Игра на опережение Ольга Бадяева: «В России есть команды, которые могут бороться с брендами синхронного катания на равных»

Юниорский чемпионат мира по синхронному катанию на коньках, проходивший в Загребе в марте сего года, преподнес неожиданный сюрприз любителям и знатокам отечественного синхронного катания. Дело в том, что московская команда Crystal Ice (УОР №4 им. А.Я.Гомельского), впервые принимавшая участие в турнире такого ранга в качестве Team Russia 2, заняла сенсационно высокое для себя 4-е место, обойдя на девять баллов не только более опытную команду из Екатеринбурга, выступающую как Team Russia 1, но и таких мэтров синхронного катания, как команды Canada 2, United States of America 1 и 2, Sweden 1 и 2. Другими словами, наша московская команда оставила позади себя те страны, которые в этом виде спорта считаются законодателями моды. О том, как удалось юниоркам из Crystal Ice достичь этого результата, а также о том, какие впечатления они привезли с чемпионата мира, мы попросили рассказать тренера команды Ольгу Бадяеву.

— Ольга, помните свои первые эмоции, когда на чемпионате России в Йошкар-Оле стало понятно, что ваша команда выиграла путевку на юниорский чемпионат мира?

— Мы так долго шли к этому результату, все эти годы мы хотели, чтобы нас оценили по достоинству, мы старались от раза к разу прогрессировать, удивлять, показывать что-то новое. Когда на табло зажглось, что мы набрали больше 100 баллов по произвольной программе, то поняли, что добрались до того уровня, к которому шли все это время. Так что все мы испытали сильнейшие эмоции радости и счастья.

— А в какой момент пришло осознание, что сезон, собственно, только начинается, потому что следующий шаг, который вам предстоит, — в качестве второго номера российской сборной представлять Россию на мировом первенстве?

— Да сразу же, как только увидели оценки. Но я по своей природе максималистка, поэтому без ожидания значимого результата мне работать неинтересно, так что морально мы готовились именно к этому. Самой большой сложностью при подготовке к Загребу было то, что нашим спортсменкам пришлось удерживать пик формы до середины марта, притом что обычно соревновательный сезон у нас заканчивался в январе. В этот раз нам пришлось откататься на чемпионате России, затем буквально через три дня выступать в Зальцбурге на Кубке Моцарта, куда мы ездили проверять свои силы, потом весь февраль держать себя в рабочем состоянии и даже набрать форму в марте для чемпионата мира, где предстояло показать все, что мы умеем. Надо сказать, что я очень благодарна директору нашего училища Александру Жмулину и заместителю директора по развитию фигурного катания на коньках Светлане Кандыба, которые нашли для нас лед, что позволило нам выйти в режим двух тренировок в день с 1 по 11 марта. Нам надо было грамотно провести детей через этот период, что, видимо, удалось, хотя девочкам было сложно, и мы это понимали.

— В вашей тренерской карьере это первый такой результат?

— Да. Хотя я, когда работала в Новоуральске, уже ездила со своей командой «Ника» на юниорский чемпионат мира в 2004 году. Но тогда мы попали на этот турнир не по результатам чемпионата страны, а как запасные, потому что вторая команда не смогла по каким-то причинам поехать. Мы тогда заняли, если мне память не изменяет, 14-е место.

— Ощущения и впечатления были похожими?

— Нет. Тогда это была просто поездка (так сложились обстоятельства), а сейчас мы ехали показывать себя и свою работу совершенно сознательно. Было очень сильное желание сравнить наш уровень с уровнем элитных команд со всего мира. И хотя мы ехали в качестве Team Russia 2 и понимали, что мы дебютанты, и не рассчитывали на высокие места, мы хотели произвести хорошее впечатление. Так же важно для нас было увидеть, какие оценки нам выставят техническая бригада и судьи ИСУ.

— За какие элементы в программах вы больше всего волновались?

— Мы в команде вообще очень много работаем над техникой скольжения и техникой элементов. Мы постоянно разбираем с девочками каждый элемент, чтобы у них было понимание того, как их оценивают судьи, за что ставят уровни, чтобы спортсменки осознавали, к чему приводит та или иная ошибка, неточное исполнение. В короткой программе сложным для нас элементом является угловое пересечение, на котором бывают падения, так что на каждом старте я с облегчением выдыхаю, когда они чисто делают этот «прочес». Все другие технические элементы для нас не очень сложны, наверное, потому, что мы ими хорошо овладели. Хотя технический комитет ИСУ довольно часто меняет требования к некоторым элементам, так что всегда есть над чем работать.

— Вы довольны своим протоколом?

— Мы показали лучший прокат сезона не только по результатам международных соревнований, но и с учетом российских стартов. Надо заметить, что буквально через неделю после чемпионата России на турнире в Австрии мы улучшили свой результат на 10 баллов. А когда за компоненты программы судьи на чемпионате мира уже ставили в среднем 8 баллов, то в этот момент мы понимали, что с такими оценками уже можно бороться с лидерами. Когда за короткую программу тебе ставят на 4 балла больше, чем дома, ты не знаешь, смеяться тебе или плакать. И когда после тебя выступают еще восемь команд, то уже не важно, какое место ты займешь, просто потому, что ты уже показал лучший результат в сезоне.

— Вы долго держались первыми на табло?

— Пока не вышла последняя разминка. Мы стартовали не в самой сильнейшей группе, потому что жеребьевка проходила по результатам предыдущего чемпионата мира, но мы настраивались на то, чтобы показать, что умеем. А потом мы сидели на трибуне и видели, как по мере прокатов других команд мы поднимаемся все выше, и по нашим спинам бежали мурашки. Мы все болели за первую команду России, и когда вдруг она заняла 9-е место, то в этот момент на душе стало очень тревожно, потому что морально мы не очень были готовы к такому повороту. Вроде бы ты рад, что твой результат превзошел все самые смелые ожидания, но когда ты едешь второй командой, то до конца не можешь понять, как такое возможно.

На жеребьевке произвольной программы нам досталось выступать сразу же после Team Finland 2, а это законодатели моды в синхронном катании и лидеры турнира. И вот когда их команда выходит со льда, а наша выходит на лед, то испытываешь очень сильные ощущения гордости от того, что ты стоишь рядом с элитой мирового синхронного катания и будешь сейчас бороться не с кем-то, а с ними. Мы ощущали свою задачу — показать, что в России есть команды, которые могут бороться с брендами синхронного катания.

— Какое настроение было у вашей команды?

— Мы дышали в унисон и все были настроены на максимально чистый прокат. Мы принципиально делали два элемента (круг и колесо) не 4-го уровня, а только 3-го, чтобы сделать их хорошо и оказаться в плюсовой судейской зоне, потому что лучше сделать на уровень меньше, но уверенно, чем пойти на максимально сложный уровень и сорвать его. Я настраивала девочек на то, чтобы они получили удовольствие от своего выступления и подарили радость людям, которые пришли на них посмотреть. В этом году в Зальцбурге председатель технического комитета по синхронному катанию ИСУ Кристофер Бьюкенен сказал, что наша произвольная программа очень впечатлила судей, и задача стояла просто с настроением ее откатать. И когда по окончании программы на поклоне команды зал встал, это были еще те ощущения, потому что встают с мест зрители, собравшиеся со всего мира, потому что эти люди — ценители синхронного катания, а не просто случайная публика. Я была счастлива от того, что счастливы мои девчонки, у которых перехватывало горло от эмоций, когда к ним подходили с поздравлениями люди на трибунах, когда им писали и звонили друзья и знакомые. Как бы мы ни готовились, но такой высокий результат был для нас все-таки неожиданностью.

— Какая была атмосфера на чемпионате мира? Как отреагировали соперники на то, что вторая команда России в шаге от пьедестала?

— Атмосфера любого чемпионата по синхронному катанию отличается приподнятым настроением, которое создается многочисленными болельщиками и самими командами. Мы уже много раз участвовали в различных международных турнирах, но если их сравнивать с чемпионатом мира, то ощущения и впечатления совсем другие. Я уверена, что чемпионат мира в Загребе останется в нашей памяти незабываемым просто потому, что он был первым. Для нас он останется особенным, хотя мы надеемся, что он будет не единственным.

Атмосфера на этом чемпионате мира была очень приветливая и доброжелательная. К нам подходили представители команд Канады, США, Испании, Германии и поздравляли с хорошим выступлением. Даже без особого знания английского языка между девочками было активное общение без всяких барьеров. Ко мне подошли тренеры команды Team Canada 1, которая выиграла бронзу юниорского чемпионата мира, и поблагодарили нас за интересное соперничество.

— Чего сейчас не хватает, по вашему мнению, команде Crystal Ice, чтобы быть в тройке лидеров?

— До этого на соревнованиях такого высокого уровня я была три года назад и поймала себя на мысли, что если тогда я смотрела на выступающие команды и думала: «Боже мой, как это круто!», то в этот раз со мной уже этого не произошло, потому что такого отставания, как было в те годы, сейчас уже нет. Я себе сказала, что нам еще чуть-чуть и мы сможем с ними всеми соревноваться на равных, тем более когда у нас появится какой-то рейтинг. Пока, быть может, нам не хватает уверенности, точнее сказать, наглости показать себя во всем блеске, а именно так катаются канадцы, американцы, финны, шведы. Они очень раскрепощены, заражают своим настроением, шиком. Именно этому нам надо у них учиться, потому что все остальное у нас уже есть. Мы заметно прогрессируем: например, в прошлом году на Mozart Cup в Зальцбурге мы были вторыми вслед за канадцами, а в этом году мы у них выиграли, причем с большим отрывом. Наша команда юниоров очень молодая (средний возраст — 15 лет), так что до 19 лет спортсменки еще много чему успеют научиться.

— Этот результат, на ваш взгляд, как-то повлияет на вашу дальнейшую жизнь?

— Я уверена: то, что мы остановились в шаге от пьедестала, повлияет на желание членов команды прогрессировать и совершенствоваться. Это был бурный на эмоции соревновательный сезон, очень для нас успешный, но он закончился. Теперь надо вновь с холодной головой начинать думать, какие программы будем ставить, какие элементы усложнять, над чем работать. Мы только в начале пути, и мы даже не призеры чемпионата мира среди юниоров, так что гордиться особо нечем. Надеюсь, что, как только в новом сезоне мы выйдем на лед, новые задачи и новые трудности помогут всем нам сориентироваться правильно в этом вопросе.

— Как сейчас определяется статус вашей команды? Вы в России юниорская Team Russia 1 или 2?

— Мы не знаем. Хотелось бы, чтобы учитывались результаты не только чемпионата страны, но и чемпионата мира, потому что если мы по его результатам будем считаться первой командой, то, возможно, что-то изменится в финансировании, ведь до сих пор все костюмы и поездки оплачивают родители. Даже на чемпионат мира мы ездили за счет родительских средств. Мы все очень надеемся, что МОК уже в июне этого года рассмотрит заявку ИСУ о включении синхронного катания в олимпийскую семью и примет соответствующее решение, которое расставит все точки над i.

— Кто вместе с вами работает с командой Crystal Ice?

— Можно сказать, что с нашей командой работает весь УОР №4, потому что всегда (так было и так есть), если нам нужна какая-то помощь, никто из тренеров школы никогда не откажет. Например, буквально в тот момент, когда мы были на чемпионате мира в Загребе, нашу команду мастеров пригласили выступить с показательным номером на чемпионате мира по шорт-треку в Крылатском. Наш методист Зоя Симбирская взяла на себя недельные тренировки по этой программе, и 14 марта, когда мы катали произвольную программу, команда успешно выступила в Крылатском.

А если говорить о нашем тренерском коллективе, то он у нас очень молодой и творческий, и я считаю, что все тренеры — фанаты синхронного катания. Кроме меня, с командами работают молодой специалист по синхронному катанию Дарья Кобазева, хореограф Василиса Гоголева, с шагами и постановками программ помогает Сергей Плишкин, который раньше катался в группе танцев на льду у Ирины Жук и Александра Свинина. Тренер Илья Климкин всегда по возможности нам помогает в работе над элементами. Словом, если нам нужна помощь, то никогда никто не отказывает. И я очень благодарна коллективу всей нашей школы за то, что в трудную минуту все с нами рядом.

— Как вы планируете завершить текущий сезон?

— Мы будем много работать над качеством скольжения, над новыми связками, повышать свой уровень мастерства. Возможно, примем участие в показательных выступлениях. Как только мы вернулись с чемпионата мира из Загреба, мне позвонил Илья Авербух и пригласил нас выступить 20 апреля в своем шоу в Сочи. Сезон был сложным и радостным одновременно, так что хотим закончить его красиво.

Юбилеи Ольги Бадяевой

— Ольга, а как началась ваша любовь к синхронному катанию?

— Внезапно. После окончания МОГИФКа я работала тренером одиночного катания в Новоуральске, и однажды в 1995 году я со своими спортсменами поехала на соревнования в Липецк, где в то время тренировалась сильная команда «Виктория», которая с показательным номером открывала наши соревнования. Меня это зацепило. Я вернулась домой с обучающими кассетами по синхронному катанию, которые внимательно посмотрела. Потом я познакомилась с судьей международной категории по синхронному катанию Ольгой Алексеевой, которая дала мне толчок к пониманию этого вида спорта. Затем сдала экзамены на судью, стала обслуживать чемпионаты России по синхронному катанию и создала в Новоуральске команду «Ника». В 2000 году, когда впервые в программу Первенства России был включен 1-й спортивный разряд, мы приняли участие в нем и победили. С этой командой я работала больше 10 лет. Моя дочь Даша (Кобазева. — Прим. ред.) тоже стала заниматься синхронным катанием и даже каталась в Санкт-Петербурге в команде Paradise, которая является сборной командой России по синхронному катанию. А потом в 2010 году я решила уехать работать за границу: моя жизнь требовала изменений, и мне как тренеру хотелось совершенствоваться. Рассказала о своих планах Светлане Кандыба, которая вскоре после нашего с ней разговора вдруг позвонила и пригласила работать в УОР с командой «Ренессанс». Вот так все началось для меня в Москве. В этом году у меня сплошь интересные юбилеи: 20 лет — как занимаюсь синхронным катанием, пять лет — как работаю в Москве.

Досье

Бадяева Ольга Николаевна

Родилась 25 октября 1969 г. в г. Новоуральске (Свердловская область).

Спортивный разряд: кандидат в мастера спорта в одиночном катании.

Образование: Московский областной государственный институт физической культуры (МОГИФК), куратор курса — Элла Торунова.

Ученики: команда «Ника» (г. Новоуральск), команды «Ренессанс» (МС), «Кристалл» (МС), «Кристалл Айс» (КМС) (все г. Москва).

Результаты: команда «Кристалл Айс» (КМС) (2015) — 2-е место Первенства России, 1-е место на Кубке Моцарта (Зальцбург, Австрия), 4-е место на юниорском чемпионате мира (Загреб, Хорватия), победитель финала Кубка России (2014).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 × = 9