Яркая пара Евгения Тарасова и Владимир Морозов стали серебряными призерами на юниорском чемпионате мира в Софии

Сезон 2013/14 года у пары Евгения Тарасова — Владимир Морозов получился насыщенным ответственными соревнованиями: в начале ими были успешно пройдены этапы юниорской серии Гран-при, позволившие отобраться в финал, где они заняли 4-е место, затем они участвовали в зимней Универсиаде, с которой приехали вторыми, потом чемпионат России, а там и первенство России, после которого на чемпионатмира среди юниоров в Болгарию Женя и Володя поехали первыми номерами нашей сборной. Там в Софии пара Тарасова — Морозов под занавес сезона выиграла серебро чемпионата мира среди юниоров и тем самым подошла к завершению своей юниорской карьеры.

Евгению Тарасову многие любители фигурного катания помнят еще одиночницей, выступавшей за свою родную Казань. Перед тем как окончательно принять решение о переходе в парное катание, Женя уверенно входила в десятку сильнейших юниорок России, однако такое положение дел, видимо, совсем не устраивало 14-летнюю фигуристку, потому что, завершив сезон 2010 года, она решила искать партнера, чтобы продолжить карьеру в парном катании. «Мне всегда нравилось парное катание, и когда Нина Михайловна (Мозер. — Прим. ред.) пригласила меня в свою группу, чтобы встать в пару с Егором Чудиным, то я согласилась сразу. Мои родители, зная, что я этого давно хочу, отпустили меня в Москву без вопросов».

Володя Морозов родился в Потсдаме (Германия), где служил его отец, а вырос в Москве, куда переехал с родителями, когда ему было два года. Фигурным катанием начал заниматься рядом с домом в ДЮСШ в Новокосине у тренера Надежды Кондулинской. В 13 лет решил попробовать себя в парном катании, пришел в группу Сергея Доброскокова, но, увидев, какие нагрузки ему предстоит нести, испугался, что из-за этого перестанет расти. «Я тогда не был достаточно высоким, боялся, что меня начнут закачивать и я уже не вырасту, — вспоминает Володя. — Поэтому я прокатался полгода и вернулся обратно к Наде жде Владимировне». Второй приход в парное катание, но теперь уже в группу Мозер, Владимир совершил через год, потому что решил, что достаточно подрос и теперь можно уже начинать терпеть любые нагрузки. Расставшись со своей первой партнершей Ириной Моисеевой, с которой на международных соревнованиях они выступали еще по новисам, Володя два сезона откатал с Екатериной Крутских, которая так часто болела, что она и ее родители приняли решение закончить заниматься фигурным катанием, так что Морозов остался без партнерши. К этому моменту Егор Чудин тоже решил завязать с любительским спортом и сосредоточиться на профессиональной карьере в шоу, о чем он объявил тренерам и партнерше. Оставшись без вторых половинок, Женя и Володя катались по одному недолго, потому что цепкий глаз хореографа группы Аллы Капрановой определил в них потенциально хорошую пару, и Нина Мозер решила их объединить. «Когда Нина Михайловна предложила мне поставить Володю с Женей, я был очень скептично настроен, — рассказывает тренер пары Станислав Морозов. — Меня смущал разный уровень их подготовки, ведь Женя была в свое время очень неплохой одиночницей, и по коньку, на мой взгляд, она значительно превосходила Вову. Однако в процессе скатывания он так быстро прогрессировал, что буквально за полсезона догнал Женю, и разница в их классе перестала быть очевидной». Правда, сами ребята о сомнениях своего тренера даже не догадывались. Женя смотрела во все глаза на нового партнера, которого считала очень опытным, а Володя радовался, что наконец у него есть сильная партнерша, с которой можно штурмовать пьедесталы, так что процесс скатывания шел действительно быстро. Этот процесс скатывания партнеров, про который постоянно говорят те, кто выступает в парных видах фигурного катания, подчас носит мифологизированный характер, так как от скорости протекания этого процесса зависит, когда пара превратится в единое целое, чтобы можно было начинать с ней работать в полную силу.

Черная полоса травм

Их процесс скатывания можно было бы признать самым легким и быстрым, если бы не та череда травм, которая весь первый сезон преследовала их обоих. Откатавшись вместе первую неделю, Володя ломает ногу на тренировке, что выбивает его из ритма на два с половиной месяца. «Когда мы вставали в пару, то нога у меня уже болела, причем постоянно, только не было понятно, из-за чего, — рассказывает спортсмен. — Сначала думали, что это мышечные боли, потом решили сделать снимки, но они ничего патологического не показали. Тогда мы решили: сколько можно кататься без прыжков, надо начинать их делать. Я пошел разминать прыжки и прыгнул одинарный. И получил сильнейшую резкую боль в ноге». Новые снимки показали перелом ноги, а врачи объяснили, что, видимо, боль в ноге не проходила из-за трещины, которую не было видно на рентгене, а на небольшой прыжковой нагрузке кость не выдержала и сломалась. Гипс с ноги сняли, когда все уже начали активно готовиться к новому сезону, но догнать своих быстро у Тарасовой и Морозова опять не получилось: Женя на тренировке в зале подворачивает ногу на выбросе, после чего еще месяц ребята вместе не катались. Восстановившись к началу августа и собрав обе программы, Евгения и Владимир уже в конце августа предстали перед Федерацией фигурного катания России на контрольных прокатах в Новогорске и даже получили два заключительных этапа Гран-при среди юниоров. На первом своем этапе, который проходил в Хорватии, пара Тарасова — Морозов поднялась на 5-е место, но на следующий этап, который шел подряд вслед за этим, они не поехали, потому что Володя тоже подворачивает ногу в зале, и им приходится сняться со старта.

Такая серьезная череда травм в начале совместного пути могла кого угодно выбить из колеи, но только не этих спорт сменов. Чтобы накопить стартовый опыт, они принимают решение участвовать в чемпионате России, на котором неожиданно для многих занимают 5-е место, заставляя болельщиков попристальнее вглядеться в новоиспеченную пару. На первенстве России 2013 года они занимают 2-е место и получают путевку на юниорский чемпионат мира в Милан (Италия). «Там у нас не все получилось, потому что сыграло большую роль волнение, — вспоминают ребята. — Мы только полгода катались вместе, а тут сразу надо ехать на чемпионат мира». Однако, несмотря на 5-е место, специалистам было уже понятно, что эта пара обладает качествами, вселяющими надежду на успешное будущее.

Быть в образе

На сегодняшний день Женя и Володя катаются в самой сильной группе парного катания не только нашей страны, но, пожалуй, всего мира, так как с ними на одной ледовой площадке находятся чемпионы мира и Олимпийских игр Татьяна Волосожар — Максим Траньков, а также серебряные призеры чемпионата Европы, мира и Олимпийских игр Ксения Столбова — Федор Климов, а тренировать к бортику выходят Станислав Морозов и хореограф Алла Капранова.

Алла Капранова, очень известный хореограф, много лет проработавшая в одиночном катании, сегодня неотлучно работает хореографом-репетитором с парниками в группе Мозер. «Алла Викторовна регулярно берет нас в зал для работы над программой, — говорит Володя, — а также постоянно с нами на льду. Станислав Александрович рассказывает и показывает нам разные технические моменты, а Алла Викторовна в это же время успевает сказать нам свои замечания и комментарии». «Потому что если надо, чтобы мы ее услышали и сделали все правильно, то она своего добьется обязательно», — с обожанием добавляет Женя.

В прошлом сезоне все программы им поставила Алла Капранова, а в уходящем сезоне с ними работал Николай Морозов. «С Морозовым очень интересно работать, потому что он не только ставит программы, но еще и рассказывает о том, как это надо катать, как делать переходы от элемента к элементу, в каких позициях держать партнершу и как друг с другом общаться».

Кому-то природой определено непревзойденно смотреться в романтических образах, кому-то в характерных, кому-то в героических, но мастерами в полном смысле слова можно называть тех, кто умеет менять образы, кому удаются любые постановки, чей талант может все. Поэтому, когда ребята слышат, что они очень хороши в классических и романтических образах, то сразу же уточняют, что они пока со своим амплуа не определились, так как слишком молоды и слишком мало времени прокатались вместе. «Мы не хотим зацикливаться на том, что у нас хорошо получается, мы хотим менять свои образы, чтобы стать универсальными», — признаются они. «В этом сезоне мы взяли характерную музыку (El Tango De Roxanne из к/ф «Мулен Руж». — Прим. ред.) для короткой программы, — рассказывает Женя, — и Алла Викторовна очень долго со мной билась, чтобы из меня достать этот образ, чтобы это прозвучало, как было задумано. Это было трудно, потому что еще никогда я таких сильных композиций не катала, все как-то по-детски было, но теперь мне хочется продолжать именно в этом ключе, чтобы наша пара не приедалась зрителям и судьям».

Не думаю, что можно серьезно относиться к их словам, что пара может как-то приесться зрителям, потому что, на мой взгляд, их только начинают распробовать, только начинают узнавать. Глядя на них еще год назад, когда пара только-только начала осознавать себя в новых параметрах, невольно приходило на ум, что Володя и Женя уже переросли юниорское катание, что им уже по силам отправляться в большое плавание. Эту пару с первого дня отличало какое-то классическое катание, чего ранее, когда каждый из них держал за руку другого партнера, вообще-то не замечалось. Эта их отличительная черта, как признаются сами ребята, не была ими придумана, отрепетирована или выстрадана, а проявилась как бы сама собой, непосредственно в процессе постоянной работы.

Внештатная сиутация

Самым неудачным для них стартом, по мнению ребят, стал сочинский чемпионат России. «Мы не столько физически устали, сколько эмоционально, потому что у нас подряд было три соревнования и каждое из них было очень ответственным, — поясняет Женя. — Думаю, еще сказалось то, что мы за короткий срок сменили три раза часовые пояса и климат: сначала была Япония, потом Италия в горах, потом Сочи у моря».

После короткой программы они шли третьими, но во время произвольной сначала сорвали прыжки и еще по мелочи делали какие-то ошибки, а в конце программы Владимир не удержался на ногах в момент поддержки, и они оба рухнули на лед. Меня, видевшую эту катастрофу воочию, поразило, что Володя до последнего держал Женю на вытянутой руке, даже когда сам был на льду, пытался удержать партнершу. «Падение произошло из-за того, что я совершил техническую ошибку: я начал делать поворот на вираже очень близко к бортику, и, чтобы его сделать, мне пришлось заходить круто, конек зацепился, и мы рухнули», — констатирует Владимир. «Я поняла, что мы упали, только в момент удара об лед, когда стало больно, — говорит Евгения. — Я в этот момент могла думать только про то, что надо докатывать программу, ведь нам еще вращение надо было делать. Мыслей, что мы сейчас остановимся, у нас вообще не было».

Это падение оказалось для них совершенно внештатной ситуацией, потому что раньше никто из них в таких обстоятельствах не находился. Заканчивая программу вращением, Женя плакала, не скрывая слез, не столько от боли, сколько от обиды и досады, понимая, что свое 3-е место после короткой программы с таким падением им не удержать. «Когда мы вышли на тренировку, Станислав Александрович сказал, что первое, что будем делать, так это поддержку с поворотом», — продолжает Володя. «Нет, мне не страшно было опять делать эту поддержку, — отвечает на вопрос Женя, — потому что мы полностью доверяем друг другу и нашему тренеру. Ведь если не доверять, то в пару после такого падения уже не встанешь и друг друга за руки не возьмешь».

Новые горизонты

Тренировочный процесс строится их наставником по-разному в зависимости от цикла сезона. В межсезонье ребята могут кататься по два часа утром и столько же вечером, а вот в сезон они выходят на лед и работают уже не по времени, а по задачам. «Каждый раз перед нами тренер ставит задачу выполнить план, — рассказывает Женя. — И как только мы его выполняем, то и свободны. Непосредственно перед стартами пытаемся свести тренировку к получасу, чтобы она была насыщенной и продуктивной». По мнению Володи и Жени, их тренер — очень грамотный специалист, который сам еще совсем недавно катался, поэтому может, если что, показать какой-то элемент или выполнить его с Женей. Однозначным плюсом спортсмены называют тот факт, что Станислав Морозов все тренировки проводит в коньках на льду, находясь рядом с ними постоянно, ну или почти постоянно, потому что занят еще с одной своей парой Волосожар — Траньков. Когда Станислава нет на катке, то тренировать Тарасову с Морозовым выходят Андрей Хекало и неизменная Алла Капранова.

В своем арсенале элементов Тарасова — Морозов имеют практически все парные элементы мастерского уровня. Своим коронным элементом ребята считают подкрутку, в которой Женя

способна вылететь на высоту Татьяны Волосожар. В предстоящем сезоне у ребят есть намерение поработать над выбросами с зубцовых прыжков, таких как флип или лутц. Пока же они делают в основном реберные выбросы сальхов и риттбергер.

Самым сложным элементов для Евгении при разучивании парных элементов оказался тодес, с которым девушка намучилась так, что вспоминать не хочет. «В тодесе по правилам голова партнерши должна быть ниже колена опорной ноги. Назад-то прогнуться не сложно, а вот в тодесе мне это было непросто сделать, потому что еще надо лечь почти горизонтально ко льду. Словом, мне было проще подкрутку или выброс тройной сделать, чем этот тодес», — смеется Женя.

И если контент парных элементов нарабатывается совместными усилиями, то прыжковая часть равняется преимущественно по возможностям партнерши: какие тройные прыжки она делает, такие и будет делать пара. Женя, заканчивая с одиночным катанием, владела всеми тройными прыжками, правда, почему-то не особенно любила флип. Для парников сложность параллельного прыжка заключается в том, что у партнеров существует разница в росте, а следовательно, и в рычагах, поэтому, чтобы сделать прыжки по правилам, надо очень четко все рассчитать по темпу и по дугам, одновременно войти в прыжок и выехать из него. При этом расстояние между партнерами должно быть таким, чтобы третий человек между ними уже не поместился, причем прыжок можно делать как параллельно, так и последовательно, это не является ошибкой. Женя и Володя свои два (тулуп и сальхов) тройных прыжка (которые, кроме них, никто среди российских юниоров не делает) исполняют последовательно.

Водораздел

Однако где все же проходит водораздел, отличающий катание юниоров от мастеров? Только ли дело в возрасте партнеров и наборе элементов? Кроме элементов и всего остального, по мнению самих фигуристов, зрелость пары определяется еще и таким фактором, как отношения партнеров внутри своей команды. На вопрос «как вы разрешаете свои конфликтные ситуации?» Володя отвечает: «Если на тренировке случился конфликт, то сразу по ее окончании мы разговариваем друг с другом, ищем компромисс, пытаемся понять, что произошло. Если этого не сделать, то нет смысла идти на следующую тренировку, потому что будет то же самое, так что лучше все выяснить на берегу». «Мы уже понимаем, что вариантов нет: либо твои амбиции будут впереди, либо результат», — добавляет Женя.

По словам Евгении, Володя, очень спокойный и рассудительный в жизни человек, совершенно преображается на льду и превращается в темпераментного и требовательного партнера, который не дает поблажек ни себе, ни партнерше. «А после тренировки он опять превращается в беззаботного парня, который любит посмотреть боевики, послушать современную музыку, чаще всего рэп, а из всех видов досуга предпочитает сон», — раскрывает его небольшие секреты Женя.

На просьбу рассказать про свою партнершу, какая она в жизни и на льду, Володя говорит только: «Она милая и смешная». Правда, потом выясняется, что не так все просто, ведь Женя обладает чисто женским умением слушать партнера, но делает все по-своему; в выходной день умудряется вставать еще раньше, чем в будни, чтобы пробежаться по магазинам; если надо будет выбирать между полноценной едой и шоколадкой, то выберет шоколадку; из всех фильмов предпочитает мелодрамы и комедии и по жизни она очень радостный человек и хохотушка. Еще оказывается, что Женя любит готовить еду, но только в плане экспериментов с чем-то новым и необычным, так что, как правило, с рецептами она не повторяется. Владимир Морозов окончил МГГУ по специальности «педагог-психолог», так как ему хотелось иметь высшее образование по такой специальности, которая могла бы быть в дальнейшем полезна в спорте. Правда, Женя периодически шутит на ту тему, что внутри их пары это психолого-педагогическое образование ее партнера не очень-то работает. Сама Евгения в прошлом году поступила в этот же университет на факультет экологии, так что впереди ее ждет еще летняя сессия. Женя признается, что скучает по своей семье, которая осталась в Казани, потому что возможность выбраться к ним в гости появляется только в конце сезона и очень ненадолго, и «очень жаль, что у нас соревнований в Казани давно не было», — вздыхает она. По окончании напряженного сезона их планы на отдых связаны только с морем. «Я три года не был на отдыхе, — признается Владимир, — поэтому очень хочу, чтобы было море, пляж и жара».

Вся наша жизнь — борьба

В настоящее время в России создалась такая длинная и сильная скамейка запасных в парном катании, что конкуренция за право представлять страну на международных турнирах будет ожесточенная. А учитывая тот факт, что со сле-дующего сезона на взрослый уровень переходят с полдюжины юниорских пар, то можно представить, какая напряженная борьба их всех ожидает. Причем Евгении и Владимиру придется сражаться за свое место преимущественно со спортсменами своей же группы, с теми, на кого они равняются, но этот факт их абсолютно не смущает, а, наоборот, помогает, считают они: «Мы будем кататься со своими соперниками, будем знать, что делают они, они будут знать, что делаем мы. Такой вот жесткий спарринг, когда борьба будет не только на соревнованиях, но и на тренировках».

Заканчивая свой последний сезон по юниорам, ребята сожалеют только о том, что завоевали не все награды, но, значит, «будем завоевывать их в мастерах». Что касается какого-то священного трепета при переходе из одного состояния в другое, то здесь Женя и Володя едины в своих ощущениях: «Мы очень давно хотим перейти в мастера, потому что по набору элементов, да и по своим силам мы чувствуем, что можем потенциально претендовать на 3-е место в российской сборной. Для этого надо просто работать».

В следующем сезоне ученики Станислава Морозова Евгения Тарасова и Владимир Морозов ставят перед собой амбициозную задачу: на чемпионате России попасть в тройку сильнейших пар страны, а для этого им предстоит сделать сокрушительный прорыв в своем катании. Готовы ли они начать свой марафон? «Готовы, — улыбается Женя, — иначе зачем бы мы все это начинали?»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 − 2 =