Восхождение на Пик формы Тактическая подготовка фигуриста к соревнованиям

Традиционно при подготовке спортсменов большое внимание тренеры уделяют технической, функциональной, специальной и общефизической, хореографической подготовке. Реже — психологической и совсем редко — тактической подготовке. Безусловно, такое отношение к двум последним видам подготовки в первую очередь обусловлено спецификой нашего вида спорта, технически очень сложного (недаром он называется сложнокоординированным), а также бесконтактного и не игрового. Многие тренеры вообще считают, что в фигурном катании тактическая подготовка не требуется.

В дословном переводе с греческого «тактика» — это искусство ведения борьбы. Тактическая подготовка — это педагогический процесс разучивания и совершенствования способов и форм ведения борьбы на спортивных соревнованиях. Тактическая подготовленность — это умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

С самого первого дня как тренер начал тренировать маленького ребенка, с этой самой минуты он начал его готовить к соревнованиям. Потому что именно на соревнованиях решается все. Как часто мы слышим про спортсменов-фигуристов, что на «тренировке он прыгает все» или «на разминке он сделал все» — можно без конца всплескивать руками, сетовать, испытывать досаду, но в спорте считается лишь то, что выполнено на соревнованиях, перед судьями. Все остальное никому не интересно.

Тактическая и психологическая подготовка спортсменов — это такая же наука, такая же тренерская забота, как и обучение технике прыжка, функциональная подготовка, хореографические занятия и т.д. Для тренера, который принял решение работать в спорте высоких достижений, знания всех тонкостей и закономерностей этой подготовки совершенно необходимо. В основном искусство тренеров и заключается в том, чтобы всю цепочку либо олимпийского четырехлетнего цикла, либо годового сезонного выстроить таким образом, чтобы подвести спортсмена к главным соревнованиям на пике его формы.

 Алгоритм успеха

Первое, о чем вспоминают тренеры по вопросам тактики, — это правильное построение программы. Действительно, тренер должен просчитать, где и какие поставить элементы в программе, чтобы они не только выигрышно смотрелись, но и надежно исполнялись.

Есть спортсмены, которым нельзя сложный элемент ставить первым, потому что в случае срыва первого элемента будут сорваны все остальные. Таким надо первоочередно ставить тот элемент, который он исполняет уверенно. Кому-то, наоборот, пока свежие силы, нужно исполнить сложный элемент, а дальше катать то, что стабильно. Например, сверхэмоциональным людям, у которых от эмоционального напряжения начинают включаться не те мышцы, лучше сложные элементы исполнять на небольшой усталости, когда нервное напряжение притупляется и мышцы начинают работать на автомате, то есть опираясь на моторную память.

Кроме правильно составленной программы важно, чтобы спортсмен был обучен способам рационального распределения сил в процессе соревнований. Он должен уметь справляться с трудностями, возникающими при исполнении программы: не только такими, как ощущение тяжести в ногах и сухости во рту, но и с более опасными — как чувство страха, потеря ориентировки на льду, потеря ответственности (см. подробнее «МФ» №1,  статья «Перед стартом», авт. Т.Москвина).

Новая система судейства предполагает знание уровней сложности и их стоимость не только тренерами, но уже и спортсменами. Умение грамотно составить программу с максимальным набором баллов очень ценно в наши дни. Спортсмен во время проката программ должен максимально отдавать себе отчет в том, какие плюсы или минусы он сейчас имеет. Многие тренеры специально разрабатывают тактику исполнения программ, что называется, на пожарный случай: если спортсмен сорвет запланированный элемент, то он постарается восполнить потерянные баллы, усложнив, скажем, вращение или каскад прыжков. То есть, в таком поведении налицо продуманное тактическое действие по восприятию и анализу соревновательной ситуации, которое требует мысленного решения тактической задачи, а затем и двигательного ее решения. Надо сказать, что для успешного выполнения соревновательного плана фигурист должен быть обучен уметь принимать целесообразное решение, что в свою очередь требует умения критически оценивать свои действия: ведь во время исполнения программы принять решение «перейти к плану Б» нужно, ещё и соизмеряя свои возможности.

Соревновательная тактика в фигурном катании носит алгоритмический характер, так как она строится на запланированных действиях и преднамеренной ее реализации. Другими словами, перед соревнованиями спортсмен должен также четко, как последовательность элементов программы, представлять какие действия и в какой последовательности он совершает на разминке на полу, а затем на 6-минутной ледовой разминке. Методические указания по составлению этого плана для юных спортсменов делает тренер, высококвалифицированные спортсмены делают это самостоятельно. Но в любом случае тренер и ученик должны обсудить этот план вместе. Одним из методов обучения тактике должно быть многократное повторение соревновательной ситуации на тренировке, когда смоделированная ситуация должна включать в себя все ее атрибуты, включая жеребьевку, разминку и т.д. Непосредственно перед соревнованиями необходимо напомнить главные задачи, а после старта провести анализ соревнований.

В тактику и в специальную психологическую подготовку входит умение соревноваться в любое время суток, так как переезды, страны, континенты, часовые пояса вносят свои коррективы в соревновательный процесс. Даже соревнования в другом районе Москвы на незнакомом катке создают новую ситуацию, к которой нужно адаптироваться. Тренер должен заранее знать время выхода на старт, научить спортсмена правильно рассчитывать необходимое для подготовки время, и, по возможности, проводить предсоревновательные тренировки во время, максимально приближенное к соревновательному.

Тактика определяется основными стратегическими задачами, которые могут быть перспективного характера (то есть участие спортсмена в серии стартов с целью подготовки и успешного выступления в главных соревнованиях сезона) или локального характера (то есть участие в отдельных соревнованиях). В любом случае тренер и ученик должны ясно представлять себе задачи сезона или олимпийского цикла.

Тактическая подготовка фигуристов имеет свою особенность: борьба на соревнованиях начинается еще вне льда. Тренер и спортсмен должны спланировать свои действия, поведение в раздевалке, чтобы ситуация вокруг спортсмена была максимально комфортной. Кому-то перед соревнованиями нужно молчать, кому-то разговаривать, кто-то должен съесть шоколад, кто-то лимон, кому-то рядом нужны родители, или друзья, или тренер, кому-то нужно побыть в одиночестве. При этом должна быть отработана поведенческая линия в раздевалке: как ты выйдешь, какой у тебя костюм, какое поведение, с кем ты стоишь, с кем ходишь, какое лицо держишь. Здесь проявляется умение психологически воздействовать на соперника и умение маскировать собственные переживания и эмоции.

Тренер должен учитывать факторы, определяющие тактику на соревнованиях: а именно поведение соперников, поведение зрителей, характер соревнований, уровень судейства, поведение прессы, масштаб соревнований и прочее. Если спортсмен с инертной нервной системой, то он дольше будет адаптироваться к соревновательной обстановке, а значит, именно тактически тщательнее надо к ним готовиться.

Сколько детей мучается проблемой, когда на тренировке в программе получается все, а на соревнованиях все разваливается. Тренер говорит: я его всему научил, он должен выйти и показать это. Одна из причин пресловутого «минус-старта» заключается в том, что тренер скорее всего планомерно тактически не готовил спортсмена к соревнованиям. Тренер должен знать, как его спортсмен реагирует на поражение, как на победу, как ведет себя перед стартом, с какой мотивацией выходит на лед перед судьями. Конечно, есть и психологические особенности фигуристов, история фигурного катания помнит имена даже известных спортсменов-одиночников, которые были блистательны на показательных выступлениях и скованы, неинтересны на соревнованиях. Но тем не менее и в таких случаях это означает одно: тренер должен разработать индивидуальные специальные тактические приемы для такого ученика.

 Тренер обязан про своего спортсмена знать все

Чтобы правильно подобрать и выстроить тактику борьбы, тренер должен прежде всего знать индивидуальные особенности своего воспитанника. Как ошибаются многие тренеры, когда думают, что об этом должен заботиться психолог. Никакой психолог не может так внедриться в тренировочный процесс, потому что тренер наблюдает ученика постоянно и в разных ситуациях, начиная от бытовой на сборах и заканчивая экстремальной на соревнованиях. К тому же именно тренер ставит перед своим спортсменом задачи, которые они вместе решают.

Еще больше ошибаются тренеры, которые считают, что их работа заключается только в обучении ребенка технике прыжка, вращений и других элементов. Почему у одних тренеров в копилке места нет от медалей олимпийского достоинства, а у других нет медалей даже с «чемпионата двора»?

Станислав Алексеевич Жук изучал своих спортсменов как интересную шараду. Он всегда стоял на льду с книжкой, куда записывал всю информацию о ходе тренировочного процесса каждого своего ученика — удачные и неудачные попытки исполнения элементов, и реакции поведения, и компенсаторные возможности организма, и волевые качества характера и так далее. Тренер должен вести свой дневник наблюдений за каждым спортсменом, чтобы изучить его сильные и слабые стороны. Но не все процессы тренер может наблюдать, существует много скрытых субъективных факторов. Поэтому детский тренер должен, так сказать, с нежного возраста воспитать привычку ребенка правильно и постоянно наблюдать за собой, анализировать свое самочувствие, свои результаты.

Например, меня с детства учили запоминать, а потом записывать, сколько мне потребовалось попыток, прежде чем я сделала элемент идеально. Или сколько минут, чтобы восстановиться после двойного проката произвольной программы.

Мы записывали, как нашем самочувствии сказываются нагрузки в недельном цикле, как происходит врабатывание после выходного дня, на какой день недели приходится пик формы. Все это Станислав и Нина Жук использовали при подготовке к соревнованиям: одному они давал перед стартом выходной, другого, наоборот, загружали до седьмого пота. У одного разминка должна быть полчаса-час, потому что у него инертная нервная система, а для другого — не дай бог, длительная разминка: он может перегореть, потому что быстрый период врабатываемости. Мы вели в дневниках записи и по самочувствию, и по попыткам, и по разминкам, и по прокатам, и по проведению отдыха в выходной день. Когда нам давали разное время для тренировок — это было еще одним фактором для изучения индивидуальной реакции организма на время выхода на лед.

Каждый тренер, который знает основы спортивной тренировки, понимает, насколько важны эти вещи. Именно знание индивидуальных особенностей каждого спортсмена позволяет подводить его к главным стартам на пике спортивной формы. Этот успех достигается посредством внимательного отношения к спортсмену. Если тренер изучает своего ученика, да еще и спортсмен за собой наблюдает, то это даст результат. Они вместе могут четко строить график подготовки спортсмена и выходить на пик формы. Сегодня это особенно важно потому, что сезонные рамки нашего вида расширились за счет искусственного льда и тренировки с соревнованиями проходят, можно сказать, круглогодично. Сейчас юниоры уже в конце августа выступают на международных соревнованиях, а в марте проходит чемпионат мира. Человек не может постоянно находиться на пике спортивной формы, поэтому нужно уметь подводить спортсменов к главным, самым ответственным соревнованиям, потом снижать нагрузки, дать отдохнуть, чтобы затем еще раз выйти на нужный пик формы.

Современная тенденция вносит свои коррективы в тренировочный процесс. Стало модным приглашать для работы в группы отдельных специалистов по ОФП, что само по себе, может быть, и неплохо, если только тренер отслеживает общую физическую нагрузку своих спортсменов, имеет ее в виду при составлении своих планов. Особенно такая тактика опасна с молодыми спортсменами, организм которых чрезмерные нагрузки может просто не выдержать.

К сожалению, таких тренеров, которые серьезно занимаются тактической подготовкой спортсменов, немного. Еще раз повторюсь: одной из важных черт профессионализма является не только знание техники фигурного катания, но и знание закономерностей спортивной тренировки, физиологии организма, биохимии протекания процессов у спортсмена, от которых нельзя отстраняться.

Досье:

Саная Марина Вальтеровна

Мастер спорта СССР, одиночное фигурное катание.

Судья чемпионатов ИСУ и Олимпийских игр.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии РГУФК.

Главный специалист московской федерации по фигурному катанию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× 6 = 18