Лица из будущего Юниорское катание уже давно стало взрослым

Чемпионат мира по фигурному катанию на коньках среди юниоров 2012 года состоялся в Минске (Беларусь) 27 февраля — 4 марта 2012 года, в котором принимали участие фигуристы из 55 стран мира, и которые разыграли 4 комплекта наград. Чемпионат проходил на огромном стадионе «Минск-арена» вместительностью в 16 тысяч зрителей. Основная и самая интересная программа чемпионата мира началась в последний, но дополнительный день зимы — 29 февраля.

Танцы на льду

В порядке вещей

Превосходство российской школы танцев ни у кого не вызывала сомнений

Чемпионат мира начался, как и подобает любому торжеству, с самого яркого вида фигурного катания — танцев на льду. Сверкающая юностью и красотой молодежь с нетерпением ждала выхода на лед, и все действо по настроению как-то очень напоминало первый бал Наташи Ростовой из романа «Война и мир». Диктор на арене не с первого раза выговаривал новые имена, но публика была к нему снисходительна, ведь все имена были действительно новые.

В коротком и зажигательном латинском танце приняли участие со всего мира 25 танцевальных пар, у 15 из которых за бортиком стояли тренеры с хорошо известными российскими фамилиями. Но если из прославленной группы Зуевой-Шпильбанда не было представлено ни одной пары, то Анжелика Крылова, которая по популярности уже может соперничать с вышеназванными тренерами, выводила на старт молодых танцоров из США.

Россия на чемпионат привезла три дуэта, которые, несмотря на то, что были дебютантами мирового юниорского первенства, безусловно, были самыми титулованными в этом сезоне из всех присутствующих, поэтому атмосфера первого вида соревнований была насыщена предчувствием того, что именно российские пары разыграют весь комплект юниорских медалей.

В коротком танце безоговорочно лидировали все три московских дуэта Виктория Синицына — Руслан Жиганшин (тренеры Елена Кустарова, Светлана Алексеева), Александра Степанова — Иван Букин (тренеры Ирина Жук, Александр Свинин), Анна Яновская — Сергей Мозгов (тренеры Елена Кустарова, Светлана Алексеева), которые уверенно и непринужденно станцевали латину, получив от технической бригады только 3 и 4 уровни по элементам, а от судей — только плюсы по GOE.

Лидеры первого дня соревнований Виктория Синицына — Руслан Жиганшин по короткому танцу показали свой лучший результат сезона — 63.78 балла, однако на пресс-конференции они сказали журналистам, что хотя «в целом мы прокатом довольны, нам все же хотелось бы получить за все элементы 4 уровень сложности».

Обладатели малой серебряной медали Александра Степанова и Иван Букин прокомментировали свой дебют как очень волнующее событие и эмоции, которые они испытывали на старте, пришлось контролировать, чтобы «прокатать танец так же, как это мы делаем каждый раз на тренировках».

Анна и Сергей, занявшие третью ступеньку, сообщили, что, по их мнению, прокат получился неплохим, однако, добавил Сергей, «пока эмоциональная составляющая нам дается проще, чем техническая часть». Действительно, если бы здесь давали медали за темперамент и экспрессию, то Сергей Мозгов был бы абсолютным чемпионом.

В кулуарах чемпионата специалисты в области танцев на льду, отвечая на вопрос об уровне юниорского катания, единодушно высказывали мнение, что мастерство катания всех пар основательно подрос с момента изменений правил и требований к танцам на льду, а также все сходились на том, что именно три российские пары задают основной тон.

Произвольный танец с первой же разминки захватил внимание зрителей своим задором, яркостью улыбок, катанием наотмашь, без страха и сомнений, как могут только юные люди. Танцоры были неиссякаемы в плане придумывания новых поддержек и вращательных поз, и все без исключения демонстрировали горячий темперамент.

«Вообще уровень чемпионата очень высокий, — подтверждает общее мнение старший тренер сборной Кореи Сергей Асташов, — я бы сказал, что в чем-то он выше взрослых чемпионатов. Удивляться не надо: за счет своей молодости они не боятся кататься смелее, делать какие-то рискованные поддержки, да и задора у них больше. Мне здесь понравились все три российские пары, которые еще пока молодые, но задатки уже определенно видны».

Сильнейшую разминку открывал дуэт Синицына — Жиганшин, которые как и днем раньше, за исполнение своего танца под «Фантом оперы» получили лучшие оценки в сезоне, набрав в итоге лучшую свою сумму — 153.81. Известный российский специалист в танцах на льду Наталья Дубова прокомментировала их прокат словами: «Я просто потрясена парой Синицына — Жиганшин! Поздравляю тренеров Светлану Алексееву и Елену Кустарову с такой прекрасной работой».

Александра Степанова и Иван Букин, вышедшие на лед следом, исполнили композицию Пола Маккартни «Live and Let Die» с хорошей итоговой суммой 85.06 балла, однако по сумме не дотянув до своего лучшего результата, показанного на этапе Гран-при в Милане в октябре 2011 года, почти 2 балла. Позже на пресс-конференции Саша Степанова, скажет, что, видимо, причиной стало угасание скорости на дорожке, о чем им сказали после проката тренеры, но они с Иваном этого не заметили, потому что катались на большом эмоциональном подъеме.

Третьими показывали свое мастерство американцы Александра Элдридж и Даниел Итон, тренирующиеся в группе Анжелики Крыловой и Паскуале Комерленго, под саундтрек «Король танца» настолько убедительно, что по технике судьи их поставили на 2 место.

Заключительным аккордом на чемпионате мира должно было стать выступление Анны Яновской и Сергея Мозгова, если бы в самом начале их катания у Сергея не расстегнулась на брюках штрипка. Судьи, то ли так долго решали, что им делать в такой ситуации, то ли заметили это нарушение правил не сразу, но музыка была остановлена практически в самый кульминационный момент программы. В итоге, хотя снижения на балл не последовало, но общее впечатление было смазано. Ценой расстегнувшейся штрипки стала бронзовая медаль, которая досталась американцам Элдридж-Итон. Тренер нашей пары Елена Кустарова прокомментировала случившееся как досадную неудачу, но не более: «Их сегодняшний прокат был одним из лучших. Но конкуренция настолько высока, что можно сделать незначительную ошибку, которая отбросит тебя на 5-6 мест назад. Так что все дело только в чистом прокате». Да и история со штрипкой в конце концов выглядела так, что третья российская пара дала фору американцам даже не катанием, а деталью костюма.

На заключительной пресс-конференции победители и призеры не скрывали эмоций. Виктория и Руслан сказали, что очень счастливы своей победой, и что для них было важно не подвести своих тренеров, самих себя и федерацию России, и что они справились с этими задачами.

Александра Степанова, оказавшись на пресс-конференции без своего партнера, который «видимо, не очень внимательно читал расписание и после допинг-контроля, забыв про пресс-конференцию, уехал в гостиницу», сказала, что они очень довольны тем, как сложился их первый чемпионат мира.

Александра Элдридж и Даниел Итон признались, что им было очень интересно соревноваться с российскими парами и что прокат произвольного танца с таким результатом был лучшим в их карьере. О сотрудничестве с Анжеликой Крыловой ребята сказали, что » под ее руководством мы работаем уже 3 года и получаем от этого истинное удовольствие, потому что она знает, что с нами делать, и выжимает из нас максимум, заставляя стремиться к высотам».

Анжелика Крылова принимала поздравления и не скрывала своей радости: «Этих ребят я 3 года назад поставила вместе, и вот сегодня они меня очень порадовали. Думаю, что они сами пока еще в шоковом состоянии, потому что пробиться сквозь три русские пары очень сложно. Последние пять лет ваши пары буквально стоят стеной на пьедестале юниорских чемпионатов, никого не пуская вперед. Для российской сборной в смысле «перспектив — это очень хорошая позиция».

Парное катание

Китайская стена

Пары из Поднебесной бросили вызов остальному миру
Парное катание и на взрослых, и на юниорских чемпионатах всегда стоит особняком, хотя бы потому, что в этом виде ИСУ не проводит соревнования по квалификации. Да это и понятно, ведь самый технически сложный вид может себе позволить не каждая страна, а только те, кто имеет глубокие и сильные традиции в фигурном катании или те, кто остро чувствует свой потенциал. В Минске первую группу стран представляли Россия, Китай, Канада, США, вторую группу — Италия, Франция, Австрия, Нидерланды, Польша, Украина и Беларусь.

Короткие программы юных пар навеяли ощущение, что, несмотря на незрелый возраст, парники стали в целом кататься как-то музыкально и композиционно осмысленнее, чем это было даже пару лет назад. Канадские и североамериканские пары катались в лучших традициях своего континента: на скорости, широко, раскатисто, с большой амплитудой, отличаясь между собой, может быть, только тем, что американцы, выбирая музыку, отдали предпочтение более живым танцевальным мелодиям. Еще запомнился тот факт, что все три американские пары занимаются у одного тренера — Далайлы Саппенфилд, которая в Колорадо-Спрингс тренирует не только юниорские, но и взрослые пары.

Третья китайская пара Мэйи Ли — Бо Жианг, занявшие по короткой лишь 10 место, тем не менее катались и смотрелись так, что многие страны хотели бы обменять своих спортсменов на одну эту пару. Другая пара Ксиа Ю — Конг Жин напомнила всем, что они из страны крадущегося тигра и притаившегося дракона, так красиво и летяще катались они.

Первая пара юниорского Китая Венжин Сюи — Конг Хан прибыла на турнир уже в статусе двукратных чемпионов мира среди юниоров, к которому они добавили новый чемпионский титул турнира «Четырех континентов» этого года. На льду им не было равных, потому что сложное они делали легко, а простое — безупречно. Однако и они на правах старожилов юниорских чемпионатов мира заметили, что пары из года в год катаются все сильнее: «Нам каждый год приходится чему-то учиться и улучшаться, чтобы соответствовать уровню».

Все три российские пары были дебютантами чемпионата мира, причем две из них не имели никакого международного рейтинга, так как были созданы меньше года назад.

По жребию первый стартовый номер, а с ним и право открывать вид, достался питерской паре Камилла Гайнетдинова — Иван Бич (тренер Оксана Казакова), в которой, правда, есть часть московского фигурного катания в лице партнерши. Эта пара произвела домашнюю сенсацию в феврале сего года, когда на Первенстве страны они сходу заняли третье место и отобрались на мировой чемпионат, поразив судей и зрителей чистейшим исполнением в программе таких тройных прыжков как лутц и риттбергер. В Минске их заявочный лист по элементам смотрелся не менее дерзко, даже рядом с заявками китайских пар. Прокатав программу под саундтрек «Моя прекрасная леди», Камилла и Иван удержали за собой 9 место.

Еще одна свежеиспеченная пара из Москвы Василиса Даванкова — Андрей Депутат (тренеры Сергей Доброскоков, Сергей Росляков), которые также наделали много радостного переполоха в этом сезоне, под ритмичную музыку «Фламенко» в исполнении ДиДюЛи очень уверенно встали на 5 строчку таблицы.

Наконец, самая опытная пара Екатерина Петайкина — Максим Курдюков (тренер Сергей Доброскоков) под испанскую сарабанду откаталась с таким настроением и настроем, как будто в последний раз. На пресс-конференции после вручения Кате и Максиму малых бронзовых медалей, они сказали: «У нас отняло долгое время, чтобы подняться так высоко на соревнованиях такого уровня. Сегодня наш прокат был одним из самых лучших в сезоне. Надеемся, мы и завтра достойно прокатаем нашу программу и расположимся на том месте, которого заслуживаем».

На разминке перед произвольной программой Гайнетдинова и Бич катались, взявшись за руки, не больше минуты, напоминая тем самым, что чуть больше полугода назад они были одиночниками. «Мы так спланировали разминку специально, — пояснила позже Оксана Казакова, — потому что у них в программе стоят очень сложные прыжки, которые здесь да и на взрослых соревнованиях никто не выполняет. Парные элементы требуют уже какой-то скатанности, поэтому сегодня мы сделали упор на сложные прыжки, а уже парные элементы будем дорабатывать в следующем году». Намеченные в программе тройные лутц и риттбергер не задались, что было немного обидно, ведь мы их все видели в Новогорске на Первенстве России. Их тренер выглядела усталой, но отнюдь не расстроенной. «Это вообще их первый старт в жизни такого уровня. Вместе они катаются только 7 месяцев, поэтому требовать от них каких-то оглушительных результатов смешно. Они вчера справились с короткой программой, но вынести на плечах еще и произвольную им пока не по силам», — констатировала Оксана Борисовна.

Предпоследнюю разминку открывали Василиса Даванкова и Андрей Депутат саундтреком «Ромео и Джульетта» композитора Нино Рота. Все элементы от судей получили плюс 1 и плюс 2, ну кроме выполненного с ошибкой во второй половине программы акселя в 2,5 оборота. Василиса и Андрей удерживали верхнюю строчку результата вплоть до выхода на лед сильнейших китайских пар.

Китайцы Венжин Сюи — Конг Хан раскрыли в своем танце душу фламенко, потому что это был именно танец, а не программа, выстроенная по шаблону: перебежка — элемент, перебежка — элемент. Это катание запомнилось бы даже в том случае, если бы в ней не было четверного выброса и четверной подкрутки, но они в ней были. Докрученный выброс четверной сальхов в начале программы, исполненный с помаркой приземления на две ноги, оцененный судьями на 7.14 баллов, а затем идеально выполненная подкрутка четверной лутц добавили еще 8.39 баллов к результату. Выполненный во второй части программы выброс тройной флип выглядел как разминочный элемент, что вызывало и восхищение, и трепет. Оксана Казакова, не скрывая эмоций, назвала сегодняшний уровень юниорского парного катания «запредельно» высоким. «Канадцы и американцы не произвели на меня особого впечатления, но вот что мы будем делать с китайцами — неизвестно, — разводя руками, говорит Олимпийская чемпионка Нагано. — Пока непонятно, пара Венжин Сюи — Конг Хан просто сама по себе уникальная или китайцы в целом решили взять высоту в 4 оборота на выбросах и подкрутках? В любом случае это вызов».

Вторая пара Ю — Жин очень органично и эмоционально откатала под «Реквием по мечте», и хотя и обошлась без четверных выбросов и подкруток, очень чисто на плюс1-2 сделала каждый элемент и получила оценку за технику выше почти на балл, чем Сюи-Хан.

На заключительной пресс-конференции после вручения наград серебряные призеры ЮЖин были очень довольны своим выступлением, потому что «нам удалось выполнить все, что мы запланировали, и в следующем году мы надеемся достичь еще большего прогресса». Несмотря на то, что пара Сюи — Хан в третий раз завоевали титул чемпионов мира среди юниоров, они были очень самокритичны и сообщили журналистам, что «хорошо катались, но не показали своего лучшего катания».

К выходу на лед российской пары Петайкина — Курдюков уже было понятно, что для нас речь на чемпионате может идти только о бронзовых наградах, но при таком соперничестве бронза тоже была благородным металлом. Прокат короткой программы давал надежду, что Катя и Максим также азартно и самозабвенно откатают и произвольную под саундтрек «Мистер и миссис Смит», но … Катя не устояла на ногах ни с одного выброса, что отбросило их на 6 позицию по сумме двух программ.

Заключительная американская пара Денни — Фрайзер не была также убедительна как Даванкова — Депутат, чей третий результат продолжал значиться в таблице с начала предпоследней разминки, и судьи признали это.

После награждений и поздравлений наши ребята сказали, что просто счастливы занять третье место на своих дебютных соревнованиях такого уровня. «Этот юниорский старт нельзя назвать легким, даже несмотря на то, что у нас есть опыт участия на чемпионате России, — сказали спортсмены. — Здесь было выступать чуточку тяжелее, потому что мы соревновались на своем уровне, и это добавляло волнения».

Флэш-интервью

Вызов времени

Доброскоков: Если мы собираемся конкурировать, то четверную подкрутку надо делать

— Сергей Владимирович, вы верили, что в первый же сезон у Даванковой и Депутата будет такой результат?

Конечно, нет. Хотя весь сезон и до сегодняшнего дня они работали очень много и серьезно, что дало результаты. Здесь они свою задачу выполнили на 150%, потому что мы планировали попасть только в пятерку, не больше. И все, чего они сегодня достигли, в этом нет никакого везенья, а есть только работа.

— Они в сезоне показывают уже который чистый прокат. Это свойство характера?

Да, в этом сезоне они ниже 3 места не опускались. Прежде всего, они оба бойцы, идут на каждый старт, как на корриду. Если у них 2 место, то это поражение, катастрофа. Они выходят биться только за призовые места. На этапе Кубка России в Йошкар-Оле они сорвали произвольную программу, после этого был просто ужас, что они творили! Они потом два старта подряд всех просто «рвали на части». Здесь в Минске по настрою они были готовы с китайцами биться, такие это ребята.

— Что случилось на произвольной программе с вашей парой Петайкина — Курдюков?

Катя и Максим просто перегорели на старте. На утренней тренировке очень хорошо прокатались, да и разминку провели неплохо. Но когда в программе не получился выброс, то Катя расстроилась, и уже когда шла на второй выброс, то было понятно, что не сделает. Этот сезон у них был последним по юниорам, со следующего сезона начнем с ними работать по мастерам.

— Расскажите о своей группе парного катания.

В тренерский коллектив группы я пригласил молодых специалистов, которые не просто хотят работать, а жаждут карьеры и успеха. В нашей школе (СДЮСШОР № 37) очень комфортно работать, тренеры и хореографы помогают друг другу. Большая помощь и поддержка нам пришла от Федерации России, которые организовывали нам сборы в Новогорске в течение всего года. Там все условия для спортсменов, удобные залы, которых у нас нет в школе, питание, проживание, так что спортсмены ни на что не отвлекаются. Очень помогал нам Виктор Кудрявцев, который просто день и ночь работал с Екатериной и Василисой над прыжками, у них прыжок совсем другой стал по технике и красоте.

— На этом чемпионате вы заметили какие-то новые тенденции в развитии парного катания?

Ну, прежде всего, это качество скольжения. Хореография становится все сложнее и интереснее, выбор музыки и постановка программ уже ближе к танцам. Китайцы показали сегодня фактически танцорскую программу, хотим мы этого или нет.

И техническая сторона тоже усложняется. Китайцы пошли по пути элементов ультра си — четверные выброс и подкрутка, но наша пара Гайнетдинова — Бич сегодня тоже направление развития — это исполнение всех прыжков в три оборота. Так что в сумме, это — сложные прыжки, элементы ультра си, очень приличное скольжение, интересная хореография, катание в образе.

— Вы уже думали, над чем будете работать, чтобы достойно ответить?

Да, если конкурировать, то что-то четверное уже надо делать. Мы, может быть, попробуем четверную подкрутку, Василиса верткая, она сможет. Также думаем усилить программу еще одним тройным прыжком. И будем искать постановщика программ соответствующего уровня. Когда мы в начале сезона ставили программы, то по элементам, шагам, и хореографии их потенциал до конца не просчитали: они достаточно быстро переросли наши постановки. Словом, все надо спокойно спланировать

Разрешите представить

Два бойца

Даванкова — Депутат: Было желание скорее выйти на лед и кататься

— Какие у вас впечатления от своего выступления на чемпионате мира?

Василиса: Ну, эмоции нас захлестывают! Я как всегда очень волновалась, еще у нас был первый стартовый номер в нашей разминке, и это смутило немного, хотя надо и первыми уметь выступать, так что мы собрались.

Андрей: Я не волновался, потому что стараюсь убрать эти эмоции, как лишние. Скорее это было желание, как можно скорее выйти на лед и кататься. Знаете, после таких стартов, как чемпионат России и Первенство России мы, конечно, поуверенней себя чувствовали. Но мысли: сделаем ли мы элементы в плюс 3 или только в базу, лезли в голову.

— И что в результате сумма сейчас рекордная?

Андрей: Это наша первая сумма баллов в международном рейтинге. Мы довольны результатом, и не сравниваем его с результатом, показанном в России. После короткой было немного обидно, что по компонентам судьи поставили чуть меньше, чем нам хотелось бы, но оценка за технику была справедливая. В результате, с пятым местом мы не попали в последнюю разминку, и это было хорошо, потому что отрыв от призовых мест был не очень большой, а выступать в сильнейшей разминке тяжелее психологически. Так что мы себя нормально чувствовали, потому что в роли догоняющих находиться легче.

— Расскажите немного о себе: где катались, как встали в пару?

Андрей: Я родился в Киеве, правда в профайле ИСУ ошибся и написал, что родился в Москве (смеется). Катался в Киеве у Галины Кухар (Гржибовская) с партнершей Владой Рыбкой около 2 лет, но потом наша пара распалась и долго не могли мне найти партнершу. Тогда Галина Кухар отправила меня в Москву к Елене Александровой, которая работает вместе с Сергеем Доброскоковым в СДЮСШОР № 37. Там я встал с Василисой в пару.

Василиса: Я родилась в Москве, но на четверть я гречанка. Перед тем как мы с Андреем встали вместе, у каждого из нас уже был опыт катания в паре. Я пришла в группу Доброскокова из «Динамо» от Алексея и Екатерины Рябовых и до встречи с Андреем каталась в паре.

— Считается, что пара складывается не сразу, что надо долго притираться друг к другу. А как это было у вас?

Василиса: Ну, Андрей мне очень много уступает, у него замечательный характер, и с ним легче кататься, чем с кем-то еще. Если у мальчика сложный характер, то это уже не так просто будет. Я еще не очень взрослая, и мне он помогает. У нас разница возраста в 6 лет: мне 13, а ему 19.

Андрей: Просто я понимаю, что у нее сейчас такой возраст, что ей надо уступать, поддерживать. Если я буду на нее давить, то через пару лет она станет забитая, дерганая. А для пары это нездорово, сам себе хуже сделаю. Разница в возрасте у нас 6 лет.13-19.

— Сейчас в парном катании делают уже четверные подкрутки и выбросы. Что вы собираетесь делать в этом направлении? Чем будете выигрывать?

Василиса: Мы собираемся надавить на прыжки. У нас на катке есть замечательные тренеры, готовые всегда нам помочь: Этери Тутберидзе, Наталия Гаврилова и другие. В принципе, возможно сделать тройной флип или лутц. И если я сильно не вырасту, то можно летом попробовать четверную подкрутку. Но выброс — это слишком опасно.

Андрей: По скольжению с нами занимается тренер нашей школы из группы танцев на льду Екатерина Журина, с хореографией помогает Игорь Лютиков. Короткую программу ставила Катя Журина, а произвольную — Сергей Росляков. А всеми руками и эмоциями занимался наш хореограф-репетитор. Но пока мы стараемся отрабатывать элементы, потому что если эмоции захлестнут, то остаться можно без элементов.

Василиса: Но улыбаться во время проката надо, чтобы судьи видели: раз мы улыбаемся, значит, нам приятно это делать и совсем не сложно.

Юноши

Не стреляйте в пианиста

Российские юноши откатались, как смогли

Юноши вступили в борьбу в первый день весны. Через сито квалификации прошли 30 участников 22 стран, из которых Япония и США выставили трех своих участников, Россия, Китай, Канада, Великобритания по два, остальные страны по одному. Россию представляли победитель Первенства России 18-летний Жан Буш (тренер Алексей Урманов) и серебряный призер 19-летний Артур Дмитриев (тренер Елена Буянова).

Смотр-конкурс продолжался. На лед один за другим выходили юноши — пока неизвестные солдаты фигурного катания, но имеющие шансы уже через несколько лет стать кумирами многих. Или не стать.

Программы под блюзовые композиции показали те фигуристы, которые не просто умеют кататься (блюзовые фразы идеально отражают суть скольжения), а те, кто полностью доволен жизнью и собой, иначе никак. Кстати, китайцы, которых нещадно критиковали за скучное и неэмоциональное катание, приняли замечания в свой адрес, и теперь «зажигают» под джаз, свинг и блюз. Запомнился филиппинец Кристиан Мартинес, который был не только прыгуч, но и настолько гибок, что ему удалось сделать ласточку как Коэн, бильман как Плющенко и кораблик как Климкин. Это было хорошо, но уже недостаточно. Для того, чтобы стать «иконой стиля» теперь надо прыгать как Плющенко, вращаться как Ламбьель и кататься как Чан. Да, еще надо иметь харизму, желательно свою собственную.

Из 30 участников 11 заявили о намерении исполнить 3А, включая наших спортсменов. По итогам первого дня соревнований только пять юношей справились с задачей и сделали прыжок в базу, но российских фигуристов среди них не было.

На разминке ничто не предвещало разочарование: Артур Дмитриев (8 место после короткой программы) откатал и отпрыгал все элементы, тренеры были довольны, зрители хлопали. Музыка Дэнни Эльфмана из кинофильма «Битлджюс» заставила Артура двигаться, подчиняясь своим ритмам и фразам, преобразив его в импульсивного и неистового героя фильма. Казалось, а это ощущение возникало уже не раз, что Дмитриеву становится мала площадка, как будто не хватает места на прыжки, на дорожки, на жестикуляцию. От эмоционального перенапряжения пострадал тройной аксель, который только что на разминке был сделан легко. «Каждый раз во время соревнований его захлестывают эмоции, — вздыхая, говорит Елена Буянова, — он очень эмоциональный человек. Даже не знаем, что делать».

Жан Буш (5 место), исполняя «Лунную сонату» Бетховена, был сосредоточен и концентрирован, каждый жест был выверен, каждая линия чиста. Однако технически тройной аксель и каскад тройные флип-тулуп были с помарками, так что базовой оценки за них не получилось.

Оживление зрителей на трибунах при появлении Джейсона Брауна (4 место) на льду, говорило о том, что американец уже узнаваем публикой и даже отчасти любим, несмотря на юниорское катание. Житель Калифорнии не стал себя напрягать тройным акселем, безукоризненно выполнив двойной, сделал каскад3-3и получил от судей за исполнение каждого элемента только плюсы.

Денис Тэн (3 место) катался под элегию Рахманинова так, как и полагается кататься под элегию: элегантно и без усилий. Заявленный тройной аксель был исполнен на плюс 2. Было видно, что надежды встать на пьедестал на этот раз не грезы, и очень близки к исполнению. «Я не очень доволен своим прокатом, вращения не слишком задались, но надеюсь улучшить всё в произвольной программе, — отметил Тэн. — Я хочу прокатать хорошо, у Казахстана ещё никогда не было медалей и было бы здорово завоевать медаль и внести таким образом свой вклад в историю казахского фигурного катания».

Китайский юноша Хань Ян (2 место) тоже технически почти идеально исполнил все элементы, включая тройной аксель. Его сумма за компоненты была самой выдающейся среди всех участников, потому что он бесшумно и стремительно летал над площадкой, кое-где касаясь коньком льда.

Джошуа Фаррис из США все прыжки сделал на плюс 1 и 2, а все остальные элементы на 4 уровень сложности — итоговая сумма по короткой программе равнялась 75.43 балла, при этом не забудем, что юниоры не могут включать четверные прыжки в свою короткую программу. В итоге первого дня Джошуа Фаррис и «Лунный свет» Клода Дебюсси на 1 месте.

В произвольной программе три юноши заявили четверной тулуп, десять — тройной аксель, при этом пять из них намеревались это сделать два раза. Забегая вперед, скажем, что четверной тулуп в базовую стоимость сделал только китаец Ян Хань, а тройной аксель выполнили 7 человек, включая и нашего спортсмена Жана Буша.

Артур Дмитриев, чей заявочный лист выглядел по-мужски сильно, не cмог воплотить его на деле. Два падения с прыжков ультра си и 15 место по произвольной. В микст-зону Артур вышел растерянным: «Последний сезон был для меня сложным: были травмы, и до конца починиться и отремонтироваться не получалось, надо было пахать дальше. И психологически из-за этого было сложно, потому что не все получалось из того, что должно получаться. И от проигрышей я устал, — признался фигурист. — Сейчас мы проанализируем все и будем дальше работать. Со следующего сезона буду стартовать уже на взрослом уровне, и я очень этому рад, потому что будет можно прыгать два четверных в короткой программе. Жизнь в юниорском спорте вообще не сложилась, будем надеяться, что во взрослом спорте будет все хорошо. Расстраиваться не будем — это самый легкий путь, и мы и им не пойдем. Мы будем бороться до конца».

Первым в сильнейшей разминке катался 18-летний Денис Тен, который в произвольной программе покусился на самую сложную технически программу: четверной тулуп, каскад тройной аксель — тройной тулуп и тройной аксель. В результате четверной тулуп, а также каскад и еще пара прыжков из второй половины программы стали жертвой технической ошибки. В итоге — 4 место.

Ян Хань (1 место) в произвольном катании показал чистый тройной аксель и четверной тулуп, причем все прыжки были исполнены на сумасшедшей высоте, с колоссальным пролетом. Итоговая сумма — 222, 45 — это лучше, чем season best Сергея Воронова.

«Я чувствую себя очень гордым, — поделился с журналистами спортсмен, — поскольку я первый китаец, завоевавший такой титул на этом чемпионате. Сегодня моё выступление было довольно хорошим, я показал свой уровень. Место для меня не играет никакой роли, для меня гораздо более важно хорошо кататься. В Китае есть ещё поколение очень крутых спортсменов —и я надеюсь, что будет ещё много чемпионов из Китая».

Джошуа Фаррис (2 место) был снова на высоте: два тройных акселя с плюсами от судей, все вращения 4 уровня. К этому надо прибавить грамотное построение программы, когда за каскад 3Л-3Т во второй части, даже исполненный с небольшой помаркой, американец вместе с коэффициентом получил 10.11 балла, что примерно равно исполнению четверного тулупа. «Что касается четверного прыжка, конечно, я тренирую его, — рассказал спортсмен. — Я пробовал исполнить его на чемпионате страны, но он мне не удался, так что здесь я хотел кататься сильно и чисто — и мне это удалось и без четверного».

Жан Буш выбрал для своей программы неувядающую «Кармен» Джорджа Бизе, на первых секундах которой по замыслу постановщиков музыка из крещендо должна была перерасти в четверной тулуп, но она переросла в «бабочку», чем вызвала вздох разочарования на трибунах «Минск-арены». Следом был блестяще исполнен тройной аксель, а затем с ошибками, пусть и не роковыми, каскады и сольные прыжки. Но как бы там ни было, за эти оба дня Жан показал свое лучшее катание, так как эти результаты и вся сумма стали лучшей в его карьере.

В микст-зоне Жан выглядел расстроенным: «Мне обидно за первый элемент, потому что он у меня как козырь, а я его не показал, хотя был готов к нему и на разминке его выполнил, причем, чисто». «В чем причина срыва прыжка? Я оказался не готов, видимо не пришел в ту кондицию, которая нужна для проката, не достиг нужной концентрации, — проводит разбор собственных полетов Жан. — После „бабочки“ я понял, что еще что-то срывать я не имею права, надо было компенсировать эту ошибку. Я мог подняться выше».

На телевизионных экранах стадиона продолжала идти трансляция чемпионата, и мы могли видеть, как фигурист из США Джейсон Браун в эту самую минуту уверенно выполняет двойной аксель. Вздохнув, Буш продолжил: «Мне легче выступать на взрослых соревнованиях, чем на юниорских, потому что в короткой разрешено делать четверной прыжок, а здесь все идут с одним набором элементов, и за счет чего мне выходить вперед? Катанием? У меня это не сильная сторона. Вот американцы, — кивок головы в сторону монитора, — сильнее и по вращениям, и по катанию. Я же какое-то суперисполнение прыжков пока тоже не гарантирую. Стараюсь, работаю, пытаюсь максимально показать все из того, чему научил тренер, и загадывать вперед ничего не хочу».

Джейсон Браун (3 место) встал на пьедестал с двойным акселем, каскадами3-3лутц-тулуп и 3-2-2 флип-риттбергер-риттбергер выполненными уверенно во второй части программы. Просматривая его заявку, было непонятно, как этот парень попал в сильнейшую разминку с таким набором элементов. Однако его дорожки и вращения судьи признали 3 и 4 уровня, а по компонентам его результат был самым высоким из всех. «Для меня было большой честью завоевать медаль для Соединенных штатов, — с гордостью заявил фигурист. — Я надеюсь, что в скором времени смогу выполнять тройной аксель, а следом — четверной прыжок — сальхов или тулуп. Я много времени посвящаю хореографии, и это идет мне на пользу. Я продолжаю прогрессировать, и посмотрим, как далеко в спорте это меня заведет. Я хочу поехать на Игры 2014 и 2018, и я думаю, что если буду продолжать прогрессировать с такой же скоростью, то моя цель реализуется».

Флэш-интервью

Что делать?

Алексей Урманов: Нам просто нужен талант

— Алексей Евгеньевич, что нам делать с нашим мужским катанием?

«Я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила».

— ???

А как я еще могу вам ответить на этот вопрос? Ну, вот так у нас сейчас. Впереди есть неплохие дети, но мы не знаем, насколько они будут хороши лет через5-6. На сегодняшний день тех ребят, кого мы сюда привезли — это в России лучшее. Для Жана это был последний юниорский турнир в жизни. 1 апреля ему исполняется 19 лет, и он закончил с юниорским спортом. И он был самый достойный из тех мальчиков, которые сейчас в России есть. Что делать? Я не знаю!

— Сегодня на пьедестал поднялся американец, который с «дуплями» обошел и Артура Дмитриева, и Жана Буша, и Дениса Тена. Не кажется вам это странным, что с набором элементов, который сейчас девушки легко делают, парень может стать призером юниорского чемпионата мира?

Не для кого же не секрет, что чисто прокатав с какими-то простыми элементами, можно выиграть у тех, кто грязно откатал сложную программу. У Буша был заявлен четверной тулуп и дальше что? Заявить можно хоть пятерной лутц, который будет стоить 20 баллов, но если ты делаешь вместо него двойной, то и получишь свои «рубль сорок», и отдыхай красиво. Да, сегодня по заявке программа была самой сложной у 4 людей: Буш, Тен, Хань и Дмитриев. Из них программу сделал только Ян Хань. Дмитриев справился хуже всех, затем Буш, затем Тен, который сегодня тоже развалился с четверного, и все. Жалко, что у Жана четверной прыжок не получился, потому что без четверного нам совсем выигрывать нечем. На следующий год будем в программу ставить два четверных — это точно. Но их надо будет делать, потому что иначе без вариантов.

— В чем была ошибка, из-за чего Жан Буш не прыгнул прыжок, о котором мы говорим?

Это голова его не прыгнула. Голова не доработала по концентрации на прыжок, секрета особого тут нет. Может быть, конечно, сказалась микротравма спины и то, что он сейчас на обезболивающих, но на это нельзя указывать как на причину, потому что очень многие с такими микротравмами катаются и помалкивают.

Знаете, первое, что мне Жан сказал в kiss & cry, что самый лучший опыт — это соревнования. Это так, поэтому я в этом году его специально бросил во взрослые старты, чтобы он начал в них вариться, чтобы видел Хавьера, Ханью и других, чтобы понимал, куда он придет в следующем сезоне. Может быть, если бы мы этого не сделали, то здесь не были даже пятыми, хотя мы хотели приехать третьими.

Так что к вопросу о четверном прыжке, то сегодня он должен был его выполнить. Он обязан был его сделать!

— И все же, как вылезать мы будем из этого провала с мужским одиночным катанием?

Мы очень много обо всем этом говорим, но нам просто нужен талант и все. Я никого не хочу обидеть, но то, что сегодня нам показал китаец, это такие природные данные: легкость, взрываемость, крутлявость. А мы работаем с тем, что у нас сейчас есть. Я не в коей мере не хочу обидеть своего ученика, он очень большой молодец, и его талант в огромном желании и работоспособности. Мы с ним работаем два года, пытаемся сочинить какую-то историю, и я надеюсь, что-то у нас обязательно получится. Я очень благодарен его тренеру из Челябинска Ларисе Яковлевой, которая его научила базе, от которой можно плясать.

— Все говорят, чемпионом надо родиться. А с чем надо родиться? Это один какой-то ген чемпионства или в человеке должно быть много ингредиентов, из которых все складывается?

На первом месте должен быть талант, потому что без него ничего не выйдет. Спортсмен даже не дойдет до тех высот, с которых уже можно говорить о чемпионстве. Если нет таланта или способностей, то даже не сможешь стать профессиональным спортсменом.

Дальше ты должен любить свое дело и отдаваться ему полностью, как в любви, без остатка. Должна быть постоянная жажда самосовершенствования. Затем надо уметь долго и много терпеть, уметь от многого отказаться, пока идешь по этому пути, а значит, сила воли должна быть недюжинная. Еще надо обладать способностью к концентрации, чтобы сделать главное в тот момент, когда это нужно, без ошибок и провалов.

Способность к концентрации, можно иначе назвать — спортивная злость. Многое также зависит от специалистов, с которыми спортсмен работает: если тренер некомпетентен, то зачахнет даже самый яркий талант. И конечно, должен быть интеллект у спортсмена, особенно у фигуриста, просто голова на плечах, которая вместит в себя все знания и запомнит их. Вот, собственно, и все.

Одиночное катание: девушки

Покорение гранями таланта

Российские девушки завоевали судей и очаровали публику
Исторически сложилось так, что, начиная с 1978 года, когда ИСУ начал проводить чемпионаты мира среди юниоров, именно наши девушки меньше всего раз поднимались на пьедестал в сравнении с другими видами фигурного катания. В советском пространстве титул чемпионки мира среди юниоров завоевывали всего дважды: в 1985 году Татьяна Андереева и в 1986 году Наталия Горбенко. В 1995 году чемпионкой стала Ирина Слуцкая, в 1996 году — Елена Иванова, 1998 году — Юлия Солдатова, в 1999 году — Дарья Тимошенко, в 2001 году — Кристина Обласова. И дальше целых 8 лет ни на одну ступеньку пьедестала не вступала ни одна российская девушка. Мораторий прекратила в 2009 году Алена Леонова, уже за ней эстафету в 2011 подхватила Аделина Сотникова.

После депрессивного для российского зрителя мужского одиночного катания, ожидание выхода на лед девушек было похоже на предвкушение праздника и подарков, которые сегодня мы точно заслужили. Такое ощущение праздника понятно было отчего: мы привезли на чемпионат мира самых титулованных и самых дерзких своих фигуристок. Прежде всего, в статусе действующей чемпионки мира Аделину Сотникову (тренер Елена Буянова), которая к этому титулу в этом сезоне прибавила серебро юношеских Олимпийских игр в Инсбруке. Затем Полину Шелепень (тренер Этери Тутберидзе), которая стала серебряным призером финала юниорской серии Гран-при в этом сезоне. И наконец, Юлию Липницкую (тренер Этери Тутберидзе) — действующую чемпионку финала юниорской серии Гран-при. Так что российский зритель мог поудобнее устраиваться в креслах и радостно ожидать.

В короткой программе13 девушек из 31 намеревались сделать каскад 3-3 в разных вариациях. Исполнение удалось семерым, включая и наших. Самый сложный каскад тройной флип — тройной тулуп выполнила американка Грейси Голд, которая после первого дня разместилась на второй строке. «Я сегодня сделала все, что могла, — призналась она, — и мне себя не в чем упрекнуть». Действительно, протокол состоял лишь из одних судейских плюсов и четвертых уровней.

Полина Шелепень сделала ошибку на тройном лутце превратив его в одинарный, и вместо 6 баллов получила за него 0.30 балла. В итоге эта оплошность, несмотря на вращения 4 уровня, отбросила ее на 12 место.

Аделина Сотникова в красно-алом костюме под музыку Мориса Равеля была как пламя на льду. Амплитуда ее движений возрастала от элемента к элементу, и финальное вращение стало жертвой ее собственной скорости. В таких случаях принято говорить, что водитель не справился с управлением и машину занесло: Аделина при заходе на либелу теряет центровку, и чтобы не упасть, практически сразу садится в волчок, не сделав нужное количество оборотов в первой позиции — в результате вращение засчитано только 1 уровнем. «Я сегодня не очень довольна своим прокатом, — смущенно улыбаясь, сказала Адель на пресс-конференции, — потому что сорвала вращение. Я выходила на старт совершенно спокойной, но вот сорвала вращение, сейчас самой даже смешно. Завтра буду стараться не делать таких ошибок». «Да, — призналась Сотникова на вопрос журналиста, тяжело ли ей выступать здесь в статусе чемпионки прошлого года, — второй раз соревноваться тяжелее, потому что мне хочется доказать, что я и в этом году смогу завоевать этот титул. Но сейчас в короткой программе я сделала ошибку, поэтому, если завтра я сделаю все без ошибок, то смогу подняться выше. Но для начала надо откатать все чисто», — по — взрослому спокойно добавила она.

Было интересно наблюдать, как публика будет реагировать на катание дебютантки Юлии Липницкой, скорее не на катание, даже не на прыжки, хотя они были выполнены образцово, а на вращения, ведь мы-то знали, какое это чудо. Судьи и зрители были единодушны: 4 уровень всех вращений и стертые ладоши от аплодисментов. Во время награждения малыми медалями было видно, что Юля немного удивлена, почему все так радуются, так много говорят восторженных слов, ведь собственно ничего не случилось: она просто чисто откатала программу. Отвечая журналистам, Юля была немногословна: «У меня есть мечта — попасть на Олимпиаду в Сочи, а что дальше, я пока не знаю. Я хотела попасть на чемпионат и очень рада, что попала. Быть первой после короткой программы — это неожиданно, и я рада этому».

Анализируя техническую оснащенность каждой фигуристки, к ним напрашивался вопрос, не тренируют ли они тройной аксель, чтобы иметь в своем арсенале такое супероружие. Грейси Голд и Аделина Сотникова подтвердили, что уже пробовали делать этот прыжок, но пока всерьез этим не занимались, а Юлия Липницкая сообщила, что «если говорить о чем-то таком, то это скорее четверной тулуп».

Может быть оттого, что в фигурное катание изначально девочек приводят больше, чем мальчиков, и конкуренция здесь сильнее, но уровень «девчачьего» катания казался в среднем выше, чем у мальчиков.
Интрига произвольной программы была, пожалуй, только в одном: произойдет ли рокировка внутри сложившейся призовой группы или нет? Мысли о том, что кто-то вмешается в их борьбу, почему-то не приходили.

Талантливая, но не стабильная Поля Шелепень откатала программу под Феликса Мандельштама как взрослая, понимающая каждое движение и каждый жест. Но восторг зрителей был связан с тем, что москвичка сделала без помарок два сложнейших каскада 3-3, сначала лутц — тулуп, а затем сальхов — тулуп, и дальше без явных срывов докатала программу. Ее произвольная программа по технической оценке была в этот день третей, а вместе со второй оценкой — четвертой. «Да, если бы я не сорвалась на короткой, — улыбаясь, постучала себе по голове Поля, — то точно была бы в пятерке, а так только шестая».

Что касается призовой тройки, то рокировки не произошло. Грейси с очень привлекательной фамилией для спортсменки Голд довольствовалась серебром, показав при этом хороший прыжковый потенциал и умение владеть своими нервами и коньком. Слабым звеном у Аделины Сотниковой в этот раз оказалась дорожка шагов, на которой она потеряла равновесие, что стоило снижением уровня до второго. И хотя по компонентам она переиграла Грейси на полтора балла, по сумме достать ее все же не смогла.

Юлия Липницкая, выступающая заключительным номером всего вида и чемпионата мира в целом, по законам перфоманса должна быть самым сильным аккордом всего действа, что ни в коей степени не волновало Юлию. «Мне надо поучиться у Юли выходить так же на программы, как это делает она, — с восхищением сказала после соревнований Аделина. — Она вышла, как железный человек. Она — молодец». Катаясь в образе Джульетты под музыку Нино Рота и пытаясь передать всю нежность и обреченность своей героини, все же по тому напору, с каким она шла на каждый элемент, Юля скорее напоминала Сару Коннор из саги про терминатора.

На финальной пресс-конференции у Липницкой и Шелепень случилась веселая истерика, на предмет вопросов и ответов. Полина, сидя среди журналистов, с попыткой серьезного вида стала задавать победительницам вопросы, которые так любят спрашивать служители прессы: «Понравились вам зрители?», «О чем вы думали перед выходом на лед?», » О чем вы думали, катая программу?» и дальше в том же духе.
В результате в очередной раз выяснилось, что публика в Минске замечательная, что лед был отменный, что перед выходом на лед ни о чем не думали, а во время проката думали только об элементах в том порядке, как они идут и не более того.

Говоря об Олимпиаде в Сочи, Грейси Голд сказала, что «два года — это очень большой срок, но было бы здорово представить свою страну на этой Олимпиаде». Наши девушки были согласны с ней, только Аделина добавила, что «два года надо очень много работать, чтобы попасть на нее».

В мире фигурного катание бытует такое мнение, что те, кто выигрывают юниорские чемпионаты мира, как правило, ничего не достигают на взрослом уровне. Шесть лет назад на золотой и серебряной ступеньке пьедестала юниорского чемпионата в Любляне стояли будущая олимпийская чемпионка Ванкувера Юна-Ким и серебряный призер той же олимпиады Мао Асада.

Флэш — интервью

Дело техники

Этери Тутберидзе: Каждая взятая высота подстегивает работать дальше

— Этери, признайтесь, вы ведь ехали сюда выигрывать?

Мы ехали сюда за идеальными прокатами программ, и, конечно, нам всем хотелось, чтобы эти идеальные прокаты стоили первого места. Я искренне считаю, что Юля — это такой бриллиант, такая спортсменка, которую надо привозить за первым местом. И что на мне лежит ответственность подготовить ее для этого результата.

— Как Юля готовилась к юниорскому чемпионату мира?

Она очень хорошо готовилась. Юля очень исполнительная спортсменка, у нее есть уже своя система подготовки к стартам, порой даже удивляет меня своей работоспособностью. Бывает, я отправляю ее уже поскользить и повращаться, а она говорит: «Ну, Этери Георгиевна, еще 40 минут есть, я буду прыгать». Я вижу, что в ней есть эта спортивная злость, концентрированность, порой если на тренировке что-то не получается, то она может выразить свою досаду очень сильно.

Получилось так, что уже с середины ноября мы с ней вошли в зону прокатов и катались на разных ответственных стартах просто без остановки. Сначала этапы Гран-при, затем финал, потом чемпионат России, после Первенство России и, наконец, чемпионат мира среди юниоров — многовато для13-летней девочки. В последние недели подготовки к чемпионату мира мы сделали акцент именно на хореографию в программах, на каждый жест и даже взгляд. Программы поставлены так плотно, что мы ей нигде не даем расслабиться, ни в связующих шагах, ни в прыжках. Я переживала за нее, потому что видела, как она устала, но это проявлялось не технически, а эмоционально, потому что невозможно каждый день кататься красиво. Но она выдержала.

— Да сегодня она по эмоциям показала недетское катание: музыка сложная, образ непростой…

Вы знаете, я очень много читаю и форумы, и прессу. И часто пишут, что музыка отдельно, а Юля отдельно. Я с этим совершенно не согласна, она все делает музыкально. От ее взгляда в короткой программе у меня мурашки по коже бегают, я сама ее в этот момент боюсь. А в произвольной она настолько мягко и нежно катается, что я забываю, что я тренер и должна волноваться за прокат, и начинаю с ней жить в этой музыке и в этом образе. И уже который старт я себя ловлю на том, что вместе с ней начинаю танцевать, катать программу. Она очень женственно катает.

— Сегодня на финальном вращении она начала сокращать количество оборотов, потому что не успевала в музыку?

Нет, там очень длинная кода и музыки достаточно, но уже так было второй раз подряд, из-за того, что зал начинает аплодировать, и Юля просто не слышит музыку. И она начинает делать вращение короче, так как боится опоздать в музыку, боится получить deduction за перекат. Так было на финале Гран-при и здесь. И сейчас, когда зал начал подниматься на аплодисментах, я поняла, что сейчас будет все очень быстро.

— В произвольной программе самую сложную прыжковую программу показала другая ваша воспитанница Полина Шелепень. Вы ставите Юле каскады проще, потому что они у нее пока не такие стабильные?

Юля стабильно прыгает все каскады, в любом сочетании. Примерно 4 месяца назад она начала делать каскады, где второй прыжок риттбергер. К ней этот прыжок пришел одним из последних, и я не могу сказать, что у нее были с ним проблемы, просто особой любви не было. Что касается вашего вопроса, то если Полине Шелепень я должна делать очень технически сложную программу, просто какую-то космическую по сложности, то Юле с ее вращениями, с ее эмоциональным катанием не нужна запредельная сложность. Сегодня Поля показала действительно техническую программу: подряд два каскада 3-3, затем пять прыжковых элементов во второй части программы — мне кажется, что это больше никто не делает, по крайней мере, я не могу сейчас вспомнить — кто.

Полина ведь технически очень сильная фигуристка, она прыгает любые каскады, и если Юля только сейчас их освоила, то Полина их делает уже давно. Она этот риттбергер может прибавить к любому лутцу, флипу, она любой каскад прыгает, ей абсолютно все равно, какой каскад 3-3 прыгать. Тем более что она может 3-3-3 прыгнуть, и сделать это очень технично. Поле можно еще усложнить программу, и она ее сделает. Все это Юлю очень подстегивает. Бывает, что сегодня что-то у нее не получается, не прыгается, но если Поля это делает, то Юля разозлится и пойдет сделает.

— Этери, я вас воспринимаю как многодетную маму, у которой все дочки.

Ну, они дочки и есть. Я порой просматриваю к себе в группу спортсмена и, покатав, отказываюсь брать не потому, что плохой спортсмен, а потому что не мое. Когда мое, то я это внутренним зрением вижу.

— Вы впервые в своей тренерской карьере добиваетесь такого результата. Какие эмоции вы сейчас испытываете?

Я сейчас счастлива за Юлю, но переживаю за Полю. Я понимаю, что технически и функционально Полина была очень хорошо готова. На чемпионат России Шелепень и Липницкая ехали после финала Гран-при, который проходил в Канаде, в другом полушарии, и мы все очень тяжело акклиматизировались уже по возвращению домой. Если Юля смогла себя вытащить из этой ямы, то Поля в нее провалилась, что сказалось на ее выступлении в Саранске.

А сейчас мне просто обидно, что так хорошо подвели ее к соревнованиям, что она была готова функционально и технически «лететь в космос без скафандра», но в короткой дала сбой. Этот юниорский чемпионат мира был бы для нее хорошим этапом для выхода на взрослый уровень, хотя все, что она могла сделать в юниорах, она все сделала: слава богу, она двукратный серебряный призер финалов Гран-при. Пока Полине не хватает взрослого катания, и наша Федерация это понимает. А в юниорах она имеет возможность взять места и медали, и может поддержать команду, что она и делает. Посмотрим, что будет дальше. Каждая взятая высота подстегивает работать дальше, и ниже нее спускаться не хочется.

Послесловие

Итоги юниорской весны

Сергей Кононыхин: Перспективы нас радуют

— Сергей Николаевич, какие у вас впечатления от организации соревнований?

Прежде всего, я был поражен спортивными сооружениями, которые появились в Минске за последние годы. Сам город чистый, ухоженный, производит очень хорошее впечатление. Здесь мы увидели суперсовременные спортивные сооружения: кроме «Минск-арены», где проходил чемпионат, еще крытый каток для конькобежного спорта, велодром, огромный закрытый футбольный манеж. Минск принимает довольно много различных чемпионатов мира по различным видам спорта, а сейчас в первый раз принимал турнир по фигурному катанию. Белорусы готовятся к проведению здесь на арене чемпионата мира по хоккею в 2014 году, поэтому для них наш чемпионат был тоже ответственным событием, к которому они подготовились очень достойно. Они приняли 52 страны — это рекордная цифра количества национальных федераций, приславших своих участников за последние годы. Все условия и для проведения тренировок, и для проведения соревнований были потрясающие. И питание, и проживание в отелях, и трансфер — все было подготовлено хорошо. В день показательных выступлений арена на 16 тысяч зрителей была заполнена до отказа.

— И второй вопрос: в каком состоянии наш юниорский спорт с перспективой на будущее?

Что касается собственно юниорского чемпионата мира и нашей российской команды, то мы привезли сюда 17 спортсменов, и у нас была представительная делегация: максимальное количество участников во всех видах, за исключением юношей. И, к сожалению, наши юноши оставили впечатление не самое лучшее, что в целом отражает нынешнее состояние дел в российском мужском одиночном катании. Но эволюция развития подчас бывает непредсказуемая: у нас никогда не было такого количества одиночниц, которые борются за место в сборной команде. Здесь мы увидели наш резерв в лице Юлии Липницкой, Аделины Сотниковой и Полины Шелепень, который, я думаю, может превратиться в основной костяк, представляющий нашу страну на Олимпиаде в Сочи. Девочки уже будут в том возрасте, с которого можно выступать на взрослых соревнованиях, и, глядя на их потенциал и техническое оснащение, которое они здесь демонстрировали, мы вправе рассчитывать на самое высокое место. Если так будет, то мы сможем заполнить пробел, который на протяжении всех наших выступлений на Олимпийских играх пустует, а именно завоевать золотую медаль в женском одиночном катании. Такие перспективы чрезвычайно радуют.

Очень сильное впечатление производит наш молодежный состав в танцах на льду. Когда существует высокая конкуренция, то растет собственное мастерство. Танцевальный резерв тоже внушает осторожный оптимизм, по крайней мере, мы увидели высокий уровень техничного исполнения программ нашими спортсменами и очень хорошие постановочные работы, которые продемонстрировали наши специалисты.

Возможно, в меньшей степени можно быть удовлетворенным нашим выступлением в парном катании, хотя нас очень порадовали представители СДЮСШОР № 37. Новая пара Василиса Даванкова — Андрей Депутат с первого раза завоевали бронзовую медаль и показали очень хорошее, зрелое катание. Красивая программа, красивая музыка, великолепные костюмы — все выглядело очень достойно. Вторая пара этой школы Екатерина Петайкина — Максим Курдюков, к огорчению, не удержали третье место после короткой программы, потому что произвольная им не удалась совсем. Так что в парном катании скамейка не так велика, как бы нам этого хотелось, но резерв определенно есть. От совсем юной пары Камилла Гайнетдинова — Иван Бич рассчитывать на высокий результат мы не могли, так как пара только создана, а до этого ребята не имели ребята опыта в парном катании.

— На чемпионате мира были замечены какие-то новые звезды? И были заметны какие-то новые тенденции в 4 видах фигурного катания?

Если говорить о тенденциях, то определенно уровень сложности неуклонно растет. Это видно по женскому одиночному катанию, в котором без каскадов 3-3 уже не выиграть, и это стало нормой в сильнейшей разминке. Думаю, что недалек тот день, когда кто-нибудь из девочек пойдет на четверной прыжок. В мужском одиночном катании сохраняется высокий уровень сложности. Безусловно, не всегда только четверной прыжок определяет уровень оценок, факт самого катания требует очень серьезного совершенствования. Мы видим, что представители Китая, США и Канады скользят лучше, чем наши ребята. Да и в целом тенденция на выразительное и образное катание тоже растет. Когда удается создать композиционно целостную программу, это сразу выделяет спортсменов из массы и судьи относятся к ним более благосклонно.
Подводя итог, могу сказать, что 2 золотые, 1 серебряная и 2 бронзовые медали — это очень хороший показатель, но главное даже не в них, а в том, что все наши фигуристы выглядели достойно, и по общему впечатлению мы здесь, безусловно, лидеры.

P.S.
Итогами чемпионата было выявлено, что в мире юниорского фигурного катания существуют всего три сверхдержавы — это Россия, Китай и США, которые лидировали во всех 4 видах, и каждый раз поднимались на подиум в различных комбинациях между собой.
Юноши: 1. Китай 2. США 3. США
Девушки: 1. Россия 2. США 3. Россия
Парное катание: 1. Китай 2. Китай 3. Россия
Танцы на льду: 1. Россия 2. Россия 3. США

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 − = 2