Русские идут Очевидные итоги чемпионата России-2015

Виктор Кудрявцев: «Я счастлив, что своими глазами увидел триумф нашего женского одиночного катания, о чем в былые годы мы даже не могли мечтать»

Бесспорно, уровень женского катания у нас в стране сейчас высочайший. Даже невозможно было подумать, что все заявленные участницы владеют всеми тройными прыжками и каскадами «три-три». Я могу сказать, что такого уровня катания у себя в стране мы никогда не наблюдали, даже выскажу предположение, что чемпионаты Европы и мира пройдут на более низком уровне в сравнении с нашим чемпионатом России, потому что на них мы не увидим владения всеми участницами такими элементами. Я как тренер просто счастлив, что дожил и своими глазами увидел такой триумф нашего женского катания, о котором в былые годы мы даже не могли мечтать. Конкуренция повысилась не только на уровне чемпионата или первенства страны, но и на уровне зональных соревнований, регионов и просто спортивных школ. Все это очень радует.

Затем плотность результатов у женщин настолько высокая, что даже малейшая помарка сказывается на результате и на общем месте. Это значит, что очень большая группа наших девушек, обладая высочайшим мастерством, претендует на путевки на международные чемпионаты. Сегодня можно направить на чемпионаты любую фигуристку из первой десятки, и она будет претендовать на пьедестал. Я не могу сейчас назвать ни одну страну в Европе, которая могла бы с нами конкурировать.

Наши девушки, начиная со слабейшей разминки, показывали в произвольном катании каскады «три-три» в различных комбинациях, причем некоторые из них исполняли оба прыжка с поднятой вверх рукой. На мой взгляд, все это говорит о том, что недалек тот день, когда наши тренеры всерьез задумаются об усложнении программ за счет разучивания фигуристками тройного Акселя и четверных прыжков. Рано или поздно тренеры в женском катании придут к этому решению, потому что в условиях такой жесткой конкуренции спортсменкам надо будет за счет чего-то выигрывать, так что в ближайшее время развитие нашего женского катания пойдет в этом направлении. Более того, я считаю, что у нас уже есть спортсменки с такой технической подготовкой и таким физическим потенциалом, которые позволят им продвинуть сложность элементов до уровня тройной Аксель или четверной прыжок. Однако подходить к этой задаче надо рационально и разумно, даже осторожно, чтобы в процессе разучивания новых элементов не потерять тех преимуществ, которые были уже наработаны. Как показала практика мужского одиночного катания, такие потери при разучивании элементов ультра-си случаются, поэтому надо очень тщательно разобраться, в ком из спортсменок есть этот потенциал — не только выполнять этот элемент на тренировках, а и вставить его в программу, потому что это разные вещи. Но в любом случае я вижу, что плотная конкуренция в женском катании заставит тренеров и спортсменок не идти по пути ожидания чужих ошибок, чтобы самому выиграть, а обратить внимание на эти элементы, формируя залог своего успеха за счет неоспоримого преимущества, как это делает Мао Асада (Япония) с ее тройным Акселем или Юлия Липницкая (тренеры Этери Тутберидзе, Сергей Дудаков, отделение «Хрустальный»), которая при всех равных элементах показывает сверхсложные и сверхскоростные вращения.

На этом чемпионате России спортивный принцип комплектования сборной команды на чемпионаты Европы и мира в женском одиночном катании восторжествовал в полной мере, несмотря на тот факт, что очень большая группа участниц претендовала на вхождение в состав сборной команды. Прекрасно выступившая Елена Радионова (тренер Инна Гончаренко, ЦСКА) не дала исполнением своих элементов ни одного шанса опытной Елизавете Туктамышевой (тренер Алексей Мишин, СПб.). Завоевавшая бронзу Евгения Медведева (тренеры Этери Тутберидзе, Сергей Дудаков, отделение «Хрустальный») также никому не позволила приблизиться к своему 3-му месту в обеих программах, и хотя в этом сезоне в силу своего возраста она не сможет участвовать в международных турнирах, занявшая 4-е место Анна Погорилая (тренер Анна Царева, отделение «Хрустальный») также показала отличный класс катания и будет достойно представлять Россию на мировой арене.

Если говорить по каким-то участницам персонально, то я бы хотел обратить внимание специалистов на Марию Сотскову (тренер Светлана Панова, СШ «Снежные барсы»), которая уже состоялась как спортсменка высокого класса, а также на ее молодого тренера, которая доказала, что, работая далеко не в идеальных условиях, можно показывать очень хорошую профессиональную работу. Я считаю, что таких тренеров, как Панова, мы должны поддерживать и создавать им все условия для работы, чтобы их талант мог раскрыться еще больше. Что касается самой спортсменки, то, на мой взгляд, у Сотсковой выдающиеся способности к фигурному катанию, такие как двигательная одаренность, характер и работоспособность. Уже сейчас ее программы содержатнабор элементов, отвечающий всем требованиям современного фигурного катания. Что же касается самого катания, то пока в ее движениях проглядывает некоторое детское восприятие хореографического движения, но с годами это пройдет и, как только она станет взрослее, мы увидим пластику и гармонию именно женского катания.

Последние 10 лет, практически с вводом в действие новых правил, мы много говорили о том, что наши спортсмены проигрывают зарубежным фигуристам в технике скольжения. Сегодня уже можно сказать, что российскими тренерами была проведена существенная работа и в этом компоненте мы вернули себе уверенность. Правда, к сожалению, в отношении мужского одиночного катания я не могу сказать, что здесь все в порядке, пока преимущество в этом вопросе на стороне женщин. Отдельно хочу отметить Серафиму Саханович (тренеры Этери Тутберидзе, Алина Писаренко, Москва, отделение «Хрустальный», СПб.), у которой, на мой взгляд, очень большой потенциал и по прыжкам, но особенно по скольжению.

Также у нас в стране немного начало меняться соотношение центров подготовки фигуристов: если еще недавно совершенно доминировали Москва и Петербург, то сейчас к ним подтянулись регионы, что говорит о способности таких городов, как Екатеринбург, Самара, Пермь, Ижевск, готовить спортсменок, по технике не уступающих столичным. За последние несколько лет я очень много провел обучающих семинаров в регионах для спортсменов и тренеров и хочу сказать, что всегда поражался, сколько у нас талантливых детей. Но региональные школы практически всегда проигрывали центральным из-за отсутствия условий, которые нужны для подготовки современных спортсменов, и прежде всего за счет меньшего количества ледового времени, ведь в среднем по России фигурное катание имеет всего 10-15% льда в сравнении с хоккеем. Однако благодаря семинарам, мастер-классам, которые каждый сезон проводит ФФККР, благодаря учебным занятиям для тренеров, которые проводят институты повышения квалификации, благодаря Интернету, через который можно увидеть, как катаются лидеры, были созданы предпосылки, послужившие совершенствованию уровня знаний тренерского состава на местах. В этом году мы в Москве в девятый раз провели соревнования, посвященные памяти первого нашего чемпиона мира Сергея Волкова, которые задумывались как соревнования, стимулирующие развитие детского фигурного катания у нас в стране. Я считаю, что эту задачу наш турнир выполняет как нельзя лучше, ведь за эти годы мы были свидетелями дебютов огромного количества юных спортсменов, которые сейчас атакуют подиумы чемпионатов мира и Олимпийских игр.

Еще надо задуматься о таком важном факторе, как привлечение спортсменов, закончивших свою карьеру, к тренерской работе, чтобы они личным примером, на коньках могли показывать детям элементы, потому что дети воспринимают информацию зрительно, это их главный канал восприятия действительности. Я считаю очень большим недостатком в тренерской работе нежелание тренеров выходить в коньках на лед, чтобы показать движение, ограничивающихся только рассказом о нем. Если тренер в возрасте, то никто не ждет от него прыжков и вращений, но спортсмен должен видеть хотя бы имитацию того движения, которого от него добивается тренер. Если мы проработаем еще и этот вопрос, то сделаем большой шаг вперед. В любом случае мы должны продолжать искать перспективных детей, должны продолжать совершенствовать тренеров — словом, мы не должны расслабляться, чтобы больше не допускать ям и провалов, какие были у нас в прошлом.

Ольга Маркова: «Теперь на повестке дня в мужском одиночном катании стоит реальное соперничество, исход которого предсказать не возьмутся даже специалисты»

Прошедший чемпионат России показал, что в мужском одиночном катании закончились те времена, когда выходил один спортсмен и, не встречая сопротивления остальных участников, уходил победителем. Теперь на повестке дня в этом виде стоит реальное соперничество, исход которого предсказать не возьмутся даже специалисты. Пока речь не идет о всей группе участников, но в сильнейшей разминке каждый из шести фигуристов очевидно имел возможность быть на пьедестале, а значит, представлять Россию на чемпионатах Европы и мира.

Двукратный уже чемпион России Максим Ковтун (тренеры Елена Буянова, Татьяна Тарасова, ЦСКА) за прошедший сезон обрел уверенность, которой ему не хватило в прошлом году, при всем том, что техническая составляющая его программ соответствовала его физическим возможностям. Он в очередной раз доказал, что способен в программах собрать все прыжковые элементы. Срыв четверного сальхова в начале произвольной программы из-за погрешности траектории дуги при заходе на прыжок все еще ставит перед ним задачу научиться вытаскивать любой прыжок, с какой бы проблемой на заходе ни сталкивался спортсмен. Обе его программы носят разноплановый характер, хотя короткая программа смотрится более ярко и динамично, чем произвольная. Хочу сказать, что в августе на контрольных прокатах Максим катал произвольную программу «макетом», сконцентрировавшись на хореографии и образе, показав максимальную работу корпуса и ног, попав каждым жестом в музыку. Однако я думаю, что, когда идет большой накал соревновательных страстей, когда исполнение каждого элемента является определяющим судьбу спортсмена, какие-то хореографические моменты сглаживаются, это совсем не значит, что они не будут показаны в других прокатах. И я считаю, что при той технической нагрузке, что сегодня стоит перед ним, показанная им хореографическая составляющая в программах не просто вполне допустима, а более чем достаточна. Единственное — ему и его тренерам стоит обратить внимание на работу с вращениями, чтобы все они были на четвертый уровень и без срывов.

Очень ярко на чемпионате проявил себя Сергей Воронов (тренеры Этери Тутберидзе, Сергей Дудаков, отделение «Хрустальный»), о котором можно сказать, что он катался совершенно на новом уровне. Я бы сказала, что мы все увидели нового Воронова, к которому, видимо, уже пришел профессионализм в исполнении элементов, и это уже не то юношеское катание, когда спортсмен сам не знает, получится сейчас элемент или нет, а более уравновешенное исполнение, когда биомеханика организма, работающая автоматически, позволяет поразительно точно и собранно входить и выходить из каждого прыжка и элемента. Еще все специалисты отметили, что огромная работа была проведена над вращениями, потому что все они были четко исполнены на плюсы и на высокие уровни.

Адьян Питкеев (тренеры Этери Тутберидзе, Сергей Дудаков, отделение «Хрустальный») с 5-го места прошлого чемпионата России переместился на 3-е, подтвердив еще раз, что теперь в его арсенале есть и четверной прыжок. Его отличительной чертой, при том что он прекрасно технически обучен, можно назвать легкость и катучесть. Адьян — один из тех фигуристов, которые не ходят по льду, но катят, и в этом его огромный плюс.

Мало кто задумывается, что Константин Меньшов (тренер Евгений Рукавицын, СПб.), 1983 года рождения, ровесник некоторым судьям и тренерам, продолжает, несмотря на очень непростую спортивную судьбу, выступать и бороться за попадание в сборную России. К сожалению, с начала этого сезона Меньшов пока не может справиться с произвольной программой. Так было на этапе серии Гран-при во Франции, так было и на чемпионате России в Сочи: блестяще откатав короткую программу с тройным Акселем и четверными тулупом и сальховом, Константин практически заваливает произвольную программу.

Артур Гачинский (тренеры Татьяна Тарасова, Александр Успенский, ЦСКА) очень порадовал специалистов четверным сальховом в короткой программе, они очень надеются, что спортсмен наконец-то соберет все прыжки, потому что вращения, скольжение и хореографию можно считать практически уже собранными. Также все специалисты отметили, что Гачинский психологически положительно меняется от старта к старту, что спортсмен готов работать дальше и что с ним тоже готовы продолжать работать. Думаю, что в этом заключается его главный результат на чемпионате России.

Морис Квителашвили (тренеры Этери Тутберидзе, Сергей Дудаков, отделение «Хрустальный») постоянно огорчает судей своим катанием на стартах, потому что, зная его спортивный потенциал и видя его прокаты на тренировках, судьи и техническая бригада готовы достойно оценить талантливого фигуриста, поставить максимальные плюсы и уровни, но он просто не дает нам такой возможности. Морис в который раз на тренировке выполнил все элементы программы, включая тройной Аксель и два четверных прыжка — тулуп и сальхов, но на старте весь свой боекомплект не смог показать.

Александр Самарин (тренер Светлана Соколовская, ЦСКА) тоже пока не может показать все, что умеет, видимо, потому, что все еще растет и тянется. Думаю, надо пока работать с тем, что есть, и ждать, когда закончится бурный рост, чтобы начать работать в полную силу.

Самый молодой из всех участников — 14-летний Даниил Бернадинер (тренер Инна Гончаренко, ЦСКА) действительно выглядел мальчишкой на фоне более взрослых и опытных соперников, но его прыжковая техника смотрелась на уровне, а стиль катания — грамотно. Это был участник, который не исполнял тройной Аксель, потому что тот еще только разучивается, однако весь базовый набор тройных прыжков Бернадинер делает, и делает хорошо. Могу еще добавить, что на этом чемпионате Даниил более ярко исполнил свои программы, потому что нашел в себе силы бороться со своим стеснением и скованностью.

Если говорить еще о тех, кто произвел впечатление своим катанием и перспективностью, то могу назвать Антона Шулепова (тренер Евгений Рукавицын, СПб.), который показал не только хорошие вращения, но в целом порадовал своей внутренней раскрепощенностью и артистизмом. И думаю, всем стоит обратить внимание на Дмитрия Алиева (тренер Евгений Рукавицын, СПб.), который в свои 15 лет владеет тройным Акселем и четверным тулупом.

В целом, если говорить об общем впечатлении от увиденного, то радует, что сильно изменился контент прыжков у всех участников: из 17 фигуристов (Артур Дмитриев снялся по болезни) 16 заявляли тройной Аксель, восемь заявили четверной прыжок и четыре спорт смена (Максим Ковтун, Константин Меньшов, Морис Квителашвили и Артур Гачинский) — два четверных прыжка. На мой взгляд, для национального турнира такие заявки — это очень высокий уровень, учитывая, что в мире два четверных прыжка сейчас стабильно ставят в программы только Юдзуру Ханю и Хавьер Фернандес.

Также изменился подход к хореографической составляющей программ: я считаю правильным, когда тренеры привлекают к работе разных хореографов и на разные программы, что позволяет спортсмену более ярко и разнообразно проявить себя. Однако все еще вызывают вопросы проблемы с техникой катания у наших мужчин, которые до сих пор значительно скованны в скольжении, хотя тренируются у тех же тренеров, что и женщины, тем не менее показывают более некачественное скольжение, чем они. Честно говоря, мы, обсуждая это со специалистами, теряемся в догадках, в чем причина такого отставания: то ли мужчины экономят силы на прыжки, то ли не могут почувствовать момент толчка в скольжении, то ли боятся набрать скорость и не справиться с ней?

В заключение могу сказать: радует тот факт, что тренеры продолжают работать с теми же спортсменами, которые прогрессируют от сезона к сезону, не только наращивая качество исполнения элементов, но и усиливая уровень этих элементов, в том числе прыжков. Так что в целом картина нашего мужского одиночного катания более радует глаз, чем это было в прошлые годы.

Александр Лакерник: «Нам надо очень хорошо представлять, какая пара и каким образом может конкурировать с соперниками»

В парном катании сезон, как известно, начался с того, что некоторые наши пары образовались в новом составе, и на чемпионате России мы увидели, какие плоды принесли эти рокировки. Хочу сразу сказать: каждому специалисту понятно, что пара не создается за полгода или год, а требуется гораздо больше времени, хотя большой это будет в итоге срок или поменьше, зависит от соответствия техники новых партнеров. Часть перестановок в парах была обусловлена тем, что девочки плохо справлялись с прыжковой частью, потому что парное катание сейчас требует наличия в арсенале двойного Акселя и двух тройных прыжков как минимум. И хотя, казалось бы, если у спортсмена есть проблемы с прыжковой техникой, то куда его ни перемещай, эти проблемы будут перемещаться вместе с ним, все же всегда есть смысл поискать другие варианты как по партнерам, так и по тренерам. Сегодня я не стал бы вообще давать каких-то категорических заключений об увиденном, потому что мы находимся только в начале нового олимпийского цикла и я не исключаю возможности еще каких-то перестановок внутри пар, потому что есть смысл попробовать разные комбинации, чтобы выявить самые выигрышные для нас варианты и сезон-другой поглядеть, как будет развиваться ситуация.

Что касается самого чемпионата России, то для меня не было особой новизны впечатлений, потому что работа всех групп парного катания была под нашим контролем, однако было интересно и полезно увидеть, как пары, особенно новые, справлялись с соревновательным стрессом и выглядели на ответственном старте. Для меня вся интрига заключалась в основном в том, прокатаются пары на максимуме или слабее своих возможностей.

Если идти по порядку, то Ксения Столбова и Федор Климов (тренеры Нина Мозер, Владислав Жовнирский, ШОР «Воробьевы горы») откатались не лучшим образом, на мой взгляд, потому что слишком близко стоит в календаре финал серии Гран-при ИСУ к нашему чемпионату и ребята не успели прийти в себя. Вообще, нам стоит задуматься на эту тему и, может быть, употребить свое влияние и попытаться сдвинуть финал Гран-при хотя бы на начало декабря, чтобы у наших спортсменов был люфт для восстановления сил перед чемпионатом России. Думаю, если это получится, то благодарны будут не только наши, но и все европейские спортсмены, которые примерно в те же сроки проводят свои национальные чемпионаты, так как обычно уже в январе проходит чемпионат Европы. Для канадских, американских, японских и китайских спортсменов сроки финала серии Гран-при не являются такими критичными, поскольку они не участвуют в европейском турнире и чемпионаты своих стран проводят как раз в эти сроки.

Евгения Тарасова и Владимир Морозов (тренеры Андрей Хекало, Робин Шолковы, ШОР «Воробьевы горы») наконец-то прокатались в свою силу, чем очень порадовали и зрителей, и тренеров, и специалистов, так как пара очень перспективная и хорошо обученная, но заставлявшая всех долго ждать, когда же они смогут справиться со своими психологическими проблемами.

Юко Кавагути и Александр Смирнов (тренер Тамара Москвина, СПб.) начали достаточно сильно этот сезон, особенно учитывая последствия всех травм и разочарований прошлого года. Мы очень надеемся, что на важных международных стартах у них с прыжками проблем не будет, тем более что четверной выброс был ими сделан идеально. В любом случае ребята заслужили особое отношение к себе.

Следующая группа участников, не попавшая на пьедестал, в основном составлена как раз из новых пар, на которые предстоит еще смотреть, как они будут развиваться дальше.

Сложилась очень неплохая пара Кристина Астахова — Алексей Рогонов (тренер Артур Дмитриев, УОР №4), которая, может быть, пока не претендует на пьедестал чемпионата мира, но пара с хорошим катанием и надежным арсеналом элементов. На мой взгляд, они значительно быстрее, чем другие, подошли друг другу, но с ними надо продолжать работать над тем, чтобы технически и хореографически подтянуть партнершу, потому что пока она выглядит слабее партнера.

Василиса Даванкова — Александр Энеберт, Наталья Забияко — Юрий Ларионов — обе пары из группы Нины Мозер, которая очень хорошо знает, как работать на долгосрочные задачи. Я не вижу катастрофы в том, что те же Забияко — Ларионов неважно выступили в произвольной программе, так как неоднократно их видел на тренировках, на которых все это выглядело значительно лучше. Наталья Забияко — очень перспективная молодая партнерша, которая при желании может прокататься два олимпийских цикла, а учитывая, что пара из-за смены Федерации до конца сезона не может выступать на международных соревнованиях, то время на скатывание у них есть.

Отдельно хочу остановиться на некоторых задачах, которые нам предстоит решать в самом ближайшем будущем. Безусловно, российская школа парного катания — сильнейшая в мире, однако у нас сейчас есть определенные проблемы в плане некоторого технического отставания от наших прогрессирующих соперников, я имею в виду прежде всего канадские и китайские пары.

В целом мы идем правильным путем, но тем не менее уже сейчас стоит одна глобальная проблема — что нам делать в борьбе со сложностью, которую сегодня демонстрируют канадцы и китайцы. Если в прошлом году они совершали существенные ошибки на элементах ультра-си и проигрывали нашим Волосо жар — Транькову и Столбовой — Климову, которые катались чисто на судейские плюсы и высочайшие компоненты, то в этом сезоне они уже делают эту сложность с чистым прокатом и их по базовым оценкам становится очень трудно достать. На финале Гран-при канадская пара Дюамель — Рэтфорд показала чистое исполнение тройного лутца, а также исполнила в произвольной программе четверной выброс, чем подвигла судей выставить им высокие компоненты, что, на мой взгляд, было достаточно спорно, хотя их прокат был действительно на ура.

Нам следует понять, что делать в этой ситуации, но при этом не кидаясь в крайности. Я имею в виду тот факт, что надо очень хорошо представлять, какая пара и каким образом может конкурировать с соперниками. Идти ли нам дорогой усложнения программ, как это делают Кавагути — Смирнов, либо надо делать упор на шикарные компоненты и все на плюс три от судей, каким путем шли Волосожар — Траньков, что тоже не так легко. Могу сказать, что наши тренеры уже занимаются проблемой сложности: Тамара Москвина освоила со своими спортсменами четверной выброс, у Артура Дмитриева в прошлом году пара исполняла четверную подкрутку, то есть мы можем идти этим путем, однако надо понять, на каких элементах и с какими парами можно это делать, потому что если пара относительно возрастная или с относительно неправильной техникой этих элементов, то вместо желаемого результата можно получить тяжелые травмы.

В конце сезона намерены начать выступать Татьяна Волосожар и Максим Траньков (тренеры Нина Мозер, Станислав Морозов, ШОР «Воробьевы горы»), посмотрим, как пойдет у них. В прошлом году их компонентов хватало для победы, может быть, будет хватать и в этот раз, но в любом случае нам надо думать. Я бы пока принял к сведению развитие событий, не кидался бы в панику, но задумался над тем, что делать дальше. В идеале нужно сочетание большой сложности, высокого качества исполнения и интересных программ.

Юлия Андреева: «Французы показали хороший пример того, как надо наращивать обороты, чтобы идти «вне очереди»

В начале сезона многие специалисты, включая меня, выражали скептицизм насчет пары Елена Ильиных — Руслан Жиганшин (тренеры Светлана Алексеева, Елена Кустарова, Ольга Рябинина, СШ №2), потому что казалось, они не смогут так быстро скататься друг с другом и выступить успешно в этом спортивном сезоне. Сейчас я могу сказать, что лично для меня их пара — самое большое откровение, самая большая неожиданность этого сезона. Я считаю, что с того периода, когда мы их в первый раз увидели на контрольных прокатах, они стремительно прогрессируют. Прошло всего четыре месяца, а ребята от старта к старту прогрессируют с космической скоростью. И конечно, самое яркое впечатление этого сезона — их короткий танец, который является самым ярким коротким танцем нашей сборной. Это их танец — танец Елены и Руслана, — который на чемпионате России был пока лучшим прокатом короткого танца в сезоне. Образы «Кармен» они прекрасно чувствуют, танец исполняют ярко, с хорошими элементами и своими эмоциями завораживают зрителя. Я считаю, что привлечение к постановке программ испанского хореографа и танцовщика Антонио Нахарро очень оживило постановку всего танца, помогло показать зрителям настоящий пасодобль. И очень впечатлила эмоциональная отдача в этом танце Руслана, его партия очень сильна, и с каждым прокатом он добавляет и добавляет эмоций. И если, на мой взгляд, в произвольном танце ему еще стоит над этим поработать, то в коротком мужская партия проявляется очень ярко.

Произвольный танец поставлен абсолютно в стиле этой пары, блестящее исполнение которого они показали на финале Гран-при в Барселоне. На чемпионате России их исполнение не было таким ярким, ребята выглядели уставшими, но мне кажется, в этом виноват плотный график стартов, который был у спортсменов, выступивших в финале Гран-при. Перед чемпионатом Европы у Елены с Русланом будет небольшой перерыв, во время которого они смогут восстановиться, чтобы с новыми силами и эмоциями выступать.

Ксения Монько и Кирилл Халявин (тренеры Александр Жулин, Олег Волков, ШОР «Москвич») кардинально изменили свое катание. Если раньше это была хорошая, техничная пара и только, то теперь они пытаются выйти на новый уровень, прибавив не только в скорости, но и в эмоциональности. Сейчас в их танцах стала чувствоваться энергетика, которая начала цеплять зрителей и судей. Лично меня поразил в этом плане Кирилл, который своим исполнением зацепил за живое судей.

Дуэт Александра Степанова — Иван Букин (тренеры Ирина Жук, Александр Свинин, УОР №4), я думаю, был очень хорошо готов к чемпионату России, потому что они очень технично и уверенно откатали оба танца. В коротком танце экспрессия пасодобля не помешала им технически грамотно исполнить обязательную часть, что же касается произвольного танца, то в этом сезоне у них очень интересная нестандартная композиция с находками и фишками, хотя им все еще не хватает взрослой мощи катания, но они однозначно сделали гигантский шаг вперед. Я думаю, что на чемпионатах ИСУ в этом сезоне в тренде от российских танцоров будут короткий танец Ильиных — Жиганшина и произвольный Степановой — Букина, потому что в их танцах есть экспрессия и новизна.

Что касается Виктории Синициной и Никиты Кацалапова (тренер Марина Зуева, ШОР «Воробьевы горы»), то было существенное отставание в технической оценке от остальных лидеров после короткого танца, и хотя они показали лучший свой прокат в сезоне произвольной программы, догнать лидеров им не удалось именно из-за короткого танца. Я уверена, они сами понимают, что спрогрессировали относительно самих себя, показали очень интересный, захватывающий произвольный танец и что не все получается сразу, нужно дать им время.

Что касается общего уровня, показанного участниками в танцах на льду на чемпионате России, то здесь картина получается не такая радужная. Если в других видах фигурного катания борьба за окончательные места на пьедестале велась практически участниками всех разминок, то в танцах дуэты из первой разминки в произвольном танце больше смотрелись статистами, чем реальными претендентами на высшие места. Этот разрыв в технике катания особенно виден при сравнении уровня подготовленности московских дуэтов и дуэтов из регионов. Если московские спортсмены из последней разминки по результатам шли ноздря в ноздрю, а в произвольном танце четыре пары реально боролись за пьедестал, то региональные пары смотрелись особняком. Такая ситуация не первый раз происходит на чемпионате страны, что требует от ФФККР каких-то шагов в помощь региональным школам. Если мы хотим получать резерв для сборной, то надо помогать регионам с работой, организовывать для них семинары, консультации, проводить совместные сборы и прочее, а также как-то содействовать выделению большего количества льда, потому что его катастрофически не хватает. Например, в таких городах, как Санкт-Петербург и Екатеринбург, танцоры вынуждены кататься по одному часу в день практически в ночное время или на одном льду с одиночниками.

Если же говорить о наших соперниках на европейском чемпионате, то здесь уже понятно, что к традиционным соперникам, таким как итальянцы Капеллини — Ланотте, британцы Кумс — Бакланд, мы получим дополнительных соперников в лице французов Пападакис — Цицерон, хотя еще год назад такого ощущения ни у кого из специалистов не было. В прошлом сезоне они сменили наставников и отправились за океан в группу канадских тренеров Мари-Франс Дюбрей и Патриса Лозона, у которых добились стремительного прогресса в технике катания за короткий срок. Что касается постановки их произвольного танца на музыку Моцарта, то на этапах Гран-при он вызвал просто фурор среди судей и зрителей, и я согласна с этой оценкой, потому что их танец поставлен очень грамотно, отличается изысканным стилем и вызывает просто гипнотическое состояние у зала, потому что, кроме хорошо поставленных элементов, у них потрясающие связующие шаги, так что вообще невозможно понять, где начинается или заканчивается новый элемент. Так что для российских танцев на льду это хороший пример того, как надо наращивать обороты, чтобы идти «вне очереди». В любом случае это должно быть связано с улучшением техники катания спортсменов, потому что если не будет свободы в катании, то шедевральную программу не поставить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 + 6 =