Забытая музыка движения По свидетельству современников, Лев Михайлов был гением фигурного катания XX века

К сожалению, нам с вами остается довольствоваться только этими воспоминаниями, потому что записи с его выступлениями нужно хорошенько поискать в архивах и частных коллекциях. «Его катание незабываемо для тех, кто это видел, — вспоминает Евгений Никитин, — жаль только, что имя его практически неизвестно даже для современных специалистов. Наблюдая современное фигурное катание, я не покривлю душой, если скажу, что до сих пор в мире ему равных нет».

Под присмотром инженеров

В 50-е годы московские фигуристы ДСО «Спартак» арендовали каток в парке «Сокольники» на «Ширяевом поле». В те годы «Ширяево поле» было известно как тренировочная база спартаковских футболистов и не только. Круглогодично здесь занимались фигуристы: летом — ОФП, играли в большой теннис на кортах, а зимой катались на открытом льду практически в любую погоду. Занятия проводил Георгий Константинович Фелицын, позднее вторым тренером у него стал работать Евгений Владимирович Никитин.

В середине 50-х годов профессиональных тренеров не было, почти все тренеры были с инженерным или техническим образованием. Коллектив был отличный, царила очень доброжелательная обстановка. Проблем со льдом никогда не было, в любую погоду готовился отличный лед, а для «школы» лед вообще должен быть идеальным. Тренеры и смотрители катка знали про лед практически все, как лыжники про снег, когда подбирают для лыж мазь.

На «Ширяевом поле» в те годы катались Владимир Садиков, Евгений Никитин, Ирина Фелицына (Ершова), Татьяна Медведева, Алла Огуренкова (Капранова), Лев Михайлов, Анатолий Еремин и многие другие. Там же начинала фигуристкой Роза Сафина, мать Марата и Динары Сафиных, но как-то летом увлеклась теннисом и ушла в него с головой.

Анатолий Еремин вспоминает: «Кататься начинали в то время не с пеленок, а лет в 12-15. Условия для занятий были суровые, и в этот спорт шли те, кто обожал фигурное катание. Прибегали на каток после школы и катались допоздна, а в воскресенье — с утра и до вечера. И катались не по часу, а до изнеможения. На этом катке фигуристы «паслись» целый день — вся Москва была там».

Лев Михайлов был любимцем всех «спартаковцев». Выступать он, по тем меркам, начал очень рано. Одним из первых публичных выступлений в 13 лет стал показательный номер в феврале 1951 года на стадионе «Динамо» по случаю совместных тренировок фигуристов СССР и Чехословакии. Пресса тех лет внимательно следила за успехами своих фигуристов. Лев Михайлов часто оказывался на страницах газет, как юный и перспективный спортсмен. Вот выдержка из одной таких статей: «На морозном воздухе льются звуки вальса. На зеркальной поверхности льда демонстрирует произвольные упражнения молодой спартаковец, школьник Лев Михайлов. Одна фигура сменяет другую. После небольшого разбега фигурист переходит на «кораблик», потом следует стремительное вращение — «волчок». Дружными аплодисментами встречают зрители выступление Михайлова, показавшего содержательную программу. Он набрал наибольшее количество баллов и по праву выиграл почетный приз».

Надо сказать, что неизменное восхищение публики вызывало исполнение им произвольных программ. Возможно, в силу своей молодости и темперамента он не был идеален при выполнении школьных фигур, но он был превосходен в произвольном катании, что позволяло ему на соревнованиях подниматься по турнирной таблице. Хотя его тренеру Георгию Фелицыну без конца рекомендовали усилить школьную подготовку Михайлова.

Летающий Лев

Начиная с 1956 года, Лев Михайлов выигрывает чемпионаты СССР в мужском одиночном катании и становится 5-кратным чемпионом страны. На это же время приходится и дебют нашей страны на международной арене. Последний раз отечественные фигуристы участвовали в чемпионате мира в 1914 году, с тех пор больше ни разу не принимали участия в официальных международных турнирах. Спустя 42 года в 1956 году советская команда фигуристов первый раз выехала на международные соревнования — чемпионат Европы в Париже. Лев Михайлов стал первым фигуристом СССР, который вместе с Валентином Захаровым и Игорем Персианцевым в составе сборной команды принял участие в чемпионатах Европы (1956), а затем и мира (1958).

Евгений Никитин рассказывает: «Михайлов катался всю жизнь на открытом катке, где на льду лежали иголки от елок, а он, выезжая на международные соревнования, умудрялся выигрывать у именитых европейских спортсменов, таких как француз Ален Жилетти, австриец Эмирих Данцер, который одним из первых начал катать в программах связки шагов, которые позднее превратились в дорожки, как француз Ален Кольма, по стилю катанию напоминающий Брайана Жубера. На чемпионате Европы в Гармиш-Партенкирхене в 1960 году он в произвольной программе выполнил двойной Аксель в обе стороны, элемент, который и сегодня никто не делает. И, кстати, он в «чужую» сторону прыгал так, как сейчас и в «свою» сторону не прыгают. Причем, это было в те времена, когда «дупель» вообще не каждый фигурист прыгал».

Лев отличался от всех какой-то особой самобытностью. Например, он умел вязать. На всех сборах в свободное время он не расставался со спицами, вязал не только шарфы и шапки, но и свитера. Кроме этого он прекрасно шил. Когда Лев Михайлов закончил свою спортивную карьеру, то полностью отдался своему хобби, которое стало профессией. Он стал прекрасным портным.

Людмила Кубашевская вспоминает: «У него была запоминающаяся внешность: невысокий рост, вьющиеся волосы, темные «цыганские» глаза. Ему был присущ какой-то свой особенный самобытный стиль катания, сочетающий необыкновенную пластику движения, вихревую скорость, высокие прыжки и при этом элегантность катания, внутреннюю культуру движения. На льду он был неподражаем, мог из любой ошибки сделать новый элемент. Рассказать о его катании так же невозможно, как словами пересказать музыку. Например, он виртуозно владел реберным скольжением, мог сделать прыжок из кораблика в кораблик. Его каждая программа отличалась неповторимостью».

Михайлов исполнял прыжок в либелу настолько идеально, что в ГЦОЛИФКе, где он учился, ему предложили писать дипломную работу про этот прыжок. Автором прыжка в либелу является американский фигурист Дик Баттон, двукратный олимпийский чемпион 1948 и 1952 годов. Он вошел в историю фигурного катания также как первый исполнитель двойного Акселя и тройного риттбергера. На долгие годы Баттон стал эталоном мужского катания для фигуристов. Увидев прыжок в либелу в исполнении Льва Михайлова, Дик Баттон признался немецкой газете «Sportecho» в 1960 году, что «советский фигурист Лев Михайлов исполняет мой прыжок лучше его автора». Михайлов как бы зависал в воздухе в позиции «ласточка», при этом ноги были идеально развернуты по первой позиции, руки раскрыты в стороны. Возможно, что в настоящее время только в архивах ГЦОЛИФКа (РГУФКа) можно найти фотографии, кинопленку с записью этого элемента в исполнении Льва Михайлова.

Досье:

Лев Федорович Михайлов (26. 04. 1938 — 31.08.2004)

Одиночное катание на коньках. Мастер спорта СССР.

Тренер — Г. К. Фелицын («Спартак», Москва).

Пятикратный чемпион СССР (1956-1960). Участник пяти чемпионатов Европы: 1956 – Париж – 15 место; 1957 – Вена – 8 место; 1958 – Братислава – 10 место; 1959 – Давос – 10 место; 1960 – Гармиш-Партенкирхен – 8 место. Участник чемпионата мира 1958 года в Париже – 17 место.

Тренер по фигурному катанию на коньках (1961-63, ЦСКА).

Ученики — Татьяна Немцова, Елена Котова и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


9 + 1 =