После ухода из любительского спорта ведущих российских фигуристов много довольно пессимистичных слов было сказано о будущем отечественного фигурного катания и о нашей скамейке запасных, на которой не оказалось «второго Плющенко». Однако многие, как принято говорить, «известные только специалистам» спортсмены приняли эстафету. Сергей Добрин вошел в элиту российского фигурного катания плавно, можно сказать незаметно, хотя на двух последних чемпионатах России (2006, 2007) он был третьим и, можно сказать, уже дышал лидерам в затылок. Одно из лучших своих выступлений в этом сезоне он показал на этапе Гран-при во Франции, где поднялся на пьедестал третьим с результатом 193.50, что дало право специалистам заговорить о хорошем потенциале нашего спортсмена. Поэтому определенные надежды в мужском одиночном катании мы связываем с московским фигуристом Сергеем Добриным, который на сегодняшний день является одним из лидеров российской сборной.
— Сейчас Вы мастер спорта России, один из ведущих спортсменов отечественной сборной. Но давайте сейчас оглянемся назад и вспомним, как все начиналось?
— В городе Липецке, где я родился, мне ещё не исполнилось и четырёх лет, когда моя мама отвела меня на лёд в наш единственный Ледовый Дворец «Звёздный». Я себе тогда не представлял даже, что это такое «кататься на коньках». Но мне понравилось! Я на коньках сразу поехал, даже за бортик не цеплялся, просто встал и поехал. Я сам это не очень хорошо помню, но мама мне часто рассказывала.
— А в детстве кем мечтали стать?
— В четыре года я ещё не мог толком мечтать. А потом, я уже был фигуристом и очень серьёзно относился к своей работе. Но вообще у меня много было каких-то своих мечтаний, большинство из которых я, можно сказать, воплотил, которые так или иначе сбылись или не сбылись. А, если хорошо подумать, то, пожалуй, была у меня такая детская мечта: когда я был маленький, у меня отец работал начальником цеха на Липецком металлургическом комбинате, он много работал, очень серьёзно относился к своей работе. И я, понимал, как всё это серьёзно и тоже хотел, как он, быть каким-нибудь начальником на этом заводе (смеётся).
— Получается, что уже с малых лет вы начали очень серьёзно работать и ответственно относиться к себе и своей карьере. А как же детство?
— В принципе можно сказать, что у меня его и не было. Меня мама с детства воспитывала строго, спасибо ей большое за это! Играть мне разрешалось только, когда сделаю вообще все дела, которые только могут быть. Единственное, что я помню, как мне мама купила очень дорогой по тем временам конструктор «Лего», просто на всю свою зарплату. Я был не то, что рад, я был самым счастливым на свете человеком! Для меня все игрушки перестали существовать, я целыми днями придумывал что-то, строил. Я это «Лего» никогда не забуду!
— Ваша мама много помогала вам на вашем пути?
— Моя мама очень сильный человек! Она меня до сих пор воспитывает, и она всегда права. Она меня воспитывала методом кнута и пряника. И это правильно. Она воспитала во мне характер. Я через многое прошёл, многое преодолел, и мама мне очень сильно помогала. Без нее, так бы и остался в Липецке, играл бы сейчас во дворе в футбол.
— Говорят, что в любом деле, будь то искусство, спорт или наука, очень многое зависит от первого наставника. Именно он закладывает ту основу, тот фундамент, на котором впоследствии воздвигается вся совокупность знаний и умений, дающих предпосылки к всестороннему раскрытию истинного таланта человека. Расскажите, пожалуйста, про Вашего первого тренера!
— Первым моим тренером был Валерий Александрович Дудко. Я ему очень многим обязан. Мы работали с ним 10 лет: он был мне и тренером, и хореографом. Как-то мы всё весело, с шутками делали, и в то же время всё было очень серьёзно. Большое ему спасибо за то, что он поставил меня на ноги, благодаря ему я смог тренироваться здесь в Москве.
Но ещё, кроме техники, мой первый тренер сумел воспитать во мне что-то такое особенное! С ним я выиграл своё первое золото, он научил меня бороться, прежде всего, с самим собой. Именно Валерий Александрович привил мне веру в победу!
— А когда возникла мысль перебраться в Москву? С чем было связано такое решение?
— Всё шло хорошо, но настал момент, когда надо было что-то существенно менять. Мне надо было прыгать не то, что два двойных прыжка, а три тройных и двигаться дальше. Надо было взбираться на качественно другую ступень. Мой первый тренер тоже это понимал. У Валерия Александровича я прыгнул свой первый тройной прыжок, сейчас у Жанны Фёдоровны я прыгнул четверной. А тогда мы решили на недельку съездить в Москву, попытать счастья в столице. И изменилось абсолютно всё!
— В 12 лет вы оказались в огромном, совершенно чужом городе. Надо было с нуля выстраивать свою жизнь. Каково это было?
Это был один из самых сложных моментов в моей жизни. Сложности были с жильем: сначала жили у родственников, потом снимали квартиру. Я вошел в группу, где тренировалась Ирина Слуцкая, которая уже тогда была чемпионка! У нас очень непросто складывались с ней отношения, можно даже сказать, что она была моим главным недоброжелателем. Сегодня я хочу сказать ей огромное спасибо, так как она помогла закалить мою волю, характер. Мы тренировались рядом, и я видел, как она настраивается на борьбу, как идёт к цели, как работает, какой у неё по-настоящему бойцовский характер! Я её очень уважаю! И спасибо ей!
— Соперничество на льду влияет на взаимоотношения в жизни?
— Да, конечно, это не может не влиять. Я изо всех сил стараюсь не обращать на это внимание и поддерживать нормальные отношения со всеми ребятами.
— Сезон 2004-2005 был одним из самых успешных в Вашей карьере. Каким вы запомнили свой первый чемпионат мира уже среди взрослых?
— После юниорского чемпионата, на котором я занял третье место, меня начали готовить к взрослому чемпионату мира в Москве. Короткая программа была, конечно, слабовата для взрослого чемпионата, но у нас уже просто не было времени что-то менять, усложнять. Мы с тренером решили, что надо просто откатать. В квалификации я хорошо выступил, набрал свой лучший результат. А на короткой я не смог собраться: болельщики кричали что-то, хлопали, скандировали, такие эмоции у всех были. Жанна Федоровна говорит: «Не обращай внимания!» А как я мог не обращать, когда так принимали? В общем, я в самом начале ошибся, расстроился. Потом на произвольной программе уже было проще, так как я был готов к реакции зала. Я себе вообще никаких целей не ставил на тот чемпионат. Для меня было главное выйти и хорошо выступить. Достойно представить свою страну.
— Обычно вы ставите себе какие-то конкретные цели перед соревнованиями? Например, «занять призовое место» или «непременно быть первым»?
— Нет, на любом соревновании я никогда не думаю, какое место я хочу там занять. Я вообще никогда не люблю ничего загадывать. Для меня всегда важно просто хорошо выступить. Показать всё, на что я способен, выполнить все элементы.
— В прошедшем сезоне вы включили в свои программы четверной сальхов, который впервые исполнили на турнире Finland Trophy в октябре 2006 года. А в дальнейшем Вы исполняли и по два четверных в произвольной программе…
— Четверной — это высший пилотаж! Совсем другой уровень! Я, кстати, его не докрутил тогда в Финляндии… Я на разминке его не прыгал, вернее, сделал тройной аксель, а вместо четверного сальхова сделал «бабочку». Подъезжаю к тренеру, она меня спрашивает: «Ну что, пойдёшь на четверной?» Я сжал зубы и говорю: «Пойду!» И я выпрыгнул! Немного не докрутил, мне его, наверное, засчитали за тройной, но всё равно, я был очень счастлив! Это было непросто сделать прыжок на соревновании в первый раз! А потом в Новгороде на этапе кубка России предполагалось тоже прыгнуть один четверной, это потом уже я сам решил сделать его второй раз, просто так, чтобы сделать.
— После этого эпизода в дальнейшем вы начали на всех соревнованиях заявлять по два четверных в произвольной программе и один в короткой?
— Просто надо иногда рисковать! Мы решили с тренером, что надо прыгать, надо делать, надо бороться, надо рисковать! Быть может, не попробуй я тогда в Твери прыгнуть три четверных, окончание сезона сложилось бы иначе. Я вообще много рисковал в этом сезоне.
— А как бы Вы оценили прошедший сезон? Какие планы на будущее?
— Это был очень важный для меня сезон. Я старался быть таким серьёзным, можно сказать, не был самим собой. Нет, я был самим собой, но я очень повзрослел, потому что очень серьёзно ко всему относился, постоянно был в напряжении. Возможно, именно поэтому мне и не хватило сил в конце. Прежде всего, эмоциональных сил. Особенно перед чемпионатом России, хотя тогда я еще справился. А к Европе вообще уже ничего не осталось. А сейчас я хочу немного отдохнуть.
— Отдохнуть от чего?
— Весь сезон на мне лежала большая ответственность. И не только на соревнованиях, но и на тренировках. И чего-то мне не хватило. Надо постепенно подходить к главным соревнованиям, нельзя разбрасываться в самом начале. А с другой стороны, я просто не могу плохо выступать. Сначала идут контрольные прокаты — там надо хорошо кататься, показать Федерации, что ты настроен серьёзно, что ты готов. Дальше этапы Гран-при. Надо тоже показать всё, что ты умеешь, заявить о себе, как о претенденте на какие-то достойные места. Затем чемпионат России — ключевое соревнование, которое определяет весь дальнейший путь в сезоне. Безусловно, надо хорошо выступать. И на Европе тоже надо хорошо кататься, и к чемпионату миру надо подойти на самом пике. Меня же просто в этом сезоне не хватило. Я буду работать в дальнейшем, исправлять эту свою ошибку.
— Недавно слышала, что тренер посоветовала Вам завести дневник.
— Да, мне это очень помогло. Я записываю туда все свои результаты по тренировкам, по соревнованиям. Теперь каждый раз, когда у меня что-то получается, я могу сравнить это с тем, что было раньше, и увидеть насколько я продвинулся. Это поднимает настроение и стимулирует дальнейшее самосовершенствование. Дневник помогает себя организовать, контролировать.
— Кроме фигурного катания остается время на друзей, на досуг? И, кстати, как насчет учебы?
— Я горжусь тем, что я окончил школу. Полностью, сам, от и до. Писал все контрольные и сочинения. Сейчас уже не так много внимания уделяю учёбе — слишком много времени и сил уходит на тренировки и соревнования. Я только первый курс в РГУФКе отучился как надо, а сейчас так уже не получается. Но я продолжаю учиться (перешел на 5 курс. Прим.ред.), в сессию сдаю почти всё сам и очень часто самый первый. Что касается личной жизни, то у меня очень много друзей, и я всегда нахожу время, чтобы с ними встретиться и пообщаться!
— То есть, вы сторонник активного образа жизни?
— Да, я вообще не могу просто сидеть на диване и смотреть телевизор. Я постоянно должен куда-то бежать, что-то делать. Это интересно, когда всё время что-то происходит. Люблю ходить в театр, на выставки, на концерты. В теннис люблю поиграть, если есть такая возможность.
— А семья, ваши домашние вас часто видят?
— Конечно! У меня не так давно появилась младшая сестра Маша. У нас с ней разница 16 лет. Я очень обрадовался, когда она родилась, это был самый счастливый день в моей жизни! Все игрушки, что мне кидают на лёд, естественно попадают к ней. Как-то раз в интервью я сказал, что она любит кукол, теперь поклонники дарят мне куклы (смеётся).
—А своего ребёнка вы бы отдали в фигурное катание?
— Конечно отдал бы, почему нет? Мне фигурное катание дало всё: мой характер, мои взгляды, мои ценности, весь я — это фигурное катание. Именно благодаря фигурному катанию я сейчас здесь в Москве, а этот город я просто обожаю. Здесь я нашёл себя.
— Москва — ваш любимый город? Город-мечта?
— Нет, я не могу сказать, что Москва — мой самый любимый город. У меня вообще нет какого-то самого любимого места. Мне всё нравится! Есть места, куда мне бы очень хотелось съездить, например, в Америку, Японию, Китай и особенно в Японию!
— Как вы относитесь к своим поклонникам? Нравится, когда Вас ждут у служебного выхода, просят автограф?
Мне очень нравится! Вообще, всем, кто за меня болеет, хочу сказать большое спасибо. Часто на соревнованиях вижу людей, которые пришли меня поддержать. И мне это очень приятно. Среди них есть мои друзья, которые всегда мне очень помогают, всегда умеют найти правильные слова. Почему же не может быть дружбы между фигуристом и так называемыми фанатами? Мы все просто люди! А слава — это очень относительное понятие. Я осторожно к ней отношусь.
— Насчёт славы: как удержать себя в руках после победы?
— О, после победы удержать себя, свои эмоции я не знаю как. Наверное, это приходит с опытом. Это вообще опасное дело, победа. Надо не обращать внимания и работать дальше, как будто ничего не произошло. Но, на самом деле, поражение порой может дать тебе неизмеримо больше, чем победа. Этого нельзя объяснить, просто надо прожить, почувствовать.
— Фигурное катание повлияло на ваш характер, на отношение к жизни?
— Даже не знаю. Я всегда стараюсь держать данное слово. Если сказал, что сделаю, то пусть мне даже будет очень тяжело, но я сделаю, что обещал. Люблю в людях, когда они держат слово и отвечают за свои поступки. Я думаю, что для всех фигуристов важно обладать такими качествами характера как терпение, воля, трудолюбие, упорство в достижении цели и уметь соблюдать режим.
Я тоже к этому отношусь очень серьезно. Если надо что-то сделать, значит надо, и думать тут нечего. Фигурное катание — это моя работа, и я работаю. Надо выкладываться на все 100 процентов! А в жизни фигурное катание научило меня не зацикливаться на каких-то проблемах. Потому что есть проблемы, а есть мелкие неприятности, не больше. Вообще, надо больше радоваться жизни, причем всегда.
— То есть вы по жизни оптимист?
— Ну да. Я люблю жизнь! Вот что главное! И иногда мне кажется, что и она отвечает мне взаимностью.
Досье
Сергей Добрин.
Родился 22 сентября 1986 года в Липецке. Занимается фигурным катанием с 4 лет. Первый тренер — Дудко Валерий Александрович. В 2000 году переехал в Москву, где начал сразу же тренироваться у заслуженного тренера России Громовой Жанны Федоровны.
Чемпион России среди юниоров 2001. Серебряный призер Финала Гран-При среди юниоров 2000-2001, 2002-2003. Серебряный призер чемпионата России среди юниоров 2003, 2004. Бронзовый призёр Чемпионата мира среди юниоров 2005. Бронзовый призёр Чемпионата России 2006, 2007. Бронзовый призёр Trophee Eric Bompard 2006, ISU Grand Prix. Участник Чемпионата Европы 2006, 2007, Чемпионата мира 2005.
Студент 5 курса РГУФКа.