Дотянуться до звезд Александр Кузнецов, технический специалист ИСУ: «Наш уровень парного катания намного выше уровня любой страны в мире»

Парное катание

За последнее десятилетие этот чемпион ат России был одним из самых сильных, если вообще не самый сильный по составу участников, набору исполненных элементов, а также по напряжению и соперничеству между спортсменами. Можно с уверенностью сказать, что наш уровень намного выше уровня любого национального чемпионата любой страны в мире, включая Китай, Канаду и США. Все пары показали очень хорошее, зрелое катание с современным набором элементов, который позволяет примерно двум третям пар, участвующим в чемпионате, достойно бороться за пьедестал на соревнованиях любого уровня, включая чемпионаты Европы и мира.

Наши парники практически всех разминок показали высокий класс владения коньком, а также исполнение элементов в унисон, что не всегда отличает спортсменов даже мировой элиты. Эта сильная основа катания дает возможность широко и полно раскрывать идеи и образы программ, при этом демонстрируя высокую сложность элементов. В финале Гран-при в этом сезоне судьи оценили катание нашей пары Столбова — Климов выше, чем катание чемпионов мира прошлого года Дюамель — Редфорд именно потому, что Ксения с Федором, кроме элементов, показали яркое катание, запоминающиеся образы, выдающуюся хореографию, то есть приблизили спорт к искусству. Но особенно этот чемпионат всех впечатлил тем, что если раньше мы только от наших лидеров Татьяны Волосожар — Максима Транькова ожидали высокого мастерства, то сейчас мы увидели, как все остальные пары начали подтягиваться до их уровня.

Впечатляющие катание показали Евгения Тарасова — Владимир Морозов и Кристина Астахова — Алексей Рогонов, которые по итогам чемпионата России стали запасными, хотя они могут в любой момент достойно представлять нашу страну на мировых первенствах.

Впервые мы увидели пару Софья Бирюкова — Андрей Филонов, которая отмечена специалистами как интересная и перспективная, но при условии, что партнерша станет таким же маньяком парного катания, как Татьяна Волосожар. Тогда у пары будет хорошее будущее, потому что уже сейчас они показывают высокий уровень исполнения прыжков и подтягивают к этому уровню исполнение парных элементов.

Вера Базарова — Андрей Депутат показали очевидный прогресс в исполнении прыжковых элементов, чему мы все были очень рады. Однако уровень нашего чемпионата настолько высок, что Базарова — Депутат выступали с произвольной программой во второй разминке, что отнюдь не умаляет их мастерства и достоинств. В этой связи я хочу сказать, что тренер пары Олег Васильев — это явление в нашем цехе парного катания: он способен наладить спортсменам исполнение любых элементов, поэтому было бы неплохо его талант использовать шире и смелее, чтобы как можно больше спортсменов прошли через его мастерскую, потому что он мэтр в своем деле.

По мнению специалистов, у пары Наталья Забияко — Александр Энберт есть все для того, чтобы в будущем добиться успеха. Особенно хорошо виден потенциал партнерши, которая всем своим видом показывает, как она любит парное катание и хочет быть спортсменкой топ-уровня, и я уверен, что она своего добьется.

Питерская школа была на чемпионате России представлена парой Юко Кавагути — Александр Смирнов, которые показали первый в нашей стране четверной выброс. Не знаю, кто бы еще мог так замечательно вплести в драматургию программы два четверных выброса, как не Тамара Москвина? Думаю, что никто. На мой взгляд, Юко и Саша именно сейчас находятся на вершине мастерства, что я могу объяснить только талантом их тренера, объединяющего идеи, чувства и движения, и любовью самих спортсменов к фигурному катанию, которая движет их желание продолжать выходить на лед, невзирая на все травмы и перипетии судьбы.

И безусловно, на чемпионате страны на всех произвело впечатление возращение на большую ледовую арену олимпийских чемпионов Татьяны Волосожар — Максима Транькова, которые еще в начале сезона говорили о том, что они не загадывают о своем возвращении, а просто намерены вновь начать работать, как они это умеют.

Тренерская мысль работает всегда в одном направлении: чтобы даже из спортсмена средней руки сделать непобедимого суперспортсмена. Например, Меган Дюамель была одиночницей среднего уровня, но ее любовь к фигурному катанию проявилась в полной мере, когда она встала в пару. Она с партнером выполняет классные элементы, которые позволяют их паре выигрывать чисто математически, что говорит об уме их тренеров, которые сделали все, чтобы данные спортсмены смогли себя реализовать на 200 процентов. У нас тоже есть примеры: Женя Тарасова, будучи неплохой одиночницей, стала великолепной парницей. Я не знаю, будут ли они с Морозовым олимпийскими чемпионами и чемпионами мира, но все предпосылки для этого у них есть.

В нашей стране работают отдельные группы специалистов, которые отличаются разными взглядами на развитие парного катания, разными представлениями о том, каким образом их спортсмены будут достигать успеха. Очень радостно видеть, что все эти группы не существуют локально и замкнуто, что все они видят друг друга на соревнованиях и могут задумываться над тем, какие сильные стороны своих соперников они могут перенять. Например, пермская школа очевидно предпринимает решительную попытку сократить отрыв от ведущих пар в плане эмоционального катания. Эти сферы интересов постоянно совпадают, накладываются друг на друга, что приводит к взаимному проникновению стилей, техники, превращается в ярмарку талантов и необычных идей. У нас в стране всегда существовало две-три региональные школы парного катания, которые пересекались между собой, перетекали из одной в другую. В Москве уже много лет работают специалисты петербургской школы: Сергей Доброскоков, Наталья Павлова, Артур Дмитриев, Олег Васильев. Какая это теперь школа: питерская или московская? Чем одна отличается от другой? На мой взгляд, все это не важно, лишь бы шло на пользу фигурному катанию.

Порадовали наши тренеры, которые работают на перспективу, не только понимая, как развивать каждую нашу пару, но и то, куда они готовы двигать парное катание в целом. Это желание заглянуть на шаг-два вперед видно у большинства тренеров по набору элементов в программах, по построению самой программы. Фигурное катание — это в первую очередь работа спортсменов и тренеров, именно они создают это чудо, а судьи, специалисты — это всего лишь фон и антураж их работы. Все современные тренеры парного катания — очень серьезные люди, которые хорошо знают законы физики и прежде всего закон земного притяжения. Как специалисты, мы, безусловно видим возможность развития потенциала каждой пары в сторону усложнения элементов и можем позволить себе высказать свое мнение, однако тренеры знают своих спортсменов гораздо лучше, чтобы самим определять, по какому пути им идти.

Наши тренеры в своем большинстве знают, как научить спортсменов исполнять элементы ульрта-си, так что, если Вера Базарова не делает попыток четверного выброса, это не означает, что Олег Васильев не умеет научить этому элементу. Вопрос стоит в том, каковы шансы спортсмена на выполнение этого или другого сверхсложного элемента. Например, надо ли Ксении Столбовой и Федору Климову делать четверную подкрутку? Думаю, что не надо и пытаться, потому что их сильный конек — параллельные прыжки. Они уже в этом сезоне показали прекрасный каскад из тулупов 3-3-2, о котором все говорят и который больше никто в мире не делает. Уверен, что они выучат еще какой-нибудь каскад из трех прыжков или добьются усложнения на выбросах, но в любом варианте они уже нашли свой стиль и доказали в финале Гран-при, что непобедимы.

Сегодня успех спортсмена строится прежде всего на научных достижениях, поскольку их мозги и психика, суставы и связки должны быть готовы к трудностям, которые они преодолевают ежесекундно на льду. Спортсмен должен быть морально и функционально готов к тем нагрузкам, которые сейчас предлагает парное катание. Малейшее расслабление — и карьера в спорте может быть закончена. Парное катание — это не набор трюков. Это слияние души и тела, выражение эмоций и одновременно исполнение тех условных элементов, которого требуют современными правилами фигурного катания. Как бы ни менялись правила с учетом требований времени и техкома ИСУ, все равно в конечном итоге все встает на свои места: правила меняются — фигурное катание остается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 − = 2