Братиславская премьера 50 лет назад советский танцевальный дуэт впервые принял участие в Чемпионате Европы

Танцы на льду как самостоятельный вид спорта были включены в Единую Всероссийскую спортивную классификацию еще в 1938 году. Но эти танцы не соответствовали стандартам ИСУ. Не было у нас и специалистов для подготовки танцоров к международным соревнованиям. Только после Чемпионата Европы 1956 года, где впервые участвовали советские фигуристы, информация по требованиям ИСУ к танцам на льду стала доступна. Менее чем за 2 года по собственной инициативе Светлана Смирнова и Леонид Гордон под руководством Ларисы Новожиловой разучили 14 обязательных танцев. Их достижения оценили, и пару Смирнова — Гордон включили в состав сборной команды страны. А в начале 1958 года москвичи первыми среди отечественных танцевальных пар выступили на Чемпионате Европы в Братиславе.

По иронии судьбы в 1955 году парные танцы на льду, которые развивались в нашей стране с середины 30-х годов, чиновники Спорткомитета СССР решили исключить из программы Чемпионата СССР. Возможно, оно и к лучшему, ведь с этими танцами мы не могли выступать на международной арене.

Как вспоминает Леонид Гордон, он узнал о соревнованиях по танцам на льду, проводимым на Чемпионатах Европы и Мира, в 1956 году из газеты «Советский спорт» (в этот год команда советских фигуристов впервые выехала на соревнования такого уровня). По просьбе Гордона его тренер Лариса Новожилова получила в Спорткомитете описание танцев. Материалы были на немецком языке: Леонид изучал его в институте и с помощью педагогов кафедры иностранного языка перевел описания 14 обязательных танцев на русский язык. К тексту прилагались рисунки шагов танцевального дуэта, взаимное положение партнеров во время исполнения танцев и схемы, по которым эти шаги должны исполняться.

Первопроходцы

Чтобы воплотить описания танцев на льду, Лариса Новожилова пригласила для Леонида Гордона в качестве партнерши Светлану Смирнову, а сама координировала их тренировки. «Дорогу осилит идущий!» — таков был лозунг первопроходцев. Однако специфическая терминология в описании движений, взаимного положения спортсменов и всего танца под определенную музыку (только для этого танца предназначенную) с точным темпом и ритмом создавала много проблем. Например, у спортсменов не было специального музыкального сопровождения танцев — его нужно было недешево купить в ИСУ, чего тогда Спорткомитет не мог себе позволить. Но без музыки невозможно освоить танцы.

Помогла молодым спортсменам их общительность. В 1956 году в Москву на показательные выступления во Дворце спорта в Лужниках приехали фигуристы разных стран. Среди них был танцевальный дуэт из Австрии Эдит Пайкерт — Ганс Кучера. У танцоров были грампластинки с записями ко всем танцам обязательной программы. Они разрешили нашим энтузиастам сделать копии музыкального сопровождения. В Доме звукозаписи за одну ночь была переписана музыка к 14 обязательным танцам. «Кроме того, — вспоминает Гордон, — Ганс Кучера показал нам на практике, как должны выглядеть танцы на льду, за это мы ему очень благодарны».

Получив музыку, Леонид и Светлана работали с еще большим усердием: тренировки проходили дважды в день по много часов на открытых катках на Стадионе Юных пионеров (СЮП), в Марьиной роще и в Парке Горького. В итоге в 1957 году танцевальный дуэт полностью освоил все обязательные танцы. Тренировки не раз посещал государственный тренер по фигурному катанию Спорткомитета СССР Сергей Васильев (кстати, в 30-х годах прошлого века вместе с Еленой Терновской он выступал в парных танцах на льду), который рекомендовал включить танцоров в состав сборной команды страны на Чемпионате Европы 1958 года.

Тренерский совет Спорткомитета СССР поддержал это предложение. Теперь вместе с другими членами сборной — Львом Михайловым, Валентином Захаровым, Игорем Персианцевым, Ниной и Станиславом Жук, Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым — танцевальный дуэт Светлана Смирнова — Леонид Гордон получил возможность тренироваться в цивилизованных условиях — во Дворце спорта в Лужниках. К сожалению, тренера танцоров Ларису Новожилову в состав сборной не включили.

Помощь соперников

В соответствии с правилами проведения Чемпионата Европы незадолго до начала была проведена жеребьевка, которая определила 4 обязательных танца: «Фокстрот», «Вестминстерский вальс», «Квикстеп» и «Блюз». Именно на них спортсмены сосредоточили внимание.

Музыка к обязательным танцам — это сольное исполнение на электронном органе в строгом ритме и темпе, и каждый дуэт перед стартом выбирал для себя понравившуюся ему тему. К произвольному танцу музыкальное сопровождение — комбинацию различных танцевальных ритмов — каждая пара подбирала для себя самостоятельно. Нашим танцорам с музыкой для произвольного танца вновь помогли в Доме звукозаписи: замечательная музыкальная композиция в оркестровом исполнении была смонтирована на магнитную пленку. А уже в Братиславе в звуковом ателье по этой пленке была изготовлена пластинка, как требовалось по правилам ИСУ.

Юбилейный 50-й Чемпионат Европы по фигурному катанию проходил в Братиславе (Чехословакия) с 30 января по 2 февраля 1958 года. Ледовая арена в Братиславе была крытой, а к ней примыкала тренировочная площадка под открытым небом. Всех участников соревнований по танцам на льду для проведения тренировок разделили на группы. В одной группе с советскими фигуристами оказались призеры чемпионатов мира и Европы 1957 года — три танцевальных дуэта из Великобритании: Джун Маркхэм — Кортни Джонс; Барабара Томсон — Герард Ригби; Катарин Морис — Майкл Робинсон, а также дуэт из Франции Анник Трентиньян — Жак Мер.

Леонид Гордон вспоминает: «Коллеги долго присматривались к нам — как и во что одеты, какие коньки, какая музыка. Первым заговорил француз Жак Мер: выяснил язык общения и в дальнейшем помогал нам в переводах с английского на немецкий и обратно. Это облегчило общение внутри группы, и как результат — сразу сложились самые добрые отношения. Уже на первой тренировке, когда мы, прижавшись к борту, как завороженные смотрели на «невиданный полет» англичан на льду, неожиданно по предложению Кортни Джонса мы поменялись партнершами! Это был восторг! Тренировка удалась на славу! Англичане оценили наше знание танцев, стремление учиться, и им легко было координировать наши движения. Мы набирались знания и опыта, занимаясь с ними на тренировках, готовясь к соревнованиям. К сожалению, времени для общения было очень мало. Но это были замечательные, творческие, абсолютно бескорыстные тренировки. Где и когда можно получить такие уроки мастерства!»

Кстати, на тренировке выяснилось, что коньки советских танцоров не соответствуют правилам ИСУ, и пришлось срочно купить у английского дилера специальные лезвия для танцев на льду английской фирмы «МК».

И недоверие чиновников

Наши фигуристы понимали, что за исполнение обязательных танцев их как новичков далеко не пропустят — таковы традиции и правила игры, хотя оценки они получили достаточно неплохие. Газета «Советский спорт» писала 4 февраля 1958 года: «В СССР такие танцы начали исполнять лишь год назад, что, конечно, не могло не отразиться на результатах. И тем не менее Смирнова и Гордон получили удовлетворительные оценки, самая низкая из них была 3,6 балла, а самая высокая — 4,6. Можно не сомневаться, что участие в европейском чемпионате рядом с такими виртуозами, как английские фигуристы, послужит для них хорошей школой». Собственно об этом постоянно напоминал танцорам во время тренировок и соревнований и Сергей Васильев: «Очень важно определить стиль и технику в исполнении танцев, заявить о себе, набираться знания и опыта на таких важных соревнованиях». Эта задача была выполнена.

По итогам двух дней соревнований по обязательным танцам советский дуэт был в конце таблицы и соответственно с произвольным танцем должен был выступать первым. Но руководители делегации решили снять танцоров с заключительных соревнований (якобы по причине болезни), и вечером, когда все советские спортсмены отправились во Дворец спорта, Смирнову и Гордона не взяли: просто забыли!

Однако, вспоминает Гордон, «неожиданно за час до начала соревнований в мой гостиничный номер ворвались два наших соотечественника (один из них журналист газеты «Правда» или «Известий») и в резких выражениях «разнесли» решение наших спортивных «руководителей–псевдопатриотов», которые срывали участие Советского Союза в таких важных для страны соревнованиях! Они велели нам срочно собираться и отвезли нас во Дворец спорта. Приехав, мы с ужасом увидели, что разминка группы заканчивалась, что мы не только не успели размяться, но и опаздывали на старт. Все произошедшее (отстранение от участия в соревнованиях, лишение тренировки, спешный приезд прямо к старту) не могло не сказаться на выступлении. Не случись этого, вероятно, наш произвольный танец был бы исполнен и оценен выше».

Тем не менее провалом это выступление назвать никак нельзя. Музыка произвольного танца наших спортсменов в оркестровом исполнении, принципиально отличавшаяся от музыкального сопровождения других дуэтов (соло на электрооргане), очаровала зрителей и судей. «Она, можно сказать, открыла новую страницу в истории танцев на льду, став хорошим примером для многих танцевальных дуэтов. Именно такая музыка сделала соревнования по танцам на льду духовно насыщенным, динамичным и выразительным видом спорта», — замечает Леонид Гордон. Оркестровое музыкальное сопровождение, впервые использованное Смирновой и Гордоном, в будущем стало обычным для танцевальных дуэтов.

Послесловие

Сразу по возвращении из Братиславы Людмила Смирнова и Леонид Гордон выиграли московские соревнования «Русская зима» (14-24 февраля 1958 года), а затем поехали в Свердловск (ныне Екатеринбург) на Первенство СССР (5-9 марта). Здесь они не только стали победителями в соревнованиях по танцам на льду, но и поделились своими знаниями и опытом с другими фигуристами-танцорами. Еще через несколько дней снова в Москве (21-23 марта) дуэт Смирнова — Гордон стал бронзовым призером международных соревнований с участием фигуристов Австрии, Венгрии, Чехословакии и СССР.

К сожалению, этот сезон (1957/58) оказался первым и последним для танцевального дуэта Смирнова — Гордон. Почему дебют не имел продолжения, история умалчивает. По словам Леонида Гордона, он принял приглашение руководителей государственного ансамбля «Балет на льду» и стал солистом этого коллектива. Но очевидно: если руководство Спорткомитета захотело бы, чтобы дуэт продолжал выступления, то так это и было бы. Возможно, решили, что 13-е место на Чемпионате Европы слишком низкое (хотя Людмила Белоусова и Олег Протопопов на том чемпионате заняли 10-е место), а спортсмены, сделавшие колоссальную работу по собственной инициативе, не стали навязываться.

Тем не менее почин Светланы Смирновой и Леонида Гордона получил продолжение. Они приняли участие в подготовке предложений по разрядным нормативам спортивной классификации по танцам на льду. За этим последовал приток молодежи, и стали создаваться школы танцев на льду. Уже в 1959 году на СЮПе Юрий Невский (он был партнером Светланы Смирновой до того, как она встала в пару с Леонидом Гордоном) и Георгий Коростошевский организовали первую в СССР группу парных танцев на льду, которая тренировалась по международным правилам. Воспитанники Невского Надежда Велле и Александр Трещев представляли СССР на Чемпионате Европы в 1965 году, где, кстати, тоже заняли 13-е место. А наши блистательные танцоры Людмила Пахомова и Александр Горшков на первом своем Чемпионате Европы в 1967 году были лишь десятыми, и только через 11 лет после братиславской премьеры Смирновой — Гордона, в 1969 году, дуэт Пахомова — Горшков завоевал бронзовую медаль Чемпионата Европы. Так, «первопроходцы» внесли свой вклад в развитие отечественной школы танцев на льду.

Леонид Гордон в дальнейшем работал в коллективе «Цирк на льду», был директором цирковых коллективов Российской государственной цирковой компании. Светлана Смирнова (Мозер) в 1959 году еще раз выиграла первенство СССР в паре с Белицким, а после завершения спортивной карьеры стала солисткой Украинского ансамбля «Балет на льду», Заслуженной артисткой Украины, затем руководила детским «Балетом на льду», СДЮШОР «Динамо» в Киеве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 − 3 =