Невероятное может стать очевидным Если Международный союз конькобежцев решит, что обязательные танцы больше не обязательны

В течение последних лет появилось очень много разговоров об актуальности существования обязательных танцев в программе соревнований, что связано прежде всего с меньшим интересом зрителя к этой части программы. Как правило, выступления фигуристов по обязательным танцы на всех основных турнирах (этапы Гран-при и чемпионаты ИСУ) по телевидению не показывают, а количество зрителей на трибунах во время этого раздела соревнований весьма ограничено . Во-вторых,  три раздела соревнований у танцоров (обязательный, оригинальный и произвольный танцы) требуют в отличие от одиночного и парного катания три дня соревнований, что создает дополнительные проблемы для организаторов турниров не только с финансовой стороны, но и в плане создания более компактного расписания турнира. Каждая из стран — организаторов взрослого Гран-при из этой ситуации выходит по-своему. Например, в Москве на Cup of Russia соревнования в произвольном танце проводятся в 12 часов дня в последний день соревнований непосредственно перед награждением победителей и показательными выступлениями. В Париже на Trophy Bompard делают иначе: в первый же вечер после жеребьёвки танцоры катают обязательные танцы, а дальше уже начинаются два дня нормальных соревнований.

Это основные аргументы, которые приводятся против обязательных танцев. Называют ещё дополнительные причины, говоря, что для танцоров-мастеров обязательные танцы уже не важны, что это актуально для новисов и юниоров. Как аргумент приводится якобы не повредившая одиночному фигурному катанию отмена так называемой школы. Здесь могу поспорить, потому что обязательные фигуры и произвольное катание у одиночников — это совершенно разные вещи. Например, в одиночном катании были такие фигуристы, которые превосходно владели «школой», но, мягко говоря, не демонстрировали высокого мастерства в произвольном катании. И наоборот. В танцах же такую аналогию проводить нельзя. Основные шаги, поворотные элементы и позиции, из которых состоят обязательные танцы, идентичны по своей природе шагам и движениям, используемым в оригинальном и произвольном танцах. Обязательные танцы формируют умение кататься на ребрах, точно попадать в темп и ритм музыки, отражать характер и музыкальный рисунок мелодии и т.п. Именно обязательные танцы формируют технику, а следовательно, и качество катания, что стало очень востребованным при новой системе судейства. Оказалось, что только танцоры ещё помнят, что такое крюки, выкрюки, скобы, моухоки, чоктау. Новому поколению одиночников и парников приходится это учить, потому что от них требуют практически танцорское качество исполнения дорожек шагов и связующих элементов.

Я уверен, что после отмены обязательных танцев через какое-то время уровень мастерства владения коньком и собственно «танец» на льду мы потеряем, то есть ещё больше приблизим танцы к парному катанию. Кое-кто может не согласиться с этим мнением, но наш технический комитет выступают против отмены обязательных танцев. Другим фактором, который побуждает нас бороться против, является наибольшая объективность судейства этого раздела танцевального троеборья по сравнению с оригинальным и, тем более, произвольным танцами. В обязательных танцах пары исполняют одни и те же шаги в одних и тех же позициях по одному и тому же рисунку, что представляет собой объективные критерии по оценке уровня мастерства каждой пары. Здесь практически невозможно каким-либо образом завуалировать или прикрыть недостатки исполнения, если базовая техника фигуристов находится не на должном уровне.

Борьба за зрителя

Зная ситуацию с непопулярностью обязательных танцев, мы давно уже думаем, как повысить к ним интерес зрителей и телевидения — чтобы и овцы были целы, и волки сыты.

Смотреть программы обязательного танца неспециалистам действительно порой бывает достаточно скучно, когда на Чемпионате Европы или мира один и тот же танец исполняют 30 и более пар. Некоторые танцы вообще были придуманы в начале прошлого века, они очень простые и неинтересные с точки зрения зрителя, повторение нескольких серий такого танца и вовсе создаёт эффект рутины. Да и музыкальное сопровождение не отличается разнообразием: обычно используются только 5 разных мелодий плюс ещё одна во время разминки.

Безусловно, предлагаемые новые проекты вызывали споры, но все спортсмены, тренеры, судьи соглашались, что надо что-то делать, иначе мы вообще можем лишиться обязательных танцев. Чтобы повысить интерес зрителя, решили пойти двумя путями: во-первых, на взрослых соревнованиях по преимуществу использовать «поздние» танцы — более сложные и разнообразные (например, «Австрийский вальс», «Янки-полька», «Танго «Романтика», «Золотой вальс», и т.п.), а во-вторых — периодически обновлять репертуар за счет создания и внедрения новых танцев. Затем было решено назначать на сезон три разных по характеру танца (на конкретных соревнованиях по жребию исполняется только один), чтобы разнообразить программу. Кроме того, было сокращено количество исполняемых серий танца (вместо трех или четырех серий теперь катают две или три), что экономит время, а зрители и судьи меньше устают от однообразия.

Было даже предложение исполнять обязательный танец двум парам одновременно (как это принято в бальных танцах), стартуя из разных концов катка. Это, конечно, сократит время соревнований вдвое, но станет ли интереснее? При этом, учитывая специфику рисунков обязательных танцев, существует реальная опасность столкновения пар. Да и судьям было бы крайне сложно справиться со своей задачей.

Очень серьезно рассматривался вариант: когда все три обязательных танца, объявленных для данного сезона, должны были исполняться на каждом соревновании, каждая из пар исполняла бы один из этих танцев, который должен определяться жеребьевкой стартовых номеров. Например, первая, четвёртая, седьмая и так далее пары катают «Венский вальс», вторая, пятая, восьмая катает «Аргентинское танго», а третья, шестая и девятая катает «Миднайт блюз». Слабое место этого предложения состояло в том, что надо подобрать три танца примерно одинаковой сложности, иначе участвующие пары окажутся в неравном положении. Именно этот вариант был опробован в прошлом сезоне в Оберсдорфе на международных соревнованиях для взрослых, на которых дала себя знать слабая сторона этого предложения. В программе были «Австрийский вальс», «Янки-полька» и «Аргентинское танго». Пары, которым выпало катать «Аргентинское танго», заняли в этом разделе все три первых места. Однако все отметили, что так и выступать, и смотреть соревнования действительно интереснее. А во время «разбора полетов» было решено, что эту проблему все же можно решить путем более тщательного подбора обязательных танцев одинаковой сложности.

Предложения о проведении соревнований по обязательным танцам именно в этом формате наш техком начал готовить для июньского конгресса ИСУ 2008 года (все предложения по изменениям в правилах должны сдаваться до 1 декабря). Однако где-то в середине сезона 2007/08 наш комитет был проинформирован, что совет ИСУ планирует стандартизировать формат соревнований для всех видов фигурного катания. Это означало, что, начиная с сезона 2010/11 соревнования в танцах будут состоять из двух частей, как в одиночном, парном и синхронном катании. Понятно, что в этой новой ситуации надо было начинать работу заново.

 Комбинация из трех танцев

Мы в техническом комитете сразу стали думать, как же найти компромисс?

Было понятно, что пожертвовать придется либо обязательным танцем, либо оригинальным (об отказе от произвольного танца речи не шло). При очевидных преимуществах обязательного танца оригинальный танец является одним из самых популярных разделов соревнований, последнее время даже популярнее, чем произвольный танец, поэтому лишаться его тоже не хотелось. В результате было решено пойти на компромисс и совместить обязательный и оригинальный танцы. Было придумано условное название, которое переводится с английского как «комбинированный танец».

Первой частью комбинированного танца был бы обязательный танец с сокращённым количеством серий. Например, оставить только одну серию шагов, примерно на один круг, или, если танец простой, ориентироваться по времени — около минуты от начала танца. Затем пара при помощи соединительных шагов и движений, включая возможную остановку, переходит к исполнению сокращенной версии оригинального танца, который должен быть связан с обязательным танцем одним и тем же танцевальным ритмом, темой, характером, однако музыкальное сопровождение для этой части, включая темп и мелодию, должно быть другим. Например, если вначале был исполнен обязательный танец «Танго «Романтика», то в качестве продолжения исполняется композиция, поставленная на тему любого танго, но с обязательным включением предписанных элементов, которых предполагалось три: поддержка, танцевальное вращение, дорожка шагов. Все остальное — на усмотрение тренеров и спортсменов, но в соответствии с основными правилами для оригинальных танцев. Предполагалось, что продолжительность комбинированного танца будет увеличена с максимальной 2.30 как в оригинальном, до 2.50, как короткая программа в парном и одиночном катании.

Под этот проект нашим техкомом была разработана целая груда правил, и наши предложения на конгресс ИСУ были отправлены в срочном порядке. Кроме правил, эта концепция должна была содержать также план реализации с учетом поставленной задачи, что к сезону 2010-11 все должно быть уже по-новому. Но и здесь возникли свои сложности. Дело в том, что у взрослых следующий сезон олимпийский и менять уже ничего нельзя. В наступающем сезоне 2008-09 все правила и требования были уже объявлены, и менять их в июне, когда в августе уже начинаются соревнования тоже нельзя Следовательно, решено было в этом сезоне никого не трогать, а техническому комитету ИСУ по танцам на льду доработать правила и требования. Что касается олимпийского сезона 2009-2010, было предложено опробовать эту концепцию на юниорах, которые в олимпийских играх не участвуют. Исходя из той задачи, которая была перед нами поставлена, это максимум что можно было придумать.

Конечно, мы прекрасно сознавали, что самым слабым местом этого проекта было бы его внедрение без предварительного апробирования. (Как уже показало внедрение новой судейской системы, теоретически все было замечательно, но на практике мы уже пятый год её корректируем, вносим изменения). И когда на июньском конгрессе была озвучена идея нашего технического комитета, то против самой концепции нового формата соревнований в танцах на льду (сокращения с трех видов до двух) никто не выступал, но прозвучали и другие предложения. Например, не создавать комбинированный танец, а воссоздать предшественника оригинального танца, так называемый оригинальный танец с предписанным рисунком (Original Set Pattern Dance — OSPD), то есть обязательный танец, придуманный самими спортсменами. Этот танец не предполагал ни поддержек, ни вращений, создавался по правилам обязательного танца на заданный ритм для данного сезона. Подавляющее большинство современных обязательных танцев родилось как раз из тех самых OSPD. На конгрессе ИСУ витали ностальгические нотки: почему бы не вернуться к этому? Это было бы интересно, и потом, что-то надо делать с предписанными элементами — сделать их, что ли, более танцевальными.

Действительно, всё это возможно. Но! Всё упёрлось в сроки внедрения. К тому же представители федераций были категорически против его внедрения на всех юниорских соревнованиях в следующем сезоне без элементарного апробирования. Дискуссия зашла в тупик. В этой ситуации наш комитет был вынужден объявить о снятии своих предложений. Участники конгресса, осознав кризис разбираемого вопроса, перешли от критики к конструктивной работе. В итоге была принята резолюция, что с сезона 2010/11 мы всё же перейдем на новый формат соревнований в танцах на льду, имея ввиду два раздела, вместо трех существующих. Однако  был рекомендован более щадящий план перехода. Наш комитет в течение этого сезона будет продолжать разработку концепции, используя идеи и предложения тренеров, судей и других специалистов, желающих принять участие в этой работе, а весной 2009 года планируется проведение тестовых соревнований, причем Канада предложила на конгрессе взять на себя их организацию. Участие в соревнованиях будет проходить на условиях волонтёрства со стороны спортсменов и тренеров, то есть по желанию.

Таким образом, наш технический комитет  должен будет представить конгрессу 2010 года более зрелый вариант, прошедший к этому времени необходимую апробацию. И если конгресс его принимает, то так тому и быть. А если не принимает? Тогда нам придется делать еще какой-то маневр, чтобы соответствовать принятой резолюции.

Когда встал вопрос о переходе танцоров к двум программам, то мы также думали об отмене не обязательного, а оригинального танца, который, при новой системе судейства, с включением в него предписанных элементов, стал очень похож на произвольный. С той лишь разницей, что в оригинальном танце ритм задан и в нем меньше предписанных элементов. А если учесть, что в последнее время мы и здесь дали больше свободы, в частности в прошлом сезоне, когда был Folk Dance, то оригинальный танец смотрелся как мини-произвольный.

Если бы решение принималось только техническим комитетом ИСУ, тогда возможно многое было бы проще. Но структура ИСУ в целом достаточно сложная и над каждым техническим комитетом еще много инстанций. Например такие, как спортивный директорат, с которым мы должны согласовывать свои решения. Ни одно коммюнике с какими-либо изменениями не выпускается без согласования со спортивным директоратом. Два года назад было принято решение, что спортивный директорат имеет право вето на любое предложение технических комитетов, если он считает, что предлагаемые изменения в правилах требуют дополнительных расходов, или не стыкуются с другими дисциплинами, или идут вразрез с политикой международной федерации.

Прощальные шаги «Финстепа»

Восемь лет назад в программу обновления списка обязательных танцев было предложено ввести новый «Квикстеп», созданный на основе OSPD финской пары, чемпионов Европы и серебряных призеров чемпионата мира Сюзанны Рахкамо и Петри Кокко. Их танец, получивший название «Финстеп», действительно очень интересный, живой, искрометный, был одним из самых удачных вариантов «Квикстепа», показанных на соревнованиях 1995 года.

Начались обычные процедуры по включению нового танца в программу. Для начала надо получить согласие авторов. Если открыть книжку с обязательными танцами, то под каждым танцем написано, когда он был впервые исполнен и кто его автор. Дальше танец надо немного переделать, подогнав его под формат обязательного, согласовав все изменения с авторами, затем весь его надо пошагово просчитать, расписать шаги, элементы и позиции, сделать рисунок танца и полное его описание. Наконец, надо найти танцевальную пару (или договориться с исполнителями), которая выучит танец, чтобы потом его на видео и сделать учебный фильм. В целом работа по внедрению нового танца в программу большая по объему, достаточно кропотливая и стоящая денег. В былые времена, включение танца в программу строилось на энтузиазме: спортсмены и тренеры были горды тем, что оставили след в истории. Сейчас даром никто ничего не делает.

Процесс согласования с авторами некоторых изменений по сравнению с оригинальной версией сначала несколько затянулся, а затем и совсем застопорился. Осознавая тупиковость ситуации, наш коллега по техкому (в настоящее время член совета ИСУ), 4-кратный чемпион мира англичанин Кортней Джонс предложил сделать обязательным танцем «Румбу», которую Джейн Торвилл и Кристофер Дин исполняли в качестве OSPD на чемпионате Европы и зимних Олимпийских играх 1994 года. Надо сказать, что придуманная ими «Румба» была интересным и сложным танцем, а в версии обязательного танца она бы состояла только из одной, но необычно длинной серии. Мы связались с авторами танца, обсудили все основные моменты, и работа началась. Было сделано описание шагов и рисунка нового танца, а известный композитор из Великобритании Сай Пейн сочинил и в Лондонской студии записал шесть вариантов музыки. Новый танец впервые был продемонстрирован в 2001 году по окончании чемпионата мира в Вашингтоне. Разучить и показать этот танец, получивший к тому времени название Rhumba d’Amour, любезно согласился дуэт из США Тэнит Белбин и Бенджамин Агосто, которых тренирует Игорь Шпильбанд. Демонстрация, по общему мнению, прошла успешно, а новый танец всем понравился.

Но опять возникла проблема. Тэнит Белбин и Бен Агосто — действующая пара, и записывать их прокаты «Румбы» на обучающие диски было бы некорректно, так как по ним будут обучаться другие пары и они же с этими парами будут потом соревноваться. Тогда была достигнута договоренность с Кристофером Дином, что он сам найдет пару для эталонной записи на видео и сам их подготовит. Однако вскоре всякая связь с Кристофером прервалась. Как потом оказалось, именно в это время Дин начал вплотную заниматься своим телевизионным проектом, подобным «Танцам со звездами» или «Танцам на льду». Конечно, было обидно, ведь остался лишь последняя фаза по созданию учебного фильма, но проект пришлось отложить: эта последняя часть была полностью замкнута на Дине.

Однако программа по обновлению списка обязательных танцев должна была продолжаться, и два года назад опять возникла идея с танцем Рахкамо — Кокко. В свое время эту пару тренировал Мартин Скотницкий из Словакии (последние 20 лет он работал в Германии, в Оберсдорфе), который потом тренировал немецкую пару Кати Винклер — Рене Лозе. И Скотницкий предложил Кати и Рене в качестве демонстрирующей пары для «Финстепа». На этот раз все пошло очень быстро. При активном участии Сюзанны и Петри и их тренера танец был адаптирован под обязательный, а Кати и Рене быстро разучили его. Первая официальная демонстрация нового танца состоялась в январе 2007 года во время чемпионата Европы в Варшаве, затем во время юниорского чемпионата мира 2007 года в Оберсдорфе отсняли видео и сделали учебный фильм. И также в прошлом году было объявлено, что танец будет включен в программу для взрослых в сезоне 2008/09. По предложению его авторов танец получил название «Финстеп».

На взрослых этапах Гран-при этого сезона «Финстеп» заявлен не будет. Дело в том, что спортсмены участвуют не во всех этапах серии Гран-при, а обязательные танцы на них исполняются по схеме: на первом исполняется первый танец из списка, на втором — второй, на третьем — третий и так далее. А так как этапов взрослого Гран-при шесть, то «Финстеп» исполнялся бы только на двух из них, что поставило бы в невыгодную позицию участвующие пары, так как танец новый. Тем более что сейчас существует так называемый World Standing — мировой рейтинг спортсменов, в соответствии с которым начиная с этого сезона будет проводиться жеребьевка стартовых номеров на чемпионатах Европы и мира. Поэтому было решено оставить новый танец для одного из чемпионатов. Учитывая, что в этом сезоне чемпионат Европы будет проходить в Хельсинки — на родине создателей этого танца, наш техком на конгрессе ИСУ предложил, изменив правила, назначить «Финстеп» для европейского чемпионата, а не определять его жеребьевкой. Ещё одним аргументом было то, что только два обязательных танца из трех, объявленных для нынешнего сезона, будут определены жеребьевкой для исполнения на чемпионатах ИСУ-2009 и, следовательно, существует вероятность того, что «Финстеп» может не попасть в число этих двух танцев, а значит, не будет исполнен в этом сезоне совсем. К сожалению, нам не удалось добиться положительного решения.

Честно говоря, скорее всего, ввод новых обязательных танцев на этом может закончиться. Во-первых, все труднее найти новый танец для обязательной программы. Два последних введенных танца — «Миднайт-блюз» и «Ча-ча Конгеладо» — были специально созданы. Нельзя сказать, что все в восторге от этих танцев: конечно, что-то новенькое, но не ах! А учитывая, что обязательный танец можно сделать только из OSPD, то уже все что можно взято. И самое главное — нам дали понять, что продолжать эту работу просто нецелесообразно. А с учетом новой тенденции и настроения в отношении обязательных танцев вообще не понятно, зачем тратить столько времени и средств, если все обязательные танцы под большим вопросом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 − 1 =