Мы должны набраться терпения Ирина Роднина о том, что сегодня не хватает фигурному катанию

— Ирина Константиновна, удавалось удается ли при вашей занятости работать и в московской федерации фигурного катания?

— Я отвечаю в федерации за связи общественностью. Можно сказать, в этом году процесс проходил почти без моего участия. Сейчас идет большой всплеск интереса к фигурному катанию, и люди сами хотят как можно больше узнавать об этом виде спорта. Это, несомненно, радует — фигурное катание вновь популярно! Снова люди стали покупать коньки и, глядя на наших звезд кино, театра, эстрады, выступающих на льду, понимать, что и они могут научиться кататься и получить от этого удовольствие.

— Впервые за долгое время мы не выиграли ни в одном виде программы на Чемпионате мира. Видите ли вы глубинный смысл происшедшего в Токио?

— Думаю, этот смысл есть. Мы все знали, к чему идем. Во-первых, потому что невозможно всегда все организовывать на высшем уровне. Кроме того, мы прекрасно понимали, что после олимпиады уходит большая плеяда замечательных фигуристов. Так происходит не только у нас в стране. Надо было предпринимать какие-то шаги до того, как это произошло. Например, мы прекрасно понимали, что более или менее можем бороться за парное катание. Пара, которая собиралась выступать в этом сезоне — Петрова и Тихонов. Ребята были заняты на съемках телевизионного проекта. Может, стоило им предложить такие условия, чтобы они могли сосредоточиться на подготовке к соревнованиям и закончить карьеру с пользой для себя и для команды. Теперь мы спустились на позиции 1962 года — и на следующем чемпионате будем выступать всего двумя парами, мы плохо отдаем себе отчет в том, что поедем на следующий чемпионат очень усеченным составом. А ведь когда едет большая команда, это поднимает дух, дает возможности для маневров. Именно это пугает и расстраивает. И снова завоевывать позиции будет нелегко!

— Можно ли сказать, что сегодня чего-то не хватает для того, чтобы все было по-другому? Одних только крытых катков в Москве более трех десятков…

— Дело не только в крытых катках, хотя, конечно, это дорогое удовольствие. Кстати, ни один из них не построен по инициативе федерации. В свое время художественная гимнастика, теннис, плавание начали заниматься популяризацией своего вида спорта. И руководят этими федерациями отнюдь не богатые люди! Нельзя было долго слизывать пенки с капучино, которое готовили тренеры и спортсмены, нужно было создавать перспективный план развития фигурного катания. Его на уровне страны нет и сегодня. Вторая проблема — у нас работает мало профессиональных тренеров. И совсем не потому, что они уехали. Это удобная отговорка. Во-первых, хорошо бы задаться вопросом, почему они уехали. Кстати, кто себе мог за границей лучшую жизнь организовать — те же Тарасова, Чайковская, Мишин, Москвина — все здесь! Больше всего мы потеряли молодое поколение, по своему опыту и возрасту, оно должно было прийти на смену. Фигурное катание достаточно хорошо транслируют последнее время по телевизору — оно популярно. Неужели нельзя было создать какой-то фонд поддержки, поступиться своими интересами и пригласить в руководство людей, имеющих средства или умеющих находить эти средства для поддержания ведущих тренеров, стимулирования молодых тренеров высшего эшелона, заинтересованности начинающих тренеров? На сегодняшний день катков много, дети в секции идут, а молодых хороших тренеров, выступавших в свое время за сборную страны, почти нет.

— На уровне Москвы ситуация с фигурным катанием меняется?

— Отдельно хочу сказать про федерацию Москвы. Наконец она стала работать с приходом нового лидера. Это я не пою дифирамбы. Я достаточно настороженно отнеслась к тому, что предложили кандидатуру Ирины Яковлевны. Мне казалось, что человек она безумно занятый: любой округ Москвы — это огромное хозяйство, я боялась, что времени на федерацию у нее не будет. Слава богу, человек она энергичный, ей это интересно и она сделала огромные шаги вперед. Но ведь перед этим на протяжении 10-13 лет федерация Москвы как общественный орган отсутствовала, хотя в советский период она была противовесом федерации СССР. Нам жизнь давно доказала, что должна быть не только лидирующая позиция, но и оппозиция. Правильные движения, направления появляются в конкуренции. Самый печальный результат развала СССР — то, что мы потеряли федерацию Москвы. Хотим мы этого или не хотим, какая ситуация в Москве, такая ситуация складывается и в других регионах. Больше всего были потеряны тренерские кадры как раз Москвы. То, что происходит последние два года, радует. Это и торжественные мероприятия, и чествования, и планомерная работа с тренерскими семинарами. Ведь в период с 1991-го по 2003-й у нас в стране ни одного семинара не проводилось! Кстати, такая ситуация не только в фигурном катании. У нас достаточно людей поработало заграницей, и все прекрасно знают, что если раз в два года не проходишь семинары, то ты не получаешь переаттестацию. У нас этого нет. Надо брать на вооружение зарубежный опыт. Мне кажется, задача федерации как общественного органа — как раз искать новые формы и пути работы. Я не говорю переносить. Это как в языке: у меня 300 слов в запасе, я общаюсь на них, а если есть три тысячи — у меня и язык становится богаче. Почему бы в одних регионах не попробовать так, в других по-другому?

— Какова на сегодняшний день ситуация по каждому виду?

— Самая сложная ситуация у нас в парном катании. Больше всего-то у нас умерло как раз парное катание! Вплоть до того, что мы на сегодняшний день пригласили работать в Москву тренера из Санкт-Петербурга Наталью Павлову. Если вспомнить, в парном катании именно конкуренция двух школ — Москвы и Ленинграда — давала хорошие результаты. Что касается женского одиночного катания, то тут терпение должно быть и у тренеров, и у родителей, и у руководства. Надо понимать, что переходный возраст — достаточно длительный период. Ведь мы уже проходили это. Люди, которые долго в фигурном катании, помнят, что творило советское руководство спорткомитета, когда каждые четыре года, к олимпийскому циклу надо было отчитываться о своей работе. В 1968 году москвичка Лена Щеглова входит в первую десятку, а в 1976 году едет молодая, начинающая Лена Водорезова и занимает общими усилиями всей команды место во второй десятке. Руководители рапортовали о завоеванных медалях в парах, мужском катании, а в женском катании у нас была самая молодая участница олимпиады. Потом в СССР был брошен клич — надо что-то делать с женским одиночным катанием! И уже когда Союз распался, стали видны результаты этой работы — созданы группы девочек, начали работать тренеры, образовался костяк из талантливых фигуристок — Маша Бутырская, Аня Кондрашова, Кира Иванова, потом Ира Слуцкая. Они через травмы, через трудности шли на соревнования. Вырастить фигуристку-одиночницу — кропотливая десятилетняя работа! Если говорить о зарубежном опыте, мне больше знакома американская и канадская системы. У нас очень красивые, хорошие девушки, которые прыгают потрясающе, но у них недостаточно цивилизованная манера поведения в жизни, которая видна и на льду. Не хватает той элегантности, красивого катания, культуры катания — прически, костюмы, программы, которая есть в танцах и в парах.

— И все-таки, какие надежды связаны у вас с фигурным катанием?

— В ближайшее время нам нужно набраться терпения и понимать, что мы находимся в тяжелой ситуации, но она не безвыходная. Не нужно оскорблять друг друга, кричать. Если тебе говорят правду, воспринимай ее такой, какая она есть, и работай, засучив рукава! Народ у нас талантливый, способный, амбиций много. Спорту уделяют большое внимание, много строят спортсооружений. Сейчас мы работаем над тем, чтобы была достойная зарплата у педагогов в школах и у детских тренеров, чтобы они не брали левых уроков, чтобы у них был интерес растить талантливого ребенка и расти вместе с ним.

Досье

Заслуженный мастер спорта, трехкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира, одиннадцатикратная чемпионка Европы в парном фигурном катании на коньках (в 1968-1972 годах — с А.Н. Улановым, в 1973-1980 годах — с А.Г. Зайцевым).

Президент общественной академии спортивных достижений «Слава». Член Президиума Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, председатель Центрального совета ВДО «Спортивная Россия», вице-президент «Лиги здоровья нации», член Общественной палаты при Президенте РФ, член Президиума Федерации фигурного катания на коньках г. Москвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× 6 = 54