стране парники, которые выполняют подкрутку в четыре оборота. Безусловно, Юлия Антипова открыла второе дыхание у Нодари Маисурадзе.

Сергей Доброскоков привез в Сочи две свои пары. Кристина Астахова и Максим Курдюков в короткой программе, пожалуй, не справились только с подкруткой, при этом на плюсы выполнив все остальные элементы. Правда, ощущалась некоторая «сырость» и невкатанность самой программы, за что от судей были получены не самые выдающиеся баллы. Похожая ситуация случилась и в произвольной программе, за тем лишь исключением, что в ней не задались уже обе подкрутки и прыжки.

Василиса Даванкова и Андрей Депутат (тренер Сергей Доброскоков) попытались уйти от юниорских образов и начать демонстрировать взрослое катание, что им определенно под силу. «Я вижу, что это серьезные ребята, — говорит Александр Кузнецов, — у которых хороший контакт друг с другом, и я вижу их интеллект, который помогает им осваивать элементы, и вижу их серьезное отношение к процессу тренировки, их волевые усилия».

Итак, зрители чемпионата получили возможность увидеть всех тех, кто в ближайшие годы будет штурмовать мировые чемпионаты. Оказалось, что у нас есть несколько пар, которые способные приблизиться к уровню катания наших лидеров уже в следующем цикле. «В принципе, все пары грамотно подобраны и хорошо владеют парной техникой, — считает Виктор Кудрявцев. — Если ликвидировать недостатки, связанные с одиночными элементами, то мы будем претендовать на высочайшие места в мире, но если ничего не менять, то и высоких результатов не будет. А главное — мы должны в следующем цикле сохранить все пары, включая и сегодняшних лидеров, чтобы создать между ними всеми высокую конкуренцию».

Очередь или конкуренция?

Десять танцевальных дуэтов из четырех российских регионов вышли на лед дворца «Айсебрг», чтобы… Дальше каждый может продолжить свою мысль, потому что кто-то приехал биться за место в сборной, кто-то — с надеждой продвинуться в очереди, кто-то — наконец-то прокатать программы чисто, кто-то — показать себя и посмотреть на других, а кто-то стремился не оказаться на последнем месте.

Состав участников, выходивших на лёд олимпийской арены «Айсберг», красноречиво свидетельствовал о том, что все наши танцоры на льду ещё очень молоды. В основном это были чемпионы мира среди юниоров последнего четырехлетия: Ильиных — Кацалапов (2010), Монько — Халявин (2011), Синицина — Жиганшин (2012), Степанова — Букин (2013); с ними соревновались два практически «ветеранских» дуэта: Боброва — Соловьев, Рязанова — Ткаченко, начавшие выступать по мастерам в предыдущем цикле.

Московская школа фигурного катания была представлена восемью дуэтами из десяти (назвать воспитанников подмосковных спортивных школ «представителями области» не поворачивается язык). Каждая школа была представлена только одной парой, но парой топ-уровня, заслуживающей называться «лицом группы». Исключением стала группа Александра Жулина, выставившая сразу три дуэта: лидеров сборной Екатерину Боброву и Дмитрия Соловьева, перспективных Ксению Монько и Кирилла Халявина, а также вчерашних юниоров Валерию Зенкову и Валерия Синицына.

Вообще, в танцах, как гласит народная мудрость, ничего без разъяснений понять нельзя. Например, Виктор Кудрявцев наотрез отказался комментировать танцы, сказав: «Танцы я смотрю, но комментировать не буду, потому что ничего в них не понимаю, боюсь ввести людей в заблуждение своим мнением. Но танцы стали более интересными и захватывают меня как зрителя». Конечно, толковые разъяснения по танцам могли дать разве что судьи, которые во время чемпионата как черт ладана сторонятся журналистов, а посему нам придётся обойтись своими силами.

Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев в четвертый раз стали чемпионами страны в танцах на льду, показав не только лучшую сумму в сезоне (хотя суммы национальных чемпионатов не учитываются ИСУ), но и лучшие прокаты. Техническая оснащенность первой пары страны ни у кого уже давно не вызывает сомнений, другое дело постановка произвольной программы, которая, по идее, призвана не только подчеркнуть достоинства и преимущества спортсменов, но и заставить зрителей ощутить целую гамму переживаний, прикоснуться к прекрасному, стать частью драматического действа на льду. Этот произвольный танец был самой дискутируемой темой олимпийского сезона, так что осталось подождать до Игр, чтобы узнать, какое решение будет принято. В Сочи Екатерине и Дмитрию удалось наконец прокатать произвольную программу без технических сбоев и ошибок, что, безусловно, является победой и психологически очень важным положительным событием накануне Олимпийских игр. Нужно к этому добавить, что в коротком танце две секции финстепа (сложность которого заключается в быстром движении ног, а также удержании позиции партнерами при исполнении непараллельных шагов) и дорожка шагов были исполнены безупречно на 4 уровень, как того и добивались спортсмены и их тренеры; технический уровень пары очень высок и продолжает расти из года в год.

Феномен пары Елена Ильиных — Никита Кацалапов заключается в том, что каждый, кто видел пару на льду, становится поклонником их харизмы, красоты и таланта. На чемпионате в Сочи они, как никто другой, смогли передать всю энергетику программы, и даже падение на поддержке не помешало восприятию «Лебединого озера», каким его задумали тренеры и хореографы. Наверное, пора уже пересмотреть аксиому, что в танцах на льду не падают, потому что с введением новых правил танцоры прямо-таки «посыпались» на лёд, что говорит не об их слабой подготовке, а о возросшем уровне сложности элементов и скорости катания. В течение всего четырехлетнего олимпийского цикла постоянно звучали предсказания, что Ильиных-Кацалапов станут первой парой страны, способной побороться за пьедестал самых престижных мировых турниров; однако радужные ожидания так и не оправдались, потому что каждый раз Елена и Никита допускали в прокатах какие-то ошибки, оставляющие их на втором месте. Возможно, их время пока еще не пришло, и им надо еще «нагулять аппетит», чтобы в один прекрасный момент понять, насколько они голодны до своих побед.

Виктория Синицина и Руслан Жиганшин после откровенно неудачного выступления на Универсиаде (техническая бригада оштрафовала их в произвольном танце аж на 4 балла), приехали на чемпионат России с намерением доказать, что они достойны большего. Оба их прокаты были впечатляющими настолько, что техническая бригада по своей оценке поставила их на второе место вслед за Бобровой и Соловьевым. Их произвольный танец под неувядающую каватину Нормы «Casta diva» на музыку Беллини был исполнен на одном дыхании, на высокой скорости, с твиззлами 4-го уровня и идеально быстрыми входами в сложные поддержки.

Екатерина Рязанова — Илья Ткаченко недотянули до третьего места чуть больше полутора баллов за оба танца, каждый раз уступая Вике с Русланом по технической оценке, но чуть превосходя их результат по компонентам программы. В целом Рязанова-Ткаченко привезли в Сочи музыкально и хореографически выверенные программы, а также набор акробатических поддержек высокого уровня.

Александра Степанова и Иван Букин не смогли в итоге опередить Ксению Монько и Кирилла Халявина, хотя их произвольный танец понравился судьям больше. Саша и Иван как всегда показали, что им нет равных по скорости вращений вообще и вращений в твиззлах в частности, а также в очередной раз покорили красотой своих линий. Ксения Монько и Кирилл Халявин — очень обаятельная пара с огромным потенциалом. Сильной стороной этого дуэта является поразительная скатанность партнеров, что позволяет им хорошо держать любую позицию, а главное — чувствовать друг друга настолько, что даже если случаются какие-то технические огрехи, пара в состоянии скорректировать их прямо на ходу.

Разница в баллах Пушкаш — Гурейро и Зенковой — Синицина составила в итоге 0,25 балла в пользу Леры и Валеры, однако более сильное впечатление от катания и показанных программ все же осталось от Екатерины и Джонатана, поскольку их танцы были по-европейски легки и элегантны, а сами они выглядели достаточно скатанной парой.

Мы привыкли почти постоянно слышать про очередь в танцах на льду, и практически никогда — в связи с другими видами фигурного катания. Наверное, было бы нелепо говорить про очередь в мужском или женском одиночном катании: там это называется конкуренцией. В очереди вперёд никого не пропускают, в конкурентной борьбе побеждает сильнейший. В этом смысле чемпионат России в танцах на льду был удивительным и неожиданным, потому что Виктория Синицина и Руслан Жиганшин смогли оттеснить из лидерской тройки опытнейший дуэт Екатерину Рязанову и Илью Ткаченко, поскольку были сильнее.

Вообще удивительный был чемпионат России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× 3 = 15