Елена Водорезова
Мастер спорта СССР по фигурному катанию международного класса. Заслуженный тренер России. Старший тренер ЦСКА.
— Для меня он был в первую очередь тренер. В некотором смысле он создал меня, сделал такой, какая я есть. Благодаря ему я стала спортсменкой, которую узнал мир, за что я очень ему благодарна. Часто вспоминаю Станислава Алексеевича, те моменты, когда обижалась на него. Сейчас, уже будучи тренером, понимаю, что он всё делал правильно. Когда мы взрослели, то начинал к нам больше прислушиваться и относился к нам как к коллегам. Когда я заболела, первый человек, который меня поддержал, был Станислав Алексеевич. Он был великий, гениальный тренер. В его работе было много фанатизма, и эта безоглядная любовь и преданность фигурному катанию передавалась и нам, спортсменам. Мне кажется, что его результаты говорили сами за себя. У Жука не было средних спортсменов — только выдающиеся, в нашей стране и за рубежом их знали все. Сейчас мы в ЦСКА стараемся добиваться таких же результатов.
Он был гениальным тренером и опережал своё время. К сожалению, люди слишком часто не ценят как должно человека, пока он жив. Только потом мы об этом вспомнили и пожалели, что не делали того, что могли бы…
Екатерина Гордеева
Заслуженный мастер спорта СССР по фигурному катанию. Двукратная чемпионка Олимпийских игр (1988, 1994).
— Для меня Станислав Жук — всегда самый главный тренер ЦСКА. Человек, с чьим именем связана целая эпоха именно в парном катании. Естественно, у него были свои подходы к подготовке спортсменов, своя система и методика. Я у него прозанималась около двух лет. Я помню, что нужно было прийти обязательно за 45 минут до льда и размяться, потом на каток, без всяких опозданий. Не могло быть никаких пререканий, не могло ничего болеть, не могло быть хорошего или плохого настроения. Дисциплина была железная. Очень большое внимание Жук уделял работе вне льда. Мы бесконечно занимались ОФП, делали миллион поддержек, выбросов, подкруток… Накатывали программы со специальными накладками весом 1-2 килограмма. Временами казалось, что тренировкам не будет предела. Но зато когда мы выходили на старт, можно было полностью выключать голову, а твоё тело всё сделает как надо. Суровый характер был у Жука, мог и прикрикнуть. Но его любили и понимали, что он просто такой человек и желает спортсмену самого лучшего. Со Станиславом Алексеевичем мы выиграли наш первый чемпионат мира в 1986 году в Женеве. Такие тренеры неповторимы. Будут вырастать другие специалисты, но таких, как он, уже не будет никогда. Жук создал школу парного катания ЦСКА, которая славилась на весь мир. Сейчас всё это, увы, утрачено, никто не смог продолжить дело Станислава Алексеевича. Мне как воспитаннице ЦСКА это особенно обидно.
Александр Горелик
Заслуженный мастер спорта СССР по фигурному катанию. Серебряный призер Олимпийских игр (1968).
— Когда я перешёл к Станиславу Алексеевичу, его только-только пригласили работать в ЦСКА и он набирал группу. Тренировались мы в очень жёстких условиях: первая тренировка начиналась в 7 утра, вторая — 21:45. Это сейчас в ЦСКА построили отдельный каток для фигуристов, а тогда лёд был на вес золота. Только вот парадокс: условия есть, а результатов нет. На льду Станислав Алексеевич всегда работал в коньках. А сейчас что происходит? Тренеры стоят у бортика и кричат своим детям: «Прыгай выше! Толкайся сильнее!» Разве так можно работать? Стань на коньки, выйди на лёд и объясни, как прыгнуть выше и за счёт чего можно толкнуться сильнее…
Жук всегда опережал своё время. Именно он с Ниной Жук впервые исполнил поддержку одной рукой. В то время это считалось слишком опасным: их штрафовали за акробатические элементы, снимали баллы. А буквально через год оказывалось, что все пары включили в свои программы такие поддержки.
На свой первый чемпионат мира в Колорадо мы с Таней Жук ездили без Станислава Алексеевича, так как в то время на соревнования выезжали тренеры только первой пары. Жук по минутам расписал нам, что мы должны делать на тренировках, на отдыхе, перед соревнованием. Перед чемпионатом мира он дал мне свою личную видеокамеру, чтобы я снимал выступления фигуристов в Колорадо. Я так её берёг, что даже медаль свою в самолёте забыл! Камеру повесил на шею, а медаль положил в карман сиденья, да там и оставил. Так она до сих пор и летает где-то.
Уже прошло 10 лет. За это время изменилось фигурное катание, прервалась преемственность поколений, множество наших специалистов уехало за рубеж, молодые спортсмены больше не торопятся становиться тренерами, почти прекратила своё существование московская школа парного катания, когда-то гремевшая на весь мир.
Говорят, что незаменимых нет. Есть! Никто не заменит Станислава Алексеевича Жука. Великий стратег и тактик фигурного катания, выдающийся тренер и педагог.
Виктор Кудрявцев
Заслуженный тренер СССР. Старший тренер ЭШВСМ «Москвич».
— В последние годы Станислав Жук был консультантом сборной России, мы много вплотную с ним работали. Он оставил много методического материала по вопросам развития фигурного катания и повышения спортивного мастерства. Именно он разработал шкалу оценок каждого элемента. Сейчас это отражено в новом судействе по фигурному катанию. Он был не только инициатор, но и тренер, который мог повести за собой. Это был человек, который мог зажечь своей тренерской деятельностью всех вокруг. Он обладал огромной притягательной силой. Его накал, страсть — все это заражало людей. Его отличало высочайшее умение трудиться, такой силы трудолюбия, которой он обладал, я больше я не видел ни у одного тренера.
Валерий Мешков
Заслуженный мастер спорта СССР по фигурному катанию.
— Станислав Алексеевич учил нас очень важной вещи, которая сейчас практически утрачена, — скользить, кататься. Сколько мы скользили под метроном перебежками назад, вперёд! Для занятий в зале мы использовали специальные ботинки со свинцовой подошвой, весом с конёк. В них мы занимались ОФП, учили прыжки, бегали кроссы. Жук точно знал, как добиться той или иной цели. Не кричал из-за бортика: «Прыгай выше!», а по существу подходил к проблеме. Он приглашал к нам тренеров по прыжкам в высоту, и мы выполняли специфические упражнения, чтобы выше прыгать. Много занимались на батуте. Чтобы катать школу след в след и совершенствовать свой баланс, на помощь приходили упражнения на бревне. На нем мы делали все те движения, которые должны были выполнять при прохождении фигуры: все скобки и повороты.
Станислав Жук научил меня жизни, научил работать. Он учил нас любить жизнь именно за её суровость. То, что легко даётся, — меньше ценишь. Все ученики Станислава Алексеевича стали надёжными, закалёнными людьми.
Валентин Писеев
Заслуженный тренер СССР. Президент Федерации фигурного катания России.
— Имя Станислава Жука стоит в одном ряду с величайшими тренерами нашего века, такими как Анатолий Тарасов в хоккее, как Александр Гомельский в баскетболе. Станислав Жук — тренер чемпионов мира, Европы, Олимпийских игр. Великий тренер XX столетия. Он сделал огромный вклад в развитие не только отечественного, но и мирового фигурного катания. Столько, сколько сделал Жук, я думаю, мало кто сделал. Он действительно неординарный тренер и человек. Работал по 24 часа в сутки. Я помню, как он звонил мне в час ночи и рассказывал, какой элемент, какую комбинацию он придумал. Его девизом всегда были слова: «Пусть синим всё горит огнём — медали Родине даём». Это был девиз его работы и его жизни. Он много сделал для подготовки тренерских кадров. Те семинары, которые он проводил, запомнились многим нашим тренерам, которые работают в такое непростое для нашего фигурного катания время. Ту таблицу оценки сложности элементов, которую он придумал, взяли за основу для сегодняшнего судейства. Я хочу сказать о Жуке как о человеке. Он был очень простой, доступный человек, никогда не кичился своей славой, не приписывал себе ничего более того, чем заслуживал. Это великий тренер, великий человек, выдающаяся личность. Я думаю, что Жук — это лучший тренер XX века в мировом фигурном катании.
Татьяна Тарасова
Мастер спорта СССР международного класса по фигурному катанию. Заслуженный тренер СССР. Консультант сборной России по фигурному катанию.
— Не часто так чествуют и вспоминают тех, кто стоял у истоков. А Стас был первый. Он первый выигрывал чемпионаты, и это у меня осталось в памяти. Он первый исполнял поддержки на одной руке. Он делал то, что делают сегодня, и то не всегда очень удачно. Жук четверные прыжки ввёл ещё в прошлом веке. Он заложил колоссальную базу, на которой стоит всё фигурное катание. Такие люди рождаются, к сожалению, редко. Самое большое его достоинство, на мой взгляд, — он был реформатор. Фанатичный человек. А вообще, добрый очень человек. Жук оставил после себя целую плеяду людей, которые его помнят и любят. Это самое большое достоинство человека, который после себя так много оставил, чему-то научил, вдохнул жизнь в эти стены. И счастливые те люди, которые сюда приходят и учатся. Я счастлива, что бываю в школе ЦСКА, я счастлива видеть его любимую воспитанницу — Елену Водорезову в работе. Она работает, как Жук: также берёт маленьких детей, ведёт их и делает из них чемпионов. Это настоящее место, где его помнят, любят, ценят и пользуются его знаниями. Ему хочу сказать спасибо огромное, поклон земной, потому что Стас — гигант тренер. И мне посчастливилось с ним в одно время работать. Этот человек абсолютно заслуженно стоит в ряду выдающихся людей нашего времени!
Елена Тараненко
Мастер спорта СССР по фигурному катанию
— Для меня Станислав Жук — легенда фигурного катания и спорта вообще. Тренер с потрясающим опытом, попасть к нему — это было всё равно, что покорить вершину. Мне было 11 лет, когда он отобрал меня к себе в группу. Это был страх и ужас: я буду тренироваться у самого Жука! С ним я в первый же год отобралась на взрослый чемпионат СССР, где заняла 6-е место. В 13 лет стала мастером спорта СССР.
Каждую тренировку Жук досконально планировал. Кто, что должен делать, как, сколько раз, в какой последовательности. Все ученики в группе вели дневники, где подробнейшим образом описывали все свои действия. Станислав Алексеевич знал о своих детях всё: для каждого индивидуально определял, какую нагрузку и когда давать; как катать программы — целиком, пополам или макет. А ведь нас было много, все разных возрастов, выступающие в разных видах. Как он умудрялся всё удерживать в голове, не знаю.
Жук был прекрасный стратег и тактик, к старту он подводил так, что ты был готов на 100, 200%! За своих учеников всегда стоял горой. Если, не дай Бог, кого-то засудили — сразу бежал разбираться и не боялся говорить, что думает, высшему начальству.
Несмотря на внешнюю суровость и строгость, Станислав Алексеевич был очень заботливым тренером. Перед тренировками всегда смотрел, как залили площадку и даже заставлял переделывать, если видел, что у бортиков уровень льда был повыше, чем в центре. Перед соревнованиями сам точил всем коньки, да так, что было в самый раз! Таких как он сейчас больше нет…
Елена Щеглова
Мастер спорта СССР по фигурному катанию. Тренер по фигурному катанию (СЮП.)
— Однозначно о Жуке и не скажешь… Великолепный тренер, в то же время очень противоречивый человек со сложным характером. Кто знает, стал бы он таким выдающимся тренером, если бы был другим. У Жука было своё видение фигурного катания и тренировочного процесса. Не знаю, готов ли он был положить всё во имя достижение цели, но вот всех — точно. Это был человек, фанатично преданный своему делу. Всё, что требовал от других — неукоснительно выполнял сам. Станислав Алексеевич всегда только сам подбирал учеников. Брал только тех, о ком точно знал, что если они сумеют выдержать его требования, то добьются многого в спортивной карьере.
Я могу сказать Станиславу Алексеевичу лишь слова благодарности за его вклад в фигурное катание, в московскую школу, в моё собственное становление как спортсменки и тренера. Я многое почерпнула у него: как проводить тренировку, рассчитывать нагрузку, разучивать элементы. Что и говорить, Жук был тренер от Бога. Можно в точности перенять методику, разобраться во всех деталях тренировочного процесса, но огонёк в глазах, живую энергетику человека повторить нельзя. Это либо дано свыше, либо нет!