Действующие лица Ольга Маркова, технический специалист ИСУ: «Главный фактор нашего успеха — хороший темп развития, заданный рядом российских тренеров»

Женское одиночное катание

Впечатления от увиденного на чемпионате России: мы достигли высочайшего уровня в женском одиночном катании, который в настоящее время практически недостижим никакими странами мира, включая США и Японию. Безусловно, у них есть лидеры, с которыми мы будем соревноваться, но у них нет такого тыла, как у нас: чтобы все 18 участниц чемпионата показывали программы с каскадами 3-3 без помарок и сбоев. К тому же на всех наших спортсменок приятно смотреть, у каждой прекрасная хореография и культура катания. Их всех не стыдно показывать всему миру. У судей была сложная задача, так как все были великолепны, поэтому одним из главных критериев была стабильность выступлений как гарантия того, что на спортсменку можно рассчитывать.

Наша чемпионская тройка — Евгения Медведева, Елена Радионова, Анна Погорилая — доказала свою стабильность и показала высочайший класс катания, от которого мы, специалисты, испытали сумасшедшее чувство гордости. Мы ожидаем в этом сезоне от наших девочек высоких результатов на чемпионатах Европы и мира.

Елизавета Туктамышева провела просто блестящий прошлый сезон, который, с одной стороны, дает нам всем надежду на его повторение в будущем, а с другой стороны, не дает никакого морального права списывать эту фигуристку со счетов. Мне кажется, что спортсмен такого уровня даже при несложившихся прокатах должен чувствовать поддержку судей. Думаю, что высокие оценки за компоненты отражают уровень мастерства Лизы, которая знает, что судили ее справедливо, просто сама она на данный день и момент не исполнила тех элементов, которые должна была сделать, и это не позволило ей отобраться в тройку лидеров. Возможно, Лиза просто не успела выйти на свой пик формы, потому что обычно она «раскатывается» к середине соревновательного сезона, ближе к чемпионату Европы и мира. Такое в спорте не редкость, ведь все мы разные: один может быстро войти в сезон, но потом пережить спад, кому-то, наоборот, надо время для разгона, зато потом он будет долго держать хороший темп.

Олимпийской чемпионке в Сочи Аделине Сотниковой, думаю, тоже не хватило времени справиться со всеми своими трудностями. Если она действительно хочет продолжать кататься, то у нее, безусловно, до 2018 года есть время войти в кондицию, привыкнуть к себе, справиться с предыдущими победами и идти дальше. Начинать в спорте все заново очень сложно, а для кого-то вообще нереально.

Своим катанием на всех произвела впечатление Полина Цурская, которой поставлена очень хорошая техника, плюс у нее замечательные собственные данные, что вместе позволяет при ее высоком росте прекрасно справляться со всеми прыжками и другими элементами. Очень хочется, чтобы у Поли все сложилось и дальше.

Порадовали спортсменки тренера Евгения Руковицына, у которого сложилась сильная группа, что только на пользу катающимся там девушкам, поскольку каждая тянется за другой, создавая постоянный соревновательный момент. Алиса Федичкина еще в финале юниорского Гран-при показала свой класс катания, хотя на произвольную она выходила с температурой. Что касается Серафимы Саханович, то ей, возможно, нужно чуть больше времени привыкнуть к новому тренеру, чтобы выйти на свой же уровень.

Подтвердила свой уровень катания на чемпионате России пятнадцатилетняя Мария Сотскова, которая катается у Светланы Пановой, обещающей вырасти в очень сильного тренера. Отличительной чертой работы Пановой являются грамотно поставленные элементы, а также культурное катание. Спортсмены группы всегда выглядят выдержанно и стильно, всегда с хорошими программами, постановками которых в основном занимается Надежда Канаева, а на льду их отрабатывает хореограф-репетитор Илона Протасеня. Жаль только, что такая прекрасная команда тренеров и педагогов работает просто в ужасных условиях, когда администрация катка не только не заинтересована в их работе, но и откровенно тяготится результатами. Что касается Марии, то при достаточно высоком росте она успешно справляется со своими рычагами и будет справляться впредь, если добавить тренировки с легкоатлетом, чтобы развивать дополнительные мышцы и повышать качество функциональной подготовки.

Причинами взлета российского женского катания, на мой взгляд, стал ряд таких обстоятельств, как открытие новых катков и появление новых методик обучения, в том числе и широкое привлечение специалистов из легкой атлетики, гимнастики, хореографии, а также новые научные разработки. Вообще, чем больше мы будем привлекать к тренировочному процессу науку, тем лучше. Особенно это касается медицинских исследований, которые могут помочь следить в режиме мониторинга за состоянием здоровья и функциональной нагрузкой спортсмена. Еще одним фактором прорыва можно назвать огромную популярность фигурного катания среди населения, что выражается в увеличении количества детей, занимающихся в спортивных школах. Безусловно, «перелопачивая» большое число юных фигуристов, тренеры имеют возможность выбрать лучших для спорта больших достижений.

Но самым главным фактором нашего успеха я считаю то, что в свое время ряд талантливых российских тренеров и их воспитанники задали хороший темп развития, заставив всех остальных войти в тонус и пойти в нужном направлении. Это были Алексей Мишин с Елизаветой Туктамышевой, Елена Буянова с Аделиной Сотниковой, Этери Тутберидзе с Юлией Липницкой. К этой плеяде также отношу Инну Гончаренко, у которой всегда были и есть сильные спортсмены — начиная от уровня спецпрограммы и до мастеров спорта. Можно еще перечислить какие-то имена, но для меня важно отметить, что названные тренеры уже целыми поколениями спортсменов показывают высокие результаты, то есть они годами делают свое дело грамотно и профессионально. Если же кто-то из тренеров, как например, Анна Царева или Светлана Панова, пока воспитал только одного прекрасного спортсмена, это тоже очень хорошо и ценно, потому что в будущем у них есть все возможности выйти на такой же качественный уровень.

Глядя на этот высочайший уровень женского одиночного катания, невольно задаешься вопросом: что же будет дальше? Неужели девушки начнут штурмовать Аксель в три с половиной оборота или даже четверные прыжки? Я, честно говоря, не ждала бы в ближайшее время массового исполнения тройного Акселя: чтобы спортсмены поголовно начали его прыгать, должно пройти больше времени. Первые ласточки, конечно, будут. Точнее, они уже были: вспомним тройной Аксель четырнадцатилетней японской фигуристки Мидори Ито, которая его исполнила почти 30 лет назад. 10 лет назад его прыгала шестнадцатилетняя американка Кимми Майсснер, но в пубертатный период перестала. В особом ряду стоит Мао Асада, которая делает этот элемент с 14 лет и до сих пор. Наша Лиза Туктамышева — большая умница, потому что запрыгала Аксель в три оборота к 19 годам, но ей тоже непросто. Проблема в том, что повышение сложности обычно чревато потерями на исполнении простых элементов. Мужчинам потребовалось около 30 лет, чтобы этот прыжок вошел в программы каждого без потерь при исполнении других элементов. Я думаю, что в женском одиночном катании сегодня будут выигрывать те, кто сделает все, что умеет, причем на судейские плюсы. Это касается не только прыжков, но и дорожек, вращений, потому что мы часто видим, как после сложнейших каскадов сбои происходят на ровном месте, потому что спортсменка перестает концентрироваться. И мой прогноз состоит в том, что пока будет продолжаться жесткая борьба за качество исполнения элементов и за стабильность проката.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


6 − 1 =