В последнее время специалистами было сказано много слов о значении базового обучения начинающих фигуристов. Как показывает практика, ошибки и пробелы в начальном обучении, ведут, как снежный ком, к нарастанию проблем в будущем.
Сегодня разговор пойдет о самом первом годе обучения детей фигурному катанию, так как первый тренер должен правильно поставить ребенка на лед. От первого тренера зависит, заметит ли он одаренных детей в своей группе, не отобьет ли охоту заниматься этим видом спорта, сможет ли правильно их научить азам фигурного катания.
Объективные сложности начального периода обучения
Ранний возраст
Официальный набор детей в специализированные школы по фигурному катанию объявляется с 4 лет. Такое раннее начало обычно специалисты объясняют общей сложностью данного вида спорта, который требует долгих лет тренировки для достижения искомого результата. Однако, многие родители ошибочно думают, что, если привести ребенка на лед в три или даже два года, то это даст преимущество. У таких детей год-другой может уйти только на то, чтобы разобраться, где левая рука, а где правая. Детей нужно отдавать не раньше 5 лет, в крайнем случае, в 4 года, при условии, что ребенок хорошо развит и готов к обучению.
Мотивация
Обычно мотивацией начать заниматься фигурным катанием обладают родители. Как правило, ребенок не участвует в семейном обсуждении выбора своего будущего вида спорта, а если его и спрашивают, то он, скорее всего, соглашается, не зная на что. Хорошо, если ребенок уже имел опыт занятий в коллективе с педагогом и умеет реагировать адекватно (например, не рыдает), в противном случае многим детям гарантирован стресс от занятий. Окружающие дети с растерянными лицами, незнакомый взрослый, отсутствие в прямой видимости родителей, и вдобавок ко всему этому неудобные ботинки, частые падения –- все это вряд ли добавит любви к фигурному катанию. Тем более, что психологическая адаптация у каждого ребенка проходит индивидуально.
Наполняемость групп
Группы первого года обучения, как правило, большие. Наполняемость достигает 20-25 человек, а если больше, то продуктивность от занятий будет ниже. Обучение базовым элементам фигурного катания потребует от каждого ребенка внимания, дисциплины, и исполнения задания. Учитывая возраст детей и их численность, понятно, что руководить группой маленьких людей достаточно проблемно.
Травмы
Обычно падения, хотя их очень много при начальном обучении, не опасны, так как дети передвигаются без скорости, и упасть могут только с высоты своего роста. Однако падение назад на спину навзничь является очень опасным, и именно оно чаще всего встречается в первое время. Детям надо сразу объяснить, что сопротивляться падению не надо, не надо махать руками и пытаться устоять. Специально надо обучить детей падать.
Снижение требований к отбору детей
Еще несколько лет назад, для того чтобы начать заниматься фигурным катанием в спортивной школе, нужно было пройти конкурсный отбор в группу, то есть иметь для этого данные. Какие же предъявлялись требования? Прежде всего, это соматические признаки: конституционное строение тела, длина конечностей, пропорциональность сложения, выворотность бедра. Также физические качества: гибкость, прыгучесть, импульсивность, координированный вестибулярный аппарат, музыкальность, чувство ритма. Затем психологические данные: умение ориентироваться в пространстве, сообразительность, готовность к обучению.
В настоящее время, для того чтобы начать заниматься фигурным катанием достаточно прийти и записаться в абонементную группу на любом катке. Это означает только одно, что группа по своим данным будет далеко не однородна. Но, конечно, в группе всегда будут одаренные в двигательном отношении дети, которых нельзя не заметить.
Квалификация тренера
В группах первого-второго года обучения обычно работают молодые тренеры, к сожалению, не имеющие достаточного опыта. Однако, задачи которые стоят перед детьми с первых шагов на льду, требуют в наставники опытных, квалифицированных тренеров, впрочем так же, как и на остальных этапах обучения фигурному катанию. Тренер обязательно должен быть на коньках и показывать детям каждое движение, так как в этом возрасте дети воспринимают только наглядный пример, и не с первого раза.
Непростые задачи начального обучения
Основной задачей первого года обучения можно назвать освоение детьми основ скольжения, что подразумевает освоение перемещения центра тяжести, координирование работы корпуса и ног и знакомство с реберным скольжением.
Достаточно проводить ледовые занятия не больше 3 раз в неделю, дополняя их хореографией и ОФП. Нагрузка должна соответствовать возрасту, потому что, во-первых, костный скелет не сформирован, мышечный корсет отсутствует, высокие нагрузки отрицательно скажутся в период роста на хрящах, связках, суставах ребенка. Во-вторых, должна быть перспектива по увеличению нагрузки в будущем.
На ОФП в зале с детьми обязательно надо заниматься координационными движениями на равновесие. «Ласточки», «пистолетики», туры в пол оборота, наклоны, «березки», кувырки, мостики, прыжки с правой ноги на левую и наоборот, прыжки со скакалкой -– все это развивает координацию. В зале можно побегать на короткие дистанции на ускорение.
Упражнения, разучиваемые на льду, надо вводить постепенно, один за другим, чтобы уже к концу года дети ими всеми владели в той или иной степени.
Первый год обучения
Упражнение №1 «Отрываем руки ото льда»
Итак, для начала ребенок учится стоять на льду на двух ногах. Осанка ровная, руки в стороны, колени чуть согнуты – вот три волшебных заклинания, которые надо не уставая повторять детям.
Упражнение №2 «Елочка»
Приступаем к освоению первого движения «елочка». Начинать надо с этого упражнения, потому что оно дает возможность начать перемещаться по площадке. «Елочка» впоследствии как элемент скольжения практически не применяется, так как разбег спортсмен выполняет в основном беговыми шагами.
В этом упражнении отрабатывается понимание переноса центра тяжести с одной ноги на другую. Лезвие конька имеет разную кривизну. Средняя часть лезвия имеет самый большой радиус, т.е. самой прямой, а значит самой скоростной. Для того, чтобы конек поехал, вес тела должен быть перенесен на эту опорную ногу на среднюю часть конька, проходя через центр тяжести человека. Все это практически невозможно объяснить малышам, поэтому с помощью упражнений надо добиться, чтобы центр тяжести приходился ровно над коньком над его ровной скользящей поверхностью.
Итак, ребенок встает по третьей позиции. Ногу, которая находится сзади надо приготовить к толчку, и после толчка перенести весь вес на опорную ногу, укоротив свободную ногу в бедре. При выполнении этих условий, опорная нога начнет скользить. Затем повторить это движение с другой ноги. При этом колени должны быть согнутыми. И центр тяжести легче переносить на согнутую в колене ногу.
После нескольких занятий можно предложить детям проехать от борта до борта за меньшее количество шагов. Затем это упражнение можно усложнить, попросив поднять свободную ногу в сторону, вперед. В этом случае, чтобы не упасть, ребенок будет искать центр тяжести, балансируя на опорной ноге. Вариантом этого задания является разучивание упражнения «цапля». При этом руки надо держать в стороны.
Упражнение №3 «Фонарики»
В «елочке» дети смещали центр тяжести на опорную ногу, в «фонариках» они его будут смещать относительно лезвия конька. Ребенок получит новые ощущения от балансировки центра тяжести, поэтому «фонарики» надо сразу давать в обоих направлениях. При выполнении «фонарика» вперед ребенок должен присесть и надавливая на заднюю часть конька (но так, чтобы не упасть спиной назад), перейти на среднюю, ходовую часть лезвия. Надо следить, чтобы колени дети сгибали и как бы выжимали себя ото льда. Чтобы выполнить «фонарик» назад, ребенок должен присесть и для того, чтобы не завалиться на зубцы, перейти на среднюю часть лезвия. Основная ошибка при движении назад — это наклон ребенка вперед. Надо особенно следить, чтобы центр тяжести был ровно над ногами. На этом упражнении ребенок должен научиться удерживать центр тяжести в правильной точке своего тела (в области таза).
Фактически это первое упражнение, на котором дети узнают, что у лезвия есть ребра. Стоя в исходном положении, ребенок начинает скольжение, нажимая на внутренние ребра, и когда коньки разъезжаются до положения ширины плеч, начинаем соединять коньки и возвращаться к исходному положению.
Для лучшего понимания того, что они будут делать ногами, малышей можно попросить такое же движение выполнять руками, чтобы скоординировать работу ног и рук.
Упражнение №4 «Змейка»
Это более сложное упражнение по сравнению с фонариками, потому что скольжение будет происходить уже на двух ребрах. «Змейка» на двух ногах — это прообраз перетяжек, выполняемых фигуристами, поэтому выучивать его надо правильно с самого начала.
В этом задании появляется следующая трудность — переход с внутреннего ребра на наружное и обратно. Центр тяжести при этом должен быть устойчиво над средней частью лезвия, особенно при движении назад. Кроме колен в этом упражнении активно работает туловище вместе с плечевым поясом. Для более быстрого понимания, детям можно подсказать, что движение руками и плечами напоминает поворот руля руками при езде на велосипеде. Колени активно работают, рисуя в воздухе полукруг и двигаясь вниз-вверх. Надо внимательно следить за основной стойкой фигуриста, следить, чтобы плечи были ровными.
Упражнение №5 «Самокат»
Следующее упражнение «самокат» дает начало скольжению на ребрах по дугам и подготавливает к освоению перебежек вперед. Дети обычно в курсе того, что представляет собой катание на самокате: одной ногой толкаешься, на другой ноге едешь. Диаметр круга должен быть 5-8 метров. Дети встают в круг друг за другом таким образом, чтобы правая нога оказалась внутри круга. Она будет опорной, а левая толчковой. При этом надо показать, как немного наклонить корпус в круг. Начинаем отрабатывать скольжение на наружном ребре. Например, три раза толкаемся левой ногой, поднимаем ногу, укорачивая ее в бедре, чтобы проехать на правой ноге с общим наклоном туловища в круг.
Затем это движение делаем в эту же сторону на левой ноге, отрабатывая внутренне ребро, что будет сделать тяжелее, потому что в этом случае свободную ногу надо сократить и удерживать равновесие. Затем меняем направление движения и делаем то же самое с другой ноги. Очень важно развивать в детях двусторонность движений, чтобы они могли одинаково хорошо выполнять элементы скольжения в обе стороны.
Сокращение ноги в бедре детям надо объяснить отдельно на занятиях по ОФП. Дети быстрее улавливают это движение, если с ними поиграть в «пингвинов», которые ходят по льдине, не сгибая коленей.
При правильном выполнении «самоката» нарастают и скоростные качества скольжения, так как ребенок всю тяжесть своего тела держит на одной ноге, при этом едет на ребре, что представляет собой очень тонкое лезвие.
На основе «самоката» можно закладывать будущие дуги: достаточно попросить проехать на ноге подальше или подольше. Кстати, на этом же упражнении можно закладывать такой элемент, как спирали. Обычно ласточку учат делать детей по прямой, хотя она в таком виде будет никому не нужна. Гораздо эффективнее учить ласточку на «самокате», на дугах, когда уже дети более уверенно себя ощущают.
Упражнение №6 «Прыжки»
Прыгать надо начинать практически с первых дней занятий, как только малыши начнут увереннее держаться на льду. С чего начинать? Надо делать из снега небольшие валики (не в коем случае на лед не выносить никакие предметы типа веревок, кубиков и т.д.), и дать задание в виде игры-соревнования, кто на двух ногах с места перепрыгнет этот валик. Для начала каждому предстоит преодолеть страх. Конечно, у всех будет получаться по-разному. Чем увереннее дети будут кататься, тем больше надо усложнять задание: прыгать с разбега кто выше или кто дальше, при этом обязательно следить за работой коленей.
В зале на занятиях ОФП в первый год обучения самое главное внимание надо уделять развитию отталкивания. Для этого хорошо прыгать в длину, высоту, прыгать через скакалку, подпрыгивать на двух ногах, а приземляться на одну и наоборот.
Работа над отталкиванием, вылетом очень важна, так как часто тренеры совершают ошибку, начиная крутить туры без достаточной проработки выталкивания. Это приводит к ошибкам в технике прыжков, потому дети начинают прыжки скручивать сразу, не отрываясь ото льда, пропуская фазу отталкивания. Особенно сложно эта ошибка исправляется в прыжке Аксель.
Упражнение №7 «Вращение»
На первом году обучения вращение не является изучаемым элементом, но готовиться к этому элементу можно начинать на базовом элементе «змейка». Для этого разгоняемся «змейкой», потом резко закручиваем плечи и проворачиваемся на двух ногах вокруг своей оси. При этом надо все время следить, чтобы дети ровно стояли, а плечи и голова шли в сторону закручивания.
Упражнение №8 «Саночки»
Это упражнение является подготовкой к «пистолетику», а в будущем к вращению в волчке. Дети должны набрать ход и присесть на корточки. Ноги должны быть на ширине плеч. Но для того, чтобы им не упасть назад, необходимо вытянуть руки вперед, как бы пытаясь дотянуться до льда впереди себя. Таким образом, центр тяжести будет смещен на переднюю часть конька, в противном случае дети будут падать назад. В начале разучивания упражнения можно разрешать детям садиться неглубоко, но поощрять это не стоит. «Саночки» учим как вперед, так и назад.
Упражнение №9 «Змейка в санях»
Следующий этап — сделать «змейку в санях» с переднего и заднего хода. В этом упражнении энергичная работа корпусом вправо-влево является залогом успеха. Это упражнение хорошо укрепляет ноги, заставляет ребенка балансировать своим центром тяжести, чтобы устоять и является своеобразной подготовкой к перебежкам назад.
Упражнение №10 «Поворот тройка»
Освоение поворота «тройка» является финальной, заключительной задачей первого года обучения. Когда дети уже умеют делать «самокат», «змейку», когда они уже более-менее овладели ребром, можно начинать учить «тройку», не дожидаясь, когда они овладеют дугами. Осваивая поворот, дети будут отрабатывать схему поворота, основной прием. Учить надо с левой и правой ноги, внутрь и наружу.
Тройка –- основа всех поворотов, которую без работы плечевого пояса выполнить невозможно. Именно корпус в фигурном катании является основой, толчком движения. Ребенок начинает движение на одной ноге, потом он должен резко повернуться, скрутив туловище, включая таз, и поехать назад. Таз должен повернуться за туловищем на 180 градусов. Здесь главное поймать инерционное движение. Тренер должен подстраховать каждого ребенка, направляя его в нужную сторону движения. Точно также можно начинать учить вращение на одной ноге. После «тройки» детям легко переходить к изучению перекидного прыжка.
Игры и соревнования
В конце каждого занятия надо детям предлагать игры в основном эстафетного порядка. Группа разбивается произвольно на команды, каждый участник выполняет задание, такие как змейки, фонарики, саночки и прочее. Игры очень полезны в обучении, так как азарт соревнований раскрепощает детей, и они свободнее себя ведут, не боятся упасть.
Соревнования, зачеты должны проводиться как праздники для детей и родителей. Это могут быть эстафеты, игры на льду, «показательные» выступления. В конце сезона надо делать зачетные занятия с оценками. Я не советую судить по 6-балльной системе и не потому, что она устарела, просто оценки 2.0 или 2.5 ничего не говорят детям и родителям. Оценки по 5-балльной школьной системе могут вызвать психологическую травму, если поставить «2» или «1». Судить лучше по 10-балльной системе, потому что оценка «5» воспринимается хорошо, а уж «8» или «9» просто отлично. На первых соревнованиях нервы родителей и детей стоит поберечь.
Второй год обучения должен подготовить детей к выполнению разряда «Юный фигурист».