Выход есть! В ДЮСШ№ 4 тренерский состав работает, исходя из реальных возможностей

Отделение фигурного катания ДЮСШ №4 ничем особенным не выделяется среди других муниципальных детско-юношеских школ, открытых в 1999-2000 годах на базе крытых ледовых катков, построенных в спальных районах столицы. Юные спортсмены-фигуристы тренируются на льду катка «Марьино» только по утрам, периодически выступают на межшкольных и городских соревнованиях, не занимая, впрочем, на них призовых мест. Но это не мешает им любить свою школу, тренеров и вообще фигурное катание.

Начиная беседу с Анатолием Ереминым, старшим тренером отделения фигурного катания ДЮСШ №4, мы не предполагали, что она перерастет в обсуждение таких принципиально важных вопросов, как выстраивание системы работы муниципальных школ фигурного катания, возможность их специализации, организация взаимодействия со специализированными школами. Хотя, наверное, нужно было предвидеть, ведь Анатолий Еремин уже более 40 лет занимается организацией учебно-воспитательного процесса московских школ фигурного катания (ФК). Уже во второй половине 60-х годов он работал старшим тренером на «Локомотиве», в 70-х был начальником команды и завучем школы ФК ЦСКА, возглавлял ШВСМ института физкультуры (ГЦОЛИФК).

Когда в 1977 году Анатолию Еремину поручили формирование ДЮСШ по ФК на базе только что построеного ледового дворца «Москвич», задачи были очень похожи на стоящие сегодня перед муниципальными ДЮСШ: брать всех желающих, дать возможность талантливым детям специализироваться в спорте, а тем, кто не выбрал спортивную карьеру, но не хочет расставаться с коньками, реализовать свои способности, например, в детском балете на льду (кстати, первый такой балет (ныне «Алеко») был создан на «Москвиче» по инициативе Еремина). В ДЮСШ «Москвич» Анатолий Еремин проработал до 1991 года, когда государственная система спорта начала разваливаться.

В 1999 году «заряженный» на развитие массового спорта председатель спроткомитета Юго-Восточного округа Юрий Малыгин пригласил Анатолия Александровича возглавить отделение ФК в новой ДЮСШ №4 на базе катка «Марьино». Соглашаясь на это предложение, Еремин надеялся, что его опыт будет востребован. Однако за прошедшие годы фигурное катание на муниципальных катках так и не было встроено в единую систему подготовки спортсменов-фигуристов, а идеи Анатолия Еремина мало кто интересуют.

Как профессионал, всю жизнь посвятивший фигурному катанию, Еремин привык наблюдать учебно-тренировочный процесс в его единстве: с чего и как надо начинать подготовку юного фигуриста, чтобы на заключительном этапе получить мастера. Проработав в «Марьино» не один сезон, Еремину лучше других видны изъяны в системе подготовки спортсменов в ДЮСШ.

Крик души

Массовое строительство муниципальных катков в конце 90-х годов прошлого века по замыслу городских властей должно было решить проблему доступности спорта для населения удаленных районов. В «Марьино», как и на любом муниципальном катке, основу составляет хоккей, а фигурному катанию выделяется, как правило, утреннее время — где-то с 7 до 12 часов. Здесь уже возникает нестыковка: при таком расписании, массовым, при всей своей оздоровительности, фигурное катание никогда не станет. Просто родители вряд ли разрешат своим детям пропускать школьные уроки во имя фигурного катания, которое никуда их не приведет.

Многие дети катаются уже 6-7 лет, как-то сумели приспособиться к условиям ДЮСШ, и выполнили спортивные разряды. Им школа обязана предоставить по 2 тренировки в день, но они имеют только одну, и какими бы способностями эти дети не обладали, компенсировать ими отсутствие необходимого объема тренировок невозможно. «Как вы думаете, почему члены сборной России по фигурному катанию, которые уже научились делать все элементы, тем не менее имеют по 2 тренировки в день? Для того, чтобы суметь показать свое умение судьям на соревнованиях. А что тогда говорить про спортсменов, которые только этому обучаются?», — риторически спрашивает Еремин.

В ДЮСШ №4 нет условий для полноценных занятий фигурным катанием – нет залов для ОФП и хореографии. Хореографию проводят в соседней школе, где для фигуристов были открыты спецклассы, а ОФП занимаются в раздевалках. В них установили зеркала, которые впрочем регулярно бъются, родители постоянно передвигают и выносят лавочки, чтобы можно было делать упражнения. Еремин прекрасно понимает, что санитарные условия ужасные, но уже восьмой год ничего не меняется: как не было зала в 1999 году, так нет его до сих пор. В результате есть искусственный лед, который невозможно оптимально использовать в трениовочном процессе. «Это все равно, что построить жилой дом и не подвести водоснабжение или электричество. Можно будет в таком доме жить?»

Бытие определяет сознание

Конечно, рассуждения о том, как развивать массовое или спортивное фигурное катание, не означает, что в Марьино ждут, когда кто-то наверху решит все проблемы. Здесь стараются исходить из реальных возможностей.

В отделении фигурного катания ДЮСШ №4 три тренера: со дня открытия катка Анатолию Еремину помогает его давний коллега по работе, в прошлом завуч ДЮСШ «Москвич», воспитанник школы ЦСКА Сергей Родионов; с 2004 года в «Марьино» работает Ольга Волкова, воспитаница ДЮСШ «Москвич». Кроме того, у Еремина сложился коллектив добровольных помощников из числа ветеранов фигурного катания. Это известные в прошлом фигуристы и опытные тренеры Нина Жук, Светлана Тарасова, Людмила и Андрей Олеховы, Алла Фомичева, Андрей Балденко, Леонид Перепелкин. Они консультируют тренеров, помогают выявить и не выпустить из поля зрения способных детей, так как не всегда тренер может во время заметить у каждого ребенка наметившийся прогресс или застой.

По мнению Анатолия Еремина, участие ветеранов в тренировочном процессе очень важно еще и потому, что молодым тренерам обычно свойственен максимализм в оценке перспективы того или иного спортсмена. Молодые легко решают пригоден или нет ребенок для фигурного катания, резко принимают решения. Еремин сам помнит, как в молодости, работая в «Локомотиве» старшим тренером, быстро принимал решение об отчислении. Лишь с опытом приходит понимание того, что развитие детей идет скачками, и надо давать шанс спортсменам выйти из кризиса.

Историй об отчислении из школ детей, которые стали звездами фигурного катания не благодаря, а вопреки, не единичны. Не хотели тренировать Роднину, Бутырскую, Линичук, тот же Еремин в ЦСКА не увидел перспектив в Елене Водорезовой. Поэтому, считает Анатолий Александрович, надо тщательно катать каждого, ведь угадать, из кого вырастет мастер практически невозможно. Кроме того, старшее поколение в большей степени, чем начинающие тренеры уделяет внимание красоте скольжения, хореографичности, пластике движения, а не только прыжкам.

Для фигуристов младшего возраста школа старается проводить максимально качественные тренировки и готовить детей на хорошем уровне. В этом процессе активное участие принимают ветераны, которые умеют ставить «школу», хорошее скольжение, а также обеспечивают максимальное внимание к каждому ребенку. Когда дети достигают 6-7 лет, то перед первоклассниками и их родителями встает вопрос: продолжать кататься или лучше концентрироваться на образовании. В этот непростой для каждой семьи период, тренеры из Марьино показывают своих детей в ЭШВСМ «Москвич» в младшие группы и наиболее способные зачисляются туда.

В ДЮСШ №4 начинала кататься Эмма Гаджиева, которая сейчас представляет Азербайджан и катается у Е.А. Чайковской. Даша Плотникова начинала здесь же, через 2 сезона они перешли на «Москвич» в группу к Ольге Марковой, Настя Кабанова тоже сейчас на «Москвиче» (тренер Н.П. Дубинская). Те, у кого нет возможностей строить «спортивную карьеру», продолжают кататься и совершенствуются по мере своих возможностей и возможностей муниципальной школы. Всего в школе, если считать с подготовительными группами, занимаются 250 человек. Группы ГНП и УТГ катаются с утра, потом дети идут в школу, за ними на лед выходят дошкольники, дети 2000-2003 года рождения. Кроме этих групп у нас есть спортивно-оздоровительные группы, для тех, кто не может заниматься утром. Для младших школьников занятия проходят один раз в неделю на льду и два раза ОФП. Для школьников старших классов, студентов и взрослых лед и офп два раза в неделю. Школа проводит ежегодно осенью и весной классификационные соревнования, первенство школы. В рамках популяризации фигурного катания также проводятся традиционные открытые соревнования: на Новогодний приз, соревнования посвященные 23 февраля, 8 марта, кубок Победы, а также соревнования по произвольному катанию. Всегда есть значки всем участникам, медали победителям, сувениры. Кроме деткого фигурного катания ДЮСШ№4 предостваляет лед ветеранам из ансамбля «Вдохновение», развивают взрослое катание и проводят соревнования среди взрослых.

Тренер – ключевая фигура

Анатолий Еремин считает:  — Чтобы поднять уровень одиночного фигурного катания в Москве, нужно создать четкую вертикаль взаимодействия специализированных школ и муниципальных ДЮСШ. Талантливые, способные дети сегодня приходят не только в СДЮШОР, но и на муниципальные катки. Большим плюсом всех ДЮСШ является их расположение в спальных районах Москвы, где собственно и проживают семьи будущих фигуристов: начинать обучение маленького 3-4-летнего спортсмена можно не в спецшколах, которых «раз, два и обчелся», а в школе рядом с домом. Вопрос только в том, чему его научат, сможет ли он через 2-3 года обучения перейти в специализированную школу, будет ли соответствовать ее требованиям? Как показывает опыт, скорее нет, чем да.

Главная, на мой взгляд, проблема — отсутствие в школах единой системы подготовки спортсменов, отсутствие стандарта качества этой подготовки, в результате чего, уже на начальной стадии мы теряем способных к фигурному катанию детей. Между тем, на базе ДЮСШ можно было бы выстроить систему начальной подготовки фигуристов с последующей передачей самых способных на более высокий уровень.

Такая система позволила бы и тренерам повышать свой профессиональный уровень, стимулировало бы их к более эффективной работе. Тренеру, подготовившему и передавшему малышей на следующий уровень, это должно идти в «зачет», что может быть выражено и финансовой оценкой его работы, и квалификационной аттестацией. Необходимо учитывать куда и сколько подготовленных детей (конкретно по фамилиям, разрядам) передал тренер, как он работает из года в год. И если за 2-3 года, например, результатов нет, то школа должна иметь право взять другого специалиста.

На всем протяжении спортивной жизни ребенка тренер должен вести дневник, досье на каждого спортсмена, в большем объеме, чем зачетная книжка. Там будут указаны все зачеты по ОФП, по хореографии, выписана динамика освоения ребенком элементов — то есть его полная спортивная биография. Все это характеризует работу тренера, но не менее важно для спортсмена и для тренера, который будет с ним работать в дальнейшем.

Дети, которые не смогли пройти тест и не попали в специализированную школу, продолжают кататься в ДЮСШ. У них два пути: попытаться снова пройти тестирование, или кататься в спортивно-оздоровительных группах, заниматься массовыми танцами на льду, синхронным катанием и т.п. Отказывать никому не надо, фигурное катание приучает ребят к здоровому образу жизни, к качественному проведению досуга.»

ДЮСШ №4
Ледовый каток «Марьино».
Юго-Восточный административный округ.
Мячковский бул. д. 10, корп. 3
Тел. 345-68-00, 346-3411
Директор – Ермаков Николай Александрович
Завуч – Сорокина Жанна Геннадьевна
Тренеры отделения фигурного катания на коньках: Еремин Анатолий Александрович (старший тренер), Родионов Сергей Алексеевич, Волкова Ольга Владимировна.

Досье

Еремин Анатолий Александрович
Одиночное катание. Кандидат в мастера спорта. Тренеры: Тихонов П.П., Фелицын Г.К. Чемпион ЦС ДСО «Спартак» (1961), победитель первенства Москвы (1958-1961). Окончил ГЦОЛИФК в 1971 году.

В 20 лет, продолжая выступать, стал старшим тренером школы ФК «Локомотив» (1964-68), 1968-70 – начальник команды ЦСКА по ФК, 1971-75 – завуч школы ФК ЦСКА, 1975-76 – начальник ШВСМ ГЦОЛИФК, в 1977-84 – завуч, директор ДЮСШ «Москвич», 1984-90 – тренер ДЮСШ «Москвич», с 1999 года – ст. тренер отделения ФК ДЮСШ №4.

Родионов Сергей Алексеевич

Одиночное катание. Кандидат в мастера спорта. Окончил МОГИФК в 1972 году. ЦСКА, Спартак. Завуч ДЮСШ «Москвич». С 1999 – тренер по фигурному катанию ДЮСШ №4.

Волкова Ольга Владимировна

Одиночное катание. Кандидат в мастера спорта. Тренеры: Еремин А.А. Окончила РГАФК в 1999 году. ДЮСШ «Москвич». С 2004 – тренер по фигурному катанию ДЮСШ №4.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


1 × 3 =