Понятная система координат Сергей Росляков: «Новые правила поднимут общий уровень катания и создадут конкуренцию среди танцевальных коллективов»

Как говорится, революция, о которой так долго говорили, наконец началась. В сезоне 2015/16 года ФФКМ начала вносить изменения в правила проведения соревнований по массовым танцам и спортивному балету на льду, стараясь гармонизировать их с международными правилами. То, что такие действия будут позитивно восприняты коллективами, развивающими эти виды фигурного катания, стало ясно на совещании руководителей и тренеров команд, состоявшемся 8 ноября 2015 года в рамках проведения фестиваля, посвященного памяти Леонида Корниенко, отдавшего много сил развитию массовых видов фигурного катания. Узнать о происходящих революционных преобразованиях мы решили, что называется, из первых рук и обратились с вопросами к старшему судье соревнований спортивных балетов и массовых танцев на льду сезона 2014/15 года Сергею Рослякову.

— Сергей, что послужило толчком для внесения изменений, а по сути, введения практически новых правил для соревнований танцевальных коллективов на льду?

— Во-первых, несмотря на то, что в России проходит достаточно много различных мероприятий (соревнований, фестивалей и др.) для танцевальных коллективов на льду, они проводились зачастую по не очень понятным и прозрачным правилам. В результате нередко возникали вопросы к судейству, обиды и даже скандалы, связанные с непониманием принципа распределения мест. Согласитесь, все это не очень способствует популяризации и развитию массовых форм фигурного катания. Тренеры, фигуристы и их родители прикладывают значительные усилия, создавая каждый год новые программы, поддерживая и развивая техническое мастерство, а результат, в силу упомянутых причин, неудовлетворителен и не позволяет адекватно оценить свой уровень.

Во-вторых, когда в поиске путей развития балета на льду ведущие коллективы страны, и прежде всего Ice Crystal (каток «Хрустальный»), «Пингвины» (каток «Южный») и «Алеко» (каток «Москвич»), стали выезжать на зарубежные турниры, которые много лет проводятся по понятным, унифицированным и отработанным правилам, многим стала очевидной необходимость преобразований, потому что без этого как дальнейшее развитие внутри страны, так и результативное представление России на зарубежной арене просто невозможно.

— Какое было впечатление у наших российских балетов на льду от участия в международных соревнованиях?

— Впечатление поначалу было одно: мы ничего не понимаем! Не понимаем, почему наши программы, с которыми мы побеждали дома, получают последние места в той же Франции — наверное, они просто не любят русских! Потом стали вникать в правила соревнований, которые давно уже унифицированы и признаны многими странами (США, Франция, Испания, Бельгия, Швейцария, Австралия и др.). Оказалось, несмотря на то, что Россия в свое время была родоначальником балета и массовых танцев на льду, мы почти три десятка лет катаемся на «своей волне» и довольно далеко разошлись с зарубежными коллегами. А тем временем балет на льду вполне оформился как новый самостоятельный вид фигурного катания, и даже ведется усиленная работа по признанию этого вида Международным союзом конькобежцев (ISU). На 1-м Кубке наций (Nations Cup) в Тулузе (Франция), который стал неофициальным чемпионатом мира, ни одна из наших команд по понятным причинам в призерах не оказалась.

Там же мы узнали и о работе Международного координационного комитета балетов на льду (BOIICC) по взаимодействию с национальными федерациями фигурного катания с целью развития балета на льду как нового вида фигурного катания, по разработке и усовершенствованию правил соревнований, подготовке судейского корпуса, тренеров и хореографов. Основная задача Комитета — исполнение рекомендаций ISU по усовершенствованию правил проведения соревнований балетов на льду для их гармонизации с действующими требованиями к другим видам фигурного катания в части определения возрастных категорий, требований к организации и проведению турниров, требований к программам, критериям их оценки и др. Признает ли ISU балет на льду новым равноправным видом фигурного катания или нет — покажет время, но в любом случае он уже обратил внимание на этот вид и выпустил ряд коммюнике, официально разрешив проводить международные турниры категории interclub, к которым относится и Nations Cup. Это дает возможность спортсменам и судьям из списка ISU свободно участвовать в соревнованиях.

Тогда же в Тулузе и позднее в Москве было принято решение как можно теснее сотрудничать с зарубежными коллегами по вопросу развития балета на льду как нового вида фигурного катания. В настоящее время с Международным координационным комитетом балетов на льду по согласованию с президентом ФФККР работает представитель от России Андрей Турчанинов. В BOIICC создан комитет хореографов, определяющий три обязательных элемента короткой программы на предстоящие сезоны. В состав комитета хореографов от России входит Елизавета Позднеева — хореограф-постановщик коллектива Ice Crystal. Что касается судейского корпуса, то на сегодняшний день в России есть всего четыре судьи, сертифицированных BOIICC как имеющие право судить международные соревнования. Это Майра Абасова, Петр Дурнев, Светлана Ляпина и я, Сергей Росляков.

— То есть когда московская Федерация пригласила вас в прошлом году стать главным судьей московских турниров балетов на льду, то это был не случайный выбор?

— Надеюсь, что нет. (Улыбается.)! Я участник (как фигурист в составе команд балета Ice Crystal) трех Кубков наций. Сначала я выступал в юниорской команде, потом во взрослой и даже стал со своей командой серебряным призером Кубка наций 2011 года. На меня увиденное на первом же Кубке, а по сути, на неофициальном чемпионате мира, произвело неизгладимое впечатление! Только представьте себе, что 12 человек из команды Барселоны при выполнении «прочеса» (элемент синхронного катания «пересечение». — Прим. ред.) одновременно навстречу друг другу исполнили двойной Аксель! Это был шок! Мы про параллельный прыжок в парном катании с придыханием говорим, а тут вышли на лед люди и в «прочесе» сделали дупель! И это в виде фигурного катания, который мы считали чисто рекреационным и где верхом технического мастерства, как мы думали, считаются «перекидной» и вальсовая «тройка».

Я очень люблю балет на льду, и мне хочется заниматься его развитием! Конечно, в свободное от моей основной работы тренера парного катания время. Скажу больше: балет на льду помогает мне по-новому взглянуть на традиционное фигурное катание, я даже стал ставить качественно другие программы своим фигуристам-парникам.

— Так насколько этот вид фигурного катания распространен в мире?

— Балеты на льду (ballet on ice team) и танцевальные коллективы (groups) — успешно и динамично развивающееся во всем мире направление фигурного катания, которое в части танцевальных коллективов очень активно привлекает к занятиям фигурным катанием большие массы детей и взрослых, а в части балета на льду становится вполне сформировавшимся новым видом спортивного фигурного катания, включающим в себя элементы одиночного, парного, синхронного катания, а также танцев на льду. В мире это направление фигурного катания активно развивается, прежде всего во Франции, в США, Испании, Мексике, Бельгии, Швейцарии, Австралии, Казахстане, Италии, Венгрии, на Украине. Вообще, неофициальные чемпионаты мира (Nations Cup of Ballet on Ice) проводятся по инициативе BOIICC с 2010 года. Первый турнир прошел в Тулузе, затем в 2011 году он состоялся в Бостоне (США). Там же в США во время заседания BOIICC было принято консолидированное решение о проведении Кубков наций один раз в два года, так что следующий всемирный смотр балетов на льду состоялся в 2013 году в городе Логроньо (Испания), ну а в этом году четвертый неофициальный чемпионат мира принимал Париж. Очередной, уже пятый по счету, турнир опять будет проходить в США в 2017 году. То есть уже есть история турнира и устойчивые планы его развития.

Количество участников, уровень их мастерства и качество программ растут год от года. В 2013 году в Испании было более тысячи участников, выступавших в четырех возрастных категориях, а у входа в ледовый дворец спрашивали лишний билетик. С 2015 года, согласно рекомендациям ISU и в связи с большим количеством участников, соревнования взрослых (adult) команд выделены в отдельный турнир. Кроме того, во Франции, США, Испании проходят официальные регулярные национальные чемпионаты балетов на льду под эгидой национальных федераций и множество клубных и международных турниров. Следовательно, эта деятельность в мире интересна большому количеству вовлеченных в фигурное катание людей.

Не хочется повторять банальности, но мы понимаем, что не все, кто пришел заниматься фигурным катанием, станут чемпионами Олимпийских игр или просто войдут в состав сборных своих стран (хотя есть примеры того, как дети начинали заниматься фигурным катанием в балетах на льду, а потом становились олимпийскими чемпионами, как, напри-мер, Роман Костомаров и Никита Кацалапов). Балет на льду дает большому количеству фигуристов возможность не просто продолжать кататься, но и остаться в спорте. Я уже не говорю о возможности самосовершенствоваться и творчески реализовываться огромному количеству любителей нашего прекрасного вида спорта. А раз такие возможности есть, то это надо поддерживать!

Безусловно, массовые танцы и спортивный балет на льду — самый распространенный вид фигурного катания и у нас в стране, и в мире. Например, в Москве, по статистике, фигурным катанием занимаются около 2 тысяч человек, а на одних наших соревнованиях балетов приняли участие 495 человек, то есть четверть всех занимающихся фигурным катанием. Причем я уверен, что это количество надо прибавить к 2 тысячам официально зарегистрированных спорт сменов, потому что многие занимаются не в государственных спортивных школах, а в частных клубах. По нашим подсчетам, в ледовых танцевальных коллективах и командах спортивного балета на льду только в Москве и области занимаются порядка 1000-1100 человек.

— С чего вы начали свою работу?

С того, что обратился к своим коллегам-судьям из разных видов фигурного катания, чья компетентность не вызывает никаких сомнений, и попросил помочь с организацией судейства. Предварительно рассказал им о новом для них виде фигурного катания, объяснил, что они увидят на соревнованиях, и ознакомил с системой судейства и правилами. Пользуясь случаем, хотел бы еще раз выразить им огромную благодарность за помощь и поддержку! Особенно профессионально судили Дарья Баранова и Виталий Бутиков, Олег Васильев и Олег Овсянников, а что касается Александра Шубина, то я просто потрясен тем, как он отработал соревнования. У него на каждый коллектив была подробная, детальная карта их выступления с указанием всех параметров катания: от синхронности и мастерства владения коньком до попадания в музыку и соответствия ей костюмов. Не знаю, смогут ли они сотрудничать с нами и дальше, но очень бы этого хотелось! Отдельную благодарность хотел бы со страниц журнала высказать Елене Анатольевне Чайковской, появление которой на судейской трибуне воодушевило всех участников и подняло статус турнира на ранее недостижимую высоту. Без ее личного участия в работе по переходу ФФКМ на новые правила проведения соревнований балетов на льду, вероятно, вообще могло бы ничего не получиться. Спасибо ей огромное и низкий поклон от всех спортсменов, тренеров и просто любителей балета на льду!

— Как прошло совещание руководителей коллективов? Какая была реакция и к какому решению вы в результате пришли?

— Знаете, люди были готовы к переменам и давно ждали их, так что вопроса принимать новые правила или нет не было. Некоторое непонимание ситуации поначалу возникло только у ветеранских коллективов в связи с тем, что по новым правилам они попадают в категорию «взрослые», а она достаточно широкая по возрастному составу. Но в течение сезона все недоразумения и недопонимания, уверен, будут сняты. Проект новых правил был заранее разослан всем руководителям коллективов для обсуждения и внесения поправок, так что на совещании обсуждали уже конкретные моменты.

Хочу сразу сказать большое спасибо руководителям коллективов, которые пять лет назад приняли решение работать именно в соответствии с требованиями международных правил соревнований балетов на льду. Это московские коллективы Ice Crystal, «Пингвины» и присоединившийся к ним в 2013 году «Алеко». Думаю, что без их солидного опыта и поддержки тоже ничего бы этого не было. К тому же хотелось бы отметить и автора первого перевода международных правил Дмитрия Мирошина из Ice Crystal, и разработчика первого проекта правил, нашего представителя в BOIICC Андрея Турчанинова. Я уверен, что с принятием этих правил соревнований наши коллективы с новой энергией станут развивать балет на льду, и гимн России не раз будет звучать на самых престижных мировых турнирах.

— Вы просто скопировали международные правила или как-то адаптировали их для наших условий?

— Безусловно, правила пришлось адаптировать под нашу действительность, чтобы осуществить переход как можно безболезненнее. Особенно чувствительным оказался вопрос деления на возрастные группы. Например, коллективы, в которых катаются взрослые любители, не устраивает возрастная граница международных правил — от 19 лет. Они предложили дополнительную категорию: от 40 лет и старше — и мы сочли это правильным.

Внимательно мы подошли и к вопросу количественного состава команд, который международными правилами определяется рамками не менее 10 и не более 20 человек. Было предложение увеличить число участников команды до 30 человек из-за большого количества фигуристов в коллективах, но во время дискуссии мы аргументированно отстояли это положение для трех основных международных категорий команд, выступающих в Кубке наций — «новисы» («начинающие» в русской версии правил), «юниоры» и «сеньоры» («старшие» в русской версии правил). Для дополнительных внутрироссийских категорий, например «пре-новис» («дети» в русской версии правил), мы согласовали состав команд до 30 человек.

Кроме того, в соответствии с рекомендациями ISU теперь международные правила предполагают полное соответствие состава команды своей возрастной категории (ранее требовалось только 80% соответствия). Для команд, желающих выступать в трех основных международных возрастных категориях, мы приняли аналогичные требования. Чтобы не оставлять «за бортом» остальные танцевальные коллективы, были введены дополнительные внутрироссийские возрастные категории, которые назвали «15 плюс» и «15 минус». Это означает, что если в команде есть хотя бы один ребенок старше 15 лет на 1 июля года, предшествующего соревнованиям, то команда попадает в категорию «15 плюс», а если все фигуристы моложе — в категорию «15 минус». Таким образом, свои возрастные категории есть и для танцевальных коллективов, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут стартовать в основных спортивных категориях балетов на льду. Я думаю, что, поработав сезон-другой по новым правилам, тренеры, желающие создать спортивную команду балета на льду, будут вести набор в коллективы с учетом возрастных требований.

Что касается судейства в этих смешанных возрастных категориях, то оно будет вестись в части оценки программ по новым российским правилам, полностью соответствующим международным. Таким образом, получилось, что правила для трех возрастных категорий — «новисы», «юниоры» и «сеньоры» — полностью соответствуют международным правилам по всем параметрам. Правда, команд сеньоров у нас пока нет, но, надеюсь, скоро появятся и достойно представят Россию на международных соревнованиях самого высокого уровня.

— Как осуществляется судейство по международным правилам?

— Принципы судейства те же, что и в других видах фигурного катания: компьютерная программа, видеоповторы, техническая оценка, оценка за компоненты и проч. Хотя есть и существенные различия: программы не имеют заявленной базовой технической стоимости и поэтому в протоколе такого поля нет. Техника катания и исполненных элементов судьями оценивается по 10-балльной шкале с шагом 0,25, также как и другие компоненты программы. Надо сказать, что подготовка судьи балета на льду ничуть не легче, чем судьи одиночного или парного катания или танцев на льду и синхронного катания.

— Есть какие-то особые требования к программе выступления?

— Прежде всего, как и в других видах фигурного катания, соревнования основных категорий — это двоеборье. Они включают в себя две программы: короткую (choreographic exercise) с исполнением предписанных обязательных элементов и произвольную (free ballet). Короткую программу согласно правилам надо исполнять в черных костюмах без каких-либо украшений, чтобы судьи не отвлекались и могли четко видеть и оценить хореографическую подготовку спортсменов, а также исполнение элементов фигурного катания. Также запрещены театральный грим и прически с аксессуарами. Что касается обязательных элементов короткой программы, то их три: тема, хореографический процесс и жест (тип движения).

— С этого места можно подробнее?

— Процесс, жест и тема (choreographic process, gesture/movement, theme) — это три предписанных на сезон обязательных элемента короткой программы. Термин «тема» не нуждается в особом разъяснении: команда должна раскрыть заданную тему самой постановкой программы. Жест (тип движения), как и хореографический процесс, уже имеет четкое описание по исполнению. Жест связан в основном с различной амплитудой, направлением и скоростью движений рук и тела фигуристов. Хореографический процесс также имеет четкое описание исполнения в виде определенной последовательности или сочетаний алгоритма движений группы фигуристов. Все это исчерпывающе описано в специальных хореографических словарях и пособиях для хореографов.

В этом году тема короткой программы называется «Ветер» (Wind). Это означает, что в программе должна присутствовать тема ветра, переданная музыкой и хореографией в сочетании с элементами фигурного катания. «Жестом» этого года определено «ускорение» (acceleration), то есть темпы движения рук, головы и тела должны четко демонстрировать ускорение, разница скорости в начале и конце должна быть ощутимой. И наконец, «процесс» сезона 2015/2016 — это «эхо» или «вопрос-ответ» (call and response). Такой хореографический процесс характерен, например, для многих африканских танцев: лидер (группа лидеров) начинает движение и остальные вторят им наподобие эха, с некоторой паузой. Тут главное — выдержать четкую паузу и повторить движение точно так же. Легко ошибиться, и тогда получится другой процесс — «зеркало», но он не предписан в этом сезоне. Безусловно, это далеко не простые задачи, требующие большого мастерства как от хореографов, так и от тренеров. К тому же все это надо сделать с использованием элементов фигурного катания. Я уверен, что новые правила послужат стимулом и к повышению базового уровня исполнения элементов фигурного катания у нас в Москве. Тренеры просто поставлены в ситуацию, когда должны учить детей хорошему катанию. Я видел выступления коллективов, когда программу катала небольшая солирующая группа, а большая часть детей стояла по периметру катка, помахивала веточкой, а потом они уезжали со льда фонариками. Сейчас это станет просто невозможным, если вы хотите получить высокую оценку.

Произвольная программа — полная свобода самовыражения для постановщиков и тренеров. Правила разрешают даже использовать декорации, не превышающие предписанные правилами габариты, а также реквизит, не говоря уже о самых фантастических костюмах и гриме. Хотя, конечно, есть определенные ограничения. Например, нельзя использовать перья или живых животных. В основном ограничения касаются безопасности или рамок приличия. Кстати, в современном спортивном направлении балета на льду существуют две противоборствующие концепции развития этого вида фигурного катания. Назовем их европейской (Россия, Франция и др.) и американской (США, Мексика). Европейский путь развития ориентирован на максимальное приближение к спорту, минимизацию или полный отказ от декораций, высокую техническую сложность и насыщенность программ, борьбу за максимальную формализацию критериев выставления технической оценки, создание образа не столько через костюмы и декорации, сколько средствами хореографии и фигурного катания. У американских же коллег элементы театральности представления являются доминирующими в ущерб фигурному катанию и хореографии, используется очень много дополнительного реквизита и декораций.

— Как происходит отбор на Кубок мира и Европы?

— Честно говоря, пока никакого реального отбора нет. Провести отбор можно, но как потом сделать так, чтобы именно отобравшиеся и представили страну на турнире? На пути неумолимо встает финансовый вопрос, и не каждая отобравшаяся команда сможет с ним справиться. Если этот вид фигурного катания будет на официальном уровне поддержан ФФККР, то, возможно, хотя бы лучшей команде страны может быть оказана какая-то финансовая поддержка. Но это в будущем, а пока надо думать об организации хотя бы полноценного Кубка России, а затем и чемпионата России.

— Какие стоят задачи перед вами и балетными коллективами в этом сезоне?

— Этот сезон станет для всех нас тестовым. Посмотрим, как коллективы справятся с новыми правилами и как мы справимся с организацией судейства. Наверняка придется что-то корректировать в рабочем порядке по ходу сезона. Но сейчас главное — это начать работать по новым требованиям. Когда я смотрел в прошлом году все этапы открытых соревнований среди танцевальных коллективов на льду, то могу сказать, что я увидел прогресс в катании и постановках коллективов в рамках одного только сезона. Тренеры начали искать новые художественные средства выражения своих идей, улучшили свои программы, более сбалансировали их, подтянули под критерии оценок судей.

Пока мы открыли сезон танцевальным фестивалем, посвященным памяти Леонида Корниенко, а все основные соревновательные этапы у нас еще впереди. В этом сезоне мы увеличили количество турниров до пяти, думаю, что эта цифра будет расти. В любом случае соревнования станут проводиться по новым правилам, которые не только предотвратят возникновение конфликтов из-за судейства, но поднимут общий уровень катания и создадут внутреннюю конкуренцию.

— Есть ли какие-то проблемы с внедрением новых правил?

— Есть проблема с судейскими кадрами: судить балет надо уметь. Поэтому перед нами стоит задача набора и обучения желающих судей. Как только мы окончательно утвердим правила, то обязательно проведем обучающий семинар для судей балетов на льду. Надеюсь, это даст нам 12-15 новых судей, и мы будем иметь возможность проводить предписанную ротацию судей на каждом турнире. Также в планах провести обучающий семинар для тренеров и хореографов-постановщиков.

— Так это революция?

— Однозначно да! Она зрела с 2010 года и произошла в прошлом году, в этом году это уже революционное строительство. В прошлом сезоне, когда меня только пригласили на эту работу, я знал, что не возьмусь за нее, если не будет каких-то перемен в нормативном обеспечении. Я просто не смогу отвечать за результат без понятной системы координат. Сегодня, когда есть правила, есть конкретные требования, то можно двигаться дальше, соревноваться, развиваться и получать от этого удовольствие.

Досье

Сергей Росляков

Дата рождения: 9 сентября 1984 г.

Разряд: Мастер спорта России.

Вид: Парное катание.

Клуб: СШ №2.

Тренеры: Сергей Доброскоков, Людмила Калинина.

Образование: РГУФКСМиТ (2009).

Ученики: Никита Бочков, Кристина Астахова, Василиса Даванкова, Андрей Депутат и др. Судебная практика: Технический специалист парного и одиночного катания международного уровня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


2 × 5 =