Традиции VS Инновации Отразится ли век технологий на методике подготовки фигуристов в России?

Сегодня никого не удивить словосочетанием «спортивные инновации» или «современные спортивные технологии». Только ленивый не употребляет в речи или в тексте эти термины. Даже становится неприличным в спортивной среде не блеснуть этими словами. Не напоминает ли это феномен летающих тарелок? Ведь про них тоже все без конца говорят, но мало кто видел. Итак, существуют ли в реальности эти технологии и насколько они применимы в отечественном спорте, журналу «МФ» рассказал заслуженный тренер России Борис Драбкин.

«Технология (от греч. «техно» — искусство, мастерство, умение, и «логос» — мысль, причина, способ производства) — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства». Если мы говорим о «современности» технологий, то они должны соответствовать следующим критериям: 1) быть ресурсосберегающими; 2) быть наукоемкими; 3) базироваться на автоматизации процесса производства; 4) широко использовать информационные технологии; 5) быть восприимчивыми к быстрому переходу на производство новых видов продукции. Давайте рассмотрим реально существующие методики спортивной подготовки через призму этих критериев.

Сберечь ресурсы

Важнейшим ресурсом, который мы используем в тренировочном процессе, является собственно спортсмен, а также те интеллектуальные знания и умения, которые использует тренер; финансовые ресурсы государства или частных лиц, инфраструктурные ресурсы (спортивные сооружения), материально-технические ресурсы (спортивный инвентарь и оборудование) и другие. Известно, что если мы направим ресурсное обеспечение процесса производства (в нашем случае — процесс подготовки спортсмена) на выпуск уникального продукта, а исходное сырье не будет соответствовать необходимому качеству, то мы не получим конечный продукт с заявленными характеристиками качества. В спортивной практике это означает, что в рамках многолетнего тренировочного процесса чрезвычайно важно на определенной стадии развития организма ребенка (подростка) определить уровень его физических качеств и двигательных навыков. Если, например, мы знаем, что для достижения топ-уровня в одиночном фигурном катании будущий чемпион должен обладать высоким уровнем развития ловкости, взрывной силы, гибкости; надежным опорно-двигательным аппаратом (связки, сухожилия и т.д.); достаточным уровнем развития функциональных систем, способных удовлетворять потребности организма в производстве энергии для обеспечения необходимой скорости передвижения в течение двух-пяти минут, то мы должны иметь четкие количественные значения всех показателей и, ориентируясь на них, проводить многолетний отбор этих спортсменов.

Именно многолетний, потому что существуют так называемые сенситивные периоды в развитии физических качеств. Так, например, ловкость в основном развивается в возрасте 6-8 лет, быстрота и скорость — в 9-11 лет, сила — в 10-14 лет, выносливость — в 15-17 лет, гибкость — с рождения до 14 лет. Если мы начинаем с 6 лет привлекать детей к занятиям фигурным катанием, то в первую очередь из всех желающих мы должны выбрать самых ловких; затем, по мере их подготовки, в 9 лет из самых ловких мы должны выбрать самых быстрых и скоростных; в 11 лет из самых быстрых и скоростных мы должны выбирать самых сильных, а уже в 15 лет из отобранных на предыдущих этапах мы должны выбрать самых выносливых. И вот только тогда можно рассчитывать, что мы действительно имеем дело с нужным нам «сырьем». Понятно, что для фигуриста важны музыкальность, артистичность, а также надежная психика, но здесь я ограничиваюсь рассуждениями лишь о физических задатках. А что же делать с теми, кто не самый-самый? А им на каждом из этапов отбора надо находить свою нишу: рекомендовать другой вид фигурного катания, другой вид спорта и прочее. Но для этого необходима разнообразная структура спортивных организаций, где каждый найдет возможность для самореализации. При таком подходе наше «производство» практически станет «безотходным», поскольку каждый, кто решил заняться спортом (фигурным катанием в частности), не уйдет в никуда. Единицы станут олимпийскими чемпионами; десятки, насколько это возможно, разовьют свои профилирующие качества и будут являться соревновательной и спарринг-средой (а без этого невозможен спорт); отдельные спортсмены найдут себя в других видах спорта; сотни будут заниматься любимым хобби; тысячи просто станут крепкими и здоровыми. При таком подходе все вложенные ресурсы (финансы, материальная база, эксплуатационные затраты и др.) сработают на 100 процентов, так как мы не только получим одного олимпийского чемпиона, но и создадим несколько крайне важных продуктов (спарринг, соревновательная среда, досуг, здоровье), что по факту и есть реализация принципа ресурсосбережения.

Спорт для детей

Сегодня реальная практика такова, что ребенок, пришедший заниматься фигурным катанием, стремится как можно быстрее стать «самым-самым». К сожалению, и родители этих детей тоже хотят всего и сразу, нагружая четырехлетних детей так, будто бы это уже члены сборной команды России. Подавляющее большинство тренеров игнорируют предварительную крайне необходимую подготовку опорнодвигательного аппарата к большим нагрузкам: стремятся как можно раньше обучить многооборотным прыжкам, всеми силами желают увеличить количество ледовой работы и обязательного участия в соревнованиях, ведь от количества разрядников и «высоты» занятого спортсменами места зависит заработная плата тренеров. Правда, в настоящее время все эти упреки могут показаться гласом вопиющего в пустыне, потому что в протоколах крупнейших международных соревнований на первых позициях сплошь российские спортсмены, а в спорте конечный критерий истины — результат. Но, глядя в эти протоколы, мы обычно не задаемся вопросом, сколько спортсменов получили серьезные травмы опорно-двигательного аппарата из-за несоразмерных нагрузок в раннем возрасте, потому что тренеры занимались форсированием процесса подготовки ребенка вместо того, чтобы следовать за нормальным возрастно-физиологическим развитием. Мы не имеем четких данных, у какого количества спортсменов пострадала их неокрепшая психика и вера в то, что спортивные достижения зависят лишь от их собственного трудолюбия. Все это зачастую приводит к тому, что, посвятив фигурному катанию по 10 и более лет, дети в 13-15 лет вообще уходят из спорта, причем иногда уходят больными и разочарованными.

На мой взгляд, самым драматичным здесь является тот факт, что многие спортсмены по своим природным задаткам вообще никак не подходили на роль чемпионов в фигурном катании, а немногие другие подходили, но их не заметили в общей массе желающих. Так что если рассматривать ситуацию в спорте с позиций ресурсосбережения, то вывод напрашивается сам. Ради справедливости хочу сказать, что подобное положение вещей характерно не только для фигурного катания, но и для нашего спорта вообще, потому что мы в своей работе следуем принципу «дети для спорта», а лучше бы все-таки наоборот — «спорт для детей».

IT-технологии в спорте

В своей долгой спортивной жизни мне довелось и по долгу службы, и по природному любопытству с разной глубиной погружения изучать опыт подготовки спортсменов во многих видах спорта: циклических, прикладных, игровых, единоборствах, а также сложнокоординационных, связанных с искусством движения, к которым относится и фигурное катание на коньках. Из моего личного общения с тренерами и опыта работы со спортсменами, а также из знакомства с методическими материалами по фигурному катанию могу сказать, что наука в большом долгу перед этим видом спорта, потому что методику подготовки фигуристов никак нельзя отнести к разряду высокотехнологичной.

Сегодня наличие или отсутствие высоких технологий в методике проведения спортивной тренировки имеет очень большое значение. Осуществляя воздействие на человеческий организм с помощью физических нагрузок, мы имеем дело с так называемой системой с открытым контуром. Особенностью этой системы является то, что любое воздействие на нее может иметь достаточно точные параметры, а вот результат может оказаться очень далеким от наших ожиданий. Организм человека как своеобразный черный ящик: мы знаем, что туда закладываем, но не знаем, что получим на выходе, потому что не всегда понимаем, что же там происходит внутри. Для того чтобы реально знать, какой спортивно-технический результат мы получим, необходимо постоянно фиксировать показатели работы спортсмена и с помощью обработки и анализа информации соединять все в один комплекс, после чего на этой основе принимать те или иные решения по изменению выполняемых спортсменом физических нагрузок. Важно, чтобы процесс получения информации протекал в реальном времени воздействия как физической нагрузки, так и во время отдыха.

Поскольку число информационных показателей огромно, их получение, обработка, анализ и хранение невозможно без использования современных IT-технологий. Понимание этого подвигло многих наших западных спортивных конкурентов в рамках своих национальных систем подготовки спортсменов организовать национальные центры, способные всеобъемлюще использовать современные информационные технологии. Эти центры уже работают в США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Голландии, Испании, большая часть из них уже носит международный статус.

Использование этих технологий уже сегодня приводит к изменению традиционных функций тренеров. Если буквально 15-20 лет тому назад еще существовало представление о спортсмене как об абсолютно «черном ящике», то это было до эпохи компьютерных технологий, портативных видеокамер, которые могут в автоматизированном режиме провести анализ отдельных технических параметров; до эпохи применения целого арсенала достаточно простых приборов для экспресс-анализа отдельных биологических параметров; до всевозможных датчиков и чипов, с помощью которых можно фиксировать параметры скорости, темпа движений, частоту сердечных сокращений и т. д. Сегодня всего этого в достатке, поэтому практически не существует проблемы получения огромного объема информации. Понятно, что тренер не может, да и не должен в оперативном порядке заниматься ее анализом, в отличие от сотрудников специализированных центров, располагающих базой данных по огромному числу спортсменов как из профильного вида спорта, так и из смежных, что, несомненно, обогащает возможности аналитической работы и кратно увеличивает ее объективность.

Сегодня тренер и спортсмен в идеале должны собрать во время тренировочного и соревновательного процессов исходную информацию, передать ее в соответствующий аналитический центр, а оттуда получить результаты ее анализа и рекомендации по дальнейшему проведению подготовки спортсмена.

Конструирование результата

Сегодня современные технологии позволяют перейти от традиционного планирования учебно-тренировочного процесса к конструированию подготовленности спортсменов к тем двигательным действиям, которые позволят гарантированно достигать рекордных результатов.

В наши дни при желании можно было бы давно оснастить все катки оборудованием и датчиками, чтобы знать, сколько километров проехал фигурист, с какой скоростью он двигался при заходе на прыжок, какая у него была скорость вращения в воздухе или при исполнении твиззлов, и прочее. С помощью этих приборов можно было бы анализировать причины подъемов и спадов в физической и функциональной подготовке, понять, почему вчера получилось, а сегодня нет, почему снизился эмоциональный фон спортсменов и т.д. В большинстве видов спорта без наличия подобной информации сегодня уже нельзя подготовить чемпионов. К счастью, все эти технологии уже существуют не только в мире, но и у нас в стране, только, к сожалению, они не востребованы, потому что тренеры в своем большинстве не знают, что с этой информацией делать. Если же современные технологии все же придут в наш спорт, тогда тренер из средневекового мастерового превратится в конструктора-технолога, способного создать спортсмена топ-уровня по заранее заданным параметрам.

Проиллюстрирую свою мысль на примере конькобежного спорта. Допустим, мы хотим, чтобы российский спортсмен выиграл золото на Олимпиаде-2018 на дистанции 5 тысяч метров. Учитывая, что действующий мировой рекорд на этой дистанции составляет 6,03,32 минуты, мы можем предположить, что для 1-го места будет достаточно показать результат шесть минут ровно. Чтобы подступиться к решению этой задачи, мы должны мыслить и действовать как конструкторы. Чтобы спортсмен мог достичь нужной скорости, он должен обладать некоторыми характеристиками, которые позволят ему набрать необходимую суммарную механическую мощность в беге на коньках, и благодаря этому развивать требуемую скорость бега. Для этого организм спортсмена должен будет выполнить за единицу времени работу, составляющую столько-то ватт, а значит, в его мышцы должно поступать определенное количество «топлива» в виде глюкозы, жиров, белков, а также необходимый для их окисления кислород. Так как все эти вещества в мышцы поставляет кровь, необходимо, чтобы сердце спортсмена работало с определенной частотой, например в диапазоне 180-190 ударов в минуту, и тогда через кровеносное русло в мышцы будет поступать необходимое количество субстратов окисления и кислород.

Но прежде чем кислород попадет в кровь, он должен поступить в легкие, которые должны иметь нужный объем, чтобы за единицу времени прокачать определенное количество воздуха. И вот когда все исходные параметры нами определены, мы начинаем тестировать уже физически сформировавшихся конькобежцев с целью поиска нужных нам спортсменов, потенциально способных выполнить поставленную задачу. Этот пример — лишь схематическая иллюстрация сути рассматриваемого подхода. На самом деле все намного сложнее и для подобного конструирования нужно привлечь к работе специалистов, которые владеют необходимой информацией. Самое парадоксальное, что такие специалисты в России есть, но сегодня тренер сам не может поставить им задачу.

Как достичь конкурентного преимущества?

Фигурное катание сегодня стало уже достаточно сложным видом спорта, при этом ближайшее будущее продолжает требовать от фигуристов исполнения сложнейших элементов. Не за горами тот день, когда женское одиночное катание начнет штурмовать тройные Аксели и четверные прыжки, а парное катание массово будет показывать чет-

верные подкрутки и выбросы. Учитывая, что любая оборонительная (консервативная) стратегия ведения конкурентной борьбы никогда не дает конкурентного преимущества, мы должны думать о наступательной стратегии (использование высокотехнологичных систем подготовки), если хотим оставаться лидерами в фигурном катании. Сегодня, например, стало ясно, что без четверных выбросов и подкруток наше парное катание не сможет выстоять в конкурентной борьбе, а значит, у нас есть впереди три с половиной года, чтобы понять, кто из наших пар будет способен делать четверные выбросы (подкрутки) и что надо делать, чтобы обеспечить такую возможность. Скорее всего, уже сейчас Федерация фигурного катания на коньках России понимает, что пришло время ставить эти задачи перед своими тренерами и спортсменами, чтобы иметь конкурентное преимущество на Олимпиаде 2018 года в Корее. На мой взгляд, выполнение этих элементов возможно в трех очевидных случаях: либо партнерша быстрее совершает вращение за одну и ту же единицу времени, либо на выбросе и подкрутке она летит выше или дальше, что увеличит время ее нахождения в воздухе. В любом случае произойдет серьезное увеличение ударной нагрузки при приземлении на суставы и связки партнерши. Следовательно, прежде чем приступать к освоению ею этих элементов, ее опорно-двигательный аппарат надо подготовить так, чтобы он был способен выдержать компрессию при приземлении. Затем, если мы хотим обеспечить новую высоту или дальность полета партнерши, необходимо подготовить партнера к этой задаче: создать дополнительный мышечный корсет, укрепить связки и сухожилия суставов, повысить его скоростно-силовые качества, чтобы на скользящей поверхности спортсмен был способен совершить это действие в кратчайшие промежутки времени. То есть в любом случае мы опять говорим о конструировании результата. Тренер должен обратиться к различным специалистам в области биомеханики, анатомии, спортивной медицины, чтобы выяснить, насколько реальные возможности действующих спортсменов соответствуют поставленной задаче. Словом, должна быть проведена экспертная оценка, ведь, по сути, все специалисты у нас есть, просто необходимо поставить перед ними подобные задачи.

В рамках действующих сегодня традиционных подходов думаю, что тренеры будут решать задачу четверного выброса или подкрутки исключительно через снижение веса партнерши, справедливо рассуждая, что чем меньше масса «снаряда», тем легче будет партнеру и самой партнерше выполнить элемент. Скорее всего ее посадят на диету, разрешая есть только низкокалорийные овощи и зелень, не задумываясь о том, за счет каких сил она будет кататься и терпеть повышенную физическую нагрузку.

Когда мы хотим, чтобы фигурист начал кататься на большей скорости, или исполнять четверной прыжок, или делать два полных проката подряд и прочее, то в каждом случае надо знать, за счет чего он это будет делать, потому что всему есть своя цена. Другими словами, если, например, тренер требует выполнить два полных проката произвольной программы, то организм спортсмена, выполняя это задание, заплатит свою цену, а именно: а) будут частично разрушены митохондрии; б) частично произойдет надрыв мельчайших мышечных волокон; в) значительно истратится гликоген мышц и печени; г) серьезно будет напряжена и снижена мощность гормональной и ферментативной систем; д) будут задействованы резервы иммунной системы — это все пластические затраты организма на выполнение задачи «два проката полностью». Понятно, что эти прокаты всерьез могут поднять уровень общей тренированности спортсмена, но на полное восстановление всех затрат организму понадобится от 4 до 20 дней, а тренеру надо все повторить еще раз уже завтра. И это не вина тренера, что его требования не отвечают естественным биологическим механизмам восстановления организма и возможностям спортсмена, а беда, потому что по большому счету их самих так тренировали, а потом так учили.

***

В заключение я хочу познакомить читателя с принципиальными выводами, сделанными Национальным олимпийским комитетом США о дальнейших перспективах развития олимпийского спорта и о достижении конкурентного преимущества в борьбе за лидерство, сформулированными при подведении итогов Олимпийских игр-2012 в Лондоне. Их суть сводится к тому, что для завоевания лидирующего положения американских спортсменов в олимпийском спорте нужно:

— повышать уровень конкуренции среди американских спортсменов;

— повышать квалификацию тренерских кадров;

— повсеместно внедрять в процесс подготовки спортсменов достижения науки;

— осуществлять поиск современных методик тренировки, не базирующихся на росте количественных показателей физических нагрузок.

Я не хочу здесь делать вывод о том, насколько сегодня традиционная система подготовки российских фигуристов соответствует критериям современности — высокотехнологичности и инновационности. Пусть сам читатель, прежде всего для себя самого, сделает свой вывод.

Досье

Драбкин Борис Федорович

Родился 8 января 1942 года.

Заслуженный тренер России.

Конькобежным спортом начал заниматься в 1954 году.

Образование: Окончил ГЦОЛИФК, педагогический факультет (1963), затем аспирантуру, кафедра конькобежного спорта (1967).

Карьера: Тренер по конькам ДСШ Первомайского р-на г. Москвы (1961-1966). Старший тренер СДЮШОР МГС «Динамо» по конькам (1966-1969). Старший тренер ЦС ДСО «Труд» по конькам (1969-1971). Тренер молодежного и основного состава сборных команд СССР по конькам (1971-1980). Заведующий научно-методическим отделом ЦСК ВС ДСО Профсоюзов (1980-1985). Старший тренер сборной команды СССР по конькам (1985-1988). Директор ФОК ИБХ АН СССР (1988 -1990). Директор спортивной школы ледовых видов спорта г. Метулла, Израиль. Старший тренер сборной команды Израиля по шорт-треку (1990-2005). Тренер по физической и функциональной подготовке в ЦСК Москомспорта (2008 по настоящее время).

Награды: Медалист ВДНХ СССР, победитель конкурса Спорткомитета СССР в номинации «Лучшая научно-методическая работа».

Общественная работа: Член Президиума Федерации конькобежного спорта СССР (1964-1988). Секретарь научно-методического совета ВС ДСО профсоюзов (1980-1985). Член аттестационной комиссии Спорткомитета СССР (1985) Вел семинар в Высшей школе тренеров (1986). Член Главного тренерского совета Спорткомитета СССР (1985-1988). Председатель технического комитета Федерации ледовых видов спорта Израиля (1993-2005). Автор 15 печатных работ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× 5 = 15