Почему так часто мы видим эту картину, когда прекрасная спортсменка с тонкими длинными ножками и хрупкой фигуркой к 15 годам превращается в «подобие холодильника»? Откуда берется эта упитанность, неконтролируемый рост отдельных частей тела, особенно в ширину?
Годами тренеры всплескивают руками: «Как же так, опять ошиблись, выбрали не ту!» И снова начинают поиск. Возможно ли обуздать этот необъяснимый процесс или хотя бы его предвидеть? Этот важный вопрос, наверно, не раз себе задавали и тренера и родители спортсменок.
Самый простой и доступный сознанию способ контролировать массу тела во время роста для фигуристок, гимнасток, балерин и прочих «изящностей»: «Не давать есть и все!» — так любой тренер реагирует на увеличение тела развивающейся девушки. И тем закладывает бомбу замедленного действия. Да, можно обманывать организм год, или два, или три, постоянно понижая количество и качество еды. Но, обратите внимание, чем больше девочка в раннем возрасте сидит на диете, тем страшнее и стремительнее с годами изменения в организме. Где же тот пусковой механизм, который приводит к столь трагическим для спорта последствиям? А он заложен генетически и начинает свой путь с 7-8 летнего возраста. И имя ему гипотиреоз. «Гипотиреоз — клинический синдром, возникающий при снижении или полном отсутствии функции щитовидной железы, что приводит к недостаточности гормонов щитовидной железы в тканях. Все это ведет к снижению основного обмена и к нарушениям во всем организме. В результате накапливаются продукты обмена, нарушается функция центральной нервной системы, возникают обменные нарушения и слизистый отек различных органов и тканей… Ювенильный гипотиреоз обычно начинается в детстве. Чаще он протекает скрытно или бывает умеренно выраженным, что вообще типично для подростков». (Ю.И Строев «Эндокринология подростков»).
Ну что вы, скажете, такое страшное название — это не про нас. И ошибетесь. Дело в том, что в балет, художественную гимнастику, фигурное катание изначально отбирают мальчиков и девочек с эластичными связками, подвижными суставами. Если же попадается ребенок без «растяжки», то со временем он выбывает в ходе естественного отбора. Тренер хочет видеть такого ребенка, у которого можно сразу получить результат, и «деревянный» отправляется в хоккей или баскетбол. А значит, количество «эластичных» в нашем виде спорта начинает преобладать. Как же связаны между собой эластичные связки и гипотиреоз?
Ответ очень прост. Эластичность связочного аппарата говорит о генетическом (врожденном) дефекте соединительной ткани, который объединен в комплекс симптомов под названием «Марфаноподобный фенотип». В этот комплекс, среди прочих, в обязательном порядке входит и гипотиреоз. Легкая растяжимость связок, вызванная дисплазией соединительной ткани, обуславливает различные патологические проявления в организме: пролапс митрального клапана сердца (поэтому у наших детей так часто обнаруживаются функциональные шумы в сердце), проявляющаяся с возрастом паховая грыжа, варикоз яичка у мальчиков, опущение почки, дискинезия желчевыводящих путей с последующим образованием камней в желчном пузыре… Весь комплекс описывать очень долго. И если в средней популяции женщин в тяжелых условиях современной экологии на каждые десять приходится одна больная гипотиреозом, то в среде спортсменок этот показатель, естественно, возрастает.
Задача родителей и тренера — не упустить начало заболевания, дать правильную оценку таким несущественным для спорта жалобам: «я устала»; «мне холодно»; «у меня замерзли руки и ноги»; «у меня болит голова»; «у меня свело мышцу»; «я чего-то боюсь»; «у меня выпадают волосы и ломаются ногти»; «я не могу сходить в туалет»; «я прикусила щеку»…
Родителей должно насторожить желание ребенка прилечь, какая-то сухость кожи на локтях и пятках, пухловатое с утра лицо, понижение тембра голоса, ухудшающийся слух, низкая температура тела, плохое засыпание и тяжелое пробуждение, странный аппетит ночью, какая-то раздражительность и скандальность, тяжело дающиеся уроки и домашние задания, общее безразличие ко всему.
А самое главное — неожиданно исчезающая энергия, как только ребенок попадает на лед. Даже странно, весь день скакал по квартире, а на льду как будто замер. Вяло, еле-еле делает элементы, на разминке медленно разогревается. Уже все давно побежали, а он только собирается. Мышцы сокращаются как будто в масле, исчезает резкость, и сразу ухудшаются прыжки, которые еще вчера получались. Работоспособность снижена. Тренер и родители раздражены, как правило, связывают это с ленью, пытаются подстегнуть ребенка лозунгами «Ты ленивый! Тебе должно быть стыдно!» Ребенок обижается, пытается бороться, хорошо кататься, чтобы понравиться маме и тренеру, но увы! Заболевание плавно прогрессирует, симптомы нарастают, проходит время и в пубертатный период начинается неконтролируемый рост массы тела и, как следствие, потеря навыков катания.
У девочек это тем более заметно в связи с резким отклонением в половом созревании. Это или раннее (до 10 лет) начало месячных и уже слишком большие размеры тела, или наоборот — уже 15 лет, а месячных все нет, да и другие половые признаки отсутствуют.
Тренер призывает посадить спортсменку на диету, и здесь мы возвращаемся к той опасности, которая таится в постоянной попытке похудеть. Ребенок весь день проводит на льду при низкой температуре, функция щитовидной железы угнетена, она не работает в полную силу, основной обмен замедлен. Даже если держать девочку на хлебе и воде, вес почему-то не уменьшается, а часто, наоборот, увеличивается. Механизм этого явления очень прост. Постоянное отсутствие еды, панический страх перед ежедневным взвешиванием, чувство неполноценности из-за того, что не можешь сдержать свой аппетит, вызывает глубокий и продолжительный стресс в организме ребенка. Какое-то время компенсаторные механизмы справляются с ситуацией, но не бесконечно. Наступает притупление нервной системы. Длительно выраженный стресс вызывает усиленное выделение гормонов надпочечников — кортизола и андрогенов, повышенное содержание которых дает толчок для начала ожирения. (Строев Ю.И., доцент кафедры патологии мед. факультета СПб ГУ, автор 270 научных работ, среди которых — «Эндокринология подростков», «Ожирение у подростков»). Совокупность двух одновременно протекающих процессов, понижение функции щитовидной железы и основного обмена и манифестное начало ожирения, приводит к быстрому и абсолютно не контролируемому росту тела спортсменки. В итоге попытки сидеть на диете приводят к обратному результату: диета не помогла, все разочарованы, фигуристка вынуждена закончить спортивную карьеру. В ее лице большой спорт потерял еще одну надежду.
Об этих процессах писал в своей статье «Время спортивных технологий» хорошо известный в спортивной среде автор более 100 научных работ и 10 изобретений, специалист по скоростно-силовой, функциональной, технической и психоэнергетической подготовке спортсменов Леонид Райцин: «Нужно беречь ресурсы спортсмена, так как его долголетие в спорте определяется одним из главных компонентов — состоянием эндокринной системы. Когда нет резервов эндокринной системы, которая заставляет спортсмена возбуждаться, активизироваться, желать выступать на соревнованиях, то интерес к спорту постепенно угасает. Спортсмен истощается, что и происходит где-то к 20-21 годам, то есть при выходе из юниорского возраста. Те же, кого не измотали, держатся в спорте значительно дольше — до 27-30 лет».
Но как же так? Все спортсмены наблюдаются в физдиспансерах, районных поликлиниках и такая патология нигде не обнаружена. Дело в том, что все выше перечисленные жалобы никак не связаны в сознании родителей с эндокринологией, и пройти обследование на эту тему, мало кому приходит в голову, да и посещение эндокринолога в физдиспансере не входит в программу ежегодного осмотра ребенка.
Первое, что нужно сделать родителям, которые обнаружили знакомые симптомы у своего ребенка — незамедлительно сдать анализы крови на гормоны щитовидной железы. Ведущее значение в диагностике имеет определение уровня Т3, Т4, ТТГ (Тиреотропный гормон вырабатывается в гипофизе и регулирует деятельность щитовидной железы.), антитироидных аутоантител, холестерина сыворотки крови, показателей основного обмена, времени рефлекса ахиллова сухожилия. Для уточнения выполняются УЗИ щитовидной железы.
Делать это нужно, понимая, что нормы гормона, которые вы видите в бланке анализа, совсем не рассчитаны на спортсмена. Среднестатистическая «норма» образуется из показателей уровня гормонов крови, взятой у 100 доноров, пришедших в пункт сдачи крови. Никто не предполагает, что все эти 100 человек были действующими спортсменами и прибежали на сдачу крови прямо со стадиона. Это простые обычные люди со своими скрытыми заболеваниями, которые, независимо от их состояния, на время стали для нас эталоном.
Сегодня, даже имея выраженную клиническую картину у пациентов, опытные эндокринологи обнаруживают у них уровень гормона в пределах предлагаемой в бланке нормы. Это говорит только о том, что данную норму уже давно пора пересмотреть, если мы хотим сохранить генофонд нашей страны и здоровье будущей нации.
Кроме того, даже если внимательный родитель обратился к врачу, жалобы эндокринологу на 2,5 кг лишнего веса, кроме смеха, не вызовут ничего, потому что объективно, по соотношению роста и веса, фигуристка или фигурист — сама элегантность в сравнении со среднестатистическими подростками. Врач всегда ищет патологию в ее ярких проявлениях. Такая мелочь, как плохая сократимость мышц, которая не позволяет освоить тройной прыжок, врача не интересует. Такой подход приводит к поздней диагностике гипотиреоза, к расцвету заболевания и к тяжелым изменениям в организме, особенно в женском. Как часто выдающиеся советские спортсменки проводили годы в клиниках, пытаясь сохранить беременность и родить ребенка! С какими проблемами сталкиваются бывшие фигуристки, а ныне действующие тренеры, продолжая игнорировать свое основное заболевание, которое часто у них есть уже по определению! Сколько сил уходит на борьбу со стенокардией, холециститом, варикозными нарушениями, постоянными ангинами, герпесом и разрушением зубов! Причем каждое заболевание лечат разные специалисты, хотя можно было бы привести себя в нормальное состояние просто постоянно контролируя и поддерживая в норме уровень гормонов щитовидной железы.
Как хочется, чтобы тренер был внимателен к себе, к своим ощущениям, к изменениям своего организма! Тогда, возможно, он будет более внимателен к своим ученицам, понимая процессы, происходящие в теле развивающейся девушки. И тогда, мы избежим множество трагедий у спортсменок 14-18 летнего возраста, когда на поверхность выходят генетические признаки, выраженные в склонности к заболеванию гипотиреозом. Для этого нужно, постоянно контролировать уровень гормонов щитовидной железы, что поможет плавно проходить этот тяжелый для организма период. Результат не заставит себя ждать. Появится стабильность, уверенность в будущем женского фигурного катания. Уменьшится отсев детей в подростковом возрасте, а значит, больше будет выдающихся спортсменок, отстаивающих честь нашей страны на международных соревнованиях.
Досье:
Григорьева Ольга Евгеньевна
КМС по фигурному катанию. С 1984 по 1994 г. работала председателем спортивного кооператива со специализацией по фигурному катанию в Кировском районе г. Ленинграда. Окончила 1-й ЛМИ им. академика Павлова (1986) по специальности хирург-травматолог. Последние 6 лет занимается проблемой щитовидной железы и ее коррекцией у спортсменов.