Как получить позитивный результат от конфликта? Не допустить его перерождения в склоку

Острый треугольник

Говоря о фигурном катании, любители этого вида спорта обычно подразумевают красивые и сложные программы, эффектные костюмы; оценки, места, рейтинги. Но за этими внешними атрибутами, такими важными для зрителей, стоят каждодневный тяжелейший труд тренеров, спортсменов, родителей и — неизбежно — их взаимоотношения. Симпатии и антипатии, соперничество и неприязнь, сплетни и слухи, а также конфликты — все это подчас сопровождает человеческие отношения в обычной жизни, в том числе и в спортивной среде. Но именно в спорте сознательное игнорирование конфликта или неумелое его разрешение грозит наиболее драматичным поворотом, подчас крахом всей карьеры.

На консультациях у спортивного психолога конфликтные ситуации редко бывают основным запросом, но трудности, с которыми обращаются клиенты, зачастую являются прямым следствием затяжного или острого конфликта. Стоит заметить, что дети и подростки редко жалуются на конфликты, они чаще бывают свидетелями или жертвами конфликтных ситуаций между взрослыми. Именно взрослые — тренеры или родители спортсменов — приходят на консультацию с этой проблемой.

Увы, хотим мы этого или не хотим, конфликт — постоянный и необходимый спутник нашей жизни. Наиболее часто конфликтные ситуации возникают из-за неверных представлений об интересах друг друга и степени ответственности за результат. В психологии есть такое понятие, как социальная роль, которая определяет права, обязанности и границы ответственности каждого участника тренировочного процесса. Беря на себя ту или иную роль, человек знакомится с ожиданиями окружающих от него в этой роли и начинает строить свое поведение в соответствии с этими ожиданиями. Таким образом, он начинает более или менее четко представлять свои задачи и последовательность действий. Это могут быть, например, роли спортсмена, тренера, родителя спорт смена или директора (администрации) спортшколы. До тех пор пока все участники тренировочного процесса удерживаются в рамках своей социальной роли, сложно создать неразрешимую ситуацию. Проблемы начинаются тогда, когда роли смешиваются и человек начинает брать на себя сразу несколько ролей, которые могут противоречить друг другу. Смешение ролей вызывает недопонимание и дезориентирует всех участников процесса в их обязательствах и правах в отношении друг к другу, дает почву для необоснованных ожиданий и часто является причиной конфликтов. Эту ситуацию ясно описал Иван Андреевич Крылов в одной из своих басен: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…»

Смешение ролей

В теории все роли можно четко прописать. Но что же происходит на практике? Почему конфликты случаются так часто? В реальности смешение ролей и, как следствие, возникновение так называемых двойных отношений часто происходят неосознанно по причинам на первый взгляд далеким от фигурного катания. Например, когда родители выбрали для своего ребенка профессиональные занятия фигурным катанием, это потребовало от них серьезных вложений — как финансовых, так и физических, эмоциональных: занятия в разных концах города, дорогие костюмы, неудобное расписание. Получается, что родители часть своей жизни отдают в жертву занятиям спортом своего ребенка. Но чем больше жертва, тем больше ожидание отдачи — иначе, казалось бы, зачем все это затевалось? И тогда, забывая о том, что когда-то они сами сделали выбор в пользу карьеры своего ребенка, родители полностью погружаются в спортивную жизнь и начинают активно влиять на тренировочный процесс.

С этого места начинаются пути развития конфликтных ситуаций. Первый — когда мама или папа начинают подозревать тренера в недостаточном профессионализме, что выражается в недостаточно высоких, по их мнению, результатах их спорт смена. Тогда родители начинают либо давать советы тренеру, либо искать варианты дополнительных занятий, например «подкатки» у другого тренера, или же самостоятельно дорабатывать с ребенком то, что, по их мнению, недоработал тренер. Рано или поздно тренер замечает вмешательство третьей стороны в процесс, отношения со спортсменом и его родителями осложняются и, как правило, выливаются в конфликт. Какие роли тут пересеклись? Очевидно, что в данном случае родитель пытается играть одновременно две роли по отношению к своему ребенку — родителя и тренера, а по отношению к тренеру — родителя спортсмена и конкурента тренера.

Другой вариант развития конфликта, когда родитель пытается дополнительно замотивировать тренера к занятиям с их ребенком с помощью подарков, услуг и т.д. Таким образом родитель как бы покупает расположение тренера. Развитие отношений подобным образом чаще всего приводит к конфликтам и недоразумениям. Например, тренер может стать менее критичным по отношению к спортсмену или, наоборот, быть чрезмерно требовательным, отрабатывая «оказанное доверие». В данном примере родители с помощью услуг строят еще один пласт отношений — дружеский. Сочетание ролей друга тренера и родителя спортсмена дезориентирует всех участников процесса — и тренера, и спортсмена, и родителей; рождает необоснованные ожидания и в итоге — претензии друг к другу.

Нередко встречается третий вариант: когда наставник становится инициатором двойных отношений, сам того не подозревая. Это происходит в случае чрезмерной заботы тренера о спортсмене как о собственном ребенке, ожидание от него большей заинтересованности и признательности. Не получая желаемого, тренер испытывает много сложных чувств. Часто встречается и противоположный способ — воспитание в спортсмене особых бойцовских качеств с помощью насильственных методов — унижения, оскорблений или угроз. При непохожести этих методов воздействия они имеют под собой общее начало — смешение тренером роли наставника и родителя. Беря на себя ответственность воздействовать на личные качества спортсмена, тренер фактически начинает конкурировать в этом с родителями. Воспитывать — это функция семьи, потому что ребенок в семье родился, живет, развивается, на ее ценности ориентируется и ее ожиданиям пытается соответствовать. Попытка постороннего человека взять на себя эту роль создаст потенциально конфликтную ситуацию, так как видение «воспитывающего» может не совпадать с ожиданиями семьи, а новые свойства личности, например заниженная самооценка ребенка, может вызвать у родителей бурю негодования.

Ну и наконец, вариант, когда один или несколько участников отказываются от выполнения задач, предписанных ему социальной ролью. Рассмотрим ситуацию, когда администрация уклоняется от предоставления спортсменам и тренерам комфортных условий для тренировок. В таком случае вакантное место сразу занимается, но не теми, кому это предписано: родители или спортсмены, отстаивая свои права, начинают конкурировать с администрацией в организации тренировочного процесса, объясняя, как эта работа должна выполняться. Если участникам сразу не удается разобраться в границах своей ответственности и выполнять только свои задачи, конфликт, увы, неминуем. Таким образом, зная права и обязанности социальной роли, которую человек на себя принимает в той или иной группе, можно предотвратить или безболезненно разрешить многие трудные ситуации, возникающие в спортивном коллективе.

Шесть шагов к мирной жизни

Но если все-таки спорную ситуацию не удалось предупредить и конфликт разгорелся, для того чтобы он не перерос в склоку, а вылился в позитивный результат, есть правила, придерживаясь которых, можно конструктивно его разрешить.

  1. Помните о цели, которую хотите достичь. Важно не просто выпустить пар или пожаловаться на несправедливость, а именно разрешить проблему. Не вспоминайте старые обиды, решайте только актуальную проблему. Избегайте обобщающих фраз, начинающихся с «Вы всегда…», «Вы как обычно…», «Вы никогда…» и т.д., чтобы конфликт не разросся до большой ссоры.
  2. Не вовлекайте в конфликт посторонних людей.
  3. Контролируйте свои эмоции, не повышайте тон, помните о чувстве собственного достоинства. Сделайте всё, чтобы придерживаться конструктивного разговора, не дать ему превратиться в бытовую свару. Чтобы успокоиться, сосредоточьтесь на своем дыхании, сделайте полный глубокий вдох и медленный выдох. Не спешите, взвешивайте свои слова, старайтесь говорить спокойно, медленно и негромко. Во-первых, это поможет более четко формулировать мысли. Во-вторых, негромкая речь успокоит вашего собеседника, если он возбужден, и вынудит его прислушаться к вам.
  4. Возьмите паузу, если чувствуете, что ситуация «перегрета» и эмоции захватывают вас или вашего оппонента, иначе прояснение конфликта перерастет в скандал.
  5. Используйте «я-сообщения». Это мягкий способ сообщить другому о своем отношении к проблеме, не обвиняя его. «Я-сообщение» начинается со слов «Я волнуюсь, когда вы поступаете таким образом…» или с констатации факта, а потом своего отношения: «Когда вы опаздываете, я огорчаюсь / раздражаюсь…», а завершается пожеланием: «Я бы хотел, чтобы вы поступали иначе / предупреждали, если задерживаетесь…». Разница с привычным для нас «ты-сообщением» (например: «Вы опять опоздали!») в том, что, начиная фразу с «ты / вы», мы как бы обвиняем другого. Тогда у него закономерно появляется ощущение, что на него нападают, после чего он начинает защищаться, нападая в ответ. В итоге такая «беседа» грозит создать конфликт или усугубить уже имеющийся.
  6. Внимательно выслушайте вашего оппонента, дайте ему высказать свою точку зрения, задайте уточняющие вопросы. Лучший способ разрешить конфликт — понять, чего именно хочет другой и почему для него это так важно, в чем ваши разногласия; чего вы хотите достичь; какие у вас общие цели (а они есть всегда: если бы общих целей не было, не было бы и конфликта). Так как наиболее успешным разрешением конфликта является компромисс, вы, поняв ход мысли вашего собеседника, легче найдете решение, устраивающее все стороны конфликта. Может оказаться, что ваш собеседник прав. Найдите в себе силы признать это.

Границы социальных ролей

Чтобы оставаться в рамках своей социальной роли, необходимо ясно представлять себе ее границы и задачи. Опишу некоторые из них.

В компетенцию тренера входят:

— знание особенностей физического и психоэмоционального развития спортсмена;

— знание методики преподавания;

— постановка спортсмену целей, адекватных его способностям;

— составление тренировочного плана и графика соревнований;

— определение физической нагрузки и т.д.

Однако следует понимать, что в задачи тренера не входит решение личных, финансовых и семейных проблем, проблем, связанных с обучением в общеобразовательной школе, а также воспитание ребенка.

В компетенцию родителей спортсмена входят:

— выбор спортшколы и тренера для своего ребенка;

— оплата занятий, если это требуется;

— приобретение личного спортивного инвентаря;

— обеспечение условий для отдыха и здорового образа жизни своего ребенка;

— уведомление тренера о возникающих трудностях в процессе тренировок и выступлений.

Но в компетенцию родителя не входят:

— планирование тренировочного процесса,

— создание особых условий для работы тренера;

— решение личных, финансовых и прочих проблем тренера.

Таким образом, идеальная ситуация выглядит следующим образом: родитель отдает свое чадо тренеру на время тренировок, доверяя его профессионализму, периодически интересуясь ходом тренировочного процесса, а также тем, как и чем он может этот процесс поддержать.

В свою очередь, задачами администрации спортивного комплекса будут:

— обеспечение условий подготовки спортсменов;

— предоставление спортивной (материальной) базы;

— предоставление необходимого инвентаря для тренировок;

— осуществление контроля спортивной деятельности.

Но никак не решение материальных и личных проблем тренеров, воспитание спортсменов, родителей спортсменов или тренеров, планирование тренировочного процесса.

А сам спортсмен отвечает за:

— выполнение требований тренера на тренировках, сборах и соревнованиях;

— выполнение требований спортивной дисциплины;

— соблюдение правил здорового образа жизни;

— уведомление тренера о трудностях, возникающих в тренировочном процессе.

Но спортсмен не может отвечать за финансовое состояние, планы и намерения тренера и родителей относительно него самого.

Досье

Мария Красильцева

Кандидат в мастера спорта (одиночное катание). Мастер спорта по фигурному катанию (парное катание).

Тренеры: Жанна Громова, Сергей Доброскоков, Владимир Захаров.

Клубы: СДЮШОР «Сокольники», ЦСКА.

Образование: Окончила Российский новый университет (2004), факультет психологии и педагогики, специализация: психологическое консультирование.

Курсы: Московский Гештальт-Форум, образовательная программа по гештальт-терапии (2003-2004) (160 часов). Мастерская Б. Новодержкина (2005), (56 часов). МИГИП (Московский институт гештальта и психодрамы), гештальт-консультант, сертификат (2007-2010). «Гештальт-терапия в работе с детьми и подростками», сертификат; «Психодрама в работе с детьми и подростками», сертификат (2010). МИГИП, образовательная программа, сертификат гештальт-терапевта. Диплом на тему «Специфика работы со спортсменами в гештальт-подходе (на примере сложнокоординационных видов спорта)» (2010-2012). Опыт работы со спортсменами с 2003 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− 2 = 6