Ни для кого, кто занимается танцами на льду, не секрет, что именно обязательные танцы являются основой мастерства танцевального дуэта. Основные материалы, которыми руководствуются тренеры и спортсмены, изложены в правилах соревнований, издаваемых ИСУ, в книгах и брошюрах. Как правило, они содержат только требования к последовательности шагов и рисунку танца, с уточнением по тем или иным элементам, которые представляют для спортсменов некоторую сложность. Существует учебный видеофильм, в котором наш прославленный дуэт Майя Усова — Александр Жулин показывают, как исполняются танцевальные элементы и все обязательные танцы. Но до сих пор нет специальных материалов о том, каким путем должны идти спортсмены и тренеры, чтобы повысить эффективность разучивания обязательных танцев.
В обязательных танцах строго определены характер танца (танго, вальс, фокстрот, марш и т.д.), последовательность смены заданных танцевальных позиций, темп и ритм музыкального сопровождения, шаги и рисунок танца — то есть можно заключить, что система ограничений в обязательных танцах чрезвычайно жесткая. Для самовыражения дуэта, для раскрытия собственного понимания характера танца остается крайне малое поле деятельности. В обязательных танцах спортсмены должны продемонстрировать свое владение средствами избранного вида спорта в чистом виде.
Обязательная сложность
Составляющими обязательного танца являются различные шаги и повороты в разных танцевальных позициях. Таким образом, можно выделить следующие группы основных элементов для обязательных танцев: танцевальные шаги, повороты и позиции. Каждый фигурист знает, что существует своеобразная шкала трудности выполнения танцевальных шагов и поворотов. Так, например, простое шассе, перетяжку или дугу можно оценить как низкую степень трудности, скрещенное шассе, кросс-роллы, поворот тройкой — как средней трудности, а моухок, твиззл, широкий чоктау — как высокой трудности.
Также обязательные танцы можно разделить на группы по общему количеству шагов в танце. В 1-ю группу — большое количество шагов (от 85 до 58) — входят 4 танца: «Золотой вальс», «Янки-полька», «Танго-Романтика», «Австрийский вальс». Во 2-ю группу — значительное количество шагов (50 до 33) — входят 5 танцев: «Равенсбургский вальс», «Ча-Ча Конгеладо», «Серебряная самба», «Аргентинское танго», «Звездный вальс». В 3-ю группу — среднее количество шагов (от 29 до 20) — входят 8 танцев: «Венский вальс», «Пасодобль», «Танго», «Вестминстерский вальс», «Европейский вальс», «Американский вальс», «Квикстеп», «Блюз». В 4-ю группу — малое количество шагов (от 19 до 14) — входят 5 танцев: «Румба», «Фокстрот», «Рокер-Фокстрот», «Килиан», «14-шажный марш».
Еще можно провести поэлементный анализ каждого танца, что позволит нам выявить, какие элементы чаще всего встречаются. Наиболее часто используются: дуга (341 дуга у партнера, 353 дуги у партнерши), скрещение (97 скрещений у партнера, 105 — у партнерши), тройка (74 тройки у партнера, 84 — у партнерши) и беговые шаги (76 беговых шагов у партнера, 71 — у партнерши). К часто используемым шагам можно отнести кросс-роллы (43 кросс-ролла у партнера, 36 — у партнерши), шоссе (53 шоссе у партнера, 44 — у партнерши). Менее часто используется такие специфические элементы как скрещенное шоссе (7 скрещенных шоссе у партнера, 10 — у партнерши), скользящий шаг (по 10 у обоих партнеров), широкий шаг (по 10 у обоих партнеров), перетяжка (по 19 у обоих партнеров). Редко используется элементы, относящиеся к высшей трудности: крюк (4 крюка у партнера, 7 — у партнерши), выкрюк (исполняет только партнер — 2), моухок (16 моухоков у партнера, 25 — у партнерши), чоктау (11 чоктау у партнера, 12 — у партнерши), твиззл (1 твиззл у партнера, 13 — у партнерши).
Сложность обязательных танцев зависит не только от элементного состава, но и от специфических особенностей музыкального сопровождения. Если взять такие показатели, как продолжительность одной серии танца, количество музыкальных счетов в одной серии, продолжительность одного счета, то можно получить показатели сложности по музыкальному соответствию. Например, наибольшую продолжительность одной серии имеют танцы: «Золотой вальс», «Танго Романтика», «Австрийский вальс», «Аргентинское танго», «Звездный вальс». Наибольшее количество музыкальных счетов в одной серии наблюдается в вальсах: в «Золотом», «Австрийском», «Звездном», «Равенсбургском». Наибольшая продолжительность одного счета наблюдается в «Блюзе», «Аргентинском танго», «Фокстроте». Наименьшая продолжительность одного счета наблюдается в «Равенсбургском вальсе», «Золотом вальсе», «Австрийском вальсе».
На сложность исполнения обязательных танцев влияет, в каких танцевальных позициях они выполняются. В основном используются позиции: килиан (в 12 танцах), вальсовая (в 19 танцах), фокстротная (в 15 танцах), танговая (в 8 танцах), обратный килиан (в 3 танцах), а модификации этих позиций только в нескольких танцах («Золотой вальс», «Янки-полька», «Звездный вальс», «Австрийский вальс», «Ча-Ча Конгеладо»). Наиболее сложная позиция — вальсовая. В ней выполняется большинство танцев. Чем сложнее танец, тем больше в нем используется различных позиций (как основных, так и их модификаций), тем чаще на их фоне происходит смен, которые встречается практически в каждом танце. Наибольшее количество смен позиций наблюдается в «Золотом вальсе» (17 смен), «Танго Романтика» (13 смен)», «Танго» (11 смен), «Австрийском вальсе» (9 смен), «Ча-Ча Конгеладо (8 смен)», «Янки-полька» (7 смен), «Вестминстерском вальсе» (6 смен), «Звездном вальсе» (5 смен).
Закладка фундамента
Таким образом, из всего изложенного видно, что нельзя дать единую оценку сложности обязательных танцев, так как в каждом танце есть свой доминирующий показатель, который влияет на сложность. Вычленив базовые элементы и их производные, можно дать практические рекомендации для специалистов по подбору упражнений для обучения обязательным танцам.
Для начала необходимо качественно овладеть базовыми элементами, так как новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных навыков. Поэтому одно из решающих условий в процессе обучения — это преемственность. Если танцоры качественно овладеют базовыми элементами, танцевальными позициями, то при разучивании обязательных танцев не придется разучивать каждый шаг танца как новый и длительно акцентировать на нем внимание. К основным элементам можно отнести дуги, тройки, беговые шаги, шассе и кросс-роллы. Скрещенные шаги, скользящие шаги и широкие шаги таковыми не являются. К базовым элементам нужно отнести тройку, которая является одним из самых распространенных поворотов (исполняется в 17 танцах, 74 тройки у партнера, 84 у партнерши).
Учитывая тот факт, что любой танцевальный элемент состоит из дуг, можно сделать вывод, что дуга является одним из базовых элементов. Этот элемент встречается во всех обязательных танцах, поэтому разучивать танцевальные элементы необходимо с дуг: вперед-наружу, назад-наружу, вперед-внутрь, назад-внутрь. Выполнять их необходимо во всех направлениях (в правую и левую стороны), как ходом вперед, так и ходом назад. Разучивая дуги, нужно усвоить понятие «ось движения». На этапе дальнейшего разучивания нужно пробовать выполнять не только простые дуги, но и маховые, как в открытом положении корпуса, так и в закрытом, с различным положением свободной ноги. Сначала каждый из партнеров разучивает дуги отдельно, затем совместно в танцевальных позициях в следующем порядке: килиан, обратный килиан, фокстротная, вальсовая.
В дугах, также как и в других элементах, есть опорные точки (ведущие звенья), на которые должны обращать внимание при обучении:
— положение корпуса (расположение общего центра тяжести (ОЦТ) над площадью опоры). Правильное положение дает возможность свободно владеть своим телом и успешно овладевать всеми сложными элементами;
— положение опорной ноги (определенное соотношение углов в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах);
— положение свободной ноги (свободная нога должна располагаться над следом, что обеспечит правильное выполнение шагов);
— переход с ноги на ногу с переносом ОЦТ;
— амортизация (за счет сгибания и выпрямления опорного колена);
— ритмо-темповые характеристики (выполнение в определенном ритме и темпе).
Подмена правильного технического приема на приспособительный вариант приводит к неправильно сформированному навыку. Качественно проработанные опорные точки дают большой запас прочности, который в дальнейшем ускорит и облегчит обучение, будет переноситься на другие элементы. Базовые движения являются тем фундаментом, на котором будет построена вся техника танцевального дуэта.
На следующем этапе обучения реализуем один из общеметодических принципов — постепенность в переходе от простых элементов к сложным. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений. После того как танцоры выучили дуги и могут выполнять их в различных танцевальных позициях, можно переходить к разучиванию более сложных элементов в такой последовательности: беговые шаги, шассе, кросс-роллы во всех направлениях — как ходом вперед, так и назад; тройки вперед-наружу, вперед-внутрь. Наиболее распространенным в обязательных танцах является троечный шаг (левая нога вперед-наружу, правая нога назад-наружу). Нужно разучивать открытые (к примеру, из «Американского вальса»), двух- или более кратные тройки, с оттянутой сзади ногой («Золотой вальс»), маховые тройки. После этого можно разучивать моухоки, чоктау, крюки, выкрюки и все их разновидности. Особое внимание нужно обращать на овладение твиззлами, так как они являются специфическим элементом в оригинальном и произвольном танцах. Выполнять все предложенные элементы нужно в различных танцевальных позициях под музыку, используя различные ритмы и темпы. Следующим этапом является соединение разученных шагов в комбинации, чередование, исполнение в различной последовательности и танцевальных позициях.
Как научиться танцевать
Обучение обязательным танцам можно разделить на несколько этапов. На первом этапе дается полное представление об изучаемом танце, последовательности шагов, характере исполнения. Также танцоры знакомятся с музыкальным сопровождением и рисунком танца. Прежде чем перейти к разучиванию на льду, танец должен быть усвоен в зале. На льду ученики изучают танцевальные элементы, которые они исполняют раздельно и в танцевальной позиции. Элементы танца вначале осваивают под счет вслух, а затем под музыкальное сопровождение, которое предварительно тщательно прослушивают.
Второй этап обучения начинается с изучения частей танца и вступительных шагов к нему. Вступительные шаги отрабатывают под счет и под музыку по заранее намеченному рисунку, раздельно и совместно в танцевальной позиции. Каждую часть танца партнеры также осваивают раздельно, и только после этого они переходят к совместному разучиванию в указанных правилами танцевальных позициях. Разучивают части танца под счет и под музыку по рисунку; рисунок помогает правильно понять технику шагов и направление движения.
Третий этап — этап совершенствования — связан с двумя первыми. После осмысления структуры всего танца и характера его исполнения, после того, как освоены его части, партнеры переходят к работе над танцем в целом. Каждый из партнеров отдельно вначале под счет, потом под музыку исполняет танец. Причем партнер кроме своих шагов должен уметь делать шаги партнерши, а она, в свою очередь, обязана знать шаги партнера.
Исполняя танец совместно, партнеры должны внимательно следить за исполнением шагов танца в ритм музыки и за их соответствием рисунку, также за синхронностью и четкостью шагов, артистичностью и реберностью исполнения. Многократно исполняя весь танец целиком по сериям, партнеры добиваются легкости и непринужденности, тем самым избавляясь от лишних движений.