Июньский Конгресс ИСУ, проходивший в Барселоне, не принял решения о презентации синхронного катания на олимпийских Играх в Сочи в 2014 году. Для принятия такого решения ИСУ должен был определиться с гендерным составом команд по синхронному катанию, потому что в олимпийских видах спорта нет команд со смешанными участниками. Однако, для ИСУ это решение, а точнее «не решение» вопроса о продвижении синхронного катания в олимпийскую семью, существенно не влияет на развитие этого вида в мире.
Более того. То, что Международный союз конькобежцев продолжает развивать этот вид спорта, говорит тот факт, что ИСУ принял решение со следующего года вместо Кубка мира для юниоров проводить юниорский чемпионат мира по синхронному катанию, как это принято в других дисциплинах фигурного катания. Кстати, в этом году наша российская юниорская команда из Екатеринбурга «Спартак-Юность» на Кубке мира для юниоров, заняв 7 место и войдя в пятерку стран, завоевала право представлять на чемпионате мира уже две юниорские команды от России. С учетом того, что в синхронном катании доминируют такие страны как Финляндия, Швеция, Канада, Америка, то борьба за пятое место идет очень напряженная. Именно поэтому результат команды из Екатеринбурга можно расценивать как большой успех России. Теперь за путевку на чемпионат мира среди юниоров развернется интересная борьба на чемпионате России следующего сезона, потому что на эти места будут претендовать команды из Екатеринбурга, Казани, Новоуральска, Первоуральска, а также команды Москвы!
В сеньорах команда «Парадиз» также добилась успеха, заняв 7 место и войдя в пятерку стран на чемпионате мира, что обеспечивает также участие двух российских команд в Хельсинки в 2011 году.
Потенциальный резерв
Если говорить о популярности синхронного катания в Москве, то надо признать: москвичам просто не хватает знаний о нем, а полюбить то, чего ты не знаешь — очень сложно. Тем не менее, в столице за последние 4 года стали появляться команды, количество которых сейчас достигло пяти и обещает продолжать расти. Исходя из этого, Федерации Москвы, возможно, стоит уже подумать о проведении своего чемпионата или первенства, как это принято в фигурном катании.
Не каждый может выстроить успешную карьеру фигуриста, а годы, проведенные на льду, полученные знания, привычку к спортивному образу жизни жаль отправлять в небытие. Синхронное катание призвано объединить весь потенциальный резерв фигуристов, из которого вырастут будущие чемпионы в этом виде спорта. Эта статья посвящается тем тренерам, которые думают начать заниматься синхронным катанием, но пока не решились на этот шаг окончательно. Возможно, здесь они найдут для себя ответ на такой вопрос: с чего начать, чтобы потом успешно продолжить?
Тренер
Синхронное катание — производная от всех трех видов фигурного катания, но движение команды по стандартной площадке предполагает определенные специфические приемы и навыки. Если говорить о современных требованиях новой системы судейства к скольжению, то они в большей степени приближены к танцам на льду, хотя знание базовых элементов скольжения никто еще в фигурном катании не отменял. В какой-то мере тренер, занимающийся синхронным катанием, должен быть универсалом, потому что в этом виде присутствуют элементы одиночного, парного катания и танцев на льду. Однако в основе лежит именно базовое одиночное скольжение, поэтому, прежде всего, тренер должен знать технику тренировки этих элементов, чтобы научить команду делать их не просто одинаково, но еще и одинаково хорошо. Поэтому с первых шагов тренер должен планировать каждую тренировку, разрабатывать подводящие элементы, анализировать ошибки и успехи.
Как с чего начать?
Прежде чем начинать, надо прочитать правила ИСУ, а затем начать собирать фигуристов, желающих заниматься синхронным катанием. Для того, чтобы создать команду надо определиться с категорией: новисы, юниоры или сеньоры. Требования по возрасту таковы: новисы — от 10 до 15 лет, юниоры — до 19 лет, сеньоры — верхняя граница возраста не ограничена.
Предположим, что мы решили создать команду в категории новисы, что по российской классификации соотносится с I спортивным разрядом. В команде должно быть 16 участников, но если тренер набрал команду из 12 спортсменов, то он может начинать свою работу, так как с этого количества команда признается судьями легитимной.
Участие мальчиков в команде дает преимущество: они физически более сильны и выносливы, но по рекомендации ИСУ их количество должно быть четным.
Капитан и его команда
Помощником тренера в работе с командой является капитан, который необходим, поскольку иногда недостаточно взгляда извне, чтобы понимать, как действуют механизмы внутри команды при исполнении фигур. Для этого тренер обычно опирается на капитана команды, который рассказывает ему о прохождении элементов. То есть, являясь членом команды, капитан является связующим звеном между тренером и коллективом. Также капитан отвечает за дисциплину команды, ее готовность к тренировке. Кроме того, команде необходимо иметь помощника капитана, который будет отвечать за внеледовые тренировки, а именно за готовность спортсменов к ОФП и хореографии. Выбор капитана и его помощника должна сделать команда, желательно по прошествии времени, когда лидерские качества спортсменов проявятся сами. Надо ли говорить, что спортсмен, выдвигающийся на роль капитана, должен быть согласен с решением команды и понимать весь объем ответственности лежащий на нем. Тренеру же можно посоветовать не бросать на самотек эту задачу: кандидатура капитана должна его устраивать, потому что тому предстоит быть посредником между ним и командой. Если у тренера есть сомнения о выборе команды, то надо попросить их предоставить2-3кандидатуры на выбор тренера.
Еще важно команде и тренеру помнить, что запасные — это золотой фонд команды, потому что они должны быть готовыми закрыть любую брешь в форс-мажорной ситуации. То есть, они должны знать все позиции, всю программу. Именно в синхронном катании во всей красе проявляется специфика командного вида спорта, которую многие тренеры фигурного катания представляют себе в общих чертах. Одной из таких особенностей является «притирание» членов команды и их родителей друг к другу. Дать советы на все случаи жизни ни в рамках этой статьи, ни в рамках научного труда невозможно. Можно лишь дать один совет: наметившиеся проблемы лучше обсуждать с командой незамедлительно, чтобы конфликты не накапливались.
Ледовая геометрия
Что наиболее заслуживает внимания при обучении синхронистов — в первую очередь, качество катания. Искусство владения ребром конька означает умение владеть поворотными движениями с любой ноги во всех направлениях. Фигуристы должны уметь делать все 6 базовых поворотов: тройка, скобка, крюк, выкрюк, твиззл, петля. Для того, чтобы сделать их в команде, существуют свои приемы синхронизации исполнения техники скольжения. Надо учитывать, что повороты в синхронном катании преимущественно исполняются в замкнутом пространстве хватов на близкой дистанции с партнерами.
Чтобы добиться качества и синхронности скольжения, тренер должен начать с геометрии движения каждого шага. Спортсмен должен понимать, откуда он начинает движение, по какой оси двигается, в каком направлении делает поворот и прочее. Эти азбучные вещи надо объяснять, рисовать на доске, рисовать на льду коньком, добиваться понимания и единообразия исполнения. Например, угол сгибания колена опорной ноги должен быть у всех примерно одинаковым, как и положение свободной ноги при входе в поворот, повороте и выходе из него всегда должен быть над следом, иначе можно потерять равновесие или зацепиться коньком за товарища.
Кроме ледовой геометрии, также тщательно надо отрабатывать саму динамику движения. Первый его компонент — толчковое движение, обязательно с ребра, а не с зубца, которое должно быть в одном направлении, единовременным и одинаковым по силе. При этом фигуристы должны развернуть опорное колено, согнуть его под одним углом и начать с него движение.
Второй компонент — поворот, в момент которого спортсмен должен получить ускорение. При одноопорном скольжении в нем участвует опорное колено и свободная нога. Свободная нога должна быть над линией скольжения, а опорная нога должна быть максимально согнута до поворотного движения, затем должна быть выпрямлена в момент поворота, и опять адекватно согнута после поворота. Тогда будет гармония в динамике каждого движения, во взаимодействии конька со льдом.
Отработав эти движения индивидуально, спортсмены могут начать делать их в парах, в четверках, в восьмерках, а потом в одной линии или в блоке. Только надо сразу помнить, что блок для начинающих самая сложная фигура.
Хват
Когда пришло время выстраивать своих спортсменов по группами, надо сразу же научить их правильному хвату, тем более, что так выполнять фигуры легче.
Хват — это одна из составляющих базовых элементов синхронного катания, учиться которому новичкам этого вида спорта предстоит с первого дня. Видов хватов может быть несколько, но основными считаются хват «рука в руку», «рука в локоть», «рука в плечо». Продолжительность хвата правилами не описывается, там указывается лишь, что технический специалист должен его увидеть и зафиксировать.
Базовым хватом является «рука в руку», который начинать учить лучше всего надо в фигуре «круг». Когда команда стоит в «круге», то правая рука каждого спортсмена должна быть повернута ладонью в круг, а левая рука должна быть повернута ладонью из круга. Когда круг будет менять направление движения, или делать какие-то повороты, то позиция рук не должна меняться. Эта позиция хвата должна быть отработана до автоматизма. А для начала достаточно в этом хвате делать перебежки под счет влево и право. По правилам в программе новисов должно быть 3 разных хвата.
Внеледовая подготовка
Вообще 50% общего тренировочного времени синхронисты отрабатывают на полу. Если правильно построить внеледовую подготовку, то это будет огромным подспорьем для команды.
Ведущие мировые команды распределяют время таким образом: например, канадская команда Black Ice, выступающая в разряде сеньоры, имеет максимум 12 с половиной часов в неделю на льду, а в зале работает минимум 15 часов. То есть в сумме их тренировочная нагрузка достигает 30 часов в неделю. Если говорить о новисах, то для них будет достаточно3-5часов в неделю на льду и 5-7часов на полу, что составит до 10 часов в неделю общего времени.
Какие ключевые моменты должны отрабатываться на полу? Прежде всего, как это не покажется странным, это элементы скольжения и подводящие к ним движения, которые надо научиться делать синхронно всей командой. Для этого каждый микроэлемент должен быть разбит на его составляющие, чтобы, отработав каждую часть, собрать его воедино.
Под счет тренера команда должна одновременно присесть, повернуться, вытянуться и так далее, то есть отработать именно синхронность движения с четким пониманием каждой фазы. Особенное внимание стоит уделять работе колена и моменту поворота. Например, проработать исполнение крюков, которых у нас по 4 на каждой ноге, а значит всего 8 вариантов. Если не делать упражнения по синхронизации на полу, то на льду она не появится, точнее, для этого потребуется гораздо больше времени.
Разминка
Раскатка должна включать в себя базовые движения фигурного катания, выполняемые как по одиночке, так и в группах синхронно. Набор элементов для этой разминки должен состоять из уже выученных движений, которые выполняются автоматически хорошо. То есть раскатка должна отражать уровень подготовленности команды, а, следовательно, не должна быть однообразно постоянной. Лучше всего каждую неделю менять набор и последовательность движений, добавляя новое выученное движение.
Постановка программы
Постановка программы начинается с выбора музыки, длительность которой должна соответствовать вашему разряду. Если это новисы, то произвольная программа должна длиться 3 с половиной минуты ± 10 секунд. Однако приступать к этой творческой части можно только тогда, когда команда овладела шестью предписанными фигурами: линия, блок, колесо, круг, пересечение и движение в изоляции. В синхронном катании элементы делятся на поступательные (линия и блок), на вращательные (колесо и круг), смешанные (движение в изоляции) и пересечение. Фигура «движение в изоляции» — это дань одиночному и парному катанию в программе новисов.
Каждая команда должна поставить себе за правило научиться получать от судей максимальный балл оценки при 1 уровне сложности фигуры. То есть, сначала максимальное качество, потом уже подъем уровня. Тем более, что по правилам в новисах максимальные уровни за элементы наказываются.
Переход от одной фигуры к другой
При постановке программы необходимо разместить все элементы синхронного катания по площадке и по времени. Вариантов перехода от одной фигуры к другой существует много, и придумывать их — это самое большое искусство в синхронном катании. Тренеры, которые приходят в этот вид спорта, должны научиться мастерству плетения узоров. Конечно, существуют отработанные схемы переходов, тем более, что есть некоторое удобство в перетекании одних фигур в другие. Разрешен любой порядок элементов в программе, но, не рекомендуется заканчивать программу пересечением (см. Правила).
Однако, при любой последовательности фигур тренеру предстоит придумать связки шагов и направление движения, чтобы органично переходить от поступательного движения к вращательному и наоборот. Для обдумывания этих комбинаций тренерам можно посоветовать использовать в качестве наглядного пособия обычные шашки, монеты или другие фишки. Расставляя их на доске в количестве равном членам команды, тренер может придумывать варианты движения по площадке, находить разные комбинации, связки между элементами, видеть как будут взаимодействовать фишки (т.е. спортсмены) друг с другом. Этот тренинг будет не только будить творческую фантазию тренера, но и помогать ему в конкретных практических ситуациях.
ОФП и хореография
Общая физическая подготовка — это неотвратимая часть подготовки синхронистов. В этом смысле она не отличается от традиционного ОФП фигуристов: также надо формировать скоростно-силовые качества, выносливость, координацию движений. Однако все, какие возможно, упражнения надо выполнять синхронно. Для этого они могут быть выстроены блоком, или линией, с достаточным пространством для амплитуды движения.
Если заботой тренера являются ноги спортсмена, то заботой хореографа является работа корпуса и рук. Хореографическая подготовка синхронистов имеет наряду с классическими подходами, ряд особенностей. Кроме традиционной хореографии, которой занимаются все фигуристы с детских лет, и которая должна продолжаться и дальше для членов команды, тренеру можно рекомендовать найти профессионального специалиста по джаз-классу для регулярных занятий. Джаз-класс в последнее десятилетие хорошо зарекомендовал себя как дополнительный источник обучения выразительным, экспрессивным движениям, и что особенно важно для нас, синхронно в группе. Эти занятия способны раскрепостить ребят, научить их владеть корпусом, руками, головой, показать разнообразие образов, которые можно затем воплощать на льду. При обрабатывании программы роль хореографа также значительна: на занятиях в зале можно довести хореографическую составляющую до совершенства.
Дневник тренировок
На начальном этапе (как, впрочем, и на остальных этапах) обучения спортсменов очень актуально ведение ими дневника тренировок, в котором должны фиксироваться не только персональные замечания тренера фигуристу. Основным блоком записей должна стать информация о геометрии движения микроэлемента, с рисунками по осям катка. Кроме того, должны записываться место и позиция спортсмена в каждой фигуре, траектория его перемещения при переходе от одной фигуры к другой, информация о шагах, хватах, хореографических движениях. Хочется подчеркнуть, что дневник должен накапливать информацию не только о ледовых тренировках, но и о занятиях хореографией и ОФП. Для тренера и спортсменов эти дневники станут большим подспорьем в становлении команды синхронного катания, потому что регулярная рефлексия детей после каждого занятия будет показывать тренеру, что же осело у них в головах. Так как синхронное катание — командный вид спорта, то обсуждать и корректировать ошибки, равно как и поощрять их усердие, надо регулярно и со всей командой. Дневники лучше всего анализировать в конце недельного цикла, чтобы подвести итог работы всей команды за этот срок и поставить задачи на новый цикл.
Досье:
Волгушев Сергей Степанович
Мастер спорта по фигурному катанию
Одиночное, парное фигурное катание
Клуб: СЮП, общество «Труд».
Тренеры: Галина Мочалова, Станислава Ляссотович, Татьяна Толмачева-Гранаткина, Валентин Писеев, Игорь Кабанов, Виктор Рыжкин, Виктор Кудрявцев, Татьяна Тарасова.
Образование: ГЦОЛИФК (1973), аспирантура ВНИИФК (2001).
Ведущий специалист и главный тренер ФФКР по синхронному катанию с 2004-2007гг.
Работал преподавателем в университете г. Ювясклюля (Финляндия).
Тренер чемпионов Великобритании по синхронному катанию в 2007-2009 гг.
В настоящее время: Ведущий тренер Центра высшего спортивного мастерства в Лондоне.
Технический специалист в одиночном и синхронном катании.
Хелен Волгушев
Судья ИСУ, рефери ИСУ, международный технический контролер ИСУ по синхронному катанию. Член техкома ИСУ С 2002 по 2010 год.