Ноги — главный рабочий инструмент фигуриста. Как сохранить этот инструмент в порядке, чтобы не только достичь высоких спортивных результатов в юности, но и чтобы в течение всей последующей жизни ноги надежно служили человеку.
— Считается аксиомой, что спорт полезен для здоровья. Но есть мнение, что спорт скорей не лечит, а колечит. Вы считаете, оно справедливо?
— Занятия любым видом спорта можно только приветствовать. Спорт помогает человеку развиваться гармонично. Тем более это относится к фигурному катанию, где сочетается физическое, хореографическое и музыкальное развитие. Недаром фигурное катание так популярно в нашей стране.
Последнее время отбор в спортивное фигурное катание стал намного жестче, чем раньше. Связано это, на мой взгляд, с тем, что многие тренеры ориентированы не столько на гармоничное физическое развитие ребенка, сколько на спортивный результат. Нередко из ребенка, подающего в раннем возрасте надежды своими исходными данными, выжимаются все его возможности. При интенсивной нагрузке ребенок начинает раньше взрослеть: тренировки, бывает, идут 6-7 раз в неделю, 2 раза в день, иногда по 3-4 часа (включая ОФП).
Здесь необходимо хорошее взаимопонимание тренера и родителей, которые, порой, сами настаивают на интенсификации нагрузок. Родители должны быть хорошо информированы о последствиях. При неправильном подходе это грозит задержками развития, вплоть до инвалидности.
— Каковы, с точки зрения медицины, основные причины спортивных травм?
— На мой взгляд, они коренятся в недостаточно серьезном отношении спортсменов к своему организму, к советам врачей, которые они считают прописными истинами.
Чтобы не подвергать себя, свой организм опасности, спортсмен должен перед каждой тренировкой хорошо размяться. Будет лучше, если разминка пройдет в теплых вещах, так мышцы быстрее разогреются, и станут более эластичными. В противном случае вероятность травмы возрастет. Современные жесткие ботинки фигуристов хорошо держат голеностоп, на который идет основная нагрузка при выполнении сложных прыжковых элементов, но не защищенными остаются колени, тазобедренный сустав, который, например, у ребенка еще недостаточно подготовлен, а также позвоночник. Например, хорошая гибкость часто связана с гиперэластичностью соединительных тканей, что, в общем-то, не является для человека нормой, и нередко сопровождается сколиозом — искривлением позвоночника. Последствий таких дефектов можно избежать, если спортсмен имеет хорошую общую физическую подготовку.
Вообще для предотвращения травм суставов очень важно, чтобы у спортсмена была хорошая мышечная масса. Дело в том, что у слабо физически подготовленного спортсмена при выполнении сложного элемента, мышцы не смогут динамично сокращаться и, следовательно, не дадут необходимой амортизации. При этом перед фигуристами стоит задача не перекачать мышцы, так как лишний вес сильнее нагружает суставы ног. Кто не справляется с весом, тот уходит из этого вида спорта, не только по эстетическим соображениям, но еще из-за высокого риска травм.
Взрослый спортсмен, который ориентирует себя на спорт профессионально, самостоятельно принимает решения по многим вопросам, в том числе связанным со здоровьем. Поэтому контролировать самочувствие взрослых спортсменов, на мой взгляд, сложнее. Бывает, спортсмен приходит на тренировку с температурой, о чем тренер и не догадывается и дает обычную нагрузку. Это грозит серьезными осложнениями, так как инфекция может попасть в кости, в позвоночник. Инфекция плюс нагрузка — и межпозвонковые диски просто расплавляются. Если спортсмен заболел, ему надо позволить выздороветь. Не соблюдение этих элементарных правил может дать осложнение на сердце, и даже привести к инвалидности.
Причиной травмы может быть обычное плоскостопие, которое достаточно распространено у фигуристов. Стопа более-менее сформирована, и уже может справиться с нагрузками где-то к 7-8 годам.Стопа выполняет функцию рессоры: если свод стопы плоский, то при приземлении человек жестко, без нужной амортизации натыкается на поверхность, что травмирует выше находящиеся суставы. При выраженном плоскостопии и при сильных нагрузках может быть перелом костей.
Симптоматично деформация стопы проявляется болями в стопе, голени, коленях, может сводить ноги. Самая распространенная коррекция плоскостопия через супинаторы. Но как правило этого не достаточно, ведь свод стопы поддерживают мелкие мышцы, которые при супинаторе не работают. Существуют еще методики, занятия, комплекс которых фигуристы должны проходить постоянно. Это массаж, специальные упражнения, занятия хореографией.
Травма может произойти также при усталости мышц и связок: когда спортсмен перетренирован, случаются так называемые, усталостные разрывы.
— Какие травмы чаще встречаются у фигуристов?
— Переломы, ушибы, растяжения, разрывы сухожилий. От травм в спорте, к сожалению, трудно уберечься. Но ноги надо беречь смолоду. Мы, врачи, часто сталкиваемся с травмами, полученными при неправильном выполнении растяжек. Шпагат не является позой, характерной для человека. И когда фигурист плохо подготовил свои мышцы, то иногда даже рвутся капсулы суставов. Чаще других повреждаются тазобедренные и голеностопные суставы.
Большая нагрузка приходится на коленный сустав, потому что скольжение у фигуристов одноопорное — вес то на одной ноге, то на другой. Если мышцы слабые, они плохо держат коленный сустав. В этом случае страдает в первую очередь хрящ сустава. Может произойти его отслоение. В здоровом состоянии хрящ находится плотно приросшим к кости. В случае, если фигурист физически не подготовлен, при больших нагрузках происходит нарушение обменных процессов, нарушение питания хряща и мышца уже не может хорошо держать сустав. Хрящ при этом постоянно травмируется, и затем отслаивается. Такая патология часто встречается в коленном и тазобедренном суставах. Потом начинается всякое лечение, вплоть до операций, но — ситуация уже не обратима.
— Где должен проходить лечение спортсмен, в районной поликлинике может?
— От бытового травматизма рядовых граждан спортсмен отличается тем, что ему нужно быстро восстановить себя, чтобы не выпасть надолго из тренировочного цикла. Если человек серьезно занимается спортом, то наблюдать его должны только спортивные врачи, которые знают специфику данного спорта, чтобы правильно подобрать методы лечения. Лучше всего чтобы это были специализированные лечебные учреждения, которые должны быть хорошо оснащены тренажерами, аппаратами, причем в комплексе. Нагрузки надо постараться оставить в прежнем объеме, чтобы сердечно-сосудистая система продолжала работать в привычном режиме, а поврежденный сегмент лучше изолировать.
Главная опасность при лечении спортсменов — они всегда пытаются быстрее встать и уйти. Очень часто требования врачей не находят понимания у тренера и спортсмена, но главное у родителей, которые, не зная особенностей тренировочного процесса, форсируют события. Ориентироваться на то, что раз боль кончилась, значит здоров, нельзя. Процесс выздоровления сложен: должны восстановиться сосуды, восстановиться кровообращение, нужно время, чтобы поврежденная ткань хорошо срослась, а не наживилась чуть-чуть, чтобы при нагрузках опять полететь. Нарушение сроков и методов лечения могут привести к необратимым последствиям. Эластичность мышечной ткани теряется с каждым разом, так как на этом месте образуется рубец, и чем больше рубцов, тем меньше мобильность мышцы.
— Как определить оптимальную для спортсмена нагрузку?
— Универсального ответа нет: подход должен быть индивидуальным. Пока ребенок растет, ему нельзя давать нагрузки, соответствующие уровню взрослого спортсмена. Ребенка к ним надо подводить постепенно. Здесь все зависит от тренера. Если тренер ощущает себя старателем на прииске, где он просеивает тонны породы в поисках золота, если начинается гонка под девизом «Давай! Давай!», то нарушается оптимальный тренировочный режим, нагрузки даются намного больше, чем ребенок выдерживает. Идет естественный отбор. Но при таком походе, пока найдешь и вырастишь чемпиона, сколько детей может быть искалечено. Нельзя добиваться спортивного результата за счет здоровья.
Досье
Малахов Олег Алексеевич
Заслуженный врач России. Доктор медицинских наук, профессор. Главный внештатный детский травматолог-ортопед Минздрава России, главный детский ортопед Москвы. Вице-президент Ассоциации травматологов-ортопедов России. В 19..-2006 годах — руководитель НПЦ травматологии, ортопедии и реабилитации детей и подростков в составе ЦИТО им. Н.Н. Приорова. В настоящее время работает в Национальном медико-хирургического центра им. Пирогова Минздрава РФ.