Наша мама — наш добрый волшебник К 90-летию со дня рождения Анны Ильиничны Синилкиной

Неизвестно, достигло бы отечественное фигурное катание в 70-80-х годах прошлого века таких высот на международной арене, если бы не Анна Ильинична Синилкина, в течение 16 лет — с 1972 по 1988 год — возглавлявшая президиум Федерации фигурного катания СССР. Кто-то поспорит: ведь это всего лишь чиновник, функционер, а триумф фигурного катания — это прежде всего заслуга выдающихся тренеров и спортсменов. Но спорить будут скорее всего люди, не знавшие Анну Ильиничну. Она никогда не была ни фигуристкой, ни тренером. Она без малого 40 лет руководила главной ледовой ареной столицы — Дворцом спорта в Лужниках. И она самозабвенно любила фигурное катание. И если к этой любви добавить железную волю Синилкиной и её талант администратора, то вот он — рецепт наших успехов. Для Анны Ильиничны руководство Федерацией было общественной работой, которой она отдавала свою душу. Не случайно многие выдающиеся спортсмены и тренеры (и не только фигуристы) называли её «наша мама». А без мамы и семья — не семья.

Анна Синилкина родилась 14 сентября 1918 года под Тулой в деревне Сорочинка. Семья была большая — у Ани было четыре брата и сестра. В 12 лет в 1930 году Анна переехала в Москву, здесь получила среднее образование, была активной комсомолкой, секретарем комсомольской организации в «Сокольниках». Организаторские способности Синилкиной уже тогда было трудно спрятать, а поскольку государство много внимания уделяло развитию спорта, после войны её назначили директором стадиона «Пищевик» («Автомобилист»).

В начале 50-х годов в Лужниках развернулось строительство колоссального спортивного комплекса. В 1956 здесь открылся Дворец спорта, руководить которым спустя 2 года поручили 40-летней Анне Синилкиной. Следующие 40 лет жизнь Анны Ильиничны была неразрывно связана с Дворцом спорта «Лужники». Потому что здесь, во Дворце спорта, она не работала — она жила.

«Железная леди» с доброй душой

В «Лужниках» Анна Ильинична была одним из самых важных людей. Серьезная, организованная, все время в строгих костюмах — такой она запомнилась своим современникам. Как руководитель она соответствовала требованиям времени — жесткая, нередко суровая, за словом в карман не полезет. Синилкину многие боялись, но в то же время боготворили. Вся ее жизнь была во Дворце, где она знала каждый его уголок, каждый гвоздик. Анна Ильинична настолько была увлечена работой, что могла среди ночи примчаться во Дворец спорта, если там случался форс-мажор. Своих подчиненных Синилкина держала в ежовых рукавицах, была очень требовательна к людям. Нов первую очередь —  к себе. И команда, выпестованная Синилкиной, была отличная. Не случайно она пользовалась огромным авторитетом у всего персонала и обладала большой властью.

«Для меня Анна Ильинична была идеалом человека, женщины и руководителя, — рассказывает ее коллега Людмила Кушнаренко. — Она очень многим помогала не только по работе: благодаря ей люди получали квартиры, машины. Старалась она для всех. При этом могла и отчитать, сделать выговор, но все это не за спиной, а в лицо, один на один. Она была высокопорядочным человеком и достойным руководителем. Мудро использовала в работе и кнут, и пряник. С ней было интересно работать и для нас, коллег, она была родным человеком».

По воспоминаниям Татьяны Тарасовой, «не каждый мужчина директорствует так, как Синилкина. Она всё время что-то придумывает, что-то ремонтирует, что-то перестраивает. Сотрудники дворца ей подчиняются беспрекословно. Она любит всех, кто с ней работает во дворце, — от контролера до буфетчика, хотя и устраивает им страшные разносы, но никого не оскорбляет. По-моему, за последние 20 лет от неё не ушел ни один человек — это говорит о многом. Партер во дворце убирают, и вместо него заливают на площадке лед за 6 часов. В таком большом зале! Идеальная организация работы».

Во Дворце спорта Синилкина работала с утра до ночи, бывало, и без выходных. Особенно когда проходили международные турниры. А ведь за время её руководства Дворцом спорта в Лужниках здесь прошли старты Олимпийских игр 1980 года, 12 чемпионатов мира и 8 чемпионатов Европы по разным видам спорта.

«Я бы никогда не подумал, что однажды буду работать на ее месте, — говорит нынешний управляющий Дворцом спорта, в прошлом известный хоккеист, Юрий Блохин. — Ведь она была недосягаема. Я бы сравнил Анну Синилкину с легендарным Анатолием Тарасовым, Ириной Винер и другими великими тренерами и личностями. Такие люди становятся успешными благодаря выдающимся качествам: силе, принципиальности, пониманию поставленных перед ними задач, умению их выполнить, способности организовывать людей и самоорганизоваться. При этом она была добрая, с чувством юмора. Но на работе она становилась железной леди, самодисциплина была отменная. И даже сейчас еще чувствуются отголоски той дисциплины, тех порядков, которые царили при Анне Ильиничне». Ещё бы — ведь она их формировала в течение 40 лет.

Вторая мама фигуристов

Из всех видов спорта Анна Ильинична больше всего любила фигурное катание. И оно отвечало ей взаимностью. Особенно ее любили фигуристы, для которых она была не просто второй мамой, а чем-то неизмеримо большим. Возможно, в силу того, что у нее не было своих детей, всю свою теплоту и материнскую любовь она отдавала молодым спортсменам.

Ледовая арена Дворца спорта в то время была Меккой всех фигуристов. Сейчас в Москве крытых катков много, а тогда — в 50-60-е годы — Дворец спорта в Лужниках был единственной большой ареной, куда стремились попасть все без исключения — провести мероприятия, концерты. Анна Ильинична постоянно помогала фигуристам с арендой льда, выделяла удобное время для тренировок. Очень часто ее можно было видеть у бортика любимого многими тренировочного катка «Кристалл».

Татьяна Тарасова так написала о Синилкиной в книге «Четыре времени года»: «Анну Ильиничну все тренеры и спортсмены называют мамой нашего фигурного катания. Никто из нас никогда не был обделен ее вниманием. Она никого не выделяла из огромного числа фигуристов, которых опекала и пестовала действительно как заботливая мамаша. Помогала в жизни и советом, и делами. Если у фигуристов случались какие-нибудь неприятности, в первую очередь бежали к Анне Ильиничне. Она успокоит, она выслушает, она, наконец, пойдет за тебя хлопотать».

В середине 60-х годов в отечественном фигурном катании шла смена поколений. Воспитанники таких мэтров 40-50-х годов, как Татьяна Толмачева, Георгий Фелицин, Сергей Васильев, Константин Лихарев, завершив выступления, сами становились тренерами и предлагали пути реформирования тренировочного процесса с учетом мирового опыта, чтобы советские фигуристы вышли на лидирующие позиции. Анна Ильинична по возрасту относилась к старшему поколению, но духовно была ближе к молодежи, которая в 1972 году выдвинула её кандидатуру на пост руководителя Федерации фигурного катания СССР.

Анна Ильинична все знала про фигурное катание, знала каждого фигуриста, интересовалась и зарубежными спортсменами. Ни один крупный чемпионат не обходился без ее присутствия. Татьяна Тарасова вспоминает в своей книге: «Мы ездили с ней на многие соревнования по многим странам. Когда руководитель делегации Синилкина, в команде все спокойно, никого по пустякам не отрывают, никто не нервничает. Для сборной СССР по фигурному катанию она была талисманом. Много лет Синилкина как руководитель советской делегации привозила на международные соревнования команду, у которой выиграть было практически невозможно. Несколько раз она не выезжала с нами на чемпионаты, и именно тогда команда выступала слабо.  В начале сезона она внимательно смотрела программы у всех, кто поедет на соревнования за рубеж. Ей одной было позволено сказать прямо, что программа никуда не годится, с такой программой она спортсменов никуда не повезет. Но так же прямо и открыто она могла признаться в том, что неправа».

По словам Тарасовой, «Анна Ильинична умудрялась быть в ровных дружеских отношениях со всеми тренерами сборной, что очень непросто. Понимала, что каждый из нас по-своему прав. Понимала и пользовалась доверием каждого. Как-то я жаловалась ей, что Бестемьянову и Букина, как мне казалось, засуживают. «Подожди, Таня, не дергайся, всему свой срок, и твои будут чемпионами», — так говорила Анна Ильинична, и ей невозможно было не верить, потому что за много лет в фигурном катании она научилась точно предсказывать судьбу спортсменов».

Синилкина умела поддержать спортсменов, как никто другой. Когда в 1981 году Игорь Бобрин выиграл чемпионат Европы и завоевал бронзу на мировом первенстве, Синилкина позвонила в Спорткомитет и потребовала, чтобы ему присвоили звание заслуженного мастера спорта. «На неё тогда многие посмотрели как на сумасшедшую, — вспоминает Бобрин. — Для получения подобного звания нужно было стать олимпийским чемпионом или чемпионом мира, по крайней мере. Но Анна Ильинична была человеком настойчивым».

По словам Татьяны Тарасовой, Синилкина «очень помогла Родниной, когда Ира решила перейти на тренерскую работу. Разместила всех ребят, которых Ира пригласила из других городов, дала зал, лед… Что ещё тренеру надо? Она помогла Моисеевой и Миненкову, когда они от меня ушли, она помогла Миле Пахомовой, когда та решила стать тренером. Набрала Наташа Линичук за месяц себе группу, и опять я вижу помощь Анны Ильиничной в организации тренировок для группы Линичук. Заканчивают люди кататься и идут не к кому-нибудь, а к Синилкиной. Судьба многих больших фигуристов после расставания со спортом была определена Анной Ильиничной Синилкиной».

В главном музее спорта России в «Лужниках» установлен специальный стенд-экспозиция, посвященный жизни и общественной деятельности Анны Ильиничны Синилкиной. Хранителями фонда собраны редкие фотографии, свидетельства, почетные грамоты, многочисленные награды, ордена. Нет здесь только уникального Серебряного олимпийского ордена МОК, врученного А.И. Синилкиной за особые заслуги перед олимпийским движением. Этот венок – семейная реликвия.

В самые трудные для сборной СССР по фигурному катанию годы А.И. Синилкина сплачивала команду, вносила в подготовку фигуристов и выступления свой неистощимый оптимизм, свою веру в победы. Именно в те годы, когда президентом Федерации фигурного катания СССР была Анна Ильинична, — с 1972 по 1988 год — нашим спортсменам сопутствовали самые яркие успехи на международной арене. Подчас весь пьедестал был занят советскими фигуристами. Да и хоккеисты не оставались без её внимания. «Анну Ильиничну, бесценную управляющую Дворцом спорта, вспоминаешь особенно теплыми словами, — говорит Вячеслав Фетисов. — Эта милая женщина была для нас и мамой, и каким-то добрым волшебником — она умела создать такую атмосферу, при которой проигрывать мы просто не имели права».

Время неумолимо

Немалая заслуга Синилкиной,  что в 1965 году в Москве в «Лужниках» впервые прошел чемпионат Европы по фигурному катанию. Следующего события такого масштаба Анна Ильинична не дождалась. Синилкина умерла от обострения сахарного диабета летом 1997 года, всё ещё возглавляя Дворец спорта ОАО «Лужники». Её племянница Светлана Синилкина вспоминает: «Когда она была уже совсем плоха, мы срочно везли ее с дачи в город. Муж летел по пробкам по встречной полосе все 80 км пути. Она была почти без сознания, очень плохо ей было, но когда проезжали по мосту над «Лужниками», даже в таком состоянии, она приподняла голову и смотрела на простирающийся внизу любимый стадион. Чувствовала, что, быть может, прощается с ним навсегда…»

13 марта 2005 года, в день открытия в Москве чемпионата мира по фигурному катанию, в «Лужниках» напротив входа во Дворец спорта был торжественно открыт памятник Анне Ильиничной Синилкиной. Здесь собрались все люди, с кем она работала и дружила, руководство стадиона, бывшие коллеги, тренеры и фигуристы: Ирина Роднина, Сергей Кононыхин, Валентин Писеев, Татьяна Тарасова, Елена Чайковская, Алексей Мишин, Тамара Москвина, Игорь Бобрин, Юрий Овчинников и многие другие. Но вспоминают Анну Ильиничну не только в такие торжественные минуты. Каждый год её близкие и друзья приходят на Ваганьковское кладбище, где могила Синилкиной стоит рядом с могилой выдающегося тренера Станислава Жука.

Досье:

Анна Ильинична Синилкина

14 сентября 1918 – 26 августа 1997.

Директор Дворца спорта ОК «Лужники» (1958-1997), председатель (1972-1988), почетный председатель (1988-1992) Президиума Федерации фигурного катания СССР.

За особые заслуги перед олимпийским движением награждена Международным олимпийским комитетом знаком олимпийского почета — Серебряным олимпийским орденом.

За выдающиеся заслуги в развитии фигурного катания награждена (1993 г.) ИСУ высшей наградой Международного Союза конькобежцев — памятной медалью Георга Хаслера.

Государственные награды СССР: орден Почета, орден Дружбы народов; государственные награды России: орден «За заслуги перед Отечеством».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


4 + 7 =