Парное катание
Александр Коган
— Конец олимпийского сезона ознаменовался просто катастрофическим количеством распадов пар, что шокировало всех любителей фигурного катания. Однако новый сезон уже наступил, и хочется узнать ваше мнение, особенно после контрольных прокатов: в каком состоянии наше парное катание?
— Знаете, иногда говорят, что нет худа без добра. Мы на прокатах увидели новые пары, и некоторые из них выглядели достаточно убедительно, даже более того — как давно сложившиеся и скатанные. Это проявилось и в качестве катания, и в качестве исполнения элементов, и в плане презентации программы, так что в результате всех этих обстоятельств у нас сложилось несколько достаточно перспективных пар, практически готовых соревноваться на международной арене.
— Какое же объяснение этому феномену: так удачно сложились новые пары или парное катание России вышло на такой уровень, что как бы спортсмены между собой ни комбинировались, в любом случае результат будет выше ожидаемого?
— Можно, конечно, тешить себя мыслью, что у нас все спортсмены — идеальные партнеры, настолько они хороши, но это не так. Так что в текущем конкретном случае надо понимать, что это не массовое явление, ведь распались и вновь встали в другие пары спортсмены достаточно высокой квалификации, каждый из которых умеет делать все элементы. На прокатах уже в августе мы все видели, какие хорошие тодесы, подкрутки и выбросы демонстрировали пары, причем очень технично исполненные, чего обычно сложно добиться с новым партнером.
Но кроме элементов, мы также видели интересные и достаточно сложные программы, с разными новыми идеями, и тут уже речь идет не только о спортсменах, но и о квалификации тренеров и хореографов, которые все это придумали и воплотили в жизнь.
Другой момент, что им надо притереться друг к другу психологически и начать получать свой совместный опыт выступлений. Сейчас в России профессиональный уровень наших тренеров внушает некоторый оптимизм. Например, Нина Мозер не только создала школу парного катания, где работают на спортивный результат так эффективно, что ее ученики —олимпийские чемпионы и призеры, но также создала команду тренеров и единомышленников. Многие тренеры, которые у нее работают, стремительно двигаются вперед, и в этом есть непреходящая ценность, которую наша страна получит в виде квалифицированных тренерских кадров для России в таком сложном виде фигурного катания, как парное.
— На ваш взгляд, какое количество пар будет претендовать на призовые места чемпионата России 2015 года?
— Не могу сейчас ответить на ваш вопрос, потому что на прокатах мы видели не все пары и не видели их программы в целостном исполнении. Да и то, что мы видели, не может быть предметом прогноза, так как до пика формы еще далеко и каких-то спортсменов хватает на две минуты исполнения произвольной программы. Но точно могу сказать, что борьба будет упорная за каждое место. Например, меня приятно удивили некоторые фрагменты программы или исполнение некоторых элементов у наших парников. Фамилии называть специально сейчас не буду, потому что вся борьба впереди, но замечу, что в каждой паре есть такие интересные находки, которые нас впечатлили и, надеюсь, впечатлят международных судей.
— Процент критических замечаний парам был на прокатах невысоким?
— Открою всем секрет: в межсезонье, когда ставятся программы и обкатываются элементы, наши специалисты из Федерации фигурного катания России выезжали по несколько раз на катки практически к каждому тренеру. Обсуждались каждый элемент, связки элементов и какие-то кусочки программ. Но на прокатах мы увидели все программы более-менее в целом виде, и здесь уже мы оценивали всю композицию программы. Если элементы стоят не в лучших местах или их рисунок оказался сдвинутым в сравнении с задуманным по каким-то причинам, то мы уточняем эти моменты. И наши советы касаются в основном доводки этих элементов до ума. Например, если позиция кого-то из партнеров на прокате была нечеткой или неправильной, то мы можем попросить повторить ее, чтобы убедиться в ее правильности. Если при повторе неточность повторяется, значит, элемент надо корректировать, а если он выполняется чисто, то значит, что просто функционально в начале сезона элемент не вкатан, потому что спортсменам еще далеко до пика формы. В любом деле всегда полезен взгляд со стороны, потому что от ежедневной вовлеченности у тренеров глаз замыливается, а наша задача посмотреть на программу глазами предвзятых судей, чтобы даже спорных моментов по уровням не было.
— Вы согласны с мнением, что пары, которые не распались, будут априори фаворитами в новом сезоне на фоне тех, кто сложился заново?
— Я в корне не согласен. Каждая из пар, включая и новые, может войти в список лидеров и фаворитов.
Одиночное катание
Александр Лакерник
— Александр Рафаилович, обычно после Игр спортсмены, выигравшие олимпийские титулы, завершают свою спортивную карьеру, но после Сочи все наши фигуристы решили продолжить кататься, несмотря на возраст, на травмы, на расставание в парах, на смену федераций. Как вы думаете, в чем причина такого единодушия?
— Думаю, причина в том, что наши спортсмены не устали кататься и соревноваться, что они и их тренеры чувствуют не израсходованный еще до конца потенциал, что позволило им принять решение остаться в большом спорте. Возможно, что не все из них пройдут целый олимпийский цикл до Пхенчхана, но пока действительно все наши спортсмены хотят продолжать кататься. И это неплохо, так как усиливает конкуренцию внутри страны, а молодым есть с кем бороться.
— Сочинское четырехлетие было ознаменовано необыкновенным подъемом уровня катания и побед в женском одиночном катании, и в результате москвичка Аделина Сотникова впервые в истории нашей страны стала олимпийской чемпионкой в этом виде. По вашему мнению, какие у нас перспективы на ближайшие годы?
— Женское одиночное катание в России остается очень молодым и очень перспективным. А ближайший чемпионат России обещает быть захватывающе интересным и предельно напряженным по борьбе, не уступая в этих параметрах не только чемпионату Европы, но и мира.
Мы с надеждой продолжаем следить за развитием карьеры Аделины Сотниковой, которая не только не закончила кататься, но даже решила не пропускать сезон, потому что они вместе с тренером Еленой Буяновой понимали, что не все еще сказали. В августе на прокатах было видно, насколько Аделина прибавила в катании и раскрытии образа, так что было бы нелогично уходить на полпути, не показав всего, что они могут, не раскрыв весь потенциал. Думаю, что на тройку призеров будут претендовать шесть фигуристок: Аделина Сотникова, Юлия Липницкая, Алена Леонова, Анна Погорилая, Елена Радинова, Елизавета Туктамышева.
Леонова, которая постарше остальных девочек, на прокатах показала очень интересные программы, а также свою прекрасную физическую форму, что позволило ей исполнить сложную техническую часть программ. Ей можно только пожелать на каждом старте испытывать эмоциональный подъем, потому что на кураже ее катание выглядит победным. На мой взгляд, Туктамышева преодолела свой прошлогодний кризис и готова вновь заявить о себе. Еще хочу упомянуть Николь Госвияни, которая сменила тренера и тоже может ворваться в группу лидеров в этом сезоне.
В целом же все наши девочки — с хорошим прицелом на будущее. Они все владеют каскадами 3-3, без которых сейчас трудно выигрывать, хотя в последнее время выигрывает не тот, кто делает сложные вещи, а тот, кто чище прокатает обе программы.
— Можно ли теперь утверждать, что российское женское фигурное катание вышло на высокий уровень в целом за счет профессионального подхода к учебно-тренировочному процессу, а не только благодаря суперталантливым спортсменкам?
— Действительно, если посмотреть тренерский состав — кто работает с фигуристками на топ-уровне, — то мы увидим, что за каждой из них стоит свой тренер: Буянова — Сотникова, Тутберидзе — Липницкая, Мишин — Туктамышева, Гончаренко — Радионова, Царева — Погорилая, Руковицын — Леонова и так далее, а если открыть список юниорской сборной страны, то фамилий тренеров ещё прибавится. Это говорит о том, что раз у многих наших тренеров есть такой опыт, а значит, и способность подготовить спортсменку высокого уровня, то мы уже можем говорить о развитии российского женского катания в правильном русле.
— Что у нас с мужским одиночным катанием?
— Этот вид как был сложным сейчас, так пока им и остался. Дело в том, что нам хочется иметь спортсменов, которые будут способны бороться за олимпийское золото через четыре года в Корее, но пока делать далеко идущие прогнозы по действующему составу очень трудно. У нас есть спортсмены с хорошей прыжковой техникой и опытом — я имею в виду Сергея Воронова и Константина Меньшова, которые могут занять на чемпионате Европы и даже мира высокие места, — но смогут ли они пройти весь олимпийский цикл? Ведь для этого им придется все это время поддерживать свою физическую форму на высоте и подойти к Играм на пике функциональной и технической формы. Насколько они смогут все это выдержать — вопрос.
Также у нас есть перспективные юниоры, такие как Адьян Питкеев, Александр Петров, на которых мы надеемся, но это пока длинный путь, который ребятам еще предстоит пройти. Тому же Адьяну Питкееву предстоит еще значительно прибавить в сложности, выучить четверной прыжок, а также научиться преподносить себя зрителям и судьям. У него очень хорошая техника, он очень хорошо обучен, но ему надо работать над презентацией.
Александр Петров достаточно стабильно исполняет техническую часть своей программы и как юниор он хорош, но насколько он может быть в ближайшее время конкурентоспособным на взрослой арене? Для взрослого катания, кроме технической стабильности, нужен еще шик и блеск, потому что в юниорах без этого можно еще прожить, а дальше уже нельзя.
Основная нагрузка ближайших лет ляжет, думаю, на плечи чуть более старших спортсменов. Я неоднократно был в ЦСКА на тренировках Максима Ковтуна, видел обе его программы, которые очень интересно поставлены Петром Чернышевым, очень серьезные в техническом плане. Максим выполняет и тройной Аксель, и четверной тулуп, и четверной сальхов, и, как только все эти элементы будут собраны вместе на соревнованиях, с такой программой можно выигрывать у всех. Надо сказать, что в сравнении с прошлым сезоном Ковтун прибавил в качестве катания, в артистизме, в функциональной подготовке, так что этот сезон он начинает на качественно другом уровне.
Еще один интересный спортсмен, а именно Артур Гачинский, начал тренироваться в ЦСКА под руководством Татьяны Тарасовой, которая если за что берется, то результата добивается. Татьяна Анатольевна хорошо видит перспективу спортсмена: так было и с Алексеем Ягудиным, и с Денисом Теном, и то, что она взялась за Артура, говорит само за себя. Я тоже видел его на тренировках, он явно прибавил в скольжении, почти собрал все прыжки, стал выглядеть на льду более уверенно, и теперь стоит задача все это перенести на соревнования. Я очень надеюсь, что спортсмен сможет преодолеть кризис последних двух лет и еще покажет себя.
И еще я бы хотел отметить Мориса Квителашвили, который, на мой взгляд, обладает просто колоссальным техническим багажом, позволяющим ему прыгать все что угодно. Его проблема в том, что он пока психологически не может собрать себя на чистый прокат без ошибок и «бабочек». Этот спортсмен очень интересен и заслуживает внимания, его надо держать в голове и смотреть, как он будет прибавлять в плане презентации программ и психологической устойчивости.
Таким образом, у нас не все так уж и плохо в мужском катании, так что пессимизм в начале нашей беседы оказался не очень оправдан. (Улыбается.)
— Насколько серьезная конкуренция ожидается в мужском одиночном катании на мировом уровне?
— Пока это трудно прогнозировать, но могу сказать только одно: в любом случае мужское одиночное катание всегда проходит в жесткой конкуренции, поэтому всегда будет с кем соревноваться. Пока неизвестно, что решил Патрик Чан, но в любом случае олимпийский чемпион Сочи японец Юдзуру Ханью продолжает свою карьеру, Денис Тен из Казахстана тоже намерен кататься, китайский фигурист Хань Ян, можно сказать, только начал заявлять о себе, американец Джейсон Браун, если выучит четверной прыжок, то будет очень опасен… И это не полный список претендентов на мировой пьедестал. Другими словами, никто своего первенства никому уступать не собирается. Так что все будет очень интересно.
Танцы на льду
Юлия Андреева
— Юлия Валентиновна, на контрольных прокатах присутствовали семь взрослых танцевальных дуэтов страны, за исключением Синициной и Кацалапова, у которых свой график подготовки к сезону. В какой готовности находится каждая пара из тех, что вы видели? Кто будет лидером сезона?
— На мой взгляд, пара Боброва — Соловьев имеет все шансы быть фаворитом этого сезона. Они просто потрясающе поработали этим летом. И если летом обе постановки еще просматривались на уровне фрагментов, то уже в начале сентября все сложилось в единую картину. Мне кажется, что они значительно прибавили в актерском мастерстве, в подаче себя в танце. На прокатах они показали свой короткий танец, который, несмотря на травму партнера, был практически приближен к соревновательному варианту. Это был самый эффектный танец из тех, что мы увидели, а то, как они его исполнили, подтверждает на данный момент их лидерство. Екатерина Боброва находится в отличной физической форме, а главное, что все отметили потрясающий настрой и заряд энергии, исходящий от этой пары. Спортсмены очень внимательно прислушиваются к мнению специалистов, хотят быть в курсе всех нюансов в изменении правил в танцах на льду и поэтому позитивно воспринимают критику в свой адрес, что безусловно приведет к прогрессу, а как следствие — к грядущим победам в соревнованиях.
— Конец сезона ознаменовался распадом дуэта Ильиных — Кацалапов, которые теперь выступают в новых комбинациях. Елена Ильиных и Руслан Жиганшин были на прокатах и показали обе свои программы. Что можно сказать об их готовности к сезону?
— Могу отметить, что за очень короткий срок ребята проделали огромнейшую работу, но для того чтобы пара стала дуэтом, нужно чуть больше времени. Если говорить о таком понятии, как «скатанность», то они только начали свой путь. У них очень интересные обе программы, уже видны задумки тренеров, но им предстоит большая тщательная работа над деталями, потому что партнеры нарабатывают свой набор элементов годами, а Лене и Руслану сейчас приходится начинать совместный путь практически с нуля. Новые партнеры — новый набор элементов, тем более что они из разных тренерских школ, с разной техникой катания, так что надо набраться терпения и дать время на совершенствование элементов программы.
— Почему в парном катании при такой же ситуации, когда происходит смена партнеров, процесс скатывания проходит легче и быстрее?
— Так кажется на первый взгляд. Если посмотреть на вновь образованные спортивные пары, мы видим те же проблемы, что и у танцоров. Просто в танцах все-таки акцент чуть больше на артистизм и идею танца. У танцевальных дуэтов экстра-класса элементы гармонично входят в канву танца, а быстро это не создать. Чтобы увидеть дуэт, а не двух спортсменов, катающихся в паре, надо по крупицам, как пазл, создавать картину единения. Все помнят и воспринимают олимпийских чемпионов в спортивных парах Гордееву — Гринькова как эталон единства и унисона.
— Другими словами, те танцевальные дуэты, которые остались в прежнем составе, в более выгодной позиции?
— Несомненно. На прокатах мне понравились Ксения Монько и Кирилл Халявин, которые прошлый сезон закончили достаточно рано, и поэтому у них было много времени для подготовки к текущему сезону. Ими была проведена маштабная работа по обновлению арсенала элементов, так что сейчас они делают, например, абсолютно новые и очень рискованные поддержки, на что обратили свое внимание специалисты. Мне понравился их короткий танец, который подчеркивает стиль этой пары и им очень подходит. Может быть, им чуть не хватает яркости и индивидуальности в произвольном танце, что отличало бы их пару от любой другой, хотя внешние данные у них выигрышные.
Также порадовала пара Александра Степанова — Иван Букин и тот факт, что их тренеры стараются создать им особый стиль, не похожий на других. В прошлом году их произвольный танец был интересным, без клише в поддержках, с прекрасными твиззлами, и в этом сезоне уже по новым правилам они показали твиззлы 4-го уровня сложности на большой скорости, что говорит об их хорошей технической подготовке. И в этом сезоне для произвольного танца были придуманы новые поддержки, можно увидеть новые детали в переходах между элементами, которые присущи этой паре. У них определенно свой стиль и лицо.
— Ваш прогноз: кто будет бороться за попадание в сборную страны на чемпионате России в этом году?
— Я бы рассматривала пять пар, которые могут бороться между собой за попадание в сборную России: Боброва — Соловьев, Ильиных — Жиганшин, Синицина — Кацалапов, Монько —Халявин, Степанова — Букин и, собственно, на данный момент пока все.
— Какая ситуация у нас в юниорских танцах на льду? Кто лидеры?
— Лидерами являются танцевальная пара Анна Яновская — Сергей Мозгов, победители юношеских Олимпийских игр 2012 года и финала Гран-при 2013 года. Но конкуренция в российской юниорской сборной очень высока. На данный момент прошло два этапа Гран-при, и российские пары уверенно поднимаются на пьедестал, претендуя на выход в финал юниорской серии. Это не может не радовать, потому что в прошлом году в финал отобрались всего две пары, а в этом году надеемся увидеть в Барселоне более солидное представительство российских дуэтов.