Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького (ЦПКиО) на Крымском валу в 1931 году стал первым в нашей стране парком, где в зимнее время одновременно тысячи людей могли покататься на коньках по красивым аллеям среди заснеженных кустов и деревьев. Залитые льдом площади, аллеи и набережные Москвы-реки, разноцветные огни, танцевальная музыка — всё это, особенно в вечернее время, напоминало сказку. В течение одного дня на катках парка Горького могли побывать 15-20 тысяч человек. В 30-х — начале 40-х годов прошлого века каток в ЦПКиО был самой массовой площадкой для фигурного катания в Москве: это была прекрасная агитация за спорт, за катание на коньках.
Зимние праздники, костюмированные балы в Парке Горького пользовались у москвичей огромной популярностью. На праздники с удовольствием приезжали многие знаменитые москвичи: артисты Большого театра Антонина Нежданова и Николай Голованов, режиссёр и актёр Московского театра имени Маяковского Николай Охлопков, писатель Алексей Толстой с женой. Часто можно было встретить катающимся на катке народного артиста СССР, режиссёра и актёра Игоря Ильинского.
Танцуют все
В том же 1931 году в Парке Горького под руководством Самсона Глязера была организована первая в СССР школа танцев на льду. Ее главной особенностью была доступность, так как простые рисунки танцев были по силам практически всем умеющим кататься на коньках. Любой посетитель парка на обычных, а не только на фигурных коньках, после нескольких уроков мог свободно включиться в общую массу танцующих. В этой школе Самсон Глязер проработал 52 сезона. Вместе с ним в ЦПКиО работали лучшие московские тренеры тех лет: Лариса Новожилова, Вадим Дмитриев, Сергей Николаев, Татьяна Гранаткина (Толмачева), постановщик танцев Иван Стецкий и др.
Здесь делали первые шаги в спорте многие мастера фигурного катания на коньках: четырёхкратный (1945, 1948-50) чемпион СССР в одиночном катании Сергей Васильев и его партнерша (и будущая супруга) Елена Терновская (бронзовый призёр первенства СССР 1949 года); Юлия Николаева (Катханова) — шестикратная (1947-52) чемпионка СССР в одиночном катании; победители Всесоюзных конкурсов по танцам на коньках Антонина Некрасова и Александр Яковлев и многие другие.
Из-за общедоступности школа в ЦПКиО не могла соперничать со специализированными спортивными школами Москвы в подготовке фигуристов высших разрядов. Несмотря на это, московская Секция фигурного катания на протяжении ряда лет проводила розыгрыши призов именно на льду ЦПКиО. Например, 26 февраля 1941 года в Парке Горького прошло первенство Москвы по танцам на коньках, в котором приняли участие более 50 танцевальных пар.
В годы Великой Отечественной войны каток возобновил свою работу уже в 1944 году. Занятия проводил лейтенант Красной Армии Самсон Глязер, приезжавший по выходным дням в Москву из Рязанского пехотного училища. Среди его учеников того времени были Герой Советского Союза, генерал-майор авиации А. Б. Юмашев; полковник, доктор технических наук, профессор Академии бронетанковых войск Р. П. Доброгаев; доктор технических наук, профессор А. И. Петрусевич. В конце войны здесь катался полковник, профессор Академии бронетанковых войск Александр Толмачёв — двукратный (1938, 1941) чемпион СССР в парном катании (партнер и муж Татьяны Гранаткиной).
Зимой 1945–46 годов в ЦПКиО на работу в качестве тренера был приглашён Николай Александрович Панин, первый и единственный в дореволюционной России олимпийский чемпион (Лондон, 1908 г.). Эвакуированный из блокадного Ленинграда в столицу, Панин начал работать в Институте физической культуры (ГЦОЛИФК).
Среди посетителей катка в Парке Горького надо выделить Григория Гринберга — фигуриста-одиночника «хорошего II разряда» (в 50-е годы он стал чемпионом ДСО «Искра»). Профессиональный врач-терапевт, Гринберг всю жизнь не расставался со спортом: в 1966-75 годах он был врачом сборной СССР по фигурному катанию на коньках, на протяжении многих лет (1954-90) работал врачом-терапевтом в московском врачебно-физкультурном диспансере №1 недалеко от Курского вокзала, и очень многих спортсменов, что называется, «поставил на ноги». При этом Григорий Моисеевич как судья Международной категории по фигурному катанию судил многие крупнейшие соревнования в СССР.
На пути к международным стандартам
Танцы на льду как самостоятельный вид спорта были официально признаны в нашей стране в 1938 году. В это время уже существовали принятые ИСУ рисунки обязательных танцев, по которым проводились международные соревнования. Эти рисунки сопровождались комментариями, которые строго регламентировали движения спортсменов. Для обязательных танцев применялась специальная музыка, к которой, в отличие от эстрадной, предъявлялись довольно жёсткие требования по скорости проигрывания и длительности звучания. Для музыкального сопровождения произвольного танца правила ИСУ также предусматривали строгие ограничения: запись музыки вели на специальной аппаратуре с использованием метронома. В СССР опыта создания музыки, удовлетворяющей таким требованиям, не было, а её приобретение было связано с целым рядом проблем, в т.ч. финансовых.
Занятия танцами на льду «по стандартам» ИСУ требовали специальной технической подготовки спортсменов и специального музыкального обеспечения, но специалистов, которые могли бы в комплексе решить все эти проблемы, в нашей стране тогда не было. Кроме того, ни фигуристы, ни тренеры на международные соревнования многие годы не выезжали. Возможно, именно этим объясняется создание в 1950-е годы отечественной версии танцев на льду: более простой рисунок танцев и знакомая музыка позволили заниматься ими сотням спортсменов.
Эти танцы завоевали большую популярность у спортсменов, соревнования по ним проводились как в коллективах физкультуры, так и во всесоюзном масштабе. Но только не на первенствах СССР! Впоследствии по непонятному решению чиновников парные танцы на льду были исключены из календаря Всесоюзных соревнований, и заменены одиночными танцами исключительно для женщин, лучшей из которых даже не присваивалось звание чемпионки страны. Только в 1955-56 годах в нашей стране появились первые танцевальные дуэты, программы выступлений которых в какой-то степени соответствовали требованиям ИСУ. Счёт победам на всесоюзных соревнованиях в 1958 году открыли москвичи Леонид Гордон и Светлана Смирнова (Мозер), они же были первым отечественным танцевальным дуэтом, принявшим участие в чемпионате Европы в Братиславе (1958).
В Парке Горького катался фигурист-любитель Юрий Невский, который стал автором первого в СССР перевода на русский язык учебника по спортивным танцам на льду (Мюриэль Кэй «Ключ к спортивным танцам на льду») и организатором первой в СССР группы парных танцев на льду на СЮПе (1959). Книга, переведенная Юрием Невским, лежала в основе формирования советской школы спортивных танцев на льду. И как показало время, усилия московских первопроходцев не пропали зря: в 1976 году благодаря москвичам Людмиле Пахомовой и Александру Горшкову и их тренеру Елене Чайковской этот технически сложный и зрелищный вид спорта стал олимпийским. А пара Пахомова-Горшков первой в истории зимних Олимпиад была удостоены золотой олимпийской медали в танцах на льду.