С улыбками на лицах Москвичи Александра Степанова — Иван Букин выиграли золото финала Гран-при

В начале декабря в Сочи в ледовом дворце «Айсберг» завершился юниорский финал Гран-при ИСУ в танцах на льду, который с блеском выиграли наши московские спортсмены Александра Степанова и Иван Букин. Шесть лет назад, практически еще детьми, они взялись за руки, чтобы начать постигать тонкости танцев на льду. С тех пор Александра и Иван не только повзрослели и многому научились, но и как дуэт нашли свое лицо. И лицо это сияет юностью, задором и искренностью.

Первой партнершей Ивана Букина была Елена Ильиных, но дуэт не сложился, поскольку они были одногодками, что вносило определенные трудности в становление и развитие молодой танцевальной пары. Прокатавшись какое-то время, ребята расстались, и Иван оказался в затяжном поиске партнерши. Феей-крестной нового дуэта стал петербургский тренер Игорь Бич, чье тренерской чутье, профессиональный глаз и легкая рука сыграли решающую роль в этой встрече. Узнав, что сыну олимпийского чемпиона нужна партнерша, Бич присоветовал на эту роль 11-летнюю Сашу Степанову, которая занималась одиночным катанием в группе Валентины Чеботаревой в Санкт-петербургской Академии. Александра приехала в Москву, чтобы «примериться» к Ивану, девочка сразу понравилась тренерам, и ей предложили остаться. «Как только Саша встала в пару с Ваней, — рассказывает Ирина Жук, — то сразу стало понятно, что больше никого искать не надо, настолько они подошли друг к другу».

Без намеков на давнее знакомство

Фигурного катания в жизни Ивана всегда было очень много еще до того, как он сам встал на лед. Его отец — олимпийский чемпион в танцах на льду Андрей Букин и мама Елена Васюкова после рождения сына продолжали свою карьеру, работая в ледовых шоу, поэтому разговоров про фигурное катание в семье хватало.

Вообще, многие известные фигуристы не отдают своих детей в этот вид спорта, считая, что надо покончить с «семейным проклятием», вот и Ваню отец с удовольствием водил на плавание, чтобы хоть как-то притушить его активность, потому что тот рос очень подвижным ребенком. Однако, когда мальчику исполнилось 7 лет, мама наконец сказала: пусть будет фигуристом, и его поставили на коньки. Правда, большого удовольствия от этого мальчик не испытал: «Мне не очень нравилось прыгать, только когда я перешел в танцы, дело как-то пошло», — откровенно сообщает Иван.

Надо сказать, что его тренеры Ирина Жук и Александр Свинин на протяжении многих лет дружат с семьей Андрея Букина, поэтому Ваню знают практически с колыбели. «Когда мы приходили в гости, то он выбегал к нам навстречу с такой же радостной улыбкой на лице, которую мы имеем счастье видеть и до сих пор, — вспоминает Александр Свинин. — Она совершенно не изменилась за эти годы, потому что Ваня всегда радуется жизни».

Когда в семье приняли решение отдать сына кататься в группу Свинина — Жук, то Ваня как-то разволновался из-за того, как ему держать себя с людьми, которых он знает с детства, а они вдруг становятся твоими педагогами, наставниками, и как ему теперь вести себя при такой смене ролей. Накануне первой тренировки на вопрос, как ему себя вести на занятиях, мама ответила: «Придешь и все поймешь сам». «Как с учеником с Ваней никогда не было проблем, он всегда вел себя без малейшего намека на наше давнее знакомство, — продолжает Ирина Жук. — С первого же дня Иван уяснил, что здесь мы для него только тренеры, наше слово — закон, и вариаций на эту тему нет. Мы тоже никогда не выделяли его в особую категорию учеников только из-за того, что он сын наших хороших друзей».

Родители Саши Степановой привели свою дочку в фигурное катание и практически с первых дней для себя решили, что сделали правильный выбор и что это занятие — не хобби, а будущая профессия. «Мы сразу окунулись во все тяготы фигурного катания, когда лед в половине седьмого утра, выходных и праздников не бывает, летний отдых не больше 12 дней в году и так далее, — вспоминает Саша. — И если кто-то катался с мыслями: мол, если не получится — я уйду, то у меня такого не было. Я с самого первого шага знала, что должна идти до последнего».

Переехав в столицу, Саша первое время жила с мамой, но уже через год начала ненадолго оставаться одна, потому что маме приходилось то и дело возвращаться в Питер, пока наконец Саша решила, что вполне может справиться сама, а мама и папа могут время от времени ее навещать. Александра признается, что за 6 лет уже привыкла к Москве, хотя это не далось ей легко, потому что в Петербурге она оставила не только всех своих друзей, но и семью. «Наша Саша стала самостоятельной и взрослой очень рано. В ней нет и налета инфантильности, она по сознанию и поступкам очень ответственный человек», — констатирует Александр Свинин.

Найти контакт

Начав кататься вместе, 11-летняя Саша и 13-летний Иван как раз вступили в непростой подростковый возраст и, может быть, поэтому очень долго притирались друг к другу. К тому же жительница города белых ночей была не столько стеснительной и молчаливой, как это могли воспринимать ее новые московские друзья, сколько хорошо воспитанной девочкой, умеющей деликатно держать дистанцию с людьми, при этом быть доброжелательной, уметь слушать других и быть ненавязчивой собеседницей. Словом, маленькая леди. Иван же был (да и остается) жизнерадостным и открытым человеком с обаятельной улыбкой, неиссякаемым оптимизмом и сумасшедшим темпераментом. Про таких говорят, что они способны земной шар руками обнять. Можно только представить, на каких эмоциональных полюсах находились эти ребята, перед которыми стояла задача стать партнерами. Первый шаг навстречу сделал Иван, и отношения начали потихоньку складываться. «Я уже катался в паре и понимал, что должен быть контакт, — вспоминает он. — Отец тоже многое об отношениях в паре рассказывал, так что я был в теме». Понятно, что игнорировать авторитетное мнение Андрея Букина сын никак не мог, да и не собирался. К слову сказать, родители обоих спортсменов, абсолютно доверяя работе тренеров, никогда не вмешивались в учебный процесс ни советами, ни проверками. Участие родителей в их карьере сами ребята определили как дистанционное наблюдение, во время которого они либо радуются, либо огорчаются — все в зависимости от обстоятельств.

Начало

Когда в 2010 году закончили свою спортивную карьеру ведущий дуэт группы Яна Хохлова и Сергей Новицкий, а спустя год еще одни спортсмены Екатерина Рублева и Иван Шефер ушли на тренерскую работу, то лидерами в группе стали Александра Степанова и Иван Букин, которые к этому времени уже имели достаточное количество домашних юниорских титулов, а главное, очень уверенно продолжали прогрессировать и идти вперед.

«Никогда не забуду их первое выступление на юниорском этапе Гран-при в Куршавеле осенью 2010 года, — рассказывает Ирина Владимировна. — Накануне, зная что там высокогорье (1850 метров над уровнем моря), мы гоняли их по два-три проката за тренировку, чтобы ребята были готовы, но особо мы не планировали никаких призовых мест, потому что это был их первый выход на международную арену». Правда, в тот год на том этапе сложилась ситуация, когда все участники были без рейтинга, и судьи оказались в некоторой растерянности, как их судить, поэтому на тренировки судейская бригада приходила почти полным составом, чтобы приглядеться к дебютантам и составить мнение. Также это был первый год, когда в практику ввели короткий и произвольный танцы, и юниорам предстояло первыми показывать, что из этого получилось. «Я те этапы Гран-при, наверное, запомню на всю жизнь, — продолжает Ирина Жук, — потому что я испытала своеобразный шок, когда Саша и Ваня выиграли первый же свой этап, а через несколько недель и следующий в Японии, оставив позади более опытных фигуристов». Именно в тот год, по словам самих спортсменов, они окончательно поняли, что теперь уже все начинается серьезно. «Наверное, когда мы первый раз отобрались в финал юниорской серии Гран-при и заняли там 3-е место, тогда впервые и поняли, что в фигурном катании для нас все только начинается, — говорит Саша. — До этого мы катались больше по привычке, а после — уже с большим сознанием».

Красоту никто не отменял

Как только дуэт начал свою успешную карьеру на международном уровне, имя Ивана Букина начало привлекать внимание журналистов, которые, безусловно, вспомнили его прославленного отца Андрея Букина, ставшего в паре с Натальей Бестемьяновой и под руководством легендарной Татьяной Тарасовой олимпийским чемпионом в Калгари в 1988 году. Для пишущего журналиста родственная связь с выдающимся спортсменом кажется всегда принципиально привлекательной, поэтому на вопросы о семейных олимпийских традициях Иван отвечает на пресс-конференциях с завидным постоянством. В такие моменты, когда журналисты без конца пытают Ивана своими вопросами о «папиных чемпионских генах», Саша, не шевельнув ни единым мускулом на лице, терпеливо ждет, когда интерес прессы вернется опять к паре. «Об этом постоянно спрашивают и пишут, но Ваня по жизни никогда не реагировал на эти обобщения и никогда не зазнавался из-за того, что он сын олимпийского чемпиона, — улыбается Саша. — Потому что он сам личность, и очень самостоятельная».

Для самой Александры ее яркие внешние данные также не являются поводом для заносчивости, да и вообще ее внешность типичной блондинки очень обманчива. «Саша более организованная, чем Ваня, — признает Ирина Жук. — В поездках все документы у нее, все, что нужно сделать, мы говорим ей, и она контролирует не только процесс, но и Ваню, у которого, особенно раньше, что-то легко могло вылететь из головы. Мы вообще считаем, что Ване с партнершей очень повезло, потому что такая красота и статность пары идет от Саши».

Александр Свинин и Ирина Жук, сами статные и красивые, любят и умеют работать с высокими длинноногими спортсменами. В начале эры судейской реформы казалось, что времена Анжелики Крыловой и Оксаны Домниной безвозвратно ушли и теперь тренеры в погоне за выполнением сложных акробатических поддержек сосредоточат свое внимание на невысоких спортсменах. «Мы с Ириной считаем, что в танцах на льду красота важна так же, как и техническая сторона катания, и не боимся работать с фактурными спортсменами, потому что при техническом совершенстве танцоры, рост и вес которых практически одинаков, могут выполнять самые сложные поддержки. Ярким примером можно смело назвать канадцев Тессу Вирту и Скотта Моира», — говорит Александр Свинин.

Созреть до мастеров

В нынешний сезон дуэт Степанова — Букин вошли лидерами не только российской юниорской сборной, но и первой парой в мировом раскладе сил, что подтвердили в начале декабря на финале Гран-при, выиграв золото, что называется, без вопросов. Практически сразу, то есть буквально в микст-зоне, тренеры спортсменов сказали журналистам, что этот год для ребят станет заключительным в их юниорской карьере, поскольку нет никакого смысла держать на детском уровне уже взрослых людей, хотя по возрасту у них есть запас в три года до обязательного перехода в другую когорту. И хотя ИСУ этот переход формально ограничил определенным возрастом, однако каждая пара дозревает до мастерского формата независимо от предписаний. Просто в один прекрасный момент тренерам, судьям и зрителям становится очевидно, что перед ними исполняют свой танец уже не дети или подростки, а молодые люди, которым есть что рассказать этому миру взрослых.

Этот переход на мастерский уровень немного беспокоит Александру, которая чуть переживает из-за уровня соперников и из-за более сложного эмоциональный окраса программ. Своим музыкальным предпочтением Саша называет лирико-романтическую музыку, со явной эмоциональной драматургией, примерно такую, какая была в прошлом сезоне у канадцев Уивер — Поже, катанию которых спортсменка симпатизирует. Ивану же интересно было бы на льду станцевать хип-хоп просто потому, что никто не воплотил до сих пор этот танец, в отличие от «Кармен». Пока же они катают яркие характерные танцевальные программы, полные экспрессии, и только на показательных выступлениях нет-нет да и мелькнет лирическая композиция, рассказывающая уже не о карнавале эмоций, а о тонких переживаниях взрослых людей.

Александра и Иван технически уже очень оснащенные фигуристы, выросшие при новой системе судейства, а значит с рождения адаптированные к современным требованиям. Их сильная сторона в том, что они всегда, когда выходят на лед, катают на предельной скорости насыщенную элементами программу. Чтобы добиться такого результата, за всем этим должна стоять собственная инициатива спортсменов, умноженная на высокую работоспособность. «Они в этом году как-то резко повзрослели, стали очень ответственными, — говорит Александр Свинин. — Буквально с начала сезона перестроились на работу, стали просто пахать на каждой тренировке, потому что если спортсмены хотят работать, то они сами будут готовы лишний раз сделать прокат или элемент, чтобы быть уверенными в своей стабильности».

Если ко всему этому добавить тот эмоциональный градус, который содержится в каждом их выступлении, то становится понятно, что это не заученная и вызубренная манера катания, а собственная, идущая изнутри потребность так выступать. «Когда мы выходим на старт, то не думаем о программе как о собрании необходимых элементов, — рассказывает Иван. — Когда встаешь в стартовую позу, то еще можно о чем-то таком подумать, а когда начинает звучать музыка, то танец берет свое. Правда, если устаешь, то начинаешь контролировать движения, потому что иначе весь танец может развалиться». «Фигурное катание — это чаще всего очень тяжелая работа, а танцы на льду к тому же такой вид, что как бы ты ни устал, чем бы ни был расстроен, ты всегда должен улыбаться, — делится Александра. — И только стоя на пьедестале, можно порадоваться, испытать удовлетворение, даже не важно, какого уровня эти соревнования. В остальное время мы просто терпим все трудности, не собираясь при этом останавливаться только потому, что мы устали. Да у нас и выбора особого нет: мы с Ваней все давно для себя выбрали».

Александра пока еще школьница (в этом году будет заканчивать 11-й класс), а Иван уже студент физкультурного института. Досуга и времени на отдых у них практически нет, однако если такое случается, то по собственным их словам, Саша любит прогулки на свежем воздухе, а Ваня пытается выспаться впрок, чтобы восстановиться, хотя оба соглашаются, что свободное время надо бы посвятить изучению английского языка, потребность в котором у них стремительно выросла вместе с успехом на международном уровне. «Что-то понять мы ещё можем, а вот самим высказываться очень трудно. У меня первое время вообще был страх, как мы на пресс-конференциях общаться будем, — признается Саша. — Конечно, надо систематически заниматься, но чтобы после тренировки еще куда-то поехать на занятия английским языком — на это, если честно, нет ни времени, ни сил».

Завтра все сначала

В этом году Александра и Иван очень много и тщательно работали вместе со своими тренерами и приглашенными специалистами над блюзом, который, как говорят знающие люди, только внешне кажется простым танцем, а на деле требует от танцоров просто ювелирного владения ребрами конька, потому что «чуть ребро сошло — и элемента уже нет».

На финале Гран-при было заметно, как волновались тренеры и спортсмены, ожидая оценку в Kiss&Cry, и как обрадовались результатам, как будто сомневались в исходе. «Когда мы с Сашей (Свининым — Прим. ред.) ждем судейскую оценку вместе с ребятами, то волнуемся просто отчаянно, потому что невозможно предугадать, что судьи поставят. Каждый раз это просто пытка и изнашивание наших нервов, — вздыхает Ирина Жук. — Да, можно увидеть какие-то явные срывы, но тонкости определить невозможно, потому что, во-первых, нам не всегда все видно от бортика, а во-вторых, в том состоянии стресса, в каком обычно находятся все тренеры, сложно отслеживать нюансы».

Объявление оценок после произвольного танца и всей суммы баллов за обе программы вывело их команду из состояния маленькой клинической смерти, и первым радостно среагировал на победные баллы Иван Букин, который, переполненный чувствами, схватил и поднял на руки Ирину Жук. Эти эмоции и радость будут жить только один день, а завтра они начнут опять все сначала.

 Досье:

Александра Степанова (19 августа 1995 г.), Иван Букин (16 сентября 1993 г.)

Тренеры: Александр Свинин, Ирина Жук

Результаты: серебряные призеры чемпионата мира среди юниоров (2012), серебряные призеры Первенства России (2012), бронзовые призеры юниорского финала ИСУ Гран-при (2010, 2011), чемпионы юниорского финала ИСУ Гран-при (2012), чемпионы Спартакиады молодежи России (2012), чемпионы Спартакиады учащихся (2011).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 + 3 =