Танцы на льду
Чемпионат России 2016 года показал, что общий уровень наших танцев на льду возрос. Этот прогресс лично я связываю с отсутствием явного лидера и попытками каждого дуэта занять верхнюю позицию, потому что она вакантна. Борьба за лидерство идет нешуточная, и если обобщать, то эта ситуация сработала на очень хороший плюс для всех, потому что когда есть конкуренция, то есть прогресс.
Пропустили сезон и смогли вернуться на верхнюю строчку Екатерина Боброва — Дмитрий Соловьев, хотя возвращение в строй далось им нелегко. На мой взгляд, они очень сильно изменились, и прежде всего — как личности. Для себя я это открыла на этапе Гран-при в Японии, когда в обеих программах они показали серьезные взрослые эмоции, заставившие судей и публику переживать программу вместе с ними. Сейчас они выглядят полноценной, зрелой парой, у которой все в порядке с мотивацией, в которой каждый знает, что он делает и зачем. Видимо, преодолев все травмы и ответив себе на все вопросы, ребята решили, что их борьба в спорте не окончена, поэтому каждым прокатом они показывают, что не намерены сдаваться. Это уже их пятый титул чемпионов России, и мне кажется, что эта победа для них была самой важной, потому что они пришли к ней через травмы, сомнения, через вопросы к самим себе. Катя и Дима настолько показали свой класс, что на всех турнирах — а я вижу их третий старт — они не допустили ни одной явной ошибки и за счет этой стабильности прогрессируют от старта к старту.
Виктория Синицина — Никита Кацалапов тоже с видимой пользой отнеслись к прошлогодней ситуации, когда их сезон закончился сразу после чемпионат а России. Уверена, что они много думали о будущем и поняли, что звезды с небес падать не будут, если не трудиться много и упорно. Ребята поработали над технической составляющей, Вика подтянулась, и уже между ними нет такого видимого дисбаланса, который был в прошлом году. В целом прогресс у них налицо, они выглядят взрослой парой, осталось только преодолеть предстартовую нервозность, которая еще случается с ними. Они разучили новые для себя поддержки, подготовили очень интересные программы. Их короткий танец получился очень музыкальным — думаю, это будет один из лучших коротких танцев сезона.
Александра Степанова — Иван Букин также двигаются вперед, разучивают новые интересные элементы, но вот в части представления программы и вовлеченности публики в ее повествование им еще надо совершенствоваться. Пока им не хватает каких-то глубоких эмоций, чтобы заставить зрителя переживать программы вместе с ними. Однако у них прекрасная техника, хорошие базовые элементы, так что надо просто работать и доводить все до совершенства.
Елена Ильиных — Руслан Жиганшин добились значительного прогресса за прошлый сезон — выросли в техническом плане. Дисбаланс в техническом уровне катания стал гораздо меньше, видно, что Руслан провел колоссальную работу. У ребят прекрасный, трогающий душу произвольный танец, совместная хореография которого оказывает потрясающий эффект воздействия на зрителя. На чемпионате России они показали лучший прокат танца в этом сезоне: на мой взгляд, они достигли баланса и внутреннего соответствия замыслу постановщика. Лена не доминировала над Русланом, их катание было гармоничным и трогательным.
Джонатан Гурейро — Тиффани Загорски показали прекрасный короткий танец с интересной идеей и в хорошем исполнении. В этом танце они быстрые, техничные, я бы сказала летучие и свободные. Они тоже плодотворно поработали и приятно удивили, потому что почти все элементы сделали на высшем уровне, кроме твиззлов, на которых они немножко дрогнули в коротком танце. Пока им не хватает совместного соревновательного опыта, но на них интересно смотреть, они отличаются своим стилем и впечатляют. Вообще, у каждой нашей пары есть свой особенный, неповторяющийся стиль.
От Анны Яновской — Сергея Мозгова, честно говоря, я ожидала немного большего, хотя всем специалистам давно известно, что переход из юниоров во взрослые не проходит легко. Видимо, для Анны и Сергея этот сезон будет переходным, потому что в коротком и произвольном танцах катание меня не впечатлило, хотя на юниорском уровне они принципиально отличались от всех остальных пар в мире.
Танцы на льду — не одиночное катание, в котором можно выиграть Олимпиаду в 16 лет, потому что здесь другой счет времени и другие понятия мастерства. Специалисты всегда говорят, что юниорам тяжело дается переход, но мы почему-то всякий раз ждем, что этот переход будет менее болезненным, хотя опыт показывает, должно пройти семь-восемь лет на взрослом уровне, чтобы дуэт мог претендовать на мировой подиум. Правда, пока эту практику смогли взломать французы Пападакис — Сизерон, которые через два сезона после юниорского катания смогли стать чемпионами Европы и мира.
Если говорить о том, чего нам ждать в ближайшем будущем от наших танцев на льду, то надо признать, что пока не известно, когда мы увидим свет в конце тоннеля. Да, у нас виден прогресс каждой пары, но я пока не уверена, что мы будем серьезно претендовать на олимпийский пьедестал в 2018 году.
Современные танцы на льду таковы, что никто не прощает ошибок, а их у нас было и есть слишком много. Прошлый сезон начался с того, что мы выпали из мировой обоймы: прекратил существование наш перспективный дуэт Ильиных — Кацалапов, сезон пропустили Боброва — Соловьев из-за травмы партнера, при этом все мировые пары топ-уровня остались кататься. На мировой пьедестал реально претендуют: канадцы Вивер — Поже, французы Пападакис — Сизерон, итальянцы Капеллини — Ланотте, две американские пары Чок — Бейтс, Шибутани — Шибутани. Эти дуэты являются призерами различных чемпионатов, все они стоят друг к другу очень близко по технике и опыту, они прогрессируют из сезона в сезон, и никто из них уступать не собирается. Нам же предстоит начинать все с самого начала — возвращаться на мировой пьедестал.
Это будет непросто, потому что все топ-пары катаются на огромных скоростях, исполняют ультраэлементы (поддержки, дорожки, твиззлы) на большие судейские плюсы, показывают новые интересные программы. Эти пары демонстрируют стабильное безошибочное катание, мы же пока проигрываем мировым лидерам в скорости катания, в качестве исполнения элементов и стабильности чистого проката.
Что касается чемпионата Европы, то в этот раз мы повезем прекрасные короткие танцы, очень разноплановые и интересные. Будем надеяться, что наши пары справятся с ними, покажут лучшие прокаты. Думаю, что пары поработали над произвольными танцами, каждая пара знает свои нюансы, и надеюсь, что мы увидим качественные сдвиги в оценке за элементы. Этапы Гран-при этого сезона показали, что наши дуэты тоже получают высокие уровни за элементы, но не получают от судей положительных GOE, что вполне объективно. Например, третий номер американской сборной Хаббалл — Донохью выходят на старт и делают в программах твиззлы на четвертый уровень и на плюс три почти от всех судей, а для наших дуэтов такое исполнение — редкость. Поэтому мы должны разобраться детально с каждым элементом и понять, как добиться, чтобы эти твиззлы, дорожки, поддержки, вращения были на плюс три, причем делать все это мы должны уже по ходу сезона, так как времени на раскачку у нас больше нет.