Если окинуть взглядом всю панораму спорта, то будет сразу заметно, что спорт и музыку сочетают абсолютное меньшинство спортивных дисциплин: художественная гимнастика, синхронное плавание в летних видах, а в зимних так вообще только фигурное катание, правда, во всех четырех вариантах, плюс синхронное катание.
Именно музыка создает художественную и эмоциональную сторону восприятия. Попробуйте выключить звук своих телеприемников во время выступления фигуристов, и вы убедитесь, что без музыки впечатление будет на порядок слабее. Но музыка не только способствует зрелищности программы, она может и «мешать» фигуристу, поэтому выбирать ее надо настолько же тщательно, как выбирают репертуар актеры.
Удачные с музыкальной точки зрения программы скорее случайны, чем закономерны. Положительный пример в этом смысле – «Калинка» Ирины Родниной и Александра Зайцева, а из свежих работ — «Зима», созданная Татьяной Тарасовой и Алексеем Ягудиным.
Правильный музыкальный выбор для постановки программы является камнем преткновения каждого фигуриста, каждой пары ежегодно. Справедливости ради заметим, что все спортсмены, тренеры, хореографы, а подчас их родители и друзья постоянно ищут музыку, так как неписанный закон фигурного катания и правила хорошего тона предполагают обновление программ каждый сезон. Слушая классику, современную инструментальную музыку, следя за новинками, саунд-треками к кинофильмам, мюзиклам, мультфильмам, фигуристы становятся меломанами. Во всем остальном эта работа сопоставима с работой рыбака, который живет надеждой поймать золотую рыбку.
Чтобы вписать найденную музыку в те плюс-минус минуты и секунды отведенные на короткую и произвольную программы, все спортсмены идут протоптанной дорожкой, в основном используя три принципа компоновки музыки: авторская музыка идеально совпадает по времени с программой; произведение сокращается до нужных размеров; фрагменты различных произведений «склеиваются» в одно «произведение». Многие тренеры приглашают профессиональных звукорежиссеров, которые имеют как минимум начальное музыкальное образование. Однако, чаще всего, звукорежиссеры выполняют уже сформулированный заказ тренера и спортсмена, которые ориентируются исключительно на свой вкус и свою интуицию.
Казалось бы зарубежные коллеги выбирают ту же музыку, но судя по результату, над музыкой ведется более кропотливая работа, благодаря чему спортсмены даже из второй десятки выглядят очень достойно с точки зрения подбора жанров, стилей. Вне критики музыкальные программы швейцарца Стефана Ламбьеля, хореография и спортивные элементы которого идеально вписаны в музыку, где даже паузы имеют смысловую нагрузку. Чем выше класс спортсмена – тем выше профессиональный уровень работающего с ним музыканта или, может быть, целого коллектива.
У нас в российском фигурном катании совершенно отсутствует принцип музыкальной аранжировки произведения, перезапись его в студии с нужными акцентами, кульминацией, темпом, инструментальным разнообразием. Исключением является разве что совместная работа Евгения Плющенко с венгерским скрипачом Эдвином Мартоном. О своем опыте Евгений как-то сказал, что аранжировка «Крестного отца» была сделана таким образом, что ему было легко ее катать, она была сделана буквально под конек, то есть где-то затягивалась мелодия, чтобы было удобнее заходить на прыжок, где-то по другому расставлялись акценты и т.п. Этот факт свидетельствует о наметившейся потребности работать со специалистом-музыкантом, который может создать единую композицию, аранжируя по заданным параметрам то или иное произведение. С такой работой может справиться практически любой студент Консерватории с композиторского факультета, но кто и когда к ним обращался?
Аллегро и анданте
Пытаясь систематизировать успешные и неуспешные выступления как наших, так и зарубежных фигуристов (для анализа использовались видеоматериалы с чемпионата мира 2005 г. в Москве), мы обнаружили интересный факт, заслуживающий отдельного внимания.
Наиболее часто на ледовой сцене звучат музыкальные композиции в темпе Анданте и Аллегро (см. таблицы). По метроному (специальному аппарату, определяющему точную скорость темпа), Анданте соответствует цифре 72, а Аллегро — 144 (72+72). Что это значит? Темп Анданте равен 72 ударам метронома в минуту, а это – частота пульса человека, соответствующая легкой взволнованности. Давно уже известно, что музыкальный темп и ритм влияют на частоту дыхания и пульса не только слушателя, но, прежде всего, самого исполнителя. Музыка как бы заставляет сердцебиение и дыхание человека следовать в унисон с заданным ею темпом. Более того, как правило, в программах фигуристов используется четный размер такта – 2/4 (две четверти) или 4/4 (четыре четверти). Вероятно, интуитивный выбор такого темпа и четного размера такта связан с наибольшим удобством движения на катке.
Почему интуитивный? Потому что в тех случаях, когда выбирался темп некратный 72 или близким к нему цифрам — это были не такие удачные программы, например, темп Модерато (92-96) — марш тореадора в «Кармен» или Ларго (46) — «Лунная соната». Частота музыкального пульса (92-96) довольно велика для сердцебиения, поэтому, некоторые элементы программы оказываются слишком сложны, в силу высокой скорости пульсации, а в медленном темпе, наоборот, образуются пустоты, заполнение которых требует высочайшей насыщенности деталями, что не всегда удается.
Большинство людей имеют свое чувство ритма и темпа, поэтому невольно подчиняясь заданному ритму, попадают в ловушку: музыкальная «аритмия» заставляет ошибаться даже на тех элементах, которые без музыки спортсмен делает десять из десяти.
Слабая доля
Если анализировать ошибки, в частности, падения, можно обнаружить интересную деталь – каждое второе падение связано с нарушением метра, т.е. организации во времени чередования сильных и слабых долей в музыке. Например, в музыкальной композиции Т.Гейбла (короткая программа, ЧМ-2005) есть трудное место, так называемая «каденция», где в музыке происходит свободное обращение с темпом (замедление и ускорение внутри основной сетки). Даже у музыкантов «каденция» требует большого мастерства и напряжения. Именно в каденции упал Гейбл – нарушение метра вызвало опоздание, он приземлился на слабую долю такта и… результат был предсказуем.
Анализ падений участников на чемпионате мира в Москве говорит о том, что те, кто приземлялись на слабую долю — падали. Так было у Линдеманна, Плющенко, Батла, Жубера, Мейер, Кирк и многих других. Даже если, о чудо, фигурист не падал, все равно возникал эстетический дискомфорт – приземление на слабую долю выглядит неуверенным. Это элементарная психофизиологическая особенность каждого человека и ничего с этим поделать нельзя. Если проводить аналогию с балетом, то все танцовщики заходят на прыжок на слабую долю и приземляются на сильную.
Безусловно мысли, изложенные в данной статье не есть истина в конечной инстанции, какие-то из них спорны и требуют детального изучения со стороны спортивных психологов, физиологов, тренеров и спортсменов. Возможно настало время привлечь в фигурное катание специалистов-музыкантов, дабы триединство: техники, хореографии и музыки — составляющих программу фигуриста, было полноценным и гармоничным.
Уроки музыки
Надо сказать, что музыкальная культура на Западе в среднем гораздо выше, чем у нас в России. Причин этому несколько. Западное музыкальное образование не имеет в себе такого института, как музыкальная школа, куда по желанию приводят детей и где оставляют на обучения самых способных Музыкальное образование все дети начинают получать в обычных школах, где музыка – серьезный предмет, программа которого включает изучение сольфеджио, музыкальной теории, а также игру на выбранном инструменте, хор и вокал. Программа построена таким образом, что ученики старших классов могут свободно составить, например, духовой или струнный квинтет или инструментальный ансамбль современной волны. В колледжах постоянно проходят фестивали классической музыки, конкурсы вокалистов, дети поют в ансамблях, хорах и т.п. Собственно поэтому, в Западной Европе и Америке много хороших музыкантов и вокалистов, которые исполняют «живую» музыку, а не «фанеру».
Поэтому, когда судьи и зрители слышат отечественную компоновку программ, они могут искренне удивляться, почему, к примеру, сначала звучала музыка из финала оперы «Тоска», потом из увертюры и наконец все заканчивалось музыкой из конца первого акта той же оперы? Или когда музыкальная тема произведения идет к своей кульминации, но не доходит, потому что в этом месте отрезали и склеили по-другому. Такой монтаж вызывает не только недоумение, но и вызывает эмоциональный дискомфорт, вкусовой диссонанс — и программа не производит впечатления, иногда даже раздражает.
«Кармен, моя Кармен…»
Безусловно, еще одной проблемой нашего фигурного катания является репертуар, который из года в год один и тот же, с теми же избитыми мелодиями, которые кочуют в среде российских фигуристов из программы в программу. Бесспорно, все эти мелодии – хиты классической и современной музыки, но круг из которого постоянно выбирают, настолько узок, что напрашивается мысль о ограниченности образования. Каждый год с ледовых арен звучит одна и та же музыка, как будто больше ничего человечеством не было создано. Основными лидерами являются произведения «Времена года» Вивальди, «Лунная соната» Бетховена, «Болеро» Равеля, «Лебединое Озеро» Чайковского и так далее, и еще «Кармен».
Вообще, музыка оперы Бизе «Кармен», требует отдельного разговора. Её довольно часто используют фигуристы, наивно считая беспроигрышной. Бесспорно – музыка яркая, страстная, особенно интересно звучащая в аранжировке Р. Щедрина. Но как часто за ее броскостью пытаются спрятать свою неуверенность, слабую техническую и хореографическую подготовку! Конечно, запретить использовать «Кармен» нельзя. Но кроме оригинала Бизе, «Кармен-сюиты» Щедрина есть и другие, не менее интересные транскрипции на темы «Кармен» таких композиторов как Горовиц, Мошковский, Сарасате. Испанские характеры и темы использовали в своем творчестве русские композиторы Глинка и Римский-Корсаков. Сама Испания богата известными композиторами: Альбенис, де Фалья, Гранадос, уже названный Сарасате. В их багаже – огромное количество интересных сочинений, большинство из которых известны и есть в записи!
Таблица 1. Чемпионат мира 2005. Женщины. Короткая и произвольная программы.
Фамилия, имя, Страна | Музыка | темп | Размер такта |
Янь Лю, Китай | Кармен | Анданте-72 | 2/4 |
Павук Виктория, Венгрия | Бетховен 5 симфония | Аллегретто-112 | 4/4 |
Венхузен Карен, Нидерланды | Roger Rabbit | Аллегретто-112 | 4/4 |
Дженна МакКоркелл, Великобритания | Массне Размышление | Ларго-46 | 4/4 |
Лина Йоханссон, Швеция | Нино Рота, Ромео и Джульетта | Модерато 88 | 4/4 |
Фанеф Синтия, Канада | Дворжак, Песни моей мамы | Ларго-46 | 4/4 |
Майер Сара, Швейцария | Адажио | Анданте-72 | 4/4 |
Картер Джоанн, Австралия | Russian Gypse, Fare of Talisman | Анданте-72 | 4/4 |
Кирк Дженнифер, США | Мюзикл «Чикаго» | Анданте 72 Модерато-96 Модерато-104 |
4/4 |
Хегель Идора, Хорватия | Венявский, Легенда | Анданте-72 | 3/4 |
Аннетт Дитрт, Германия | Сен-Санс, Пляска смерти | Анданте-72 | 6/8 |
Рошетт Жанни, Канада | Модерато-96 | 4/4 | |
Ляшенко Елена, Украина | Равель, Болеро + Фламенко | Анданте-72 | 4/4 |
Аракава Шизука, Япония | Пуччини, Тоска | Ларго-46 | 3/4 |
Кван Мишель, США | Хачатурян, Спартак | Анданте-72 | 4/4 |
Костнер Каролина, Италия | Майкл Хоуп, Избранное | Модерато-96 | 4/4 |
Таблица 2. Чемпионат мира 2005. Мужчины. Короткая программа.
Фамилия, имя, Страна | Музыка | темп | Размер такта |
Серов Роман, Израиль | Уэллс, Рапсодия в стиле рока | Анданте-72 | 4/4 |
Мурванидзе Вахтанг, Грузия | Харфейн, Ноктюрн-блюз | Анданте-72 | 4/4 |
Дамбьер Фредерик, Франция | Кармина-бурана | Анданте-72 | 4/4 |
Санду Эммануэль, Канада | Композиция Этно-рок | Аллегро-144 | 2/4 |
Гейбл Тимоти, США | Концерт-элегия для фортепиано | Анданте-72 | 4/4 |
Грязев Андрей, Россия | Бизе-Щедрин, Тореодор | Модерато-96 | 4/4 |
Вейр Джонни, США | Сен-Санс, Рондо-каприччиозо | Модерато-96 | 4/4 |
Добрин Сергей, Россия | Гендель, Сарабанда | Анимато-120 | 4/4 |
Контести Самуэль, Франция | Тьерсо La Phare | Анданте-72 | 6/8 4/4 |
Линдеманн Штефан, Германия | Эрнест, Саундтрек | Анимато-120 Виваче-168 Анимато-120 |
4/4 |
Ламбьель Стефан, Швейцария | Уинстон, Испанский караван | Модерато-92 | 4/4 |
Плющенко Евгений, Россия | «Лунная соната» | Ларго-46 | 4/4 |
Жюбер Бриан, Франция | «Blue man» избранное | Модерато-92 Аллегро-144 |
4/4 |
Чэнцзян Ли, Китай | Китайская композиция | Аллегро-144 | 4/4 |